Послание мультипликационной Атлантиды

Послание мультипликационной Атлантиды

Вадим Курчевский.
КЛЮЧИ К ЭКРАННОМУ
ТВОРЧЕСТВУ:
Рассказы о мультипликации.
М.,2014.

Популярная история отече­ственной мультипликации перестала быть мечтой люби­телей экранного искусства и специалистов-киноведов.

Усилиями Московского дет­ского фонда при финансовой под­держке Комитета общественных связей города Москвы подготов­лено и осуществлено издание уникальной книги одного из наиболее известных мастеров мультипликации – художника, режиссёра, педагога, заслужен­ного деятеля искусств РСФСР, члена АСИФА Вадима Владими­ровича Курчевского (1928-1997).

Книга написана в начале 90-х, но её выход в свет именно сегодня представляется чрезвычайно ак­туальным и символичным. В этом убеждены сотрудники Москов­ского детского фонда, которым когда-то автор передал в дар свою рукопись и для которых её долгожданный выход в свет теперь – органичная часть многогранной работы с юной аудиторией: на протяжении более чем двух де­сятилетий Фондом проводятся фестивали детского и молодёж­ного экранного творчества, Дни детского кино, интерактивные экскурсии и мастер-классы по мультипликации на базе Музея детского кино и собственной профессиональной киностудии, где при поддержке Министер­ства культуры РФ снимаются фильмы в технике классической мультипликации.

Фактически это – первое в современной России авторское изложение истории отечествен­ного мультипликационного ис­кусства. Причём осуществлено оно человеком, который являлся не просто её свидетелем, но и не­посредственным участником. Та­кую книгу, пожалуй, уже не напишет даже самый блестящий и эрудированный исследователь...

Сам автор рассматривал своё произведение как осмысление почти векового опыта развития отечественной мультипликации и своеобразный итог собствен­ных творческих исканий. В зани­мательной форме В.Курчевский знакомит юного читателя с важ­нейшими вехами в истории мультипликации, посвящая при этом в основы её художествен­ного языка, в базовые знания в области экранного творчества вообще.

Сегодня, когда умение выра­жать мысли с помощью различ­ных аудиовизуальных средств стало восприниматься как одно из основополагающих социо­культурных требований к че­ловеку, проблема формирова­ния экранной грамотности с самого раннего возраста звучит всё острее. Но слишком велик соблазн ограничиться лишь техническими навыками, для овладения которыми достаточно исполнения инструкций.

Что говорить о любителях! Умные технологии, предназна­ченные для создания визуаль­ного ряда, завораживают всё больше и профессионалов, воль­но или невольно перестающих замечать, а порой и намеренно старающихся затушевать грань между творчеством и его ими­тацией, между искусством и индустрией. Глядишь, зритель и впрямь перестанет замечать разницу, к примеру, между ау­тентичным Чебурашкой – героем фильма Леонида Шварцмана и Романа Качанова – и его новой модифицированной версией, переселённой в мир, в котором якобы все похоже на прежний, но и краски поярче, и разработка пространства эффектнее (как с гордостью подчёркивают созда­тели картины, размеры новых декораций и кукол значительно превышают советские оригина­лы!). И дело не в том, что новый старый герой теперь держит под мышкой томик стихов япон­ского поэта (ибо прогрессивная "прусская интеллигенция обо­жает читать Басё"), а для при­дания легитимности идеально пушистому чебурашкину клону в кадр вводится авторитетнейший Ёжик – герой шедевра Норштей­на... Ради чего он покинул свой легендарный туман?

Под видом осовременивания происходит, в сущности, под­мена подлинников, глубинная перезапись и перекодирование изначального "генетическо­го фонда" искусства, который вообще-то следовало бы всеми силами охранять и осваивать в совсем ином смысле.

Без цельности корней вряд ли возможно дальнейшее живое развитие мультипликационного кино как искусства. И в подоб­ном контексте важность таких книг, как книга Курчевского, трудно переоценить.

Рассказы В.В.Курчевского о мультипликации, написанные в период, когда кинопроизводство в стране переживало драмати­ческий слом, полны любовью к делу, которому автор посвятил всю свою жизнь, и верой в бу­дущее. Пришедшая к читателю сегодня книга даёт уникальную возможность прикоснуться к этому неискажённому наследию российской мультипликацион­ной Атлантиды.

Возможно, кто-то из читате­лей захочет пересмотреть какие-то картины прошлого, о которых идёт речь в книге, или увидит их впервые. И возможно, задастся вопросом: почему даже казав­шиеся когда-то "проходными" и не слишком значительными ленты сегодня выглядят живы­ми и выразительными на фоне даже самых навороченных 3-д новинок.

Что приобрела, а что утратила за последние годы мультиплика­ция, всё больше отказывающаяся от рукотворности и искренности в пользу технологий, уже не про­сто автоматизирующих, действи­тельно, чрезвычайно трудоёмкий и длительный процесс создания мультфильма, а и вытесняющих собственно одушевление. Как нельзя кстати сегодня звучит напоминание о том, что источ­ник творчества всегда был и будет заключён не в машинах и компьютерных программах, а в таланте и мастерстве художника. Разве без этого возможно настоя­щее возрождение отечественного мультипликационного кино как важнейшего духовного ресурса, призывы к которому всё чаще звучат даже с самых высоких трибун? Или же нынешние дети просто обречены подрастать среди штампованных на ани­мационном конвейере "няжек", "рободзяк" и "фиксипелок", всё плотнее заполняющих экран?

Оксана Алдошина,
киновед

 

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2015
№1.
С. 63-64

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.