Разъяснительная записка

Приложение 1. Разъяснительная записка

В нашей образовательной политике и в общественном мнении укоренилось отношение к художественному образованию как к области, предназначенной для отдельных, специально одаренных детей, будущих лауреатов и профессионалов, и практически ненужной всем остальным.

С этим глубоким и опасным заблуждением связан и статус соответствующих дисциплин (недостойный народа и государства, упрямо гордящихся своей высокой культурой), и, во многих случаях, низкий уровень преподавания, и, главное, нескрываемое «выдавливание» искусства из основного образования, что, вкупе с коммерциализацией дополнительного образования, ведет к исчезновению искусства и художественного творчества из опыта все большего числа российских детей.

Нарастание этих тенденций превращает общее художественное образование из предмета педагогических дискуссий в проблему национальной безопасности.

Главная и самая реальная угроза национальной безопасности, главное условие жизнеспособности народа, культуры, страны и государства в близкой временной перспективе - то, каково физическое, психологическое, нравственное состояние растущего поколения. Известны угрожающие статистические данные, касающиеся телесного и психического здоровья наших детей и подростков, асоциального и криминального поведения в их среде, разных форм саморазрушения - алкоголизации, наркотизации, суицида. Очевидно и бессилие столь привычных агитационных, запретительных и карательных мер, якобы способных исправить положение.

В то же время, существует убедительная международная статистика, которая показывает, что раннее приобщение к искусству и художественному творчеству - музыкальному, театральному, анимационному, изобразительному, литературному и т.д. - на порядки снижает перечисленные зловещие показатели, помогает явному большинству детей миновать эти страшные «зоны риска». (Приложение 4.)

Виднейшие отечественные педиатры и психотерапевты прямо связывают множество болезней, депрессию, суицидальные наклонности, асоциальное поведение с отсутствием у детей опыта творчества, которыйкаждому необходим и доступен каждому человеку.

В детские годы полноценный творческий опыт наиболее успешно приобретается в различных видах художественного творчества. В связи с этим мы выдвигаем тезис о том, что, наряду с арттерапией, помогающей людям справляться с аномалиями личностного, неврологического, социального плана, должна существовать артпрофилактика, которая обращена не к тем, кто уже заболел, а ко всем детям, и которая, чтобы быть эффективной, требует только одного: всеобщего, полноценного, общедоступного, творчески ориентированного художественного образования. Следовательно – смены приоритетов образовательной политики и школьной практики.

Подчеркиваем: речь идет не о профессиональном освоении искусства, а о здоровье нации.

Известны и другие важнейшие результаты раннего приобщения к искусству, выходящие за рамки художественной культуры как таковой. Это, в частности, успешность освоения различных учебных дисциплин, повышение интеллектуальной активности детей, готовность к большому научному и иному творчеству в дальнейшей жизни, что также имеет убедительное статистическое подтверждение. (Приложение 3)

С этой точки зрения, всеобщее художественное (и шире – гуманитарно-художественное образование) больше даст для «сохранения креативного потенциала нации», чем ранний, часто ошибочный и, главное, не прогностичный отбор отдельных «олимпиадных» детей, фактически пренебрегающий творческим развитием огромного большинства других.
А.А. Мелик-Пашаев 

назад в раздел Предложение

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.