Я научилась просто, мудро жить...

11 июня 2014 г. исполняется 125 лет со дня рождения А.А. Ахматовой (1889-1966)

В. Перепелица, кандидат педагогических наук, ведущий библиотекарь МБУК «ЦБС № 1», г. Губкин Белгородской области

«Я научилась просто, мудро жить...»

Сценарий литературно-музыкального вечера

Пусть когда-нибудь имя моё Прочитают в учебнике дети...
Анна Ахматова

Подготовка. Оформление книж­ной выставки; подбор слайдов и аудиозаписей (песня "Нет, царевич, я не та...", музыка 3.Раздолиной, слова А.Ахматовой; "Лунная соната" Л.Бетховена; Симфония № 7 (Ле­нинградская) Д.Шостаковича; "Рек­вием" В.А.Моцарта; стихотворения "Сжала руки под темной вуалью", "Мне голос был", "Музыка", "Му­жество", "Не дышали мы сонными маками", "Как у облака на краю" в исполнении А.А.Ахматовой.

Действующие лица: ведущие (1) (2), голос Анны Андреевны Ахма­товой, чтец.

Ведущий (1). Анна Ахматова прошла огромный жизненный и творческий путь. Её творчество, а это – более шестидесяти лет, с уверенностью можно назвать историческим документом того времени, в котором она жила и творила. Ахматова – псев­доним, фамилия предков её матери, ведущих свой род от золотоордынского хана Ахмата, потомка Чингисхана.

Чтец.    Татарское, дремучее
Пришло из никуда,
К любой беде липучее,
Само оно – беда.

Ведущий (2). Девичья же фамилия Анны Ан­дреевны – Горенко с ударением на первый слог. Непростое время. Непростая судьба поэта, испол­ненная драматизма. Кажется, даже фамилия под­тверждает тот факт, что на свет Ахматова явилась для горя и страданий, которых действительно было немало в её судьбе.

Чтец.     Я не искала прибыли
                     Я славы не ждала,
                     И под крылом у гибели
Все тридцать лет жила...

Ведущий (1). Две мировые войны, революции, репрессии, а ещё публичные унижения со стороны видных партийных деятелей страны, предатель­ство друзей, потери близких людей, постоянный запрет публикаций, клевета и сплетни о личной жизни, многолетние тюремные заключения ни в чём не повинного единственного сына. Анна Ахматова – гордость своего народа, из всех выживших в тех условиях великих художников слова имела самую трудную биогра­фию, более трудную, чем Булгаков или Платонов.

Чтец. Я глохну от зычных проклятий,
Я ватник сносила дотла.
Неужто я всех виноватей
На этой планете была.

Ведущий (2). Непомерные страда­ния и лишения принесли ей револю­ция и пришедшая вместе с ней новая власть. А сколько пришлось голодать! Первый раз – в 1918–1921 гг., второй - в 1928–1932 гг. (карточки, недоедание), третий - война, в Ташкенте, четвёртый – после постанов­ления ЦК 1946 г. 3а всю жизнь Анна Андреевна так и не скопила никакого имущества. Не имела она и своего жилища. Единственного сына – Льва Николаевича Гумилёва – трижды арестовывали, двенадцать лет отсидел в тюрьмах только потому, что был сыном Николая Степановича Гумилева.

Ведущий (1). С вершин славы Ахматова была низвергнута в полное забвение. Постановления ЦК КП (б) гласили: в 1924 г. – не печатать, в 1946 г. – не арестовывать, но и не печатать. А один из главных идеологов страны Андрей Александрович Жданов, выступая 26 ноября 1946 г. перед интеллигенцией Ленинграда, назвал поэзию Ахматовой "блудом в молельне", в то время как зал униженно и глухо молчал.

Чтец. Вы меня, как убитого зверя,
На кровавый поднимете крюк,
Чтоб, хихикая и глазея,
Иноземцы бродили вокруг
И писали в почтенных газетах,
Что мой дар несравненный угас.
Что была я поэтом в поэтах,
Но пробил мой тринадцатый час.

