Духовное здоровье и развитие творческих способностей
Духовное здоровье и развитие творческих способностей
Реализация личностного потенциала - одна из ключевых проблем психологической теории и практики. Раскрытие индивидуально-психологических особенностей, их актуализация предопределяет гармоничность развития человека, успешность его социальной деятельности, повышение самооценки и, в конечном счёте, — становление человека как личности. Базисом, основанием этого процесса может выступать духовное здоровье личности.
На сегодняшний день существует более трёхсот определений понятия «здоровье», но общепризнанным можно считать то, которое дано Всемирной Организацией Здравоохранения: «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». В международной практике в настоящее время используется модель «цветка здоровья», каждый из шести компонентов которой связан с определенным аспектом здоровья:
- физический - согласованная работа органов и систем организма;
- психоэмоциональный - способность человека выражать эмоции, проявлять их, управлять ими;
- интеллектуальный - способность работать с информацией;
- личностный - самооценка (восприятие себя как личности и отношения окружающих к себе), «самозначимость»;
- социальный - а) половой аспект Я (гендерная модель поведения); б) взаимоотношения с социумом в различных ситуациях;
- духовный - «стержень» человека: его отношение к непреходящим ценностям, нравственные принципы, вопросы веры и т.д.
Духовное здоровье, по нашему мнению, является фундаментом всего построения. Духовность человека определяет его творческий потенциал, который реализуется в практической деятельности. Высокая идея - религиозная или «светская» - рождает творчество, задаёт направленность человеческого поведения, реализуется в практической деятельности, в материальных свершениях.
Насущной потребностью сегодняшнего дня является взаимодействие науки и религии. Эту идею поддерживают религиозные лидеры разных религий и конфессий; с другой стороны, значимость религиозного опыта получает научное подтверждение.
Так, исследования верующих людей показали, что они обладают более крепкой психикой. Вот один из примеров. В исследовании доктора философии Дэниэла Коэна из Университета штата Миссури в США участвовали буддисты, мусульмане, иудеи, католики и протестанты. И чем более высок был уровень духовной жизни людей, тем лучшим состоянием психического и физического здоровья они обладали; они были более эмоционально устойчивы и менее тревожны, лучше справлялись со стрессом.
Говоря о развитии человеческих способностей, следует, по нашему мнению, сделать упор на ак- меологические основы совершенствования личности. («Акме» (греч.) - высшая точка, вершина, наиболее плодотворный период жизни и творчества человека. - ред.) Целью акмеологии является разработка такой жизненной стратегии, которая давала бы личности возможность максимально зрело проявить себя во всех сферах её деятельности. При этом именно духовное здоровье является необходимым фундаментом данной стратегии. Условием достижения человеком вершины (акме) в своём развитии является, прежде всего, активное творческое саморазвитие. Акме достигается благодаря направленности личности на созидательную творческую деятельность. Созидательное направление данному вектору, по нашему мнению, придаёт именно опора на укрепление духовного здоровья.
Ниже мы кратко расскажем об авторском курсе с использованием методов арт-психологии «Лаборатория Света», который мы применяем в качестве одной из основных практических методик работы с личностным потенциалом, развитием творческих способностей. Основная направленность курса - развитие мировоззрения человека через работу с Я-концепцией, «перестройка» личности вокруг нового центра.
Арт-терапия в данном случае выступает лишь внешней формой, способствующей раскрытию и проявлению внутренней, духовной составляющей личности. Каждый в детстве рисовал, лепил, играл. Поэтому использование арт-терапевтических методик позволяет снять психологические защиты и одновременно работать с глубокими подсознательными конструктами. Упражнения курса построены по принципу «от простого к сложному»; арт-психологические методики сочетаются с «традиционными» психологическими методиками; много времени на занятиях отводится работе с прояснением жизненных ценностей, коррекции жизненных целей, работе со смыслом жизни, с осознаванием и принятием себя. Для более глубокого усвоения целей курса и для работы по саморазвитию участникам предлагается перечень рекомендуемой литературы; в него входит литература по практической психологии, а также книги Священного Писания разных религий и другие книги, входящие в сокровищницу мировой культуры.
Курс «Лаборатория Света» является системным, каждое занятие чётко структурировано, имеет свою тему и концепцию. Однако структура занятий построена таким образом, что в зависимости от наличия свободного времени, целей и индивидуальных предпочтений участники сами выбирают - посетить одно занятие, несколько занятий или всю сессию. Группа является открытой, то есть на каждом последующем занятии в неё могут входить новые участники.
Общая схема занятий курса имеет следующую структуру:
- Знакомство с правилами группы: помимо правил «традиционной» психологической группы - конфиденциальность, добровольность, принцип присутствия «здесь и сейчас» - арт- психологическая группа использует правило свободного использования любых изобразительных материалов и средств в любой момент, когда участники группы готовы это сделать; правило безоценочного просмотра результатов изобразительной деятельности (они не рассматриваются с точки зрения их эстетических достоинств) и др.
