Духовное здоровье и развитие творческих способностей

 
Е.Дегтярева
психолог, социолог, кандидат социологических наук,
член религиозно-методического совета общества «Знание»
Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Духовное здоровье и развитие творческих способностей

Реализация личностного потенциала - одна из ключевых проблем психологической теории и практики. Раскрытие индивидуально­-психологических особенностей, их актуализация предопределяет гармоничность развития человека, успешность его социальной деятельности, повыше­ние самооценки и, в конечном счёте, — становление человека как личности. Базисом, основанием этого процесса может выступать духовное здоровье лич­ности.

На сегодняшний день существует более трёхсот определений понятия «здоровье», но общепризнан­ным можно считать то, которое дано Всемирной Организацией Здравоохранения: «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». В междуна­родной практике в настоящее время используется модель «цветка здоровья», каждый из шести ком­понентов которой связан с определенным аспектом здоровья:

  1. физический - согласованная работа органов и систем организма;
  2. психоэмоциональный - способность человека выражать эмоции, проявлять их, управлять ими;
  3. интеллектуальный - способность работать с информацией;
  4. личностный - самооценка (восприятие себя как личности и отношения окружающих к себе), «самозначимость»;
  5. социальный - а) половой аспект Я (гендерная модель поведения); б) взаимоотношения с социу­мом в различных ситуациях;
  6. духовный - «стержень» человека: его отно­шение к непреходящим ценностям, нравственные принципы, вопросы веры и т.д.

Духовное здоровье, по нашему мнению, явля­ется фундаментом всего построения. Духовность человека определяет его творческий потенциал, который реализуется в практической деятельно­сти. Высокая идея - религиозная или «светская» - рождает творчество, задаёт направленность чело­веческого поведения, реализуется в практической деятельности, в материальных свершениях.

Насущной потребностью сегодняшнего дня является взаимодействие науки и религии. Эту идею поддерживают религиозные лидеры разных религий и конфессий; с другой стороны, значи­мость религиозного опыта получает научное под­тверждение.

Так, исследования верующих людей показали, что они обладают более крепкой психикой. Вот один из примеров. В исследовании доктора философии Дэниэла Коэна из Университета штата Миссури в США участвовали буддисты, мусульмане, иудеи, католики и протестанты. И чем более высок был уровень духовной жизни людей, тем лучшим со­стоянием психического и физического здоровья они обладали; они были более эмоционально устойчивы и менее тревожны, лучше справлялись со стрессом.

Говоря о развитии человеческих способностей, следует, по нашему мнению, сделать упор на ак- меологические основы совершенствования лич­ности. («Акме» (греч.) - высшая точка, вершина, наиболее плодотворный период жизни и творче­ства человека. - ред.) Целью акмеологии является разработка такой жизненной стратегии, которая давала бы личности возможность максимально зрело проявить себя во всех сферах её деятельно­сти. При этом именно духовное здоровье является необходимым фундаментом данной стратегии. Условием достижения человеком вершины (акме) в своём развитии является, прежде всего, активное творческое саморазвитие. Акме достигается благо­даря направленности личности на созидательную творческую деятельность. Созидательное направле­ние данному вектору, по нашему мнению, придаёт именно опора на укрепление духовного здоровья.

Ниже мы кратко расскажем об авторском курсе с использованием методов арт-психологии «Лабо­ратория Света», который мы применяем в качестве одной из основных практических методик работы с личностным потенциалом, развитием творческих способностей. Основная направленность курса - развитие мировоззрения человека через работу с Я-концепцией, «перестройка» личности вокруг нового центра.

Арт-терапия в данном случае выступает лишь внешней формой, способствующей раскрытию и проявлению внутренней, духовной составляющей личности. Каждый в детстве рисовал, лепил, играл. Поэтому использование арт-терапевтических ме­тодик позволяет снять психологические защиты и одновременно работать с глубокими подсозна­тельными конструктами. Упражнения курса по­строены по принципу «от простого к сложному»; арт-психологические методики сочетаются с «традиционными» психологическими методика­ми; много времени на занятиях отводится работе с прояснением жизненных ценностей, коррекции жизненных целей, работе со смыслом жизни, с осознаванием и принятием себя. Для более глубокого усвоения целей курса и для работы по самораз­витию участникам предлагается перечень реко­мендуемой литературы; в него входит литература по практической психологии, а также книги Свя­щенного Писания разных религий и другие книги, входящие в сокровищницу мировой культуры.

Курс «Лаборатория Света» является систем­ным, каждое занятие чётко структурировано, имеет свою тему и концепцию. Однако структура занятий построена таким образом, что в зависи­мости от наличия свободного времени, целей и индивидуальных предпочтений участники сами выбирают - посетить одно занятие, несколько за­нятий или всю сессию. Группа является открытой, то есть на каждом последующем занятии в неё могут входить новые участники.