Ведущий (2). В том же году Ахматову исключа­ют из Союза писателей СССР, лишают продоволь­ственных карточек, иными словами, фактически обрекают на гибель. В течение почти полутора десятилетий её поэзия предавалась всеобщему поношению. Лишь последние свои десять лет, не­смотря на возраст и резкое ухудшение здоровья, Анна Андреевна жила относительно спокойно и благополучно, радовалась хрущёвской "оттепели", дождалась и международного признания. Но мно­гие свои "потаённые" произведения, в том числе "Реквием" и полный текст "Поэмы без героя", она так и не увидела напечатанными на родине. Часть творческого наследия Ахматовой пришла к российскому читателю только на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия. И всё же с невероятным достоинством и мужеством Анна Ахматова вынесла все испытания, выпавшие на ее долю.

Ведущий (1). Аня Горенко (Ахматова) родилась 11 (23) июня 1889 г. под Одессой, что на Украи­не. Её отец служил тогда морским инженером-механиком. Годовалым ребёнком была перевезе­на на север – в Царское Село, где и прожила до шестнадцати лет, поэтому первые её воспомина­ния – царскосельские. В том же городке прошло детство и отрочество её любимого А.С.Пушкина. Впоследствии она даже наивно гордилась тем, что ей довелось застать краешек столетия, в котором жил Пушкин, поэт, которого она не просто любила, боготворила. Он был её солнцем, ей даже каза­лось, "что его тень мелькает на дальних дорожках парка". Забегая вперёд, скажем, что в те годы (с 1925 по 1939), когда Ахматову не печатали, она усердно занималась не только переводами, но и литературоведением. Серьёзно изучая творчество Пушкина, достигла в этом деле таких успехов, что среди профессиональных пушкинистов пользова­лась непререкаемым авторитетом.

Ведущий (2). Творчество Ахматовой – это высший образец 4женскойя поэзии в русской литературе. Получившая когда-то звание "Сафо ХХ столетия", она вписала в Книгу Любви свои новые страницы. Конечно, мировая литература и до того знала немало любовных сюжетов, но пре­жде языком любви говорил Он, а теперь устами Ахматовой заговорила Она, женщина. Это было редкостным явлением в истории поэзии. Отметим, что сама Анна Андреевна была очень женствен­ной и красивой. Все интонации её страдающей, чуткой души: неподдельные нежность, страсть, отчаяние, вера, молитва и проклятия – отозвались и в её поэзии.

Ребята, мы имеем замечательную возможность услышать удивительный голос самой Анны Ахма­товой, насладиться мелодикой её поэзии.

Демонстрируется слайд с изображением Ахма­товой, и звучит аудиозапись стихотворения «Сжа­ла руки под тёмной вуалью» в исполнении автора.

Ведущий (1). Марина Цветаева сказала об Ах­матовой так: "Явление Поэта в облике женщины". Анна Ахматова, как и все женщины, любила, была любима, разочаровывалась и снова влюблялась, поэтому, наверное, в своих стихах она с такой необыкновенной силой и воспевает любовь. Как отметил в 1921 г. К.И.Чуковский "она первая обнаружила, что быть нелюбимой неэтично..." И это стало средством самоутверждения женщины.

Ведущий (2). Самым загадочным лирическим произведением Анны Ахматовой является, на­верное, написанное ею в 1910 г. стихотворение "Сероглазый король". Интересно, что и по сей день критики спорят о том, кому именно было посвящено одно из самых пронзительных и ли­ричных творений поэтессы. И все же ахматоведы полагают, что "сероглазый король" не что иное, как поэтический вымысел.

Чтец. Слава тебе, безысходная боль! \
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».
Трубку свою на камине нашёл
                  И на работу ночную ушёл.
Дочку мою я сейчас разбужу,
                  И серые глазки её погляжу.
А за окном шелестят тополя: «Нет на земле твоего короля...»

