Творческие и информационно-исследовательские проекты по предмету «Музыка»
И. Колесникова, учитель музыки школы №16, г. Вологда
Творческие и информационно-исследовательские проекты по предмету «Музыка»
Проектная деятельность школьников является условием реализации основной образовательной программы общеобразовательной организации, проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года. Для организации проектной деятельности могут быть использованы все формы образовательного процесса: урок, учебное занятие, познавательная лаборатория, твор ческая мастерская и др.
Осуществление проектной деятельности по предмету «Музыка» позволяет обучающимся реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нём; продемонстрировать уровень знаний, умений в области музыкального искусства; подняться на более высокую ступень развития художественно-творческих способностей, социальной зрелости.
Учитель музыки, организуя проектную деятельность школьников, должен обеспечить следующие условия:
- тематика проекта должна быть актуальной, личностно и социально значимой;
- проблематика проектов должна ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
- необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учётом уровня его художественно-творческих способностей и возможностей.
Специфической особенностью проектной деятельности по музыке является преобладание творческих проектов. Творческий проект отражает нетрадиционный взгляд на какую-нибудь проблему и оригинальный способ её решения. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она выстраивается по ходу работы в соответствии с планируемым результатом.
Проект Карины Назаровой, ученицы 5 класса Вологодской общеобразовательной школы 11б "Письма юной вологжанки великому композитору" – пример креативного решения проблемы: общение с композитором Валерием Александровичем Гаврилиным.
Письмо первое.
Для меня музыкальная Вологда связана с Вашим именем, Валерий Александрович! И хотя я лично не была с Вами знакома, но для меня Вы близкий человек. У нас с Вами одна малая Родина, хожу на концерты и сама выступаю в лучшем концертном зале Вологодской области – филармонии. Ваша музыка, Валерий Александрович, живая, с широкой душой, сердечная, искренняя, красивая и серьёзная, простая и глубокая одновременно. Вы разговариваете с нами, слушателями, понятным языком. Поэтому Вашу музыку любят и знают, ею восхищаются и ей подражают, а главное – её понимают!
А ещё, Валерий Александрович, мне близко Ваше уважительное отношение к людям, к жизни вообще: «Я считаю, что всё, чему меня учили мои учителя, было верно. Меня не учили быть стукачом, подлецом, эгоистом. Учили только добру».
Доброта... Как многим из нас её не хватает сейчас! А Валерий Александрович (по воспоминаниям тех, кто его лично знал) был очень добрым, мягким человеком. Особенно, Валерий Александрович, мне запомнилось Ваше обращение к нам, к вологжанам, которое Вы сделали во время своего последнего приезда в Вологду: «Милые мои земляки! Хотел бы сказать, что если мы хотим жить счастливо, то наперекор всему: своим настроениям, своей бедности, своим тревогам – старайтесь делать добрые дела. Понемножку...
Письмо второе.
Валерий Александрович!
Я читала о Вас книгу В.Аринина «По солнечному лучу» и была поражена Вашей биографией. В раннем детстве, оставшись практически сиротой, Вы не потеряли веру в то, что на Земле есть хорошие люди. «Если художник потянется к свету – время его не согнёт. Даже на крутых откосах деревья вырастают прямо», – говорили Вы.
Я слышала много Ваших произведений. К примеру, «Русская тетрадь», «Военные письма». Некоторые не только слышала, но и исполняла: «Лисичка поранила лапу», «Частушка». В Ваших произведениях я почувствовала народные мотивы. Ваша музыка наполнена добром, светом и любовью. Я убедилась в истине Ваших слов: «Свет есть и будет в жизни всегда».
Я горжусь тем, что родилась вместе с Вами на одной земле. У нас в городе проводятся концерты, фестивали, музыкальные конкурсы в память о Вас. Вашим именем названа филармония Вологды.
С чувством глубокого уважения и почтения,
Назарова Карина
Письмо третье.
Уважаемый Валерий Александрович!
В прошлом письме я писала о моём отношении к Вам. Сейчас я хочу рассказать о чувствах, мыслях, возникаю щих, когда я играю Ваши произведения. Их всего два, но я уже почувствовала Вашу любовь к музыке.
Во втором классе музыкальной школы я играла Ваше произведение «Лисичка поранила лапу». Оно для меня было лёгким, и мне представился шанс выступить на конкурсе «Любовь моя – Вологодчина». Благодаря этой пьесе я заняла третье место. Это произведение напомнило мне сказку «Волк и лиса». Даже представляется: вот лисичка идёт, прихрамывает, хочет обмануть волка, чтобы он повёз её на себе. Когда я слушаю это произведение, я вспоминаю детство, когда мама читала мне эту сказку...
Сейчас я играю Вашу «Частушку». Это самая красивая пьеса, которую я когда-либо исполняла за четыре года обучения! Я думаю, что действие этого произведения происходит вечером. Когда вступает правая рука, мне слышатся звуки балалайки. Даже самой не верится! Форшлаги похожи на где-то пере¬кликающихся птиц. В мелодии встречаются мотивы песен девушек. Эта пьеса показывает Вашу близость к народному творчеству.
