Зачем нужны конкурсы детского рисунка?

Н. Фомина, доктор педагогических наук, чл.-корр. РАО, Институт художественного образования и культурологии РАО

Зачем нужны конкурсы детского рисунка?

Первый конкурс, одним из организаторов которого мне довелось быть, проходил в 1994 году. Он был посвящен 50-летию Победы и назывался «Мир детей, мир для детей». Тогда во многих бывших республиках Советского Союза царили воинственные настроения, подчас переходившие в настоящие вооружённые столкновения. Нарастал конфликт в Чечне. Пули не выбирали. В Москву приезжали дети, пережившие войну. Организуя конкурс, мы думали об одном: посвящая его памяти погибших и пережившим Великую Отечественную войну, создать образ мира, в котором детям радостно жить. Но детский рисунок отражает мир таким, каков он есть на самом деле. Поэтому из многих мест мы получили работы, рассказавшие нам о детских страхах, пережитых страданиях и виденных ими разрушениях. Сравнительно небольшое место заняли рисунки, тематически связанные с Великой Отечественной войной. Рисунки присылались по почте, но включились и волонтёры. Нам помогали разные общественные организации, в частности «Женщины России». Их представители бывали в «горячих точках» (такое понятие вошло в быт) и привозили оттуда детские рисунки.

По итогам конкурса была сформирована впечатляющая выставка, о которой я рассказала в своё время на страницах «Искусства в школе». Она отражала и обширную географию конкурса, и мир интересов детей и подростков, и высокий художественный уровень, который сохранялся в художественных школах, школах искусств, изостудиях по всей стране, и новые тенденции: появлялись студии, которые создавались современными художниками и архитекторами, оказавшимися без работы. Влияние языка современного искусства, художественной манеры педагога проявлялось во многих детских работах. Тогда Министерство образования ещё не успело задуматься о стандартах в художественном образовании. В нашей области царил дух свободы и реформ. Наряду с яркими красочными оптимистичными работами, на выставке экспонировались и маленькие рисунки, выполненные в доступных техниках карандаша и шариковой ручки в трудных, почти военных условиях. Показав выставку в Москве в Художественном лицее Академии художеств, мы повезли её в Германию. И всюду (в Москве, в Берлине, в Дрездене, в Мюнхене) выставка воспринималась как рассказ о детстве двух поколений - довоенном и начала 1990 -х годов. В первом разделе экспонировались рисунки детей конца 1930-х - начала 1940-х годов. Сопоставление раскрывало опасности исторического периода, который переживали дети, вступающие в жизнь в 1990-е. С большим интересом художники, психологи, педагоги обсуждали проблемы детства: одиночество, проснувшуюся тягу к духовной жизни.

В качестве самых близких друзей и дети, и подростки изображали собак и кошек. Семья не присутствовала в рисунках. Родители зарабатывали на жизнь.

Два десятилетия спустя конкурс «Нет войне!» представил абсолютно другую картину. В мир интересов детей вошла память семьи. Вошла органично: через непосредственное общение представителей разных поколений, через духовное общение - чтение писем, мемуаров, литературных произведений; раскрылись на время забытые альбомы семейных фотографий, появилось стремление посещать памятные места.

За 20 лет Институтом художественного образования проведено множество конкурсов, самый важный результат которых для меня, как исследователя художественного творчества детей в исторической ретроспекции, коллекция рисунков, отражающая мир интересов формирующейся личности и, главное, проблемы, с которыми сталкивается человек, вступающий в жизнь.

В настоящее время очень важно определить цели и задачи проведения творческих соревнований детей в области разных видов искусства в силу того, что за прошедшие годы произошла дискредитация самого понятия конкурса художественного творчества детей. Всякого рода «конкурсы» получили чрезвычайно широкое распространение, и многие из них не способствуют ни эстетическому воспитанию участников, ни художественно-творческому развитию. Первая причина этого - за организацию конкурсов берутся не специалисты, а люди, преследующие не столько высокие просветительские и исследовательские цели, сколько цели коммерческие. В связи с подменой понятия «качество образования» на «формирование портфолио», состоящего из дипломов и сертификатов, огромное количество конкурсов, главным образом художественно-творческого характера (рисунок, лепка, фотография и т.п.), проводится с целью предоставления за немалые деньги разного рода грамот. Достаточно зайти на сайт «конкурсы художественного творчества детей», чтобы убедиться, что организаторы даже тематически интересных конкурсов мотивируют к участию родителей и учителей получением дипломов. Организаторы подобных конкурсов соревнуются между собой в сроках проведения. В некоторых конкурсах диплом можно фактически купить через два-три часа после представления рисунка. Таким образом, конкурс становится средством обогащения, и органы образования, выработавшие систему оценки качества образования через количество «липовых» наград, фактически этому потворствуют. В погоне за наградами учителя и родители с готовностью откликаются на участие в так называемых коммерческих конкурсах, которые иногда вынуждены объявлять и вполне достойные, но обнищавшие организации. Как же разобраться, какой конкурс заслуживает внимания детей, учителей, специалистов, а какой является профанацией и направлен лишь на обогащение организаторов? Как сделать так, чтобы участие в конкурсе способствовало эстетическому просвещению и художественно-творческому развитию всех участников?