Ведущий (1). Впервые Аня влюбилась в 16 лет. Её избранник – Владимир Голенищев-Кутузов – со­всем не догадывался о девичьих чувствах к нему, а ведь она даже пыталась лишить себя жизни, но по счастливой случайности гвоздь, на котором девушка хотела повеситься, выпал из стены. Об этом случае спустя два года она напишет так: "Не­состоявшаяся встреча ещё рыдает за углом". А в 17 лет Анна Ахматова познакомилась с Николаем Гумилёвым, но встречи их носили дружеский характер. Когда семья Горенко переезжает в Ев­паторию, Николай Степанович часто пишет ей нежные письма. Несколько раз Н.Гумилёв делал предложение руки и сердца Ане Горенко, которая к его ухаживаниям относилась довольно-таки холодно. И тем не менее в 1910 г. в Никольской церкви под Киевом они обвенчались.

Чтец. Из логова змиева,
Из города Киева,
                 Я взял не жену, а колдунью.
                 А думал – забавницу,
Гадал – своенравницу,
Весёлую птицу-певунью.
Покликаешь – морщится,
Обнимешь – топорщится,
А выйдет луна – затомится,
                 И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кто-то, и хочет топиться. <...>

Ведущий (2). Признаемся, что Анна Андреевна не питала к Гумилёву страстных чувств, однако уважала его и ценила за ум, талант, мужество. О браке этих двух великих людей ближайшая подру­га Анны Андреевны Валерия Срезневская в своих воспоминаниях написала: кОни были слишком свободными и большими людьми, чтобы стать па­рой воркующих сизых голубков», что, безусловно, не могло не сказываться на их взаимоотношениях.

Чтец. Не тайны и не печали,
Не мудрой воли судьбы –
Эти встречи всегда оставляли
Впечатление борьбы...

Ведущий (2). В 1912 г. у них родился сын Лё­вушка, но почти сразу после женитьбы Гумилёв стал изменять Ахматовой, она же требовала вер­ности – того, чего он ей дать не мог. В 1918 г. они развелись. Гумилёв посвятил Ахматовой несколько своих стихов:

Чтец. Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живёт в таинственном мерцанье
Её расширенных зрачков.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг её,
 Нельзя назвать её красивой,
Но в ней всё счастие моё.

Ведущий (1). После развода А.Ахматова реши­ла связать свою судьбу с востоковедом Владимиром Казимировичем Шилейко (1891–1930), давно любившим её. В своей области Шилейко был гени­альным учёным, а вот в жизни – просто трудным человеком. Неудивительно, что этот союз быстро распался, о чём Ахматова напишет:

Чтец. От любви твоей загадочной,
Как от боли в крик кричу,
Стала жёлтой и припадочной,
Еле ноги волочу...

Ведущий (2). Ещё не получив развода, но порвав все отношения с В.Шилейко, Анна Андреевна по­знакомилась с художником Борисом Васильевичем Анрепом (1883–1969), офицером Белой гвардии, участником Гражданской войны. Они очень любили друг друга, но вскоре после революционных собы­тий в 1919 г. Анреп эмигрировал в Англию, где стал известным художником. Об этой любви рассказал сам художник, когда ему было уже 82 года. Ему по­священо и стихотворение кНет, царевич, я не та...», ставшее песней. Предлагаем послушать её.

Звучит песня «Нет, царевич, я не та...», муз. З.Раздолиной, сл. А.Ахматовой, в исполнении Нины Шацкой.

Ведущий (1). Пророческое стихотворение кМне голос был...» Ахматова написала в 1917 г., когда ей было 29 лет. К тому времени многие ее друзья и знакомые эмигрировали. Ей тоже неоднократно предлагали покинуть Россию, на что она всегда отве­чала отказом. Слушаем Анну Андреевну Ахматову.

