Послание мультипликационной Атлантиды
Послание мультипликационной Атлантиды
Вадим Курчевский.
КЛЮЧИ К ЭКРАННОМУ
ТВОРЧЕСТВУ:
Рассказы о мультипликации.
М.,2014.
Популярная история отечественной мультипликации перестала быть мечтой любителей экранного искусства и специалистов-киноведов.
Усилиями Московского детского фонда при финансовой поддержке Комитета общественных связей города Москвы подготовлено и осуществлено издание уникальной книги одного из наиболее известных мастеров мультипликации – художника, режиссёра, педагога, заслуженного деятеля искусств РСФСР, члена АСИФА Вадима Владимировича Курчевского (1928-1997).
Книга написана в начале 90-х, но её выход в свет именно сегодня представляется чрезвычайно актуальным и символичным. В этом убеждены сотрудники Московского детского фонда, которым когда-то автор передал в дар свою рукопись и для которых её долгожданный выход в свет теперь – органичная часть многогранной работы с юной аудиторией: на протяжении более чем двух десятилетий Фондом проводятся фестивали детского и молодёжного экранного творчества, Дни детского кино, интерактивные экскурсии и мастер-классы по мультипликации на базе Музея детского кино и собственной профессиональной киностудии, где при поддержке Министерства культуры РФ снимаются фильмы в технике классической мультипликации.
Фактически это – первое в современной России авторское изложение истории отечественного мультипликационного искусства. Причём осуществлено оно человеком, который являлся не просто её свидетелем, но и непосредственным участником. Такую книгу, пожалуй, уже не напишет даже самый блестящий и эрудированный исследователь...
Сам автор рассматривал своё произведение как осмысление почти векового опыта развития отечественной мультипликации и своеобразный итог собственных творческих исканий. В занимательной форме В.Курчевский знакомит юного читателя с важнейшими вехами в истории мультипликации, посвящая при этом в основы её художественного языка, в базовые знания в области экранного творчества вообще.
Сегодня, когда умение выражать мысли с помощью различных аудиовизуальных средств стало восприниматься как одно из основополагающих социокультурных требований к человеку, проблема формирования экранной грамотности с самого раннего возраста звучит всё острее. Но слишком велик соблазн ограничиться лишь техническими навыками, для овладения которыми достаточно исполнения инструкций.
Что говорить о любителях! Умные технологии, предназначенные для создания визуального ряда, завораживают всё больше и профессионалов, вольно или невольно перестающих замечать, а порой и намеренно старающихся затушевать грань между творчеством и его имитацией, между искусством и индустрией. Глядишь, зритель и впрямь перестанет замечать разницу, к примеру, между аутентичным Чебурашкой – героем фильма Леонида Шварцмана и Романа Качанова – и его новой модифицированной версией, переселённой в мир, в котором якобы все похоже на прежний, но и краски поярче, и разработка пространства эффектнее (как с гордостью подчёркивают создатели картины, размеры новых декораций и кукол значительно превышают советские оригиналы!). И дело не в том, что новый старый герой теперь держит под мышкой томик стихов японского поэта (ибо прогрессивная "прусская интеллигенция обожает читать Басё"), а для придания легитимности идеально пушистому чебурашкину клону в кадр вводится авторитетнейший Ёжик – герой шедевра Норштейна... Ради чего он покинул свой легендарный туман?
Под видом осовременивания происходит, в сущности, подмена подлинников, глубинная перезапись и перекодирование изначального "генетического фонда" искусства, который вообще-то следовало бы всеми силами охранять и осваивать в совсем ином смысле.
Без цельности корней вряд ли возможно дальнейшее живое развитие мультипликационного кино как искусства. И в подобном контексте важность таких книг, как книга Курчевского, трудно переоценить.
Рассказы В.В.Курчевского о мультипликации, написанные в период, когда кинопроизводство в стране переживало драматический слом, полны любовью к делу, которому автор посвятил всю свою жизнь, и верой в будущее. Пришедшая к читателю сегодня книга даёт уникальную возможность прикоснуться к этому неискажённому наследию российской мультипликационной Атлантиды.
Возможно, кто-то из читателей захочет пересмотреть какие-то картины прошлого, о которых идёт речь в книге, или увидит их впервые. И возможно, задастся вопросом: почему даже казавшиеся когда-то "проходными" и не слишком значительными ленты сегодня выглядят живыми и выразительными на фоне даже самых навороченных 3-д новинок.
Что приобрела, а что утратила за последние годы мультипликация, всё больше отказывающаяся от рукотворности и искренности в пользу технологий, уже не просто автоматизирующих, действительно, чрезвычайно трудоёмкий и длительный процесс создания мультфильма, а и вытесняющих собственно одушевление. Как нельзя кстати сегодня звучит напоминание о том, что источник творчества всегда был и будет заключён не в машинах и компьютерных программах, а в таланте и мастерстве художника. Разве без этого возможно настоящее возрождение отечественного мультипликационного кино как важнейшего духовного ресурса, призывы к которому всё чаще звучат даже с самых высоких трибун? Или же нынешние дети просто обречены подрастать среди штампованных на анимационном конвейере "няжек", "рободзяк" и "фиксипелок", всё плотнее заполняющих экран?
Оставить комментарий