Конкурс хорового пения в общеобразовательном учебном заведении

Г. Башкатов, г. Луцк, Украина

Конкурс хорового пения в общеобразовательном учебном заведении

От искусства ждут отдыха, развлечения и отвлечения,   
забывая, что в первую очередь, это – в высшей степени
сложный процесс познания мира и человека через         
 образы прекрасного. Воспринимать их надо учиться.      
Борис Покровский

Вопросы обновления форм и методов музыкального образования и воспитания школьников всегда были актуальны среди научных работников и педагогов-практиков. Учителю-практику постоянно необходимо решать, как обеспечить эффективность и действенность музыкального просвещения школьников, развитие их художественно-творческих качеств. Работая долгое время в общеобразовательной школе учителем музыкального искусства (музыки), автор подметил: полученные учащимися знания, особенно те, которые формируют цельное представление о музыкальном искусстве через осознание триединства «композитор - исполнитель - слушатель», не закрепляются в достаточной мере практическим применением.

Многолетняя педагогическая деятельность, а также опыт проведения общешкольного конкурса хорового пения «Серебряный камертон» (УВК № 10 г. Луцк, Украина 2004-2013 гг.) позволяют осветить различные аспекты организации и проведения конкурса хорового пения в общеобразовательном учебном заведении через систему «классный хор -сводный хор».

Эта форма коллективной музыкально-творческой деятельности школьников объединяет классно-урочную и внеклассную деятельности. Практическое воплощение этой формы учебно-воспитательного процесса делает его более разнообразным, а также способствует духовному совершенствованию личности ученика в коллективе и через коллектив. Постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры школьников даёт им возможность даже в условиях массового музыкального воспитания идти к достижению уровня настоящего искусства. Таким образом музыка становится частью жизни исполнителей. По сути, это развитие идеи Д.Б. Кабалевского - «Каждый класс - хор».

Наши рекомендации - первая попытка детально и конкретно представить методику организации конкурса песни в общеобразовательном учебном заведении. До этого были лишь предложения по организации конкурсов в системе внеклассной музыкально-воспитательной работы (Хлебникова Л.А. Методика хорового хоровогу спiву у початковiй школi).

Конкурс - соревнование, в котором необходимо представить классный коллектив, соответствующий художественному уровню исполнения конкурсной программы (в том числе и в составе сводного хора), а также уровню сценической и слушательской культуры.

Цель конкурса - формирование музыкальной культуры личности каждого отдельно взятого ученика в условиях коллективного музицирования.

Конкурс решает целый ряд задач:

- развивать и совершенствовать культуру личности каждого учащегося;
- содействовать формированию и развитию интереса и мотивации учащихся к изучению музыкального искусства;
- практически закреплять полученые на уроках знания, навыки и умения, необходимые для восприятия, исполнения-творения музыкального произведения;
- активизировать интерпретацию учащимися музыкальных произведений;
- содействовать объединению учащихся класса, паралели и всей школы в единую школьную семью;
- гармонизировать психологическое состояние учащихся.

При правильной организации и умелом проведении конкурс может перерасти в массовый общешкольный праздник, который позволит учителю открыть детям перспективы в исполнительстве и познании музыки.

Особенности организации и проведения хорового конкурса. Каждый класс - это, в идеале, классхор, к чему должен стремиться учитель музыки, не забывая, что «петь в хоре может каждый учащийся». Сводный хор состоит из нескольких классных хоров. В конкурсе принимают участие учащиеся I-VIII классов. Перед конкурсом проводятся два урока-репетиции (в рамках 4-х часов резервного времени, предусмотренного учебной программой).

Организация и проведение конкурса - дело коллективное, это работа не только учителя музыки, но и педагогического и ученического коллективов, администрации, родителей. Отсюда его статус -общешкольный. Организаторы конкурса: директор школы (председатель оргкомитета), заместитель директора по учебно-воспитательной работе (заместитель председателя), учитель музыки, один-два классных руководителя, учащиеся, родители. Они отвечают не только за подготовку к конкурсу и проведение конкурсных выступлений, но и за создание атмосферы праздника музыкального исскуства, заинтересованности учащихся в нём и за последующее использование подготовленого к конкурсу репер­туара во внекласной работе.

На оргкомитет воз­лагаются следующие задачи:

– подготовка и про­ведение конкурса;

– контроль за подго­товкой и соблюдением условий его проведе­ния;

создание матери­ального фонда;

– решение вопро­сов, которые возни­кают в процессе его подготовки и проведения.

