Конкурс хорового пения в общеобразовательном учебном заведении
Г. Башкатов, г. Луцк, Украина
Конкурс хорового пения в общеобразовательном учебном заведении
забывая, что в первую очередь, это – в высшей степени
сложный процесс познания мира и человека через
образы прекрасного. Воспринимать их надо учиться.
Вопросы обновления форм и методов музыкального образования и воспитания школьников всегда были актуальны среди научных работников и педагогов-практиков. Учителю-практику постоянно необходимо решать, как обеспечить эффективность и действенность музыкального просвещения школьников, развитие их художественно-творческих качеств. Работая долгое время в общеобразовательной школе учителем музыкального искусства (музыки), автор подметил: полученные учащимися знания, особенно те, которые формируют цельное представление о музыкальном искусстве через осознание триединства «композитор - исполнитель - слушатель», не закрепляются в достаточной мере практическим применением.
Многолетняя педагогическая деятельность, а также опыт проведения общешкольного конкурса хорового пения «Серебряный камертон» (УВК № 10 г. Луцк, Украина 2004-2013 гг.) позволяют осветить различные аспекты организации и проведения конкурса хорового пения в общеобразовательном учебном заведении через систему «классный хор -сводный хор».
Эта форма коллективной музыкально-творческой деятельности школьников объединяет классно-урочную и внеклассную деятельности. Практическое воплощение этой формы учебно-воспитательного процесса делает его более разнообразным, а также способствует духовному совершенствованию личности ученика в коллективе и через коллектив. Постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры школьников даёт им возможность даже в условиях массового музыкального воспитания идти к достижению уровня настоящего искусства. Таким образом музыка становится частью жизни исполнителей. По сути, это развитие идеи Д.Б. Кабалевского - «Каждый класс - хор».
Наши рекомендации - первая попытка детально и конкретно представить методику организации конкурса песни в общеобразовательном учебном заведении. До этого были лишь предложения по организации конкурсов в системе внеклассной музыкально-воспитательной работы (Хлебникова Л.А. Методика хорового хоровогу спiву у початковiй школi).
Конкурс - соревнование, в котором необходимо представить классный коллектив, соответствующий художественному уровню исполнения конкурсной программы (в том числе и в составе сводного хора), а также уровню сценической и слушательской культуры.
Цель конкурса - формирование музыкальной культуры личности каждого отдельно взятого ученика в условиях коллективного музицирования.
Конкурс решает целый ряд задач:
- развивать и совершенствовать культуру личности каждого учащегося;
- содействовать формированию и развитию интереса и мотивации учащихся к изучению музыкального искусства;
- практически закреплять полученые на уроках знания, навыки и умения, необходимые для восприятия, исполнения-творения музыкального произведения;
- активизировать интерпретацию учащимися музыкальных произведений;
- содействовать объединению учащихся класса, паралели и всей школы в единую школьную семью;
- гармонизировать психологическое состояние учащихся.
При правильной организации и умелом проведении конкурс может перерасти в массовый общешкольный праздник, который позволит учителю открыть детям перспективы в исполнительстве и познании музыки.
Особенности организации и проведения хорового конкурса. Каждый класс - это, в идеале, классхор, к чему должен стремиться учитель музыки, не забывая, что «петь в хоре может каждый учащийся». Сводный хор состоит из нескольких классных хоров. В конкурсе принимают участие учащиеся I-VIII классов. Перед конкурсом проводятся два урока-репетиции (в рамках 4-х часов резервного времени, предусмотренного учебной программой).
Организация и проведение конкурса - дело коллективное, это работа не только учителя музыки, но и педагогического и ученического коллективов, администрации, родителей. Отсюда его статус -общешкольный. Организаторы конкурса: директор школы (председатель оргкомитета), заместитель директора по учебно-воспитательной работе (заместитель председателя), учитель музыки, один-два классных руководителя, учащиеся, родители. Они отвечают не только за подготовку к конкурсу и проведение конкурсных выступлений, но и за создание атмосферы праздника музыкального исскуства, заинтересованности учащихся в нём и за последующее использование подготовленого к конкурсу репертуара во внекласной работе.
На оргкомитет возлагаются следующие задачи:
– подготовка и проведение конкурса;
– контроль за подготовкой и соблюдением условий его проведения;
создание материального фонда;
– решение вопросов, которые возникают в процессе его подготовки и проведения.
