«От более древнего к более новому»
Д. Кирнарская, Российская академия музыки имени Гнесиных, г. Москва
«От более древнего к более новому»
Мы часто замечаем, что успехи учащихся, как общеобразовательных, так и специальных - музыкальных, художественных, математических и других школ «с уклонами», - равно как и успехи студентов, нас не удовлетворяют. Достаточно много слабых учеников, не успевающих усваивать предлагаемый материал; меньше, чем хотелось бы, учеников действительно сильных, успехи которых соответствуют в полной мере затраченным усилиям преподавателей. И слишком велика доля так называемых средних учеников, знания которых фрагментарны, непрочны, не структурированы и пригодны к использованию разве что на очередной контрольной или экзамене.
Можно предложить несколько популярных версий отставания знаний и навыков учащихся от возлагаемых на них надежд: не слишком большое число талантов - как по причине их природной раритетности, так и в силу недостатков воспитания; отсутствие нужной поддержки в семье и ближайшем окружении, слабость внутренней мотивации к обучению...
И лишь изредка образовательное сообщество вызывает огонь на себя, объясняя слабые успехи учащихся и студентов неэффективной методикой преподавания, и даже более - не лучшими образовательными стратегиями. Лишь изредка выражается сомнение в правильности построения учебных планов и программ, в их психологической адекватности и соответствии интеллектуальным и творческим ресурсам обучающихся, их интересам и возрастным возможностям.
Ярким примером трудностей в обучении может быть предмет «сольфеджио», который призван заниматься развитием слуха всех тех, кто учится музыке, от учащихся детских музыкальных школ до студентов консерваторий. Показательность этого предмета состоит в том, что его цель - не просто накопление некоторых навыков, их усложнение и расширение их числа, но развитие самого инструмента, с помощью которого эти навыки функционируют, в данном случае музыкального слуха. Между тем наблюдения за построением программы по этому предмету свидетельствуют о том, что чуть ли не с первых шагов учащиеся вынуждены решать весьма сложные задачи, среди которых наиболее популярны и вместе с тем трудны для освоения так называемый музыкальный диктант - нотная запись незнакомой музыки, а также «обратное действие» - пение по нотам ранее неизвестных мелодий. Новые изыскания в музыкальной педагогике свидетельствуют о том, что причина трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся, кроется в нарушении главного дидактического принципа «от простого к сложному». Какие именно знания и навыки являются более простыми для усвоения, а какие более сложными и почему? Без правильного ответа на этот вопрос все усилия педагогов рискуют остаться бесплодными, а КПД образования минимальным, позволяя достичь хороших результатов лишь наиболее способным и мотивированным учащимся.
В качестве научной основы эффективного образования и психологически адекватного построения программы, будь то обучение сольфеджио или любая другая дисциплина, можно предложить известный филогенетический принцип, суть которого сводится к тому, что онтогенез, или развитие ребёнка, повторяет филогенез, или развитие всего человечества. Иными словами, становление человеческого интеллекта и эмоциональной сферы эволюционирует в том же направлении и проходит те же стадии, которые прошло в своём цивилизационном развитии всё человечество. Отсюда можно в практическом ключе сформулировать филогенетический принцип в образовании: те знания и навыки, которые раньше сложились на историческом пути человечества, в ходе обучения должны осваиваться тоже раньше. И, соответственно, виды деятельности, способы обработки информации, интеллектуальные и другие операции, позже освоенные на историческом пути развития человечества, и в образовательном процессе должны осваиваться позже. Таким образом, более простое для нашего мозга - это то, что человечество как вид освоило раньше, а более сложное - это то, что человечество освоило позже. Соблюдение именно такой последовательности преподнесения материала в образовательном процессе сделает его гораздо эффективнее, а результаты, достигнутые учащимися, станут более прочными и качественными.