Общая схема занятий курса имеет следующую структуру:

  • Знакомство с правилами группы: поми­мо правил «традиционной» психологической группы - конфиденциальность, добровольность, принцип присутствия «здесь и сейчас» - арт- психологическая группа использует правило свободного использования любых изобразитель­ных материалов и средств в любой момент, когда участники группы готовы это сделать; правило безоценочного просмотра результатов изобрази­тельной деятельности (они не рассматриваются с точки зрения их эстетических достоинств) и др.
  • Знакомство участников, прояснение целей их присутствия на занятии.
  • Знакомство с возможностями использования изобразительных материалов в работе со своим внутренним миром. Преодоление затруднений в начале арт-психологического процесса, стимулиро­вание творческой активности участников, исполь­зование «разогревающих» арт-терапевтических упражнений (например, упражнение, в котором участникам предлагается рисовать с закрытыми глазами, а затем, открыв глаза - постараться уви­деть в изображении образ и дорисовать его ).
  • Сплочение группы: использование различных упражнений на сплочение: парная работа по прин­ципу «кто с кем меньше знаком», коллективный рисунок группы, коллективная скульптура группы , а также «классические» психологические методи­ки, целью которых является групповое сплочение.
  • Углубление психологической работы: работа с мировоззрением участников, прояснением смысла и целей жизни, работа с Я-концепцией, а также не­посредственная работа по возникающим запросам.
  • Работа по формированию навыков самостоя­тельной психологической работы с проблемами.
  • Закрепление полученных практических зна­ний, подведение итогов.

Каждое занятие состоит из вводной, основной и заключительной частей.

  • Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона и настроя на предстоящую работу. В начале каждого занятия участники делятся друг с другом расска­зом о том, какую проблему им удалось успешно ре­шить на этой неделе самостоятельно. Этот важный момент укрепляет личностную зрелость участни­ков и формирует доверие к своему внутреннему Я.
  • Содержание основной части занятия - не­посредственное апробирование на практике арт-терапевтических и интегративных методик и упражнений, развитие рефлексии чувств и собственных личностных качеств участников группы, раскрытие индивидуального творческо­го и духовного потенциала каждого участника и группы в целом и др. Используя разнообразные изобразительные материалы (пластилин, краски, карандаши) участники выполняют как индиви­дуальные, так и групповые работы (рисунки на ватманах, коллективные скульптуры). Темы за­даний могут быть самые разнообразные, но так или иначе они связаны с мировоззрением человека, его идеальным и реальным я. Как отмечалось выше, помимо арт-методик, на занятиях используются упражнения психосинтеза, позитивной психоло­гии, клиент-центрированного направления и др. То есть наш подход можно назвать эклектичным.
  • Задача заключительной части занятия - под­ведение итогов, обсуждение результатов работы. Продолжительность каждого занятия 2-2,5 часа.

По своей сути арт-психологическая группа зани­мается осмыслением внутренних образов - тех, что иногда удивляют, тревожат, смешат. Задача состо­ит в принятии всех этих «внутренних картинок» такими, какие они есть, и главное - дальнейшей «переработке» их в то, что уже можно успешно использовать в своей жизни. Выразить, принять и изменить. Это имеет значение в приобретении творческого подхода к жизни, умении взаимодей­ствовать с ней и трансформировать её.

Арт-психология ориентируется на естественное проявление мыслей, чувств, настроений в твор­честве, это даёт возможность быстро углубиться в психологическую работу, минуя бессознатель­ные защиты нашей психики. Основная задача ведущего - точно и вовремя сформировать вектор направлений индивидуальной и коллективной работы в группе. Арт-терапия, как уже говори­лось, используется как внешняя форма работы с внутренним миром и, прежде всего, с духовным здоровьем личности. Например, в зависимости от глубины работы, тематических особенностей заня­тия и динамики группы, участникам предлагается выполнить работы на тему «Моё взросление», «Об­раз моего Я», «Духовный образ моего Я», а также, например, изобразить вечные ценности (Любовь, Дружбу и др.) или те нравственные ценности и качества, которые важны для самих участников группы. Рисовать можно как в реалистичной ма­нере, так и в абстрактно-символической. В резуль­тате осознанного творчества, сопровождающегося глубокой рефлексией, прояснением и осознаванием мыслей, чувств, ценностей участников происходит личностная перенастройка, «перефокусировка» личности вокруг нового центра.

Данный курс успешно апробирован, начиная с 2007 года и по настоящее время в двух городах — Астрахани и Санкт-Петербурге. Через программу «Лаборатория Света» прошли более 230 человек в возрасте от 16 до 75 лет. Средний возраст участ­ников - от 18 до 21 года. Курс также был успешно применён в психолого-педагогической работе со школьниками 16-17 летнего возраста (10-11 клас­сы). При применении данного авторского метода работы с учениками старших классов он не требует специальной адаптации.

Среди результатов можно отметить следующие: в ходе арт-терапии происходят изменения, глав­ным образом касающиеся «Я-идеального», которое становится более достижимым. Значительно повы­шается степень самопринятия, понимания самого себя. Проясняются жизненные цели и осознаются способы их достижения. Происходит более глубо­кое осознание смысла своей жизни, полноценное раскрытие творческих способностей (даже у тех людей, которые изначально не считали себя спо­собными к творческой деятельности). Отношения с другими людьми приносят большее удовлетворе­ние. Положительные эмоции делают восприятие мира человеком более открытым, дружественным и позволяют исследовать и находить новые способы решения проблем.

 

 

Искусство в школе: 
2017
№1.
С. 22-24.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.