Проект списка "100 фильмов"

 

Дорогие читатели!

Много лет назад мы открыли в журнале эту рубрику, понимая, что экранные искусства, которые не представлены в учебных планах школ, в реальности оказывают самое сильное влияние на детей и подростков, и влияние это по большей части негативно. В качестве дальней цели мы имели в виду включение экранных искусств в систему общего образования. Этот замысел пока далёк от осуществления. Но недавно принято решение: рекомендовать обширный перечень лучших отечественных фильмов, с которыми дети будут знакомиться в течение школьного обучения. Авторы проекта рассчитывают решить таким образом целый ряд задач – познакомить детей с достижениями нашего киноискусства, его выдающимися мастерами; повысить уровень вкуса юных кинозрителей, вызвать интерес к психологии героев, к человеческим взаимоотношениям (а не только к погоням, стрельбе, дракам и сексу). Наверное, теплится и надежда осуществить таким образом патриотическое воспитание поколений.

Список, в котором суммированы оценки специалистов, не является окончательным и не существует в единственном варианте.(Так. некоторые варианты предполагают включение лучших фильмов мирового, а не только отечественного кино.) По-видимому, инициаторы проекта осознают, какие трудности предстоит преодолевать при его реализации. Это и степень понятности контекста того или иного фильма для современного ребёнка, и необходимость учитывать возрастные психологические особенности детей, и отсутствие соответствующей подготовки, которая позволила бы учителям заинтересовать школьников и вести с ними проблемный и плодотворный диалог по поводу фильмов. Неизбежно спорным остаётся и сам перечень фильмов, и их количество, и принципы их отбора, и т.д.

Поэтому мы считаем нужным начать широкое и разностороннее обсуждение вопроса, в результате которого учителя смогут получить помощь и в плане понимания языка экранных искусств и эстетической ценности того или иного фильма, исторического контекста его появления, и в чисто методическом плане.