Практика проведения конкурса показала, что к такому специфическому массовому мероприятию необходимо готовиться заранее. Перед началом учебного года проведение конкурса обсуждается с дирекцией, утверждается педагогическим советом и вносится в годовой план работы школы. Проведение общешкольного конкурса хорового пения желатель­но сделать традиционным, поэтому планирование дальнейшей работы и подготовка к следующему конкурсу должны начинаться сразу после оконча­ния предыдущего и подведения итогов на заседании организационного комитета.

Время и условия проведения конкурса. Кон­курс проводится один раз в год или в два года. Наи­лучшее время для проведения – вторая или третья декада ноября (после осенних каникул). Вопросы, связанные с участием классного хора в конкурсе, обсуждаются с учащимися заранее. Конкурс про­ходит в два тура: отдельно для учащихся I–IV и V–VIII классов.

Первый тур проводится среди учащихся каждой параллели классов. Классный хор – победитель первого тура (по решению жюри их может быть два) – получает право участия во втором туре, где распределяются главные призовые места и награды. Количество участников второго тура зависит от количества классов в параллелях   и условий для размещения участ­ников сводного хора на сцене концертного зала.

Конкурс предпола­гает самостоятельное выступление классного хора и его выступление в составе сводного хора. (По желанию органи­заторов конкурс может проводиться без второй составляющей, но это существенно снижает его потенциал.)

В первом туре сводный хор состоит из классных хоров конкретной параллели классов, во втором туре – из победителей первого тура. В конкурсную программу классного хора включаются три разно­характерные песни (произведения), а в программу сводного хора – два. Исключение для учащихся первых классов – они выступают с двумя разноха­рактерными песнями и с одной в составе сводного хора параллели классов. Учащиеся первых классов в сводном хоре второго тура участия не принимают.

Сводный хор учащихся II–IV классов исполняет одну, иногда две песни, а сводный хор учащихся V–VIII классов – одну–две, иногда три песни. Это песни, которые готовятся непосредственно для ис­полнения сводным хором. Одна из них может быть из конкурсного репертуара учащихся II, III классов, а также учащихся V, VI классов. После проведения 3-4-х конкурсов репертуар сводного хора накапли­вается, что даёт возможность и основание иногда включать в него в младших классах вторую, а в старших третью песню. Дальнейшее увеличение репертуара ведёт к перегрузке конкурсантов.

Оценка выступлений. Выступление конкурсан­тов и уровень слушательской культуры оценивает жюри. Члены жюри должны иметь соответствую­щее профессиональное образование и руковод­ствоваться критериями, которые разработал орга­низационный комитет. В оценивании конкурсан­тов возможно участие и непрофессионального ученического жюри, ре­зультаты работы кото­рого профессиональное жюри принимает во вни­мание.

Критериями оцени­вания выступления кон­курсантов являются: 1) вокально-хоровая и исполнительская культура (например, 15 баллов); 2) сценическая и слушатель­ская культура (например, 10 баллов).

Конкурсанты должны раскрыть музыкальный образ произведения, показать умение объединить в своём выступлении вокально-хоровую и испол­нительскую культуру со сценической, а также соответствующий уровень культуры поведения в концертном зале. Поэтому конечный результат их выступления оценивается жюри на основании со­вокупности критериев.

Принцип подбора конкурсного репертуара. Репертуар подбирается, исходя из специфики меро­приятия, но в рамках соответствующих требований государственной программы по предмету «Музы­кальное искусство». Часть репертуара может быть из  предыдущих лет обучения учащихся.

Сводный хор и особенности пения в нём. По сравнению с классным хором, который состоит, как правило, из 25–30-ти учащихся, сводный хор зна­чительно больше. В процессе проведения конкурса он изменяет свой состав. В первом туре в сводный хор входят классные хоры параллели классов, а во втором – классные хоры разных параллелей.

До своего выступления конкурсанты не имеют возможности сообща отрабатывать репертуар, ко­торый готовился для исполнения сводным хором, а изучают его отдельно классными хорами на уроках музыки. Поэтому выступление классного хора в составе сводного – непростое дело и требует соответствующих навы­ков подчинения освоен­ных вокально-хоровых умений специфике пения в таком коллективе и ор­ганизации сценического выступления.

Распевание. Учиты­вая то, что практика выступления классных хоров в школе достаточно ограничена, особенно в составе сводного хора, распевание целесообразно проводить перед началом конкурса на месте вы­ступления в концертном зале.

