В мире сказочной россыпи Пушкина

В мире сказочной россыпи Пушкина

В выставочных залах «Научной библиотеки» Государственного музея А.С.Пушкина состоялась выставка эскизов и иллюстраций из собрания Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова «Сказки А.С. Пушкина»

Да, были люди в наше время…

Знаменитый ВГИК и художественный факультет, созданный Фёдором Семёновичем Богородским, воспитал немало талантливых и оригинальных мастеров кинематографа, театра, мультипликации и анимации, книжной графики и декоративно-прикладного искусства. Работы основательницы мастерской художника по костюму Ольги Семёновны Кручининой занимают первое и достойное место. Мастер художественного творчества окончила художественный факультет Московского текстильного института в 1941 году, будучи ученицей Павла Павловича Пашкова. То был замечательный преподаватель сначала Строгановского училища, затем профессор Высших театральных мастерских при Малом театре и, наконец, доцент факультета художественного оформления тканей Московского текстильного института. Его учениками были С.Герасимов и Ф.Федоровский, а дружеские отношения связывали его с актёрами В.Качаловым, А.Юдиным, Л.Леонидовым, А.Диким, А.Остужевым, художниками К.Коровиным и М.Врубелем.

И как после этого не любить искусство! После окончания вуза Ольга Семёновна попала в мир кино, работала вместе с режиссёром Александром Птушко – знаменитым кинематографическим сказочником, человеком глубокого таланта и большой требовательности. Посещение выставок и залов библиотек, чтение книг по истории искусств, иконописи, интерес к истории костюмов разных народов – всё отразилось в создании художественных образов любимых всеми нами пушкинских сказочных героев. Так, костюмы в фильме «Сказка о царе Салтане» (1966) стилизованы под византийские орнаменты одежд, а платье Царевны-Лебеди сшито из нескольких слоёв полупрозрачной ткани – хрупкость героини, утренний туман, роса и морские капельки. «Руслан и Людмила» (1972) – ещё одна кинематографическая жемчужина. Богатырское сказание Александра Сергеевича Пушкина, переложенное в духе известной поэту по французским переводам рыцарской поэмы «Неистового Роланда» Лудовико Ариосто. В поэме, как и в фильме, отразилась вся сказочная эклектика разных культур, религий, народов. При создании костюма Руслана Ольга Семёновна вспоминала: «Мне попалась на глаза одна старая болгарская икона, и поразило то, что посреди груди на кольчуге был как бы цветок, от которого лучами расходились его чешуйчатые части». А каков костюм Черномора! Тут пригодились орнаменты далёкого Перу: «Я случайно наткнулась на книгу, которая была посвящена керамике Перу – это очень далёкое от России искусство, с интересной, какой-то страшной орнаментикой», – рассказывала Ольга Кручинина.

Здесь же, на выставке, представлены работы декана художественного факультета, заслуженного художника России, почётного члена, Академика РАХ, члена Московского союза художников, члена Союза кинематографистов В.В.Архипова. Стоит полюбоваться и на иллюстрации к книгам «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», выполненные Дудиным Александром Леонидовичем, профессором кафедры рисунка и живописи ВГИК, заслуженного художника России, члена СХР. Есть и эскизы к кинофильму «Сказка о царе Салтане» Валерия Архипова. Молодое поколение ВГИКовцев представило курсовые работы по «Сказке о золотом петушке», «Руслане и Людмиле», «Сказке о царе Салтане».

Изображения предоставлены пресс-службой Государственного музея А.С.Пушкина. (См. третью страницу обложки.)

Марина Игоревна Абрамова, научный сотрудник РНММ

Искусство в школе: 
2018
№3.
С. 41

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.