Право на собственный почерк

В. Матусовский, учитель-методист средней школы № 748 Москвы

Право на собственный почерк

Когда за плечами многолетний опыт поиска пути к своему профессиональному счастью и, наконец, ясно его осознание, наверное, вправе поделиться с уважаемыми коллегами мыслями об истоках. Конечно, они — индивидуальны, но есть в них нечто общее, их питают вера в потенциальное совершенство детской души, способной быть на высотах человеческой нравственности, и умение учителя из года в год поддерживать ее полет. Умное, любящее сердце Д.Б. Кабалевского продемонстрировало это, придав всем нам в работе сильнейший импульс. Его программа по музыке, обобщив творчество многих поколений учителей, заложила современный взгляд на теорию воспитания общечеловеческих ценностей.

Решение этой проблемы имеет первостепенное значение, ибо в ней ключ к пониманию условий выхода страны из социально-экономического кризиса, нашего места в цивилизованном мире завтра.

Ребята должны быть причастны к сокровищнице человеческой Красоты, воспетой всеми искусствами во все века, у всех народов мира. Поэтому в урок музыки мы вводим художественную литературу, публицистику, поэзию, живопись, театр, кинематограф, народное творчество и т.д., то есть все, что соотносится с понятием «искусство». Такая структура расширяет диапазон творческих возможностей педагога, повышает активность класса, вносит большие контрасты в драматургию урока, помогает поддерживать высокий эмоциональный накал.

Дети любят природу, кино, театр, книги, они откликаются на проявление в жизни благородства и силы человеческого духа, наконец, им просто нравятся красивые вещи. Все это в одинаковой степени воздействует на них, а вот музыка способна этот нравственный багаж тонко шлифовать и оттачивать, углублять и обобщать.

Двухчасовая программа по предмету обеспечивает нам сегодня необходимое для полноценных занятий время. Наличие технических средств в кабинетах музыки, которых в нашей школе два, как и два педагога, делает реальным выполнение любых творческих задумок. Под рукой киноаппарат, магнитофоны, диапроекторы, звуковоспроизводящая аппаратура высшего класса, большой набор электромузыкальных инструментов, электронный баян, заменяющий звучание целого оркестра. Кроме этого, собранная ребятами обширная фонотека, библиотека, большой набор диафильмов и диапозитивов, богатый публицистический материал. Есть у нас и аудиопрограммы «Музыкального Олимпа ТАСС». Это изобилие — результат поддержки нашей работы по эстетическому воспитанию со стороны школьной администрации и районного руководства, тем более, что наши достижения были, как говорится, налицо. Так, десять лет подряд школьному ВИА предоставлялось право выступать на районных педагогических конференциях, а его деятельность в летние месяцы получила высокую оценку одного из союзных министерств, на базе которого проходила эта работа. Сотрудничество с детским сектором СЭВ и участие в программах ТВ укрепляло наши позиции.

Особо следует сказать о трудностях, с которыми встречается сегодня учитель музыки. Истоки их в бездуховности нашей жизни. Она угрожающе оплетает души детей со всех сторон: в семейной жизни, в низком нравственном климате общества. Сегодня невозможно воспитать ребенка, расчувствовав лишь сердце, тронув душу. Ему нужна и другая вера, ясное сознание того, что то, «о чем говорит музыка», есть в жизни.

Уже в младших классах ребята без труда замечают фальшь. Поучительным для меня стал один из эпизодов урока, когда после исполнения третьего куплета песни Д. Кабалевского «Наш край» мальчик заметил, что не у всех детей «детство золотое». Дело в том, что в нашей школе действует клуб «Милосердие», шефствующий над Домом ребенка № 9, в котором подрастают малыши, брошенные родителями, и об этом знают ребята даже I классов. Я не раз убеждался в том, что они горячо отзываются на эту проблему.

Ряд лет мы практикуем создание в VIII классах небольших инструментальных ансамблей. Открытые уроки с их участием дали положительные отзывы учителей города. Ребятам такая форма работы очень нравится, ибо в ней они видят способ выразить себя. Технология ее не сложна, если учитель немного владеет гитарой. В классе всегда найдется Импровизированная рок-группа, а так как во многих школах имеется инструментарий, задача учителя сводится лишь к тому, чтобы помочь ребятам справиться с несложным аккомпанементом. Конечно, претендовать на высокое мастерство нельзя, однако польза от такой «классной музыкальной лаборатории» очевидна. К тому же она логично завершает начатую еще в начальных классах коллективную форму музицирования.

В этом учебном году мы ввели в урок элементы основ обучения игры на гитаре.

Следующей действенной формой работы, на наш взгляд, стали проводимые у нас второй год киноуроки; в них легко объединяется вся палитра искусств. Естественно, что необходим тщательный отбор материала, но при продуманной компоновке он органично вплетается в канву любой темы года, расширяя и оживляя ее. Вот характерный пример использования в V классе фрагмента художественного фильма «Постарайся остаться живым» («Беларусьфильм»). Великая Отечественная война. Небольшая группа советских воинов должна захватить в тылу врага важный для наступления объект. Им помогает местная эстонская девушка. Смертельно ранен один из разведчиков. Мучаясь, он просит девушку спеть. Звучит народная песня. Музыка помогает ему переносить страдания... По нашему мнению, этот кинофрагмент во много раз усиливает эмоциональное воздействие близкой по содержанию темы урока «Преобразующая сила музыки», где речь идет о песне «Зеленая рощица» в опере С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке».

