Живая природа и балетное искусство

 

М. Гендова, сотрудник библиотеки Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, г. Санкт-Петербург 

Живая природа и балетное искусство

Из опыта интегрированных уроков

Стремительное развитие технологий, непрерывная оптимизация всех сфер жизни, увеличивающийся в геометрической прогрессии информационный поток - всё это требует пересмотра многих привычных педагогических концепций. Гадать о том, насколько хороши те или иные изменения в структуре школьного образования, дело довольно бессмысленное; стоит посмотреть, какие новшества действительно способны сформировать у школьников устойчивую познавательную мотивацию и понимание того, что школьное знание - не никчёмный «багаж», который пытаются навязать взрослые, а окно в огромный мир, в котором им предстоит жить, решать текущие проблемы и отвечать на извечные философские вопросы, являющиеся фундаментальной частью нашего бытия.

Если ещё некоторое время назад школа была нацелена на формирование несколько разрозненных знаний по отдельным предметам, знаний, которые впоследствии, уже у взрослого человека, должны были собираться в единую картину мира, то сегодня школа стремится отойти от такой дискретности, обособленности знаний.

Уже на первых этапах учения педагоги стараются показать детям взаимосвязь всех предметов, поскольку открыть для себя, понять окружающий мир можно лишь осознавая причинно-следственные связи и общие закономерности, а не только набирая «фактический материал» разрозненных знаний.

В рамках современных подходов к образованию и воспитанию существует целая палитра многочисленных технологий и методов. Однако, на мой взгляд, наиболее перспективным «инструментом» являются интегрированные уроки, построенные на взаимодействии нескольких учебных дисциплин (биологии, географии, истории, искусства и прочих) и нацеленные на более полное, разностороннее раскрытие изучаемого материала и формирование единой картины мира.

Взаимодействие учебных предметов позволяет одновременно открывать для ребёнка мир научного знания и мир культуры. Очевидно, что процесс взросления и формирования личности невозможен без эмоционально-чувственного и ценностно-ориентационного компонента, а также без развития широкого кругозора и мировосприятия. В силу этого я стремлюсь в своей педагогической деятельности предлагать школьникам не сухой концентрат знаний, а преобразовывать их в «живой» источник, способный взволновать ребёнка, вызвать в нём ответную реакцию, желание включиться в диалог, высказать своё мнение, попытаться найти отголоски получаемого знания в окружающей действительности. Так, на практике, в режиме педагогического сотрудничества мы с ребятами вместе открываем многоликий мир, подкрепляя теоретические знания опытом из области искусства и культуры.

На уроках биологии, практически в любом её разделе, можно применять технологию интегрированных уроков. Хотелось бы, чтобы предметы естественно-математического и гуманитарного цикла работали в тандеме, дополняя друг друга, а внутришкольные мероприятия не носили формального характера. С этой целью, уже с начала учебного года, я уделила пристальное внимание разделам краеведения и русского балетного искусства, признанного мировым культурным достоянием.

На занятиях по краеведению и биологии учащимся V-VII классов было предложено познакомиться как с привычными, так и с редкими видами животных, обитающих на территории Ленинградской области, через образы, встречающиеся... в балетных спектаклях. Цель этого цикла занятий - зародить в детях интерес к своему, «домашнему» региону как уникальной природно-экологической и социокультурной единице на многоликой карте нашей Родины, создать своего рода «портрет» этого региона. Конечно, выбор был обусловлен и профилем нашего учебного заведения - занятия проходили в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. Но я считаю, что эта или подобная идея может быть реализована и в общеобразовательных учебных заведениях.

Нестандартность тематического цикла формирует у ребёнка интерес к занятиям, позволяет не только открыть или углубить свои представления о русском балетном театре, родившемся на берегах Невы, но и узнать много нового о мире дикой природы Ленинградской области. Дети получают возможность сравнивать научные, биологические факты, касающиеся внешних особенностей, повадок, мест обитания, характера животного с теми представлениями, которые возникают под влиянием образов, создаваемых балетмейстером и актером.

Подобные уроки позволили наглядно объяснить важность умения наблюдать, анализировать, обобщать и по-разному преобразовывать информацию, в частности переводить знания в образы невербального искусства танца. На этих занятиях у ребят формировался опыт эмоционально-ценностного отношения и к своему региону, и к будущей профессии. Она открылась им с непривычной стороны: главное в искусстве - не техника, а духовная сущность, которая «спрятана» внутри художественного вымысла. Причём сам вымысел опирается на истинные представления о мире; балетмейстер преобразует или укрупняет ту или иную особенность живого существа и воплощает её в «лейттемах», характерных для каждого конкретного персонажа, в кружева сценических па.