Звучит аудиозапись стихотворения «Мне голос был» в исполнении А. Ахматовой.

Мне голос был, он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный.
Оставь Россию навсегда,
                        Я кровь от рук твоих отмою
Из сердца выну черный стыд,
                        И новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Ведущий (2). Начиная с 1920 г., за Анной Ан­дреевной упорно и настойчиво ухаживает извест­ный искусствовед, историк Николай Николаевич Пунин. С Ахматовой они прожили вместе 17 лет.

Чтец. И ты мне всё простишь:

                  И даже то, что я не молодая,
                 И даже то, что с именем моим,
Как с благостным огнём тлетворный дым
Слилась навеки клевета чужая.

Звучит фрагмент «Лунной сонаты» Л.Бетховена.

Ведущий (1). Нельзя не сказать о том, ребята, что Анна Ахматова очень любила музыку, которая вдохновляла её, и, бывая в гостях, непременно интересовалась: 4А музыка будет?» Любимые композиторы поэтессы – Стравинский, Прокофьев, Моцарт, Бетховен – помогали ей в её поэтическом творчестве. Немало стихов посвящено этому виду искусства. Одно из них кМузыка» мы и послушаем с вами в авторском исполнении.

Звучит аудиозапись стихотворения «Музыка» в исполнении А.Ахматовой.

Ведущий (2). После 1924 г. Ахматову пере­стали печатать. О своей жизни в 20-е годы она вспоминала, что это были самые голодные годы, и наступила такая чёрная нищета, что однажды даже нищенка, взглянув на её полуразвалившиеся боты, не решилась попросить у неё милостыню. Тяжелей­шие испытания в жизни Ахматовой пришлись и на 30-е годы, ведь все эти годы Анна Андреевна, как и большинство её сограждан, так же жила в посто­янном страхе ареста, прислушиваясь к малейшему шороху, любому стуку в дверь.

Ведущий (1). В доказательство сказанному при­ведём один горестный обряд, описанный Лидией Корнеевной Чуковской [1] в её к3аписках об Анне Ахматовой». Называется он – руки, спичка, пе­пельница. Что это означает? Суть в том, что и у себя дома Анна Ахматова не решалась даже шёпотом читать свои стихи. Посреди разговора она вдруг неожиданно умолкала, показывая глазами на по­толок или стены, брала клочок бумаги, карандаш и громко произносила что-то светское, к примеру: Хотите чаю?» или "Вы очень загорели", при этом исписав быстро клочок, возвращала его вновь Л.Чуковской. "Нынче ранняя осень", громко произносила Анна Андреевна и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей. Трагедия 30-х годов взметнулась, словно искра из пламени, вы­соко и торжествующе, несмотря на все выпавшие судьбе Поэта испытания:

Чтец. Я пью за разорённый дом.
За злую жизнь мою,
За одиночество вдвоём,
И за тебя я пью,
За ложь меня предавших губ,
За мёртвый холод глаз,
За то, что мир жесток и груб,
За то, что бог не спас.

(Последний тост)

Ведущий (2). Главной творческой вершиной и гражданским достижением А.А.Ахматовой в 30-е годы является поэма "Реквием" – о страшных репрессиях и страданиях народа. Над ней она работала около двадцати лет. Александр Солже­ницын сказал об этом произведении: "Это не Вы говорите, это Россия говорит". С ним нельзя не согласиться, ведь "Реквием" отражает не только судьбу автора и реальность жизни тех дней, в нём – судьба всей России. О том, как создавалась поэма, о её жизненной основе рассказывает сам автор. Ребята, послушайте, это говорит Анна Андреевна Ахматова.

Слайд–портрет Ахматовой, звучит аудиозапись её голоса.

Чтец. Перед этим горем гнутся горы,
Не течёт великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
 И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжёлые солдат.