Я в восторге от Ваших произведений и наслаждаюсь их звучанием при исполнении.
С большим уважением, Карина.
Темы информативно-исследовательских проектов по предмету предлагают авторы учебников. Учитель дополняет список темами с учётом индивидуальных интересов и уровнем подготовки класса, включая темы с региональным компонентом.
Исследовательский проект «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама» Анастасии 3дроговой, ученицы 8 класса, посвящён творчеству В.Гаврилина. Работа над проектом длилась в течение одного месяца. На предварительном этапе мы обсудили тему проекта, выработали алгоритм работы и составили план. В процессе работы корректировали деятельность, использовали различные источники информации. В результате у нас выстроился следующий план нашего исследования: 1. Образ матери в искусстве. 2. "Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама". Семья В.А.Гаврилина. 3. "Великий". 4. Песня "Мама". 5. Заключение. б. Литература.
Много интересного материала было найдено, прочитано, особо хочется отметить встречу с вологодской журналисткой Н.Серовой, которая лично знала В.Гаврилина. Предлагаем познакомиться с фрагментами работы.
«Великий».
Осенью 1953 года Валерий Гаврилин поступил в школу для одарённых детей при Ленинградской консерватории в седьмой класс. Его приняли в класс кларнета, так как профессиональная подготовка мальчика не позволила ему поступить на фортепианное отделение. Однако почти сразу его принял в свой класс первый педагог почти всех заметных ленинградских композиторов того времени и последующих десятилетий, опытнейший преподаватель композиции С.Я.Вольфензон.
В «классе общего фортепиано», обязательного для всех учеников школы, Валерий продвигался быстро, делая большие успехи и заметно выделяясь среди своих сверстников. Об этом свидетельствует прозвище, которое дали ему соученики – Великий. Гаврилин занимался настолько успешно, что директор школы, преподававшая гармонию, нередко просила его заменить её на уроках, уходя по директорским делам. И уроки проходили блестяще, при абсолютной дисциплине: школяры уважали Великого!
Песня «Мама».
В 1968 году состоялось знакомство Валерия Гаврилина с поэтессой Альбиной Шульгиной, положившее начало их многолетнему творческому союзу. На стихи Альбины Шульгиной композитор написал много песен, вокальные циклы, кантаты, в том числе вокально-симфоническую поэму «Военные письма», вокальный цикл «Вечерок», песню «Мама».
Героинями музыкальных произведений Гаврилина часто становятся женщины, утратившие свою любовь. Образ страдающей женщины был воспринят композитором из далёкого детства, когда в военное время его окружали одни только женщины, «утешительницы и заботницы». Сквозь всю жизнь он пронёс их горькие, безутешные слёзы.
Песня «Мама» на стихи Альбины Шулыиной вошла в цикл песен, объединённым названием «Земля». Замысел этого цикла прост и поэтичен, посвящён памяти рязанского юноши Анатолия Мерзлова, который погиб в борьбе с огнём, угрожавшем пшеничному полю. Цикл представляет собой последовательность своеобразных лирических гимнов, воспевающих самое дорогое, сокровенное для героя: МАТЬ, землю, на которой он вырос, хлеб, вскормивший его, – всё то, ради чего он отдал жизнь.
После первого исполнения песни «Мама», чуть ли не на каждом своём концерте композитор получал записки с просьбой помочь найти её слова.
Я исполняла сольную партию в песне «Мама» на Международном хоровом фестивале в Италии. Мы пели её в старом храме, в центре Венеции. Нашими зрителями были люди, которые зашли после рабочего дня в храм. Я и хор, мы не ожидали такой реакции людей, они снимали нас на камеру и после окончания песни громко хлопали и кричали: «Браво!». Было такое ощущение, что люди, ни слова не знающие по-русски, прониклись великой музыкой и её великой русской душой. Мне очень нравится песня «Мама» за нежность, трепетность, лёгкость, искренность... когда я её пою, я вспоминаю свою маму.
70-е годы принесли Гаврилину много горя: в 1972 году умерла А.Кондратьева – крёстная, ставшая ему второй матерью, а через шесть лет, в 1978 – мать, Клавдия Михайловна... Сразу вспоминаются строки из песни: «Как уберечь тебя, как защитить тебя, как удержать тебя в дни быстротечные...»
Защита–презентация успешно прошла на школьном фестивале проектов.
Литература:
- Àринин В.И. «По солнечному лучу», Вологда: ИНП «ФЕСТ», 2009.
- Белов В.И. Голос, рождённый под Вологдой: Повесть о композиторе Валерии Гаврилине // Наш современник. 2004. Ne 9. С.15 68.
- Вологодские пенаты, или Пятая Вологда. Авт.-сост.: Н.С.Серова, И.О.Шайтанов; под ред. И.О.Шайтанова. Вологда: «Книжное наследие», 2008.
Оставить комментарий