Народное творчество несёт импульс добра и тепла…

Народное творчество несёт импульс добра и тепла…

Г. Бурганова, учитель технологии МБОУ СОШ №35, г. Казань

На протяжении многих лет я работаю над проблемой: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является работа по таким разделам, как «Моделирование», «Культура дома» и, конечно, «Художественная обработка материалов».

Учащиеся V класса в разделе «Культура дома» знакомятся с темой «Стиль. Стилевое единство». На этих уроках дети выясняют, что в доме ни одна вещь не существует сама по себе, в отрыве от других; вещи связаны общим настроением, как бы дополняют друг друга. Это и есть стилевое единство.

Уроки этого раздела плавно подводят детей к следующему: «Художественная обработка материалов». Я предлагаю детям придать немного своеобразия своему дому, начиная с кухни. Учащиеся выполняют комплект, состоящий из прихваток, салфеток и грелки на чайник. Перед учащимися стоят задачи: создание своего стиля и сохранение стилевого единства при выполнении комплекта для кухни. Для достижения этих целей используются элементы лоскутной техники.

Эта тема включает целый блок уроков, на которых дети будут совершенствовать свои умения и навыки в работе с тканью. Им предстоит овладеть и закрепить много важных технологических приёмов: выполнение ручных и машинных швов; разметка тканей по выкройке; одновременный раскрой двух одинаковых деталей; научиться приёмам простёгивания. Мой опыт показывает, что эти работы получаются очень интересными. Каждый ребёнок старается сделать свой комплект не похожим на другие. Эти вещи сразу настраивают на добродушный и весёлый лад ведь улыбка никогда не помешает.

В VI классе раздел «Художественная обработка материалов» носит название «Вышивала я узоры». Учащимся предоставляется возможность выбирать материал, с которым они будут работать (нитки или бисер). Дети знакомятся с историей вышивки, национальными особенностями русской, татарской манерой выполнения.

Теоретическая часть этого раздела проходит насыщенно, творчески. Дети принимают активное участие. Собирают различные сведения о вышивке и стеклоделии. Готовят доклады, составляют кроссворды. На уроках такого типа присутствуют элементы самоуправления. Их суть – в предоставлении широкой возможности выбора задач и содержания, методов и средств, режима и темпа обучения. Стараюсь исходить из реальных возможностей ребёнка, его потребностей, способностей, мотивов и даже желаний и настроений. Изучая материалы для вышивки, технику выполнения вышивки нитками, бисером или атласными лентами, учащийся выбирает тему по своему желанию. Также самостоятельно учащийся выбирает мотивы рисунка, цветовую гамму, подбирая их под стиль своей комнаты.

Самостоятельное более глубокое изучение выбранной темы, выступления в виде докладов или театрализованных сценок позволяют ребёнку управлять процессом своего обучения. При этом при минимальном, детерминированном самими детьми воздействии учитель может получить не менее, а даже более высокий результат их образования и воспитания. Мною разработаны для детей ситуации выбора, самореализации, возникновения проблем и вопросов, ситуации успеха, обеспеченные внешними условиями. Элементы самоуправления стимулируют, побуждают, мотивируют на познание.

Вторая часть этого раздела – «Практические работы». Мой опыт показывает, что 70% учащихся выбирают вышивание бисером. Вышивание бисером – труд кропотливый, но увлекательный и интересный. Такая работа развивает творческую фантазию, художественный вкус, внимание. Вырабатывает в детях усидчивость, аккуратность, терпение. С овладением необходимых навыков приходит и ловкость в работе.

В VII классе раздел «Художественная обработка материалов» носит название «Русский сувенир». Велико влияние народного искусства на эстетическое воспитание школьников, на развитие их творческой способности. Целью этого раздела является приобщение учащихся к народной культуре, её национальному своеобразию, воспитание уважения к традиционному укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремления сохранить то ценное, что живёт в памяти народа. Изучение этой темы начинается с исторических сведений о сувенире.

Воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей – дело важное. Если их приучать к этому с раннего возраста, то впоследствии, став взрослыми, они всегда будут стремиться к красоте.

В VIII классе раздел «Художественная обработка материалов» называется «Аппликация». Этот раздел подразделяется на две темы: «Аппликация из ткани» и «Аппликация из соломы».

На этих уроках дети не только приобретают знания и умения, но и обогащаются духовно. Народное творчество несёт большой импульс добра и тепла, воспитывает любовь и внимание к близким. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в школьном возрасте.
Искусство в школе: 
2017
№1.
С. 26.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.