Охрана голоса и здоровья учащихся. Охране голоса и здоровья школьников необходимо уделять внимание на всех поурочных занятиях, учитывая, в первую очередь, возрастные особенности. Возмож­ность выступления учащегося на конкурсе учитель музыки и классный руководитель обсуждают с каждым. Исходя из того, что родители школьника лучше знают состояние здоровья своего ребёнка, их мнение об участии в конкурсе является при­оритетным.

Уроки-репетиции. На них отрабатывается кон­курсный репертуар, а также практические навыки и умения: приготовиться к выступлению, выйти на сцену, вести себя соответствующим образом в про­цессе выступления, а также после него (занять свои места в концертном зале и внимательно слушать выступление других  коллективов).

Уроки-репетиции проводятся там, где будет проходить конкурсное выступление, дважды. На первом уроке-репетиции учащиеся отрабатывают конкурсный репертуар и сценическую культуру в центре сцены или сценической части зала. Дальше отрабатывается выход на сцену, возвращение на места, отведённые классному хору. На втором уро­ке-репетиции отработка учащимися конкурсного репертуара (в первую очередь исполняемого в составе сводного хора) и сценической культуры происходит на том месте сцены, которое отведено для конкрет­ного классного хора в составе сводного. Уроки-репе­тиции особенно важны для учащихся, которые, как правило, не имеют практики подготовки к высту­плению на сцене, где психологическая, физическая и эмоциональная нагрузки более весомы, нежели на уроках. Конкурсанты должны также учитывать акустику концертного зала. Исполнение конкурсной программы и выступление сводного хора происходит без озвучивания техническими средствами.

Большое значение имеет награждение всех участников конкурса, процедура его проведения. Это своеобразная благодарность организаторов участникам. Она является не прямой, а, что осо­бенно важно, опосредованной формой оценивания знаний и умений учащихся.

Учитель музыкального исскуства – ключевая фигура при подготовке и проведении конкурса. На него ложатся функции руководителя, концертмейстера и во многом организатора, которые с точки зрения профессионального подхода всегда разделены. Именно он готовит классные и сводные хоры к выступлению и отвечает за их готовность. Уровень раскрытия музыкального образа в про­цессе выступления в значительной степени зависит от собранности и профессионализма учителя как хормейстера и инструменталиста. Организаторы конкурса должны с пониманием относиться к той значительной нагрузке, которую необходимо выдер­живать учителю музыки. Выступление ученических хоров есть одновременно и своеобразный отчёт о профессиональном мастерстве педагога.

Организуя конкурс, нужно помнить следую­щее. Рамки урока музыки, к сожалению, не дают возможности достичь высокого вокально-хорового уровня исполнительского мастерства классного хора, однако к этому необходимо стремиться. Прак­тика показывает, что исполнительский уровень учащихся растёт с каждым следующим конкурсом, поэтому их проведение в школе должно стать тра­диционным.

Интерпретация каждого конкретного произ­ведения должна идти через поиск средств вырази­тельности, умение донести с их помощью художе­ственный образ. Речь идёт не только об освоении учащимися правильных исполнительских умений, а и о приобретении общих сведений, информации о композиторах, жанрах, видах искусства, то есть об общем музыкальном развитии детей, которое нельзя «оттренировать» перед конкурсным выступлением, над ним необходимо работать на протяжении всех годов обучения.

Недопустимо в рамках урочной работы, которая основывается на принципе тематизма музыкально-эстетического и учебно-познавательного характера, предоставляющего реальную возможность дости­жения цельности и единства учебного процесса как в рамках одного урока, так и на протяжении полугодия, года, а также всего курса, превращать конкурсное выступление в самоцель. Более важная и глубинная цель конкурса – формирование обще­человеческой культуры школьников, их любви к музыкальному искусству.

Главное, к чему необходимо стремиться орга­низаторам конкурса хорового пения, – сделать его настоящим праздником музыкального искусства в общеобразовательном учебном заведении.

Выводы. Хоровой конкурс как одна из традици­онных форм массового музыкального воспитания в общеобразовательных  учебных заведениях, объеди­няя класно-урочную и внеклассную коллективную музыкально-творческую деятельность в цельный учебно-воспитательный процес, решает не только исполнительские задачи, а прежде всего способству­ет повышению общей культуры учащихся, преоб­ретению культурных и духовных ценностей. Таким образом, выполняя свою непосредственную учебно-воспитательную работу, мы способствуем развитию традиций массового хорового пения в общеобразо­вательном учебном заведении, тем самым несём в общество хоровую культуру как общечеловеческое и национальное духовное достояние.

 

 

Искусство в школе: 
2018
№4.
С. 24-27.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.