Проект списка "100фильмов",

которые рекомендованы к просмотру в школах

  1. A если это лю6овь? – Ю.Райѕман, 1961
  2. A зори здесь тихие – С.Ростоцкий, 1972
  3. Aдмирал Нахимов – В.Пудовкин, 1946
  4. Aй6олит-66 – Р.Быков, 1966
  5. Aлександр Невский– С.Эйѕенштейн,1968
  6. Aндрей Ру6лев – A.Тарковский, 1966
  7. Aэлита – Я.Протазанов, 1924
  8. Баллада о солдате – Т.Чухрай, 1959
  9. Бег – A.Aлов, В.Наумов, 1970
  10. Белеет nарус одинокий – В.Легошин, 19S7
  11. Белое солнце nустыни – В.Mотыль, 19δ9
  12. Белорусский вокзал – A.Смирнов, 1970
  13. Берегись автомобиля – Э.Рязанов, 1966
  14. Бесnриданница – Я.Протаѕанов, 1936
  15. Бриллиантовая рука – Л.Гайдай, 1968
  16. Броненосец «Потемкин» – С.Эйзенштейн, 1925
  17. В 6ой идут одни «старики» – Л.Быков, 1973
  18. В огне 6рода нет – Т.Панфилов, 1968
  19. Веселые ре6ята – Т.Aлександров, 1934
  20. Внимание, череnаха! – Р.Быков, 1969
  21. Война и мир – С.Бондарчук, 1965-1967
  22. Волга-Волга – Т.Aлександров. 1938
  23. Восхождение – Л.Шеnитьeв, 1976
  24. Гамлет – Т.Козинцев, 1964
  25. Дама с со6ачкой – И.Хейфиц, 1960
  26. Дворянское гнездо – A.Кончаловский, 1969
  27. Девять дней одного года – M.Ромм, 1961
  28. До6ро nожаловать, или Посторонним вход восnрещен – Э. Климов, 1964
  29. Доживем до понедельника  – С.Ростоцкий, 1968
  30. Друг мой,  Колька! – A.Салтыков, A.Mитта,1961
  31. Дядя Ваня – A. Кончаловский, 1977
  32. Ëжик в тумане – Ю.Норштейн, 1975
  33. Живые и мертвые – A.Столnер, 1963
  34. Застава Ильича (Mне двадцать лет) – M.Хуциев, 1964
  35. Звезда – A.Иванов, 1949
  36. Земля – A.Довженко, 1930
  37. Зеркало–A.Тарковсeий, 1974
  38. Золушка - А.Кошеверова,M. Шаnиров, 1947
  39. Иван Трозный (1-2серии) – С.Эйѕенштейн,1944-1946
  40. Иваново детство –A.Тарковский, 1962
  41. Иди и смотри – Э.Климов, 1985
  42. Илья Mуромец –A.Птушeо,1956
  43. История Aси Клячиной, которая лю6ила, да не вышла замуж – А.Кончаловский, 1967
  44. Калина красная –В.Шукшин, 1973
  45. Ключ без nрава nередачи – Д.Асанова,1976
  46. Королевство кривых зеркал – А.Роу, 1963
  47. Красные дьяволята –И.Перестиани, 1923
  48. Крылья – Л.Шеnитьeв, 1966
  49. Курьер – З.Шахназаров, 1986
  50. Летят журавли – M.Калатозов, 1957
  51. Mаленькая Вера – В.Пичул, 1987
  52. Mарья-искусница – А.Роу, 1959
  53. Mать – В.Пудовкин, 1926
  54. Mашенька  –  Ю.Райзман, 1942
  55. Mесть кинематографического оnератора – В.Старевич, 1913
  56. Mечта – M.Ромм, 1941
  57. Mолодая гвардия – С.Терасимов, 1948
  58. Mонолог – И.Авер6ах, 1972
  59. Mорозко – А.Роу, 1964
  60. Hачало – Т.Панфилов, 1970
  61. Hе горюй! – Т.Данелия, 1969
  62. Hео6ычайные nриключения мистера Веста в стране 6ольшевиков – Л.Кулешов, 1924
  63. Hеоконченная nьеса для механического nианино – H.Mихалков, 1976
  64. Hесколько дней из жизни О6ломова –H.Mихалков, 1979
  65. Hеуловимые мстители – Э.Кеосаян, 1966
  66. Hовый Тулливер – А.Птушко, 1935
  67. О6ыкновенный фашизм – M.Ромм, 1966
  68. Они сражались за Родину – С.Бондарчук, 1975
  69. Осво6ождение – Ю.Озеров, 1972
  70. Охота на лис – В.А6драшитов, 1980
  71. Пацаны – Д.Асанова, 1983
  72. Петр Первый – В.Петров, 1937
  73. Печки-лавочки – В.Шукшин,1972
  74. Пиковая дама – Я.Протазанов, 1916
  75. Плохой хороший человек – И.Хейфиц,1973
  76. Подвиг разведчика  – Б.Барнет, 1947
  77. Покаяние – Т.А6уладѕе, 1984
  78. Подранки – H.Гу6енко, 1976
  79. Проверка на дорогах – А.Герман, 1972
  80. Путевка в жизнь – H.Экк, 1931
  81. Радуга – M.Донской, 1943
  82. Ресnу6лика Шкид – Т.Полока, 1966
  83. Семеро смелых – С.Терасимов, 1936
  84. Смелые люди – З.Юдин, 1950
  85. Стенька Разин (Понизовая вольница) – В.Ромашков, 1908
  86. Сто дней nосле детства – С.Соловьев, 1975
  87. Со6ачье сердце – В.Бортeо. 1988
  88. Судь6а человека – С.Бондаркук, 1959
  89. Тихий Дон – С.Терасимов, 1957-1958
  90. Утомленные солнцем –H.Mихалков, 1994
  91. Холодное лето nятьдесят третьего – А.Прошкин, 1987
  92. Чаnаев – Т. Васильев, С.Васильев, 1934
  93. Человек с киноаnnаратом – Д.Вертов, 1929
  94. Чужие nисьма – И.Авер6ах, 1975
  95. Чук и Гек – И.Лукинский,1953
  96. Чучело – Р.Быков, 1983
  97. Школьный вальс – П.Лю6имов,1978
  98. Щит и меч – В.Басов,1968
  99. Юность Mаксима – Т.Козинцев, Л.Трау6ерг,1934
  100. Я шагаю nо Mоскве –Т.Данелия, 1963

Мы надеемся в ближайших номерах познакомить вас с мнениями и советами видных деятелей киноискусства и методистов, имеющих опыт педагогической работы с фильмами, но очень важно учесть и мнение наших читателей, их отношение к проблеме кинообразования, к списку рекомендованных фильмов, видение возможностей этого проекта и трудностей его реализации; важно знать, в чём именно им нужна помощь специалистов, и т.д. Поэтому мы просим читателей со всей искренностью ответить на все или некоторые из предлагаемых вопросов. Разумеется, вы можете не ограничивать этим своё высказывание, а коснуться любого вопроса, имеющего отношение к кинообразованию и школе.

  • Какую роль играют сегодня экранные искусства в душевном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков?
  • Как Вы относитесь к проекту «Сто фильмов» а) в принципе? б) по составу списка (в частности, насколько существенна круглая цифра)?
  • Как, и при каких условиях, он может повлиять на школьников?
  • Кто будет его осуществлять? Какого рода помощь нужна в этом отношении школьному учителю?
  • Если бы Вы составляли список, каким принципом Вы бы при этом руководствовались?
  • Не считаете ли Вы, что анимация и документалистика должны быть полноценно представлены в таком списке?
  • В чём Вы видите возрастные особенности общения детей младшего, подросткового, юношеского возраста с экранным искусством?
  • Какие фильмы Вы считаете наиболее подходящими для каждого из этих возрастов?
  • Не помешает ли развертыванию проекта закон об ин- формационной безопасности, и как Вы к нему относитесь?
  • Что ещё Вы хотели бы от себя сказать учителями детям?

СПАСИБО! Ваши ответы будут опубликованы в журнале и на сайте журнала.

 

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2013
№2.
С. 38-39

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.