Ведущий (1). Отдельной темой в поэме прохо­дит плач по Сыну, где героиня "Реквиема" скорбит о всех погибших сыновьях, о горе всех матерей.

Тихо звучит фрагмент «Реквиема» В.А.Моцарта, чтец читает на фоне музыки.

Чтец. Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В тёмной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе...
Не забыть!
 Буду я, как стрелецкие жёнки,
Под кремлёвскими башнями выть.

Ведущий (2). Дочь Сталина Светлана, читая однажды поэтическую антологию 20-х годов, об­ратила внимание на ранее незнакомые ей стихи Ахматовой. А в 1939 г. на приёме в Кремле по поводу награждения орденами отличившихся со­ветских писателей вождь всех народов неожиданно задал вопрос: "А где Ахматова? Почему ничего не пишет?" После чего Ахматовой была оказана материальная помощь, а в январе 1940-го её тор­жественно приняли в Союз советских писателей.

Звучит фрагмент Симфонии №7 («Ленинград­ской») Д.Шостаковича.

Ведущий (1). Война застала Анну Ахматову в Ленинграде, где она провела первые месяцы, а

В сентябре 1941 г. Анну Андреевну эвакуирова­ли в Ташкент. Всю войну Ахматова интенсивно трудилась. Её патриотические стихи "Клятва" и "Мужество" стали широко известными.

Звучит аудиозапись голоса А.Ахматовой, кото­рая читает стихотворение «Мужество».

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
              И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
              Но мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
              И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

Ведущий (1). Последняя любовь Анны Ахмато­вой – Исайя Берлин (1909–1997), филолог, историк

  • философ, сотрудник Британского посольства в Москве. В августе 1945 г. Исайя Берлин по слу­жебным делам посетил Ленинград. Он прекрасно знал поэзию Ахматовой и, будучи российского происхождения, хорошо говорил по-русски. С большим трудом Берлин раздобыл сборник стихов "Белая стая" и адрес Анны Андреевны. Встреча с И.Берлиным стала для Ахматовой роковой: в её комнате был вмонтирован микрофон, телефон прослушивался.
Чтец. И увидел месяц лукавый,
Притаившийся у ворот,
Как свою посмертную славу
                 Я меняла на вечер тот.
Теперь меня позабудут,
                 И книги сгниют в шкафу.
Ахматовской звать не будут
 Ни улицу, ни строфу.

Ведущий (2). В 1946 г. И.Берлин уехал из СССР, и встречи с ним прекратились. О своей последней любви Анна Ахматова написала "Полночный цикл стихов".

Звучит запись голоса А.Ахматовой, которая читает стихотворение «Как у облака на краю».

Как у облака на краю,
Вспоминаю я речь твою,
А тебе от речи моей
Стали ночи светлее дней.
Так, отторгнутые от земли,
Высоко мы, как звёзды, шли,
Ни отчаяния, ни стыда,
Ни теперь, ни потом, никогда!

Ведущий (1). Эта встреча не осталась незамеченной: Ахматову исключают из Союза советских писателей, а это означает, что она практически лишилась средств к существованию. Чтобы выжить в это трудное время, Анна Андреевна вновь занялась переводами. здесь тоже есть один очень интересный момент. знаете ли вы, ребята, что Анна Андреевна свободно владела итальянским языком и в подлинни­ке читала Данте?

Ведущий (2). Вот видите, не всем из вас Ахматова известна как переводчица, познакомившая читателя со многими замечательными образцами восточной поэзии. И хотя сама она признавалась, что не любила пере­водческую работу, так как та мешала ей писать стихи, тем не менее ею переведены произведения более шестидесяти авторов, выходившие отдель­ными изданиями и включенные в 18 сборников серии «Библиотека поэта. Продолжала она, как и в тридцатые годы, профессионально заниматься и пушкиноведением. Пушкинскую эпоху, окруже­ние поэта она знала досконально.