Проблемы организации конкурсов детского рисунка можно разделить на две группы: содержательные и формальные. Формальные проблемы обозначены. Содержательные группируются вокруг цели и задач конкурса.

Первостепенная цель определяется организацией, объявляющей конкурс. Институт художественного образования и культурологии РАО, история которого восходит к 1920-м годам, как научно-исследовательская организация, объявляя конкурс, преследует прежде всего исследовательские задачи. Скажу конкретнее: научно-исследовательская задача для нас, сотрудников Института, является приоритетной при объявлении конкурса. Так конкурс изобразительного творчества детей может объявляться для того, чтобы понять место семьи, природы, национальной и мировой культуры, литературы или музыки в художественном, эстетически-нравственном развитии современных детей и подростков. Целью конкурса может быть и выяснение особенностей художественного образования детей, педагогических методов и систем в разных регионах России и т.д. Обычно результаты конкурса дают материал для исследования проблемы сочетания традиций (отечественных, региональных, педагогических) и новаций в системе художественного образования, объединяющей общее и дополнительное.

В последние годы наиболее распространенной целью конкурсов является выявление одарённых детей и помощь им в профессиональном самоопределении в искусстве. Но, разделяя детей на одарённых и не одарённых, организаторы берут на себя ответственность за будущее огромного количества участников конкурсов, проигравших соревнование. Многие дети, мотивированные к занятиям искусством , но не сумевшие себя проявить, готовы в наш прагматичный век отказаться от таких занятий. Нередко эта позиция навязывается детям и родителям обстоятельствами. С недавних пор дополнительные занятия стали платными, и, естественно, родители стремятся в раннем возрасте угадать задатки и способности детей, которые позволят им добиться успеха во взрослой жизни; вложения прагматично делаются именно в профессионализацию ребёнка. В то же время выбор «одарённых» в области конкретного вида искусства так же может быть ошибочным. Психологи определяют «детскую художественную одарённость» как качество, лишённое стабильности, с возрастом  оно может преобразиться в другие склонности. Достигая в детстве высоких (в сравнении со своими сверстниками) художественных результатов, в отрочестве многие дети утрачивают едва проявившиеся способности.

Задач, конечно, может быть гораздо больше. Когда в 1930-е годы закладывались традиции в этой области, основной целью конкурсов провозглашалось всестороннее художественно-творческое развитие детей и подростков, любящих рисовать.

Так, Г.В.Лабунская и А.В.Щекин-Кротова, авторы первого обобщающего издания по этой проблеме «Конкурсы и выставки детского изобразительного творчества», изданного в 1939 году, определяли конкурс (в духе того времени) как одну из форм «массовой политико-воспитательной и художественной работы с детьми». Следует отметить акцент, сделанный на массовость воспитательной и художественной работы с детьми всего Советского Союза, которую позволяет осуществить правильно организованный конкурс. «Цель конкурса – организовать внимание детей вокруг определённых событий , явлений и зада ч, дать им нужное направление в работе»; «стимулировать их [участников – Н.Ф.] творческие возможности в области изобразительного искусства, повышать интерес к изучению окружающей их действительности, истории своей родины, жизни и работы лучших её людей, расширять круг знаний, представлений и интересов». Организаторы конкурсов утверждали, что «конкурс может быть проведён на темы из истории, литературы, географии…».

Важно подчеркнуть просветительский характер конкурсов 1930-1940-х гг., который следует сохранять и сегодня для гуманитарного развития подростков, стимулирования их стремления самостоятельно добывать знания, расширять культурный кругозор.