Практика проведения конкурса показала, что к такому специфическому массовому мероприятию необходимо готовиться заранее. Перед началом учебного года проведение конкурса обсуждается с дирекцией, утверждается педагогическим советом и вносится в годовой план работы школы. Проведение общешкольного конкурса хорового пения желательно сделать традиционным, поэтому планирование дальнейшей работы и подготовка к следующему конкурсу должны начинаться сразу после окончания предыдущего и подведения итогов на заседании организационного комитета.
Время и условия проведения конкурса. Конкурс проводится один раз в год или в два года. Наилучшее время для проведения – вторая или третья декада ноября (после осенних каникул). Вопросы, связанные с участием классного хора в конкурсе, обсуждаются с учащимися заранее. Конкурс проходит в два тура: отдельно для учащихся I–IV и V–VIII классов.
Первый тур проводится среди учащихся каждой параллели классов. Классный хор – победитель первого тура (по решению жюри их может быть два) – получает право участия во втором туре, где распределяются главные призовые места и награды. Количество участников второго тура зависит от количества классов в параллелях и условий для размещения участников сводного хора на сцене концертного зала.
Конкурс предполагает самостоятельное выступление классного хора и его выступление в составе сводного хора. (По желанию организаторов конкурс может проводиться без второй составляющей, но это существенно снижает его потенциал.)
В первом туре сводный хор состоит из классных хоров конкретной параллели классов, во втором туре – из победителей первого тура. В конкурсную программу классного хора включаются три разнохарактерные песни (произведения), а в программу сводного хора – два. Исключение для учащихся первых классов – они выступают с двумя разнохарактерными песнями и с одной в составе сводного хора параллели классов. Учащиеся первых классов в сводном хоре второго тура участия не принимают.
Сводный хор учащихся II–IV классов исполняет одну, иногда две песни, а сводный хор учащихся V–VIII классов – одну–две, иногда три песни. Это песни, которые готовятся непосредственно для исполнения сводным хором. Одна из них может быть из конкурсного репертуара учащихся II, III классов, а также учащихся V, VI классов. После проведения 3-4-х конкурсов репертуар сводного хора накапливается, что даёт возможность и основание иногда включать в него в младших классах вторую, а в старших третью песню. Дальнейшее увеличение репертуара ведёт к перегрузке конкурсантов.
Оценка выступлений. Выступление конкурсантов и уровень слушательской культуры оценивает жюри. Члены жюри должны иметь соответствующее профессиональное образование и руководствоваться критериями, которые разработал организационный комитет. В оценивании конкурсантов возможно участие и непрофессионального ученического жюри, результаты работы которого профессиональное жюри принимает во внимание.
Критериями оценивания выступления конкурсантов являются: 1) вокально-хоровая и исполнительская культура (например, 15 баллов); 2) сценическая и слушательская культура (например, 10 баллов).
Конкурсанты должны раскрыть музыкальный образ произведения, показать умение объединить в своём выступлении вокально-хоровую и исполнительскую культуру со сценической, а также соответствующий уровень культуры поведения в концертном зале. Поэтому конечный результат их выступления оценивается жюри на основании совокупности критериев.
Принцип подбора конкурсного репертуара. Репертуар подбирается, исходя из специфики мероприятия, но в рамках соответствующих требований государственной программы по предмету «Музыкальное искусство». Часть репертуара может быть из предыдущих лет обучения учащихся.
Сводный хор и особенности пения в нём. По сравнению с классным хором, который состоит, как правило, из 25–30-ти учащихся, сводный хор значительно больше. В процессе проведения конкурса он изменяет свой состав. В первом туре в сводный хор входят классные хоры параллели классов, а во втором – классные хоры разных параллелей.
До своего выступления конкурсанты не имеют возможности сообща отрабатывать репертуар, который готовился для исполнения сводным хором, а изучают его отдельно классными хорами на уроках музыки. Поэтому выступление классного хора в составе сводного – непростое дело и требует соответствующих навыков подчинения освоенных вокально-хоровых умений специфике пения в таком коллективе и организации сценического выступления.
Распевание. Учитывая то, что практика выступления классных хоров в школе достаточно ограничена, особенно в составе сводного хора, распевание целесообразно проводить перед началом конкурса на месте выступления в концертном зале.