Прочно вошли в школьное расписание и интегрированные уроки, на которых учителя музыки, литературы, изобразительного искусства и начальных классов стали единомышленниками, соавторами. Необычайно теплая и искренняя атмосфера создается на них. Дети словно попадают в настоящий театр, где события представлены живым исполнением музыки, проникновенным словом учителя, увлекательным сюжетом картин, а действующие лица — они сами. Духовный потенциал ребенка здесь раскрывается полностью.

Такая полифонизация предмета практикуется пока в начальных классах, но мы видим в ней перспективу.

Уроки музыки мы включаем в единую школьную систему нравственно-эстетического воспитания под названием «Олимп» (расшифровывается это слово как «Общество любителей изобразительного искусства, музыки, поэзии»). В ней заложено единство внеклассной и внешкольной работы; самый широкий охват ребят, многообразие содержания, профессиональный подход к работе с детьми, анализ этой работы с поиском и отбором более результативных форм. Мы дружим с Центральным академическим театром кукол под руководством С. Образцова. Ребята посещают спектакли, дежурят в театре, участвуют в праздниках, встречаются с актерами и режиссерами.

Дружественные отношения сложились и с Детским музыкальным театром под руководством Н. Сац. И здесь посещение спектаклей — оперных и балетных, симфонических концертов, участие в различных формах творческой жизни театра. В минувшем году большая группа наших ребят получила удостоверения «Активист театра».

В нашем обществе «Олимп» значительную роль играет Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Кстати, искусствовед музея числится в штатном расписании школы. С его помощью мы систематически и квалифицированно знакомим учащихся с шедеврами мирового изобразительного искусства.

Содружество с культурными центрами дало нам возможность открыть в школе несколько хозрасчетных студий и привлечь к руководству ими мастеров. Так, балетной студией руководит Н. Шестернева, артистка труппы Детского музыкального театра. Ребята занимаются в светлом, просторном зале со своим концертмейстером, здесь зеркала, станки и уют. Празднично проходит каждое занятие с балериной. Открылись и первые таланты, среди них Н. Пястолова, ученица III класса, поступившая в Хореографическое училище при Большом театре СССР. Театральную студию в школе организовал заслуженный артист РСФСР В. Богаченко. Есть у него и преемник — будущий режиссер, студент ГИТИСа. Открыты у нас и две студии изобразительного искусства — рисунка, керамики и скульптуры. Мы очень гордимся, что, кроме художников, в школе преподает и профессиональный скульптор, чьи работы установлены в Москве.

В этом году мы начали обмен с американскими школьниками выставками своих работ. «Олимп» проводит и интернациональные встречи. Особое внимание и заботу уделяем клубу «Милосердие». В течение года ребята регулярно бывают в Доме ребенка № 9, гуляют с детьми, занимаются уборкой помещений и территории, изготавливают в школьных мастерских для них нехитрые игрушки, шьют на уроках платьица, на вырученные с ярмарок деньги покупают для малышей фрукты, делают мелкий ремонт. Воочию убеждаешься, что такое «соприкосновение с бедой» опаляет сердца детей самым искренним чувством.

Популярностью среди ребят пользуется и студия циркового мастерства под руководством артиста госцирка А. Корнилова, дипломанта Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Наконец, задуманный первоначально для групп продленного дня кинозал оказался способным жить самостоятельной жизнью и превратиться в школьный кинотеатр. Подключенный к нему городской киновидеопрокат дает возможность нам демонстрировать для ребят разные игровые и документальные фильмы.

Как я уже отметил, большую помощь на уроке и во внеклассной работе со старшеклассниками оказывает ТАСС. Его ежемесячный журнал и компакт-кассета «Музыкальный Олимп» дает неплохой обзор отечественной и зарубежной поп- и рок-музыки. На основе этого материала в школе действует «Рок-клуб», объединивший тех, кто интересуется проблемами в этой области. Такие ребята есть в любой школе. За годы моей работы с детскими ВИА несколько человек стали профессиональными музыкантами.

Хотелось бы отметить и такую форму работы, как радиогазета. Совместно с рекламно-информационным центром еженедельно освещается план работы «Олимпа» и рассказывается о событиях в культурной жизни страны.

Все, что сделано в нашей школе в нравственно-эстетическом воспитании далеко не предел. Уже в этом году границы поиска будут отодвинуты дальше, но нам видится, что дальнейший качественный рост внеурочной работы с детьми невозможен сегодня без объединения с районным управлением культуры. Первый наш опыт дал положительный результат. Такое сотрудничество отвечает духу времени, да и сможет ли учитель музыки один поднять в школе культуру сотен детей даже в том случае, если идет рука об руку с администрацией, готовой на любое новаторство, риск, эксперимент и даже возможные неприятности, преследуя лишь одну благородную цель.

Искусство в школе: 
1991
№1.
С. 37-39.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.