Зачем нужно искусство в школе?

Уважаемые читатели!

Мы создали при журнале «Искусство в школе» Общественный совет, в который согласились войти люди, авторитетные в искусстве, педагогике и психологии. Сегодня некоторые из них отвечают на простые вопросы: "Зачем нужно искусство в школе? Зачем оно всем детям?"

Искусство – важнейшее средство приобщения человека к человеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Поэтому художественные дисциплины по самой сути своей должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика. Этим и определяются особые возможности эстетического цикла на пути гуманизации школы.

Борис Михайлович Неменский,
Народный художник России,
действительный член Российской академии художеств
 Российской академии образования:

Традиционно считается, что наша отечественная школа сильна естественными и точными науками. Это так. Однако, если анализировать количество часов (кружки, дополнительные занятия и т.п.), на которые родители тратят деньги дополнительно, то лидировать там будут английский язык и искусство. То, чего не хватает в школе, компенсируется родительскими деньгами. Общество чувствует недостаток художественного воспитания и пытается это компенсировать. Потому что сегодня творчество проникло во все виды занятости и стало не только частью профессиональной деятельности, но и просто частью повседневной жизни. Без творчества жизнь скучна и обыденна. С ним она богаче и интереснее.

Игорь Михайлович Реморенко,
доктор педагогических наук,
член-корреспондент Российской академии образования,
ректор МГПУ

Зачем детям нужно искусство и художественное творчество? Если отвечать кратко, то для того, чтобы быть человеком, точнее стать человеком. У Маркса по этому поводу есть краткая формула: «В искусстве человек творит себя по мере человеческого рода». В ней каждое слово имеет и свое значение, и смысл. Надеюсь, мы сможем на страницах журнала обсудить эту тему подробно. А еще добавлю, — чтобы ощутить радость бытия в этом сложном и противоречивом мире; облиться слезами над вымыслом.  

Владимир Самуилович Собкин,
доктор психологических наук,
действительный член Российской академии образования.

 Обратим внимание: отвечая на наш вопрос, никто из экспертов не делает акцента на том, что занятия искусством развивают специальные способности школьников, помогают выявлять особо одарённых детей, будущих профессионалов и т.д. Они говорят о необходимости искусства для того, чтобы все дети росли духовно здоровыми, нравственными, разносторонне развитыми и творческими людьми. А без этого не будет психологического благополучия ни отдельного человека, ни всего общества.

Есть о чём задуматься и родителям, и учителям, и людям, ответственным за культурно-образовательную политику государства.

Маргарита Федоровна Головина, заслуженный учитель РФ, преподаватель музыки и мировой художественной культуры и Дина Константиновна Кирнарская, доктор искусствоведения, доктор психологических наук,  и Евгений Дмитриевич Дога, композитор, народный артист СССР,  вместо краткого ответа откликнулись пространными текстами, которые открывают этот номер.

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2022
№5.
С. 2

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.