Применение ИКТ на занятиях в творческих коллективах

Применение ИКТ на занятиях в творческих коллективах

Дюков Андрей Алексеевич, руководитель Центра мультимедийных технологий

Дюков Андрей Алексеевич

Информационно-компьютерные технологии играют в современной жизни особую роль. Без компьютера уже не возможно представить современную жизнь и современное образование. Дети сейчас думают по другому, мыслят по-другому и без всевозможных гаджетов совершенно не представляют свою сегодняшнюю жизнь; равно как, впрочем, и их родители.

По роду деятельности мне часто приходится посещать различные образовательные выставки, форумы и семинары. На одном из таких форумов в адрес современных детей прозвучал термин «цифровые аборигены». Кто они? На мой взгляд, это совсем маленькие дети, которые ещё не сделали своего первого шага, не произнесли первого слова, но уже умеют делать пальцами рук движения, необходимые для работы на сенсорных устройствах, таких как iPad, iPhone, планшетный компьютер и другие гаджеты. Возникает ощущение, что желание пользоваться современными технологиями у нынешних детей имеется уже на каком-то врождённом уровне. Хорошо это или плохо? Можно долго об этом рассуждать, но отрицать этого нельзя.

Преподавателям необходимо идти в ногу со временем, и в этом отношении компьютер и информационные технологии становятся эффективными помощниками, ни в коем случае не заменяя педагога, а помогая разнообразить содержание занятия, расширять границы межпредметных областей.

В структуре МГЦДТ «Культура и Образование» работает Центр мультимедийных технологий (ЦММТ). Одной из основных задач подразделения является внедрение и применение ИКТ в образовательной деятельности детских творческих объединений. Мы начали пробовать применение ИКТ в разных направлениях, и за какой-то период времени накопился определённый опыт, которым хотелось бы поделиться.

Несмотря на более чем двадцатилетний срок применения компьютера в образовательном процессе, до сих пор иногда ставится вопрос, нужен компьютер или нет. Если нужен, то в какой степени? Где та грань, когда использование компьютера в качестве помощника переходит в ситуацию «компьютер ради компьютера»? Каковы критерии оценки эффективности применения ИКТ?

В центре творчества была определена главная цель использования ИКТ – создание мотивирующей образовательной среды. Сделать так, чтобы все интересные возможности применения компьютерных и мультимедийных технологий стали средствами мотивации для ребёнка, способами заинтересовать и привлечь детей. При этом особое внимание уделялось тому, чтобы избежать подмены понятий и не «бежать» за быстро развивающимися технологиями ради технологий.

Условно все детские коллективы, работающие в нашем учреждении, можно поделить на две группы.

  1. Те, в которых образовательный процесс невозможен без применения компьютеров. Сюда можно отнести такие коллективы, как «Компьютерный дизайн и графика», «Компьютерная анимация», класс Синтезатора, а также «Шахматная школа».
  2. Те, в которых образовательный процесс возможен без применения ИКТ, однако включение в занятия ИКТ даёт новый импульс в освоении учебного материала.

Безусловно, первая группа представляет огромный интерес. Можно долго и много говорить о методиках преподавания различных графических редакторов, записи и обработки звука, создания компьютерной анимации и аранжировки. Но хотелось бы рассказать о применении компьютерных технологий там, где их когда-то не было вовсе. Это, например, изобразительное искусство, сольфеджио, музыкальная литература и прикладное творчество.

Педагоги центра творчества уже на протяжении нескольких лет тесно сотрудничают с сотрудниками ЦММТ. Например, педагоги обращаются за помощью в освоении той или иной компьютерной программы. Или наоборот, сотрудники ЦММТ предлагают педагогам те или иные компьютерные решения, которые можно было бы использовать в образовательном процессе. Взаимный обмен информацией происходит в различных вариантах. Он может быть произведён в рабочем порядке, когда можно на месте решить не очень сложные проблемы введения ИКТ в учебную деятельность. Вторым вариантом является проведение 2-3 раза в год семинаров, на которые приглашаются педагоги той или иной направленности и на которых сотрудники ЦММТ презентуют компьютерные программы, демонстрируют их возможности.

Первый пример, который хотелось бы привести – использование компьютера в изостудии «Жар-птица». Сразу следует сказать, что речь идёт о творческом коллективе, где компьютер не используется постоянно. В изостудии дети овладевают различными премудростями рисования рукой. В течение учебного года в образовательную программу была внесена небольшая корректировка, и педагог с детьми несколько занятий провёл в компьютерном классе (всего 5-6 часов). Во время этих занятий педагог знакомил учащихся с графическим редактором Tux Paint, а затем, на двух заключительных занятиях, учащимся предлагалось выбрать художественное произведение и самостоятельно разработать дизайн обложки для него. Работа эта увлекла детей, и они приложили много стараний и умений, для того чтобы каждая обложка была индивидуальной и отражала содержание книги. Можно говорить об интересе детей к новому для них содержанию занятий, а также о мотивировании детей в дальнейшем к серьёзным занятиям компьютерным дизайном.