Охрана голоса и здоровья учащихся. Охране голоса и здоровья школьников необходимо уделять внимание на всех поурочных занятиях, учитывая, в первую очередь, возрастные особенности. Возможность выступления учащегося на конкурсе учитель музыки и классный руководитель обсуждают с каждым. Исходя из того, что родители школьника лучше знают состояние здоровья своего ребёнка, их мнение об участии в конкурсе является приоритетным.
Уроки-репетиции. На них отрабатывается конкурсный репертуар, а также практические навыки и умения: приготовиться к выступлению, выйти на сцену, вести себя соответствующим образом в процессе выступления, а также после него (занять свои места в концертном зале и внимательно слушать выступление других коллективов).
Уроки-репетиции проводятся там, где будет проходить конкурсное выступление, дважды. На первом уроке-репетиции учащиеся отрабатывают конкурсный репертуар и сценическую культуру в центре сцены или сценической части зала. Дальше отрабатывается выход на сцену, возвращение на места, отведённые классному хору. На втором уроке-репетиции отработка учащимися конкурсного репертуара (в первую очередь исполняемого в составе сводного хора) и сценической культуры происходит на том месте сцены, которое отведено для конкретного классного хора в составе сводного. Уроки-репетиции особенно важны для учащихся, которые, как правило, не имеют практики подготовки к выступлению на сцене, где психологическая, физическая и эмоциональная нагрузки более весомы, нежели на уроках. Конкурсанты должны также учитывать акустику концертного зала. Исполнение конкурсной программы и выступление сводного хора происходит без озвучивания техническими средствами.
Большое значение имеет награждение всех участников конкурса, процедура его проведения. Это своеобразная благодарность организаторов участникам. Она является не прямой, а, что особенно важно, опосредованной формой оценивания знаний и умений учащихся.
Учитель музыкального исскуства – ключевая фигура при подготовке и проведении конкурса. На него ложатся функции руководителя, концертмейстера и во многом организатора, которые с точки зрения профессионального подхода всегда разделены. Именно он готовит классные и сводные хоры к выступлению и отвечает за их готовность. Уровень раскрытия музыкального образа в процессе выступления в значительной степени зависит от собранности и профессионализма учителя как хормейстера и инструменталиста. Организаторы конкурса должны с пониманием относиться к той значительной нагрузке, которую необходимо выдерживать учителю музыки. Выступление ученических хоров есть одновременно и своеобразный отчёт о профессиональном мастерстве педагога.
Организуя конкурс, нужно помнить следующее. Рамки урока музыки, к сожалению, не дают возможности достичь высокого вокально-хорового уровня исполнительского мастерства классного хора, однако к этому необходимо стремиться. Практика показывает, что исполнительский уровень учащихся растёт с каждым следующим конкурсом, поэтому их проведение в школе должно стать традиционным.
Интерпретация каждого конкретного произведения должна идти через поиск средств выразительности, умение донести с их помощью художественный образ. Речь идёт не только об освоении учащимися правильных исполнительских умений, а и о приобретении общих сведений, информации о композиторах, жанрах, видах искусства, то есть об общем музыкальном развитии детей, которое нельзя «оттренировать» перед конкурсным выступлением, над ним необходимо работать на протяжении всех годов обучения.
Недопустимо в рамках урочной работы, которая основывается на принципе тематизма музыкально-эстетического и учебно-познавательного характера, предоставляющего реальную возможность достижения цельности и единства учебного процесса как в рамках одного урока, так и на протяжении полугодия, года, а также всего курса, превращать конкурсное выступление в самоцель. Более важная и глубинная цель конкурса – формирование общечеловеческой культуры школьников, их любви к музыкальному искусству.
Главное, к чему необходимо стремиться организаторам конкурса хорового пения, – сделать его настоящим праздником музыкального искусства в общеобразовательном учебном заведении.
Выводы. Хоровой конкурс как одна из традиционных форм массового музыкального воспитания в общеобразовательных учебных заведениях, объединяя класно-урочную и внеклассную коллективную музыкально-творческую деятельность в цельный учебно-воспитательный процес, решает не только исполнительские задачи, а прежде всего способствует повышению общей культуры учащихся, преобретению культурных и духовных ценностей. Таким образом, выполняя свою непосредственную учебно-воспитательную работу, мы способствуем развитию традиций массового хорового пения в общеобразовательном учебном заведении, тем самым несём в общество хоровую культуру как общечеловеческое и национальное духовное достояние.
Оставить комментарий