Как вызвать интерес к развитию техники?

С. Актуганова, педагог-организатор ДШИ «Центр», г. Москва

Как вызвать интерес к развитию техники?

Вопрос технического развития музыкантаисполнителя во все времена был краеугольным камнем в музыкальной педагогике. С одной стороны, техника – это базовая основа игры на любом музыкальном инструменте, с другой стороны – это тяжёлая однообразная ежедневная работа. Игра гамм и этюдов – не самое любимое учениками дело. Поэтому всё чаще и настойчивее у педагогов-музыкантов звучит вопрос: как помочь ребёнку увидеть интерес к развитию техники игры на инструменте?

Что такое техника музыканта-исполнителя? Это, с одной стороны, владение штрихами, сменой тембра, приёмами игры и звукоизвлечения, уровень виртуозности исполнения. С другой стороны, умение музыканта передать то, что он хочет выразить, способность материализовать задуманное в звуках.

В работе над техникой требуются такие компоненты музыкального развития, как острота слуха, яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение живого пульса движения музыкальной ткани и др. Недостаточное развитие этих сторон часто бывает причиной скованности, неровности, а также «немузыкальности». Высокого художественного результата невозможно достичь, если ученик не владеет техникой игровых движений.

Несомненно, развитие техники в значительной мере зависит от природных данных ученика, но и дети со средними данными могут достичь высоких результатов при условии правильно организованной работы, целеустремлённости и умелом варьировании методов работы.

В процессе обучения игре на музыкальном инструменте одной из обязательных форм контроля развития способностей ребёнка является технический зачёт. На нём учащиеся исполняют гаммы (разные по степени сложности, в зависимости от класса обучения), один этюд и показывают знание музыкальных терминов. Технический зачёт может проходить как в классической форме, так и в игровой (с элементами театрализации) и конкурсной формах. Это помогает сделать обыденный зачёт увлекательным событием для участников и коллег.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни принимал участие в каком-нибудь конкурсе, и каждым двигал азарт и стремление победить. В музыкальноинструментальном отделении Детской школы искусств «Центр» в декабре 2015 года был организован и проведен I-й технический конкурс инструменталистов «Allegro». Целью конкурса стало повышение технического и художественного уровня учащихся музыкальных классов школы. При подготовке к конкурсу преподаватели были объединены общей творческой идеей: создать здоровую конкуренцию среди учащихся и привить им интерес к развитию технических навыков игры на инструменте.

В рамках конкурса прошли прослушивания учащихся по номинациям: народные инструменты (аккордеон, баян, балалайка, домра, гита­ра); духовые и ударные инструменты (труба, саксофон, флейта, удар­ные); фортепиано; элек­тронные инструменты (синтезатор, электро­гитара).

Участники конкурса были поделены по воз­растным категориям:

I категория – 7-10 лет;

II категория – 11-13 лет; III категория – 14- 17 лет.

В конкурсную программу выступления входило исполнение одного этюда или технической пьесы. Юные конкурсанты оценивались по следующим критериям: стабильность исполнения, владение штрихами, приёмами игры и звукоизвлечения, артистизм. Члены жюри определили победителей в каждой возрастной группе, остальные награждены дипломами участника конкурса.

Конкурс показал, что творческая актив­ность рождает чув­ство свободы, которое поднимает ученика над материалом, рас­крепощает его, даёт возможность раскрыть артистические каче­ства учеников. А умелое варьирование препода­вателем основных ме­тодов работы над техни­кой является наиболее перспективным путём совершенствования воз­можностей одарённого ученика.

Такой формат проведения мероприятия, как технический конкурс, способствовал максималь­ному вовлечению учащихся отделения в проис­ходящее, а конкурсные выступления детей на сцене в присутствии родителей, преподавателей и других учащихся создали благоприятную атмос­феру и усилили значимость мероприятия.

 

Искусство в школе: 
2016
№2.
С. 35-36.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.