Ведущий (1). 19 января 1951 г. "разоблачен­ных" в Постановлении 1946 г. восстановили во всех правах, но к тому времени у Ахматовой уже случился первый инфаркт миокарда. В августе 1962-го Анна Андреевна выдвинута на Нобелев­скую премию, однако присудили её другому поэту. Лишь к концу жизни творчество А.А.Ахматовой получило международное признание.

Ведущий (2). В 1964 г. в Италии, на Сицилии, ей была вручена литературная премия "Этна­Таормина" за 50-летие поэтической деятельности и в связи с выходом в Италии сборника избранных её стихов. А в 1965 г. в Лондоне присвоена степень почётного доктора литературы Оксфордского уни­верситета, что стало триумфом для Ахматовой и позором для всех тех, кто десятилетиями отвергал её поэзию, принижая и умалчивая её значимость в русской литературе.

Ведущий (1). Ахматова была великим траги­ческим поэтом и большим, глубоким художником, заставшим эпоху «смены времён. Её творчество, на наш взгляд, очень точно охарактеризовал рос­сийский поэт Михаил Дудин:

Чтец. Голос её благороден,
Облик её прекрасен.
Подвиг её народен,
Смысл её песен ясен.
Исповедью откровенной
Каждой своей строкою
 Правда её творений
Встала над клеветою.
И над стихом и прозой
Праздником в беге буден
Синей печальной розой
Тихо сияет людям.
И на своём примере
Выстраданного права
 Учит любви и вере
Горького слова – Слава.

Ведущий (2). Анна Андреевна Ахматова умерла 5 марта 1966 года под Москвой, в Домодедово, где на­ходилась на лечении после третье­го, а по её подсчетам – четвёртого, инфаркта. В Институте Склифосов­ского без всякого предварительного оповещения прошла гражданская панихида по ней. Церемонию открыл, сдерживая слёзы, Арсений Тарковский. Из Союза писателей никто не пришёл.

Ведущий (1). Время не властно над творчеством настоящего ПОЭТА. Проходят десятилетия, и важным оказывается лишь то, что создал ПОЭТ, его книги, которые и сегодня находят своего чи­тателя. А это значит, что поэзия Ахматовой жива и неистребима.

Чтец. Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор – к смерти всё готово. Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное Слово.

Литература:

  1. Ахматова, А. Избранное / А.Ахматова. – Смоленск: Русич, 2004. – 640 с.
  2. Ахматова, А. Стихотворения. Поэмы / А.Ахматова; вступ. ст. Н.Г. Гончаровой. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 656 с.
  3. Виленкин, В. В сто первом зеркале (Анна Ахматова) / В.Виленкин. – М.: Советский писатель, 1990. – 336 с.
  4. Еремин, В.Н. Сто великих поэтов / В.Н.Еремин. – М.: Вече, 2007. – 480 с.
  5. Кормилов, С.И. Поэтическое творчество Анны Ахма­товой: в помощь старшеклассникам, абитуриентам, преподавателям / С.И. Кормилов. – 3-е изд. – М.: Издательство МГУ; Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. – 128 с.
  6. Об Анне Ахматовой: стихи, эссе, воспоминания, письма / сост. М.М.Кралин. – Л.: Лениздат, 1990. – 576 с.
  7. Павловский, А.И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество: кн. для учителя /А.И.Павловский. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.
  8. Хейт, Аманда. Анна Ахматова. Поэтическое странствие: дневники, воспоминания, письма А.Ахматовой / Хейт, Аманда; предисл. А.Наймана; коммент. В. Черных и др. – М.: Радуга, 1991. – 383 с.
  9. Чуковская, Л.К. записки об Анне Ахматовой: в 3-х томах / Л.К. Чуковская. – М.: Издательство Время, 2013.
  10. Интернет-ресурсы: http://bestpoets.narod.ги/ahmatova.htm
Искусство в школе: 
2014
№3.
С. 37-41

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.