Итак, предлагаю вашему вниманию разработку урока «Наш дом - Ленинградская область; знакомство с её животным миром через призму балетного искусства».

Ход занятия

У. Ребята, давайте подумаем, что делает для нас родным и близким то или иное место или человека?

Д. Когда мы знаем о нём всё-всё; может быть, это что-то уникальное, что более нигде не встречается; это тот, кто свой по духу - близкий, кто всегда понимает, кому мы доверяем, кто поможет в любой момент.

У. Молодцы! Вы правы. Родной - это действительно близкий, о ком мы всё знаем, на кого надеемся, кто всегда рядом и знаком нам очень-очень давно. Родным для нас может быть как человек, так и какая-то территория, тогда мы говорим «родной дом» или «родная земля». И конечно же, нельзя обойти вниманием глубину слова Родина.

Наша с вами страна Россия невероятна огромна. В ней множество самых разных по природным и культурным особенностям уголков, и, согласитесь, изучать свои родные просторы всегда интересно и удивительно, ведь в этот момент мы узнаём свой Дом в самом широком понимании этого слова, мы его обживаем. Поэтому давайте сегодня постараемся узнать как можно больше интересного, неповторимого о природе Ленинградской области; ее можно назвать «визитной карточкой» региона, ведь именно природа создаёт образ нашего Дома.

Однако познавать нашу область мы будем не привычным образом, а с помощью балетного искусства, которое тоже обращало внимание на мир живой природы, делая обитателей природной среды персонажами балетов. Напомню, что классический балет - это искусство, где чувство опосредовано интеллектом, ему чужда спонтанность и стихийность. Это строгое искусство, служение которому требует большой работы души и ума исполнителя, а также самого зрителя - ведь «разговаривает» балет со своим зрителем с помощью движений, которые всегда несут в себе смысл, требуя включения разума.

Но что-то мы отвлеклись. Итак, отправимся в путь - в мир неизведанного. Оказывается, в балете - этом «дворцовом» искусстве - очень много внимания уделено миру живой природы!

Для начала обратим наш взор на географическую карту и посмотрим на очертания Ленинградской области. Границы области неправильной формы, напоминают контуры бабочки. В мире искусства эти эфемерные насекомые являются символом грации, весны, красоты и романтизма, как и само искусство классического танца - балет. Нам известно, что бабочки легки, они порхают с цветка на цветок, но обеспечивает эту возможность хитрый механизм, превращающий бабочку в большую труженицу, подобную балерине.

Крылышки бабочек, или чешуекрылых, накапливают в себе солнечное тепло благодаря покрывающим их цветным чешуйкам. И именно это накопленное тепло позволяет обрести лёгкость: ведь чешуйки способны длительно поддерживать определённый температурный баланс - быть некими «энергосберегающими батарейками». Кроме того, бабочки очень выносливые и трудолюбивые создания, способные к многокилометровым перелётам-путешествиям. Рекордсмен в мире бабочек - Монарх, самая выносливая бабочка мира, обитает на территории Канады. Она может преодолевать расстояние в 1000 км без остановок, то есть крохотная бабочка может сравниться с поездом, курсирующим между Петербургом и Москвой. Итак, бабочка удивительна: это сочетание выносливости и грации, своеобразное соединение несочетаемого.

Подобный «конфликт» мечты и реальности -центральная тема искусства романтизма. И теперь мы с вами уже с уверенностью скажем: не случайно символом романтизма в балете становится бабочка - природная волшебница. Романтический балет несет в себе соединение воздушного танца на пуантах, олицетворяющего мир мечты и идеала, и обыденного, или бытового, танца в каблучной обуви, характеризующего мир реальности.

В период позднего балетного романтизма (1860 г.) появляется спектакль «Бабочка».

Балетмейстером выступила прославленная представительница зари романтической эпохи Мария Тальони - балерина, впервые вставшая на пуанты и создавшая прелестный образ лесной нимфы Сильфиды.

А ещё она привнесла в мир балетной моды привычную нам ныне «шопеновскую», или удлинённую, балетную пачку, «корни» которой в традиционном балетном платье барышень начала XIX столетия. В балете «Бабочка» старая злая волшебница Гамза крадёт маленькую девочку принцессу Фарфаллу (Farfalla в переводе с итальянского «бабочка») и делает её своей служанкой. Старая злобная волшебница мечтает о возвращении молодости, но это возможно лишь в том случае, если её полюбит и поцелует прекрасный принц. Однако принц на балу влюбляется в служанку Фарфаллу. Разгневанная ведьма превращает девушку в бабочку. Принц замечает бабочку, он пленён её красотой и грацией. Тогда злобная Гамза решает спалить Фарфаллу, но огонь, опалив крылья, разрушает и чары колдуньи. Балет заканчивается счастливым союзом влюблённых.

В Петербурге балет «Бабочка» появился в январе 1874 года, его подредактировал главный балетмейстер Петербургской императорской труппы Мариус Петипа; композитор - Ж.Оффенбах. Праздничный балет был дан по случаю бракосочетания Великой княжны Марии Александровны и принца Альфреда, герцога Эдинбургского.

Смотрим видеофрагмент балета, обращая внимание на технику танца (полуподдержки, работа рук танцовщицы), а также на головной убор, имитирующий чувствительные (сенсорные) усики бабочки, называемые антеннами; и ажурные крылышки - «сковородочки», что украшают шопеновскую пачку).

Возвращаясь к географической карте, отметим, что наша Ленинградская область «балетна» уже по своим очертаниям, а значит, стоит продолжить знакомство с нею в том же ключе. Благодаря тому, что область имеет выход к морю и омывается водами Финского залива, в наших краях произрастает огромное количество самых разнообразных пород деревьев, а на берегах залива заложена уникальная лиственничная роща, которая называется Корабельной, или Линдуловской, по названию реки, на берегах которой она раскинулась. Название рощи - «Корабельная» - связано с деятельностью Петра1. Благодаря его стараниям удалось «прорубить» окно в Европу, он заложил на берегах Невы наш город, ставший со временем колыбелью русского балета. Корабельная роща Петра I была заложена в 1708 г., были высажены молодые архангельские лиственницы, из гибких, прочных и влагостойких стволов которых изготовлялись мачты и другие детали морских судов. Сегодня эти лиственницы признаны старейшими посадками не только в европейской части России, но и во всей Европе.

Пётр I слыл изысканным танцором, он ввёл культуру балов. Эти бальные вечера - ассамблеи, где, помимо танцев, вели светские беседы, играли в шахматы, решали политические вопросы и подавали роскошный ужин, - стали обязательными для дворянства с 1718 года. Но самое главное: впервые на светском рауте в величавых менуэтах и заводных гроссфатерах соединилась мужская и женская половины общества - ведь в допетровской Руси женщина проводила время в тереме, на женской половине дома. По воспоминаниям современников, Пётр I любил танцы и особенно жаловал гроссфатер, который сохранился на сцене в балете П.И. Чайковского «Щелкунчик». Он был поставлен в Мариинском театре в 1892 г. вторым балетмейстером театра Л.Ивановым. Гроссфатер отличается сменой ритмов - от размеренно величавого до быстрого, семенящего темпоритма с обилием самых причудливых танцевальных фигур. Послушаем и посмотрим фрагмент из балета.

Герои новогодне-рождественского балета «Щелкунчик» - самые обычные, такие же, как и мы, дети и взрослые, которые наряжают ёлку, устраивают торжественный вечер в гостиной у ёлки, дарят подарки, угощаются изысканными праздничными блюдами, танцуют (ведь в XIX столетии было принято устраивать маленькие домашние балы, особенно в Рождество). Они, как и мы, мечтают, загадывают желания и верят в чудеса.

Давайте подумаем, а нет ли там персонажей-животных? Верно, это полевые мыши. Кстати, мыши в этом балете совсем не милые мышата, а самые настоящие представители зла - это злобное войско Мышиного короля (да и в природе они выступают вредителями огородов и зернохранилищ).

Девочка Мари пробирается в опустевшую гостиную к своему любимцу - кукле Щелкунчику; девочке его жалко, для неё он живой, это её друг, она беспокоится, как он проведёт ночь один в большой гостиной. В этот миг в оркестре звучит тревожная музыка, и из кулис появляются мыши. Не случайно они появляются в ночной темноте; днём мышки часто проводят время под землёй, в норках, а ночью наступает период активности. Питаются мыши растительной пищей, но также любят лакомиться и шоколадом. Это находит своё отображение в балете «Щелкунчик»: под покровом ночи, благодаря высокой чувствительности к запахам, мыши легко находят путь к шоколадным лакомствам и Щелкунчику. И начинают вести отчаянный бой с принцем Щелкунчиком и его войском пряничных и марципановых солдатиков.

Давайте посмотрим, как отображены биологические особенности этих персонажей в балете. Битва мышей и войска солдатиков - одна из центральных сцен в первом акте. Костюмы исполнителей мышей похожи на серые шкурки этих животных, артисты двигаются исключительно толпой, то группируясь вокруг короля мышей, то выступая против солдатиков Щелкунчика. (Вспомним, что и живут мыши большими «стайками», за один сезон самка способна произвести на свет до 40 детёнышей.) Их пластика проста - основными движениями являются наклонённый вперёд корпус, поджатые руки-лапки, семенящие мелкие шажки-бег на полупальцах, отдельные невысокие прыжки; «наступая», артисты-мыши ползают на четвереньках. Зрительское внимание приковывают извивающийся корпус, юркие движения, мелкий бег и поджатые лапки.

Такие акценты не только биологически достоверны, но и совпадают с текстом первоисточника: «Но тут отовсюду поднялось странное хихиканье и писк, и за стеной пошли беготня и топот, будто от тысячи крошечных лапок, и тысячи крошечных огонёчков глянули сквозь щели в полу. Но то были не огоньки, нет, а маленькие блестящие глазки, и Мари увидела, что отовсюду выглядывали и выбирались из-под пола мыши».

Помимо полевых мышек, в балете получили прописку ещё и летучие: это свита злой феи Кара-бос из балета «Спящая красавица» П. Чайковского и М. Петипа, поставленного в 1890 году.

На территории нашей области летучие мыши распространены почти повсеместно, особенно много их в районе Саблинских пещер - мест зимовки. Однако в белые ночи мы можем наблюдать их даже у стен Петропавловской крепости. Спят мыши с октября до мая, прицепляясь острыми коготками к шероховатостям сводов пещер и вися вниз головой. Часто несколько мышей собирается в кучку и висят гирляндами, тесно прижавшись друг к другу. Наши летучие мыши питаются различными насекомыми, в том числе и массовыми вредителями лесных и сельскохозяйственных угодий. «Слава» летучих мышей как зверьков кровожадных незаслуженна. Однако во многих произведениях искусства, в сказках и поверьях летучие мыши являются спутниками отрицательных персонажей - огнедышащих драконов, вампиров, ведьм - а значит, существами вредными. Такое обывательски-предвзятое отношение привело к резкому сокращению численности этих животных. Усугубляет дело и неприглядный внешний вид: при своих небольших размерах мышки имеют сильно развитые наружные уши, которые служат им главным источником ориентирования в пространстве (ультразвуковая эхолокация), маленькие глазки, мохнатое тело, немного костлявые конечности. Ещё один фактор исторического страха перед летучими мышами - их вечерний и ночной образ жизни.

Теперь давайте посмотрим, как эти особенности отражены в балете «Спящая краавица». Перед появлением мышей и их предводительницы феи Карабос происходит затемнение сцены - наступают сумерки, в музыке возникают скрипяще-тревожные интонации, напоминающие завывание ветра. Фея Карабос возникает из-за кулис в огромном чёрном плаще, капюшоне и с клюкой, представляя собой что-то бесформенное, непредсказуемое и способное к полёту. Пластика феи Карабос и её окружения - преимущественно юркие, цепкие немного корявые движения, стелющиеся близ поверхности сцены, при этом в танец вплетены вращения и невысокие прыжки, имитирующие вихрь и небольшие перелёты (хотя стоит отметить, что в природе летучие мыши - это единственные из млекопитающих, которые умеют летать на значительные расстояния). С течением времени исполнители феи Карабос и танцовщики её свиты всё более уделяют внимание работе с плащом, приближаясь всё отчётливее к образу летучей мыши - представительницы отряда рукокрылых, у которых передние конечности служат и крыльями, и «руками». Вот такие мышки - полевые и летучие - живут не только в природном ландшафте Ленинградской области, но и населяют мир балета.

Ребята, а кто сможет вспомнить ещё один балет П.И. Чайковского, который мы не назвали сегодня?

Д. «Лебединое озеро».

У. Верно. У этого балета весьма непростая судьба. До петербургской премьеры постановка балета была осуществлена в 1877 г. в Москве балетмейстером В. Рейзингером. Но она не пришлась по вкусу публике и была забыта. И вот в 1895 году М. Петипа и Л. Иванов на основе партитуры П. Чайковского создали новый балет, который стал настоящей визитной карточкой русского балетного искусства, а образ Лебедя приобрёл чуть позже статус символа балета - ведь лебедь, подобно балерине, обладает неповторимой осанкой.

Ежегодно весной и осенью мы можем наблюдать, как летят или останавливаются на отдых лебединые стаи. Лебеди не проживают в нашей области постоянно, она является транзитной для этих величавых, невероятно сильных и верных птиц, которые выбирают себе в пару спутника один раз и на всю жизнь.

Именно эта черта отображена в балете «Лебединое озеро», где принц Зигфрид поклялся в любви и верности прекрасной королеве Лебедей - Одетте, но, вернувшись во дворец, он обманывается, так как злой гений «подсовывает» ему коварную обольстительницу Одиллию, как две капли воды похожую на Одетту. В финале балета Одетта гибнет.

Отметим, что и название балета имеет вполне «биологическую» подоплеку: дело в том, что эти грациозные птицы превосходно плавают и держатся на воде и предпочитают большую часть дня проводить на водных просторах. Держатся они далеко от берега, так как пугливы и недоверчивы, как и героиня балета - Одетта. В полёте лебедь отличается от других птиц вытянутой далеко вперёд шеей и редкими взмахами крыльев. Такие плавные взмахи рук-крыльев демонстрирует в своём завораживающем хороводе кордебалет лебедей и сама Одетта.

В спектакле «Лебединое озеро» есть ещё один представитель пернатого мира - Злой гений Ротбарт - филин. Как и положено ночной хищной птице, филин появляется в сумерках над озером, пластика его роли наполнена стелящимися прыжками, паузами и эффектными позами-остановками на мягких ногах, имитирующих неслышный полёт и желание затаиться в густых лиственных кронах.

Знакомясь с птичьими образами на балетной сцене, обратим внимание на птицу, пронзительный крик которой порой можно спутать с вороньим, а иногда её говор напоминает мяукание котёнка. Эта удивительная птица - чайка, обитательница прибрежных территорий и морских просторов, а также портовых городов, что мы с вами наблюдаем ежедневно, слушая крик этих пернатых, прогуливаясь по набережной Невы или вдоль многочисленных каналов, пронизывающих наш город.

Будучи морской птицей, чайка всегда ассоциировалась со стихией безудержной свободы. Именно в таком образе чайка появилась в балете И.Бельского на музыку А. Петрова «Берег надежды» (1959 г.) Это балет о тяжёлых трудовых буднях рыбаков и о том, как одного из них выбрасывает на чужой и незнакомый берег, где его спасает девушка.

В этом балете образ девушек-чаек стал зовом моря, зовом ветра и свободы, но также он стал зовом любви. Ведь любовь - это самое хрупкое, самое сильное, самое несгибаемое и самое искреннее чувство на свете. Чайка в балете «Берег надежды»- это и символ любви, и символ надежды, ведь героиня балета - Девушка - ждёт на берегу своего любимого, попавшего в беду. Спасённый на «чужом» берегу Другой, даже при всей благодарности за спасение, возвращается к своей возлюбленной. Ведь любовь не терпит предательства. И любовь -это понимание того, что никто и никогда не сможет никого удержать силой или принуждением.

О любви, ребята, можно рассуждать долго, в мире искусства создано множество произведений на эту тему, но будем помнить, что любовь имеет множество проявлений. Это любовь ребёнка к близким ему людям, это любовь родителей к детям, любовь к животным, к дому, к своей Родине, а не только любовь мужчины и женщины.

Но вернёмся к чайке. Прямых ассоциации между биологией этой птицы и ее балетным образом, созданном в данном спектакле, не обнаруживается, но балетмейстер взял за основу тот факт, что чайка - исключительно морская птица, которая издавна ассоциировалась со свободой.

Завершить тему пернатых в балете хотелось бы обращением к детскому спектаклю «Аистёнок» и чудесной птице аисту - символу семьи и самому удивительному «почтальону», который приносит долгожданных деток родителям. Балет был поставлен на музыку Д.Клебанова нашим талантливым современником Ю.Григоровичем в 1948 году. В основе сюжета спектакля история маленького Аистёнка, спасённого пионерами. Подросший и окрепший, он улетает на зиму в далёкую Африку, а возвращается к своим друзьям-пионерам в гости уже со своими африканскими товарищами. В балете много персонажей-жи-вотных, это целый калейдоскоп вариаций, сменяющих друг друга представителей животного мира. Каждая из этих вариаций не только воплощает пластику того или иного зверя, но и несёт частичку человеческого характера. В балете прослеживалась воспитательная нотка: стремление растить душу человека на хороших примерах. Балет шёл с успехом не только в Ленинграде, но и в Москве. Он был столь популярен, что в его память была создана даже фарфоровая статуэтка Аистёнка (скульптор И. Алпакович).

В нашей Ленинградской области обитают сразу два редких вида - чёрный и белый аисты. Аисты очень близки миру балета по своей фактуре - удлинённые фигурки, длинные шеи, маленькая головка, мягкие, но сильные и певучие «руки», сильные, но тонкие и длинные ноги - чем не описание балерины? А ещё они устраивают танцы, именуемые брачными. И хотя видеозаписей балета «Аистенок» не сохранилось, по фотографиям мы можем отметить, что балетмейстер стремился проиллюстрировать основные внешние особенности птицы, чтобы сделать героя балета Аиста узнаваемым для маленьких зрителей. Известно, что аисты консервативны: часто гнездятся на давно выбранном ими месте, которое они каждый год стремятся усовершенствовать; поэтому гнёзда аистов постоянно достраиваются и с годами становятся настолько огромными, что могут весить несколько центнеров. Ещё один удивительный факт: днём насиживает яйца в гнезде самец, как более выносливый - ведь днём может быть жарко, а вечером и ночью на ответственном посту его сменяет самка. Вылупившимся птенцам в особо жаркие дни аисты-родители приносят в клюве пресную воду. Таковы эти удивительные птицы.

А теперь самое время заглянуть в шелковистый травостой или открытые каменистые участки побережья. В данном ландшафте живут представители класса пресмыкающихся, или рептилий, среди которых уменьшенные копии динозавров - ящерицы.

Ящерица стала главной героиней балета Ю. Григоровича «Каменный цветок» на музыку С.Прокофьева (поставлен в Ленинграде в 1957 г.).

Прыткая ящерица предстала на сцене в образе Хозяйки Медной горы. Давайте внимательно посмотрим, какова биология ящерицы и как она отобразилась в балетном образе?

На территории нашей области обитает прыткая, или проворная ящерица. Обратим внимание на толкование этих прилагательных: прыткая, то есть стремительная в движениях, проворная - быстрая, торопливая. Действительно, поймать быстроногую ящерицу чрезвычайно сложно, несмотря на то что она не способна к прыжкам и привычному в нашем понимании бегу - ведь её конечности расположены не под телом, как у млекопитающих, а по бокам. Это отражено в названии «пресмыкающиеся», то есть расположенные близко к поверхности почвы, словно влачащиеся по ней. И несмотря на это, ящерицы стремительно передвигаются, активно работая лапками, извиваясь всем телом и помогая себе хвостом.

Это качество балетмейстер отобразил в партии Хозяйки Медной горы: прыткость угадывается в характере танца, его лексике и рисунке. Стремительные цепочки вращений и темповые прыжки часто исполняются в «кольцо», когда нога, что оказывается при прыжке сзади, выбрасывается вверх и назад так, чтобы достать кончиком стопы до макушки, имитируя стремительный и сильный взмах хвоста ящерицы. В балете много резких остановок, когда героиня замирает в скульптурных позах, словно осматриваясь по сторонам или греясь на пригорке в лучах солнца. В этих пружинистых позах-скульптурках ощущается и грациозность, и напряжение, ведь в природе ящерице приходится быть всегда начеку, чтобы в случае опасности мгновенно юркнуть в укрытие или скрыться в густой траве. В танце угадывается чёткая координация с геометрически жёсткими, напряжёнными руками, резко согнутыми в локтях, и кистями с растопыренными пальцами, имитирующими конечности природного прототипа.

Обратим внимание на сценический костюм как важный визуальный акцент образа: он представлен обтягивающим фигуру переливчатым купальником зелёного оттенка с аппликационным рисунком, имитирующим узор природного минерала малахита. Это важная деталь, ведь ящерица в балете живёт среди уральских самоцветов, а значит, должна быть неприметной для окружающих, обладать маскирующей окраской, или свойством мимикрии. Потому купальник исполнительницы — малахитовых тонов. Помимо купальника с длинным рукавом, малахитовыми в наряде Хозяйки являются трико, пуанты и диадема, украшенная драгоценными каменьями зелёного цвета. Костюм-комбинезон создаёт ощущение второй кожи, а диадема - сценический атрибут, сообщающий зрителю, что перед ним королева подземного царства! Вот как описывает её сказитель П.  Бажов, автор сказки:

«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Вперёд наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнётся, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. А одёжа и верно такая, что другой на свете не найдёшь. Из шёлкового малахиту платье. От стариков слыхал, что Хозяйка эта — малахитница-то — любит над человеком мудровать». <...> «На ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и, как ящерка, побежала по камню. Вместо рук-ног — лапы у неё стали зелёные, хвост высунулся, по хребтине до половины чёрная полоска, а голова человечья».

Создавая образ ящерицы-девушки — хранительницы богатств Уральских гор, и девушки, способной полюбить, Григорович сумел показать в танце взросление души Хозяйки — от самовлюбленной и холодной обладательницы подземных богатств до любящей женщины, способной на сострадание, сопереживание и жертвенность. Поняв, что Да-нила-мастер любит Катерину, Хозяйка отпускает его на белый свет из своего подземного царства. Взросление Хозяйки-ящерицы можно назвать накоплением мудрости, которая появляется у человека, как богатство, с возрастом и опытом, не зря же поётся «мои года — моё богатство».

Раз уж речь зашла о превращениях и чудесах, стоит затронуть и ещё одну тему — в XIX столетии (1864 г.) на балетной сцене появился одни из первых многоактных балетов на национальную тему по сказке П.Ершова «Конёк-Гробунок». Только вот танцы сочинял к нему француз А.Сен-Леон, музыку писал итальянец Ц.Пуни, и в результате балет выглядел неубедительно. Однако в нём появились весьма удивительные героини — жемчужинки.

Дело в том, что жемчуг имеет природное происхождение. Это маленькие перламутровые горошинки, которые образуются внутри раковины невзрачных двустворчатых моллюсков - речных жемчужниц, если в полость их мантии попадает крупная песчинка. Она известкуется и покрывается в процессе жизнедеятельности моллюска перламутровыми слоями, омываясь проточной водой и переливаясь на солнышке, когда жемчужница приоткрывает свои створки.

Моллюски — речные жемчужницы — охраняются государством. В допетровской Руси нитями речного жемчуга, добываемого из раковин, украшали кокошники боярышень; жемчугом украшали платья, серьги и кольца, он присутствует и в убранстве царских корон, а также на окладах икон.

Природной особенностью жемчужниц является высокая требовательность к чистоте воды, обязательной её проточности, что связано с несовершенством органов дыхания моллюсков. Поскольку в нашей области много рек и ручьёв, то много и жемчужниц. Еще во времена правления Екатерины II эта территория славилась жемчужным промыслом и жемчужным шитьём. Жемчужный венок на голубом (водном) поле даже присутствовал на гербе одного из карельских городов — города Кемь.

Давайте посмотрим фрагмент танца жемчужинок и убедимся, что в этом танце преобладают диагонали, пробежки, кружения, словно передающие ощущение проточной воды. Характерно положение рук исполнительниц — согнутые локоточки, ладошки, смотрящие вверх. Такая конструкция напоминает весы или створки, которые периодически приоткрываются и дают возможность жемчужинкам поиграть в лучах солнца; этому способствуют покачивающие, а иногда и подбрасывающие движения согнутых рук с открытыми ладонями.

Ребята, мы с вами совершили путешествие по балетам XIX и XX веков. Но мы ведь жители нового, XXI столетия, и наш век подхватил эту прекрасную традицию — «прописывать» в сценических образах животных. Так, на сцене возник следующий персонаж — пятнистый олень. Это грациозное и относительно некрупное животное было завезено к нам весной 1958 года и с тех пор стало неотъемлемой частью экологического сообщества лесных массивов Ладожского озера. В зависимости от времени года, эти животные меняют окраску с целью защиты от хищников и от браконьеров, желающих получить шкурку или рога, которые есть только у самцов пятнистого оленя.

Рога являются средством защиты и «оружием» своеобразных рыцарских турниров - брачных схваток за внимание самки. Совсем недавно, в 2015 году, на сцене Мариинского театра появился балет «Бэм-би. В джунглях», по сказке о приключениях маленького оленёнка Бэмби, в хореографии молодого балетмейстера А. Пиманова на музыку А. Головина.

.Скоро прозвенит звонок. Но прежде чем мы отправимся на переменку, чтобы осмыслить всё, что узнали, давайте заглянем в зоопарк - этот островок царства птиц, рыб, зверей на шумных городских просторах. Знаменитый на всю страну Ленинградский зоопарк является старейшим зоопарком России и важным культурно-историческим центром нашего города. Он основан в 1865 году и с тех пор никуда и никогда не переезжал; более того, он полностью сохранил свою историческую планировку, а закрывался лишь однажды, в самый голодный блокадный год Великой Отечественной войны - в зиму 1941-1942 годов. У каждого зоопарка есть свой символ. В нашем зоопарке это крупный и при этом очень милый зверь - белый медведь.

Давайте подумаем, а почему именно белый медведь, житель Арктики, стал символом нашего города? Мы, конечно живём в высоких широтах, у нас наблюдается «отголоски» полярных ночей, бывает северное сияние, но наша географическая широта никак не арктическая! Разгадка в том, что уже с начала 30-х годов XX века в нашем зоопарке этот редкий, и даже экзотический по тем временам обитатель регулярно приносит потомство. До этого времени случаи размножения белых медведей в неволе были редким исключением, и впервые в мире добиться постоянного появления белых медвежат удалось именно в Ленинградском зоопарке! Это достижение принесло нашему зоопарку известность и сделало белого медведя его символом. Жаль, что пока нет балета с участником Мишкой, но мы думаем, что всё впереди!

Итак, наш урок-путешествие, урок-познание и открытие родного Дома подошёл к концу. Надеюсь, вам было не скучно, и вы узнали много нового как о нашей природе, так и о нашем балете. Давайте чуточку добрее и внимательнее относиться к окружающей нас природе! Её богатства такие хрупкие, они живые. Ничего не стоит принести крошки хлеба и ягоды в кормушку в зимние морозы: выбраться с родителями в выходной день в лес в качестве волонтёров для уборки территории или заготовки мха для пятнистого оленя. А может быть, начать просто с похода в зоопарк, там тоже много забот, которые мы можем частично взять на себя и сохранить уникальный мир природы нашей огромной Родины и нашего Дома!

В конце урока было отведено время на повторное осмысление материала и желание посмотреть, что запомнилось, что удивило, что оказалось сложным. То есть предполагалась обратная связь и рефлексия с применением синквейна как эффективного метода получения аргументированного ответа, развития образной речи и оценки усвоенных знаний.

* * *

Уважаемые коллеги, представленный материал не является разработкой одного урока, это цикл уроков, так как, помимо словесного изложения, он включает в себя просмотр видеофрагментов и анализ фотоматериалов. Уроки можно проводить модулем в рамках краеведческого цикла, а можно дробить и включать эпизодами в контекст изучения того или иного вида животных. Приветствуются и нетривиальные домашние задания, например, найти ещё балеты, где встречаются образы животных или растений. И проанализировать, насколько балетмейстер стремился создать правдивый образ персонажа.

От редакции.

Мы представили читателям едва ли не самую необычную публикацию за всё время существования журнала и рассчитываем, что она вызовет ваш интерес, а может быть, и отклики. Интегрированный урок - вещь хорошая, но не новая. Однако одно дело - интегрировать Музыку и ИЗО, Литературу и Историю и т.п., и другое - биологию и хореографию! Оправданно ли это - соотносить реальный облик, повадки, образ жизни природных существ с их сценическими, то есть художественными, образами? Как-то наивно это на первый взгляд. Притом мы ведь знаем, что искусство условно, что это - «вторая реальность», отличная от первой, в которой мы живём, и т.д, и т.п. Вторая-то вторая, но в настоящем искусстве эта вторая реальность в преобразованном виде всегда содержит в себе и первую, а не превозносится над ней и не обращается с нею произвольно.

Помню, в одной из психолого-педагогических работ говорилось о том, что ребёнок и в жизни, и в творчестве готов одушевить любой предмет - хоть чернильницу (тогда ещё писали чернилами); она может быть живой, и даже вредной - но вредность должна проявляться не как попало, а характерным для неё образом. К примеру, она может брызгаться или писать кляузы, но не ставить детям подножки, не нарушать правила игры в футбол или делать ещё что-либо, не соответствующее её форме и функциям. Тем более это важно, когда создаётся образ живого природного существа. Нехитрое дело - взять в качестве персонажа какое-либо животное и сделать его подобием нас самих, заставить его говорить, двигаться, вести себя не характерным для него образом, стремиться к чему-то, что ему чуждо по природе и т.д. А вспомните, как по-собачьи живёт, страдает и радуется Каштанка, каков толстовский Холстомер, как выглядят и смотрят на нас животные на картинах Пиросмани и других «примитивных» художников, с каким знанием изображают зверей замечательные анималисты, о которых мы не раз рассказывали, как неповторимо характерны звери скульптора Сёке (см. №1 нашего журнала)...

Поэтому мы думаем, что опыт М. Гендовой может быть полезен для художественного развития наших учеников, как, вероятно, может наполнить новым содержанием занятия краеведением и биологией. Выдающийся писатель и профессиональный агроном Михаил Пришвин мечтал когда-то «очеловечить» естественные науки. Трудная задача! Куда легче «обесчеловечить» науки гуманитарные. Тем более важна всякая попытка сближения и гуманизации разных областей знания и деятельности ради постижения целостного и живого мира.
А.М.
 
 
 
 
А.М.  
Автор: 
Искусство в школе: 
2017
№2.
С. 23-31.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.