Второй пример связан с гитарным тренажёром Tux Guitar. Программа является бесплатным аналогом широко известной среди гитаристов программы Guitar Pro. В рамках данной статьи мы не будем подробно рассказывать о самой программе. Заметим лишь, что она успешно применяется педагогом по классу классической гитары. Более того, педагог разработал методическое пособие для работы в программе Tux Guitar, в которое, помимо описательной части, вошла подборка произведений, как классического репертуара, так и современного. Следует сказать, что в данном конкретном случае, обладая широкими возможностями «помощника» в самостоятельном обучении игре на гитаре, программа Tux Guitar ни в коем случае не должна заменить педагога. Дело в том, что в интерфейсе программы присутствует как нотный стан, на который выводится нотная запись произведения, так и табулатура. При постоянном использовании детьми этой программы может возникнуть ситуация, когда ребёнок перестаёт читать ноты и начинает пользоваться только табулатурой. В конечном итоге это может привести к затруднениям в освоении нотной грамоты, поэтому необходим постоянный контроль за процессом обучения со стороны педагога.

В последнее время в Центре творчества всё большее применение находит такое техническое средство, работающее с применением мультимедийных технологий, как интерактивная доска. Необходимость применения интерактивной доски обусловливается несколькими причинами:

– повышение мотивации и интереса учащихся к изучаемому материалу;
– возможность подачи учебного материала в игровой форме;
– экономия времени на занятии.

Правда, существуют и некоторые трудности. В учебном кабинете, оснащённом интерактивной доской, педагог остаётся с ней один на один. Мало того, что, увидев её впервые, он вряд ли будет в состоянии что-либо показать и рассказать с её помощью. Даже перед тем, кто стал уверенным пользователем, встаёт вопрос подготовки материалов (так называемых флипчартов ) для работы с данным оборудованием. Увеличивается время подготовки к занятию. Правда, не всё так плохо: материал, необходимый для работы с доской по какой-либо определённой теме, нужно создать только один раз. Дальше его можно использовать уже постоянно.

Готовясь к занятию с применением информационно-компьютерных технологий и интерактивной доски, педагог всегда должен помнить одну важную вещь: техника имеет свойство выходить из строя в самый неподходящий момент. Поэтому, приходя на занятие, на котором предполагается применение ИКТ, педагог должен иметь резервный вариант, на случай возникновения каких-либо технических проблем с оборудованием.

Поскольку в центре творчества существует несколько образовательных направлений, особое внимание при разработке файлов (флипчартов) для интерактивной доски уделялось не только разнообразию и приданию им игровой формы, но и определённой универсальности в том, что касается методического наполнения. Являясь по форме совершенно разными, подобные флипчарты по сути и содержанию очень похожи друг на друга.

Например, флипчарт для сольфеджио по теме «Большие и малые терции» выглядит следующим образом: имеется некоторое количество птичек, каждая из которых держит картинку, на которой изображена либо малая, либо большая терция. При этом имеется телеграфный столб и два провода. Чтобы немного запутать детей, некоторые птички держат не терции, а кварты. Задание состоит в том, чтобы птичек с малыми терциями посадить на нижний провод, а птичек с большими терциями на верхний. Если птичку разместить неправильно, она возвращается назад.

Для занятий в детской художественной школе данный флипчарт был лишь незначительно переработан для использования по теме «Холодные и тёплые цвета». Вместо проводов – картинки лета и зимы. А вместо птичек – кружочки, раскрашенные в тёплые и холодные цвета. Задача – тёплые цвета поместить в лето, холодные – в зиму.

Далее хотелось бы рассказать о применении мультимедийных и компьютерных технологий в такой, казалось бы, далёкой от компьютера области, как декоративно-прикладное творчество.

В центре творчества работает коллектив «Керамика», в котором дети своими руками изготавливают глиняные игрушки, раскрашивают их и затем обжигают. На первом году обучения они изучают не только историю русской глиняной игрушки, но и характерные особенности и традиции таких видов народной игрушки, как филимоновская, дымковская и каргопольская. И прежде чем взять в руки кисточки и краски, дети при ходят в компьютерный класс, где просматривают документальное кино о том или ином типе народной игрушки. Затем садятся за компьютеры и раскрашивают игрушку в специальной компьютерной программе, репетируя таким образом последовательность нанесения красок и узоров на керамическое изделие. И лишь затем, пройдя компьютерный тренинг и сдав зачет, у себя в мастерской работают с настоящей глиняной игрушкой.

Конечно, скептик может возразить: зачем всё это нужно? Сотни лет в селе Дымково мастера делали глиняную игрушку без всяких компьютеров! И сейчас, наверняка, передают своё мастерство ученикам без интерактивной доски! Может, так оно и есть. Только мы живём в современном городе, и дети наши не мыслят свою жизнь без компьютера! И компьютер для педагога – это хороший современный помощник в том, как дать ребёнку необходимые знания; это средство общения с ребёнком на новом информационном, безусловно, понятном ему языке.

Урок с применением ИКТ  в Детской художественной школе
Урок с применением ИКТ в Детской художественной школе

Автор: 
Искусство в школе: 
2015
№1.
С. 23-25.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.