В качестве иллюстрации филогенетического принципа в музыкальном образовании можно предложить ход развития музыкального интеллекта в историческом процессе. Тогда оказывается, что начинать развитие слуха надо с так называемого интонационного слуха, схватывающего первичные смысловые параметры музыкального высказывания через самые грубые и простые свойства звучания - тембр, темп, громкость, артикуляцию и фразировку. Вторым на историческом пути человечества стало чувство ритма, формирование которого в курсе сольфеджио целесообразно начинать несколько позже, после того как интонационный слух уже в известной степени сформирован. Третьим по счету оказывается именно тот слух, который по умолчанию считают первым - так называемый аналитический слух, благодаря которому сложились языковые параметры музыки - звукоряды, лады, аккорды и т.д. Благодаря аналитическому слуху мы можем запоминать мелодии, записывать и воспроизводить их. И, наконец, последним на историческом пути человечества сложился так называемый архитектонический слух, отвечающий за цельность и гармонию музыкального высказывания, за соответствие целого и всех его частей, то есть за стилевую сторону музыки, превращающую музыкальное высказывание в некоторую систему, сформированную по определённым, уже не языковым, а индивидуальным правилам, предписанным автором.
Ориентируясь на «пирамиду» музыкальной одарённости, в основании которой находится интонационный слух, а на вершине - архитектонический, нужно правильно формировать музыкальный слух в курсе сольфеджио, постепенно двигаясь от более древних и фундаментальных его сторон к более поздним и внутренне сложным его аспектам.
Филогенетический принцип действует не только на уровне освоения каждой дисциплины в отдельности, но также и на уровне каждой темы или большого раздела учебного курса. Скажем, то же чувство ритма целесообразно формировать, опираясь на темп, затем пульсацию, следом за ней вводить понятие акцента, и лишь в последнюю очередь изучать ритмические рисунки.
Тот же принцип «от более древнего к более новому» действует и на всем протяжении образовательного процесса. Вот почему интенсивное художественное образование служит прекрасной платформой для дальнейшего обучения наукам. Ведь искусство старше науки, и только освоив в нужном объёме художественные навыки, растущий мозг может приступить к освоению сложных логических операций. Традиционное соблюдение филогенетического принципа в образовании и на Западе и на Востоке, когда спорт и искусство были фундаментом образования, а интеллектуальные занятия его продолжением и развитием, в течение столетий лежало в основе обучения высших слоёв общества. Соблюдение филогенетического принципа в образовательном процессе обеспечит более прочное и качественное освоение любого материала; поступенное и стадиальное его преподнесение учащимся с учётом исторической эволюции не просто упрочит их знания, но, что является ещё более важным, будет служить развитию и расширению их интеллектуальных ресурсов и углублению понимания любой информации.
И если принять положение о том, что целью образования для устойчивого развития является всесторонний расцвет человеческой личности, всех её умственных и духовных сил, то образовательные стратегии, построенные с учётом филогенетического принципа, могут со временем стать естественным основанием образовательного процесса, его дидактической философией.
От редакции.
Упомянутый в статье принцип «От простого к сложному» часто понимается формально и механистично, а применительно к органическим процессам вообще представляется, мягко говоря, сомнительным. Поэтому формула Д.Кирнарской, вынесенная в заголовок статьи, выглядит много более удачной и раскрывающей суть дела. Но краткий комментарий напрашивается и в этом случае.
Так называемая биогенетическая теория, согласно которой онтогенез повторяет филогенез, то есть развитие отдельного организма в сжатой форме воспроизводит ход эволюции, произвела в своё время сильное впечатление на учёный мир, и её стали применять, порою весьма прямолинейно, к психологии человека, соотнося этапы развития психики ребёнка - и человечества. То есть более древние периоды истории человеческой культуры должны, с этой точки зрения, соответствовать более ранним этапам развития ребёнка.
Вскоре, правда, стали обращать внимание на то, что человечество развивалось отнюдь не однолинейно и не синхронно, что строители пирамид едва ли обладали сознанием ребёнка-дошкольника, и т.д., и т.п. Тем не менее какая-то правда более общего порядка в этом учении ощущается, и недаром оно так долго сохраняет способность будоражить умы исследователей. Может быть, дело именно в том, на что обращает внимание Кирнарская: в первичности «эмоционально-чувственного» пласта психики по отношению к «рациональному», которая подсказывает педагогу естественный путь развития, а именно - «от более древнего к более новому».
Оставить комментарий