- Знакомство участников, прояснение целей их присутствия на занятии.
- Знакомство с возможностями использования изобразительных материалов в работе со своим внутренним миром. Преодоление затруднений в начале арт-психологического процесса, стимулирование творческой активности участников, использование «разогревающих» арт-терапевтических упражнений (например, упражнение, в котором участникам предлагается рисовать с закрытыми глазами, а затем, открыв глаза - постараться увидеть в изображении образ и дорисовать его ).
- Сплочение группы: использование различных упражнений на сплочение: парная работа по принципу «кто с кем меньше знаком», коллективный рисунок группы, коллективная скульптура группы , а также «классические» психологические методики, целью которых является групповое сплочение.
- Углубление психологической работы: работа с мировоззрением участников, прояснением смысла и целей жизни, работа с Я-концепцией, а также непосредственная работа по возникающим запросам.
- Работа по формированию навыков самостоятельной психологической работы с проблемами.
- Закрепление полученных практических знаний, подведение итогов.
Каждое занятие состоит из вводной, основной и заключительной частей.
- Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона и настроя на предстоящую работу. В начале каждого занятия участники делятся друг с другом рассказом о том, какую проблему им удалось успешно решить на этой неделе самостоятельно. Этот важный момент укрепляет личностную зрелость участников и формирует доверие к своему внутреннему Я.
- Содержание основной части занятия - непосредственное апробирование на практике арт-терапевтических и интегративных методик и упражнений, развитие рефлексии чувств и собственных личностных качеств участников группы, раскрытие индивидуального творческого и духовного потенциала каждого участника и группы в целом и др. Используя разнообразные изобразительные материалы (пластилин, краски, карандаши) участники выполняют как индивидуальные, так и групповые работы (рисунки на ватманах, коллективные скульптуры). Темы заданий могут быть самые разнообразные, но так или иначе они связаны с мировоззрением человека, его идеальным и реальным я. Как отмечалось выше, помимо арт-методик, на занятиях используются упражнения психосинтеза, позитивной психологии, клиент-центрированного направления и др. То есть наш подход можно назвать эклектичным.
- Задача заключительной части занятия - подведение итогов, обсуждение результатов работы. Продолжительность каждого занятия 2-2,5 часа.
По своей сути арт-психологическая группа занимается осмыслением внутренних образов - тех, что иногда удивляют, тревожат, смешат. Задача состоит в принятии всех этих «внутренних картинок» такими, какие они есть, и главное - дальнейшей «переработке» их в то, что уже можно успешно использовать в своей жизни. Выразить, принять и изменить. Это имеет значение в приобретении творческого подхода к жизни, умении взаимодействовать с ней и трансформировать её.
Арт-психология ориентируется на естественное проявление мыслей, чувств, настроений в творчестве, это даёт возможность быстро углубиться в психологическую работу, минуя бессознательные защиты нашей психики. Основная задача ведущего - точно и вовремя сформировать вектор направлений индивидуальной и коллективной работы в группе. Арт-терапия, как уже говорилось, используется как внешняя форма работы с внутренним миром и, прежде всего, с духовным здоровьем личности. Например, в зависимости от глубины работы, тематических особенностей занятия и динамики группы, участникам предлагается выполнить работы на тему «Моё взросление», «Образ моего Я», «Духовный образ моего Я», а также, например, изобразить вечные ценности (Любовь, Дружбу и др.) или те нравственные ценности и качества, которые важны для самих участников группы. Рисовать можно как в реалистичной манере, так и в абстрактно-символической. В результате осознанного творчества, сопровождающегося глубокой рефлексией, прояснением и осознаванием мыслей, чувств, ценностей участников происходит личностная перенастройка, «перефокусировка» личности вокруг нового центра.
Данный курс успешно апробирован, начиная с 2007 года и по настоящее время в двух городах — Астрахани и Санкт-Петербурге. Через программу «Лаборатория Света» прошли более 230 человек в возрасте от 16 до 75 лет. Средний возраст участников - от 18 до 21 года. Курс также был успешно применён в психолого-педагогической работе со школьниками 16-17 летнего возраста (10-11 классы). При применении данного авторского метода работы с учениками старших классов он не требует специальной адаптации.
Среди результатов можно отметить следующие: в ходе арт-терапии происходят изменения, главным образом касающиеся «Я-идеального», которое становится более достижимым. Значительно повышается степень самопринятия, понимания самого себя. Проясняются жизненные цели и осознаются способы их достижения. Происходит более глубокое осознание смысла своей жизни, полноценное раскрытие творческих способностей (даже у тех людей, которые изначально не считали себя способными к творческой деятельности). Отношения с другими людьми приносят большее удовлетворение. Положительные эмоции делают восприятие мира человеком более открытым, дружественным и позволяют исследовать и находить новые способы решения проблем.
Оставить комментарий