Убедительным показателем результативности конкурсов довоенного периода является высокое качество поступавших работ. Показатели качества трудно определить точно, но я попытаюсь это сделать. В процессе исследования рисунков , поступивших на конкурсы «Наша Родина» (1938-1939 гг.), Пушкинский конкурс (1937 г.), Лермонтовский (1940-1941 гг.) и ряд других, научные сотрудники лаборатории изобразительного искусства Института, а также независимые эксперты (художники, искусствоведы, учителя изобразительного искусства) отметили:

• серьёзность отношения юных художников к замыслу, что проявлялось в разнообразии, самостоятельном выборе пейзажных мотивов, сюжетных композиций, иллюстрируемых произведений;

• художественно-образная выразительность, адекватность выразительных средств (композиции, колорита, пространственного решения и т.д.) замыслу;

• стремление овладеть избранной техникой исполнения (акварель, карандаш, чернила и т.д.).

Работы свидетельствовали о заинтересованном отношении детей к искусству того времени, об их начитанности, о внимательнейшем отношении к условиям конкурса и методическим рекомендациям, часто сопровождавшимся репродукциями, которые организаторы через органы народного образования распространяли по стране.

Методические рекомендации, примеры которых хранятся в Институте, являлись обязательным условием успешного проведения конкурсов. Авторы брошюры отмечали: «Темы рисунков, предлагаемые конкурсом, должны быть разработаны более конкретно и подробно, так, чтобы эти темы связались в представлении ребят с конкретными сюжетами и образами, с их собственными наблюдениями реальной действительности или с их впечатлениями от рассказов взрослых, от прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и пьес». «Чем шире и подробнее будут разработаны темы, тем интереснее, разнообразнее и серьёзнее будут рисунки ребят. В этих разработках должны быть учтены интересы ребят, их знания и представления в данной области, разница возраста, подготовки».

Учитывая особенности регионов, Г.В.Лабунская и А.В.Щекин-Кротова предлагали расширять тематическое содержание конкурсов. «В отдельных случаях краевой или районный конкурс может носить краеведческий характер и ставить своей задачей изучение школьниками истории своего края (…), природных его богатств, культурно-художественных памятников и образцов народного творчества». Тогда же определилось и более узкое содержание конкурсов, которые можно характеризовать как обучающие. «При Доме пионеров или Доме художественного воспитания детей, в школе в период летних каникул может быть объявлен конкурс на лучшую работу с натуры или по наблюдению среди юных художников, занимающихся в кружках и студиях». Важно отметить , что конкурс рассматривался как первая ступень «в систематической работе с детьми в области изобразительного искусства», «он помогает вовлечь в эту работу массы детей, выявляя среди них как отдельных способных ребят, так и целые коллективы, которым нужно в дальнейшем систематическое руководство в их занятиях изобразительным искусством» [1, 11]. В то время решалась и исследовательская задача. «Конкурс даёт возможность получить представление об общем культурном уровне ребят, о круге их интересов и представлений, о степени их знаний в той или иной области нашей жизни, истории, искусства, литературы и о тех уменьях и навыках, которые имеются у них в области изобразительного искусства».

Огромное воспитательное значение придавалось в то время критерию, «на котором должны основываться оценка работ, их отбор, и который должен помочь руководителю объяснить самим юным художникам достоинства одних работ и недостатки других».

Содержательная проблема организации конкурсов изобразительного творчества детей в настоящее время – сохранить их просветительское и развивающее значение, массовость, уровень художественно-педагогических требований, определённый нашими предшественниками в 1939 году. Мне представляется, что это поможет обеспечить научную ценность результатов современных конкурсов, значение их проведения для повышения качества художественного образования, будет способствовать эстетическому воспитанию и художественному развитию всех участников конкурса, вне зависимости от уровня их художественной одарённости.

Как собиратель коллекции детского рисунка, могу утверждать, что для понимания состояния художественного образования в стране абсолютно не важно, кто победил. В процессе проведения конкурсов выявляются наиболее активные общеобразовательные и художественные школы, конкретные педагоги, особенности приобщения детей в разных регионах России к искусству, к культуре в целом. Для представления объективной картины необходимо забыть о возможности коммерциализации конкурсов детского рисунка. Ведь наша задача: обеспечить равные условия для участия в конкурсе всем детям, любящим рисовать.

Я убеждена в том, что конкурсы художественного творчества детей следует проводить прежде всего для того, чтобы представлять духовный мир подрастающего поколения и проблемы роста, справиться с которыми помогает искусство, открывающее в каждом творческие возможности.

Автор: 
Искусство в школе: 
2016
№4.
С. 5-9.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.