Общеразвивающая программа «Волшебный мир аппликации» для детей от 7 до 17 лет

Общеразвивающая программа «Волшебный мир аппликации»
для детей от 7 до 17 лет

Л. Кашапова, педагог дополнительного образования Дома детского творчества, г. Ханты-Мансийск

Пояснительная записка

Аппликация (от лат. «прикладывание») – вид художественной деятельности, способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветными бусинками, бисером, шерстяными нитями, металлическими чеканными пластинами, высушенными листьями и др. Аппликация относится к широко распространённой области художественного творчества – декоративно-прикладному искусству. У разных народов аппликация широко применялась для украшения быта. Казахи украшали аппликацией войлочные ковры, юрты; татары – мягкие кожаные сапоги, конские седла; народы Севера на кожаную одежду нашивали узоры из меха; русские широко использовали её на ткани.

Работа над аппликацией обладает большими учебными и развивающими возможностями.

Во-первых, аппликация может выполняться наклеиванием или нашиванием на основной фон (бумагу, ткань, кожу и др.) кусочков того или иного материала различных цветов. Готовое изделие, выполненное таким способом, также называется аппликацией.

Во-вторых, работа над выполнением аппликации способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, трафаретом, наносить клей кисточкой, приклеивать детали. Особенно детей радует яркий цвет кусочков различных материалов и удачное ритмичное расположение фигур.

В-третьих, аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразований, воспитывают аккуратность, терпеливость, помогают выражению собственной фантазии и т.д. Происходит усвоение активных знаний о величине, форме и композиции. Это важно не только для создания предметных и сюжетных аппликаций на первом году обучения, но в большей степени для композиционных решений в других видах деятельности на втором и третьем году обучения.

Данная программа направлена на эстетическое воспитание ребёнка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала путём изготовления поделок из различных материалов (цветная бумага, ткань, кожа, соломка, семена растений, засушенные лепестки и листочки, береста, акриловые и витражные краски и другие самые неожиданные материалы для художественного творчества). Клеить можно буквально всё! Такое разнообразие творческой деятельности в значительной степени раскрывает потенциал ребёнка, даёт возможность творческой самореализации в области прикладного искусства.

Актуальность программы по аппликации связана с развитием дизайнерских технологий в наши дни, поиском новых творческих и смелых решений.

Новизна программы заключается в том, что она включает в себя не только обучение аппликации, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в сочетании разнообразных видов материалов с использованием для декорирования акриловых и витражных красок, природного и бросового материала. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки различных материалов, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Отличительной особенностью данной образовательной программы является повтор видов деятельности на протяжении трёх лет обучения, постепенность усложнения приёмов. Это способствует более полному усвоению практических навыков детей, совмещающих в творческих работах разнообразные виды изобразительной и декоративной деятельности. Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно и декоративные картины для оформления интерьера, декорации для детского театра, украшения и подарки родителям, ветеранам и гостям нашего Дома детского творчества.

Педагогическая целесообразность обучения по данной программе связана с тем, что она способствует формированию умений и навыков работать как индивидуально и по парам, так и коллективно, выстраивать общение, развивает привычку к взаимопомощи. Развивает творческие способности, фантазию, воображение. Даёт возможность ребёнку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. В течение трёх лет учащиеся узнают много интересного, начиная с истории возникновения аппликации как одного из видов декоративно-прикладного искусства до изготовления аппликаций из различных материалов с примерами их декорирования. Узнают, что выполнение аппликации требует определённых навыков, терпения и аккуратности, соблюдения правил техники безопасности, но в целом это несложное и увлекательное занятие.

На занятии учащиеся знакомятся с содержанием и оснащением учебной программы, правилами техники безопасности и личной гигиены при работе в кабинете с различными материалами и инструментами. Практика показывает, что дети знают ассортимент изделий из различных материалов, область применения художественных отделок. Виды и приёмы отделок, декорирования материалов. При изучении материаловедения ребята знакомятся с видами аппликаций, с материалами, их происхождением и уходом за изделиями. Раскрывают секреты восстановления кожи, ткани, природного и бросового материала.

Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач. На практических занятиях учащиеся осваивают основные приёмы изготовления аппликаций и изделий из различных материалов. При выполнении аппликации, картин и поделок работают с шаблонами из картона (бумаги), а затем выкраивают детали из кожи, ткани, бумаги и бросового материала. Готовые детали закрепляют на основной фон и декорируют витражными красками или инкрустируют их различным бросовым материалом. Особое внимание уделяется коллективной работе во время занятий, а также развитию умений и навыков работы с различными формами и видами материалов.

Цели программы: воспитание средствами декоративно-прикладного искусства ребёнка – носителя и хранителя национальной культуры; создание условий для творческой активности и самореализации учащихся.

Задачи программы.

Обучающие:

  • Ознакомить с историей появления аппликации из ткани, кожи, бумаги, картона и других видов материалов, используемых в прикладном искусстве.
  • Ознакомить с многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
  • Освоить различные техники тканевой и кожаной пластики, лепки из теста, рисунка.
  • Обучить детей использовать различные виды материалов для оформления интерьера, подарков и сувениров своими руками.
  • Научить выполнять простые чертежи, владеть необходимыми инструментами и приспособлениями (линейкой, циркулем, лекалами, иголкой, ножницами и др.).

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь и интерес к культуре родного края, России и мира.
  • Воспитать готовность и способность к взаимопомощи при выполнении различных творческих заданий.
  • Формировать на материале аппликации устойчивый интерес к художественной деятельности.
  • Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире и в простых вещах.

Развивающие:

  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, чувство пространства; «чувство» цвета, формы, зрительную память, воображение, творческую активность и инициативу.
  • Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей детей);
  • научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • личностно ориентированный подход (обращение к субъектному опыту учащихся, к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ребёнка);
  • природосообразность (учитывается возраст ученика, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
  • культуросообразность (приобщение ребёнка к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
  • свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации;
  • сотрудничество и ответственность;
  • сознательное усвоение учебного материала;
  • систематичность, последовательность и наглядность обучения.

Обучение по программе построено по принципу «от простого – к сложному»: от вырезания простых и симметричных форм – к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости – к работе c объёмными формами. Научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, экскурсия, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное изготовление конкретного изделия, проектная деятельность, учебная игра.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный, который проводится перед началом работы для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
  • текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме, позволяющий ребятам усвоить последовательность технологических операций;
  • рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока, и закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;
  • итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ работ воспитанников. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.

Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита выпускной работы, участие в выставках декоративно-прикладного искусства различного уровня, защита проектов.

Возраст учеников, участвующих в реализации данной программы, – от 7 до 18 лет. Границы возраста могут варьироваться с учётом индивидуальных особенностей детей. Наполняемость группы – 10-12 человек – обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер(пары или подгруппы). При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки ребят. В ходе занятий в смешанной группе учащиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объёму задания.

Данная программа рассчитана на 3 года обучения, занятия групповые – два раза в неделю по 2 часа с перерывом на 10 минут через каждые 40 минут.

Учебно-тематический план. Первый год обучения

Тема Теория Практика Всего
Введение 6 10 16
Аппликации из природного материала 2 26 28
Аппликации из ткани 2 36 38
Аппликации из кожи 2 24 26
Аппликации из бросового материала 2 14 16
Проектная деятельность 2 10 12
Экскурсии   4 4
Посещение выставок прикладного творчества   4 4
Всего 20 124 144

Учебно-тематическое планирование и содержание программы. Первый год обучения

№  занятия Тема занятий Цели и задачи занятия
Введение
1 Вводное занятие. История создания аппликаций. Инструменты и материалы. Правила безопасности Теория. Ознакомление с историей создания аппликаций. Правила работы с инструментами и материалами. Проведение инструктажа по ТБ, ПБ, ПДД
2 Аппликация как один из видов художественного творчества. Реалистические картины из ткани от художницы Аннимиеке Мейн Теория. Ознакомление с технологиями создания аппликаций и ее видами. Изучение рисунков и образцов на примере творчества художницы Аннимиеке Мейн. Практика. Изготовление несложной аппликации из бумаги.
3-4 Аппликация из кожи, ткани, меха как древнейший вид искусства. Теория. Ознакомление с аппликацией из различных материалов и её значением в современном и старинном прикладном творчестве. Практика. Выполнение простой аппликации из ткани.
5-6 Цветовая композиция. Декоративная композиция. Теория. Ознакомление с основами цветоведения и правилами подбора гармоничных сочетаний цветов и их оттенков. Сведения о декоративной аппликации. Практика. Создание несложной лоскутной мозаики или коллажа.
7-8 Виды конструктивных материалов, необходимых для аппликаций. Теория. Усвоение знаний о видах конструкционных материалов, необходимых для аппликаций, их свойствах. Практика. Создание аппликации из бумаги.
АППЛИКАЦИИ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА
9-10 Аппликация из природных материалов. Теория. Ознакомление с техникой аппликации из природного материала и правила их заготовки для работы. Изучение рисунков и образцов. Выбор схемы работы. Практика. Подбор природных материалов. Изготовление аппликаций с использованием различных видов материалов. Оформление композиций.
11-12 Аппликация из различных природных материалов. Теория. Ознакомление с техникой коллажа из природного материала. Подготовка эскиза, деталей из природного материала и др. Практика. На подготовленный эскиз приклеиваются детали из разнообразного природного материала. Оформление поделки в рамку.
13-14 Чудесный мир живых красок. Теория. Обучение анализу явлений и предметов окружающего мира, знакомство с профессией флориста-декоратора. Практика. Используя бумагу, картон, природный материал и витражные краски создаём сюжетную аппликацию. Вырезаем и оформляем различные композиции.
15-16 В подводном царстве. Теория. Дальнейшееосвоение навыков работы с природным материалом и инструментами. Практика. Рисуем схему для работы. Изготовление мелких деталей. Подбор цветовой гаммы и сюжета о подводных жителях. Оформление готовых работ в паспарту.
17-18 Идеи для декора. Теория. Ознакомление с природным материалом (коряги разной фактуры) для аппликации. Выбор будущей работы. Практика. Рисуем схему морского конька на картоне и приклеиваем коряги ритмично по его форме. Оформление готовой работы на стену.
19-20 Мастер-класс: кофейный магнит-подсолнух. Теория. Знакомство с техникой аппликации. Подбор рисунка «Подсолнух». Практика. Перенос рисунка на заготовку. На подготовленный рисунок из бумажного шпагата наклеиваем лепестки и листья подсолнуха, затем середину и фон оформляем кофе или фасолью по рисунку. Приклеиваем с обратной стороны ленточку магнита.
21-22 Цветочная тарелочка в подарок. Теория. Ознакомление с понятием объёмная и полу-объёмная аппликация. Выбор эскиза. Практика. Заготовка материалов. Клеим подготовленные детали и оформляем готовую композицию в цветочную чашечку.
АППЛИКАЦИИ ИЗ ТКАНИ
23 Что можно сделать из ткани, используя аппликацию? Теория. Ознакомление с техникой и с видами крепления аппликаций из ткани. Изучение рисунков и образцов. Выбор схемы работы. Практика. Подбор и изготовление аппликаций с использованием различных по фактуре и цвету тканей. Оформление композиций.
24-25 Изготовление аппликаций из деталей различной формы. Теория. Знакомство с техникой. Подбор материалов. Выбор рисунка. Практика. Используя ткани, создаём многоцветную аппликацию. Вырезаем и оформляем различные композиции.
26-27 Шаблоны детских аппликаций. Теория. Обучение вырезанию и оформлению различных композиций по шаблону. Практика. Используя ткани различной фактуры, создаём простые детские аппликации. Изготовление аппликаций с помощью шаблона.
28-29 Аппликации из ткани. Теория. Продолжение освоения навыков работы с тканью, различной по фактуре, цвету, и с инструментами. Практика. Рисуем схему для работы. Подбор цветовой гаммы и сюжета. Оформление готовых работ в паспарту.
30-31 Ангелы из ткани. Теория. Создание при помощи тканевой аппликации образов Ангелов. Выбор сюжета будущей работы. Практика. Рисуем схему для работы и при помощи различных по цвету тканей создаём образы рождественских Ангелов. Оформление готовых работ.
32-33 Куклы в творчестве. Теория. Продолжение ознакомления с другими способами объёмной и полуобъёмной аппликации из ткани. Выбор эскиза куколок. Практика. Заготовка материалов и инструментов для работы. Клеим подготовленные детали кукол и декорируем их при помощи аксессуаров.
34-35 Цветок из ткани. Теория. История создания цветов из ткани. Изучение готовые работы. Подбор материала для выполнения работы. Практика. Вырезаем детали цветка из ткани при помощи шаблона. Сборка деталей при помощи прошивания нитью в круг и вклеиваем пуговицу в серединку. Оформляем готовый букет.
36-37 Делаем картину из ниток своими руками (верёвочная аппликация). Теория. Ознакомление с понятием веревочная аппликация. Подбор цветовой гаммы для работы. Выбор рисунка. Практика. Приготовление верёвочки из шерсти различной толщины и цвета. Составление аппликации «Весёлый котик» с учётом цветового решения. Оформление композиции в рамку.
38-39 Винтажные пасхальные яйца. Теория. Понятия «дизайн» и «хендмейд» (hand-made). Практика. Научить оформлять и декорировать пасхальные яйца к празднику при помощи тесьмы и пуговиц.
40-41 Новый декор рамочки из ткани. Теория. Рассказать об особенностях работы над рамками и картинами. Рассмотреть основные техники в работе над данной категорией аппликации. Практика. Изготовление и оформление старых рамок для картин в технике тканевой аппликации (обивки).
АППЛИКАЦИИ ИЗ КОЖИ
42 Что нужно знать о коже. Теория. Основные понятия темы. Ознакомление с видами, покраской и техникой изготовления изделий из кожи. Изучение свойств и способов чистки, обработки кожи. Практика. Изготовление простой аппликации из кожи.
43-44 Техника простой аппликации из кожи. Теория. Продолжение освоения простой техники аппликации из кожи. Практика. Изготовление простой аппликации из кожи. Декорирование композиции витражными и акриловыми красками.
45-46 Аппликация из кожи «Чёрные коты». Теория. Создание образов котов при помощи кожаной аппликации. Выбор сюжета будущей работы. Практика. Делаем трафареты котов в различных позах и при помощи кожи чёрного цвета создаем панно.
47-48 Кожаная пластика «Павлин». Теория. Создание, при помощи разноцветных кусочков кожи, пуговиц и бусинок, панно-коллажа «Павлин». Практика. Из кожи различных цветов вырезаем по шаблону туловище и крылья хвоста, затем декорируем пуговицами, бусинками…
49-50 Способы декорирования кожи. Теория. Ознакомление со способами декорирования кожи: роспись красками, выжигание, драпировка. Практика. Выбор рисунка. Составление простой аппликации с учётом декоративного решения. Оформление композиции в декорированную рамку.
51-52 Сказочная избушка. Теория. Продолжение ознакомления с техникой коллажа, которая соединяет несколько техник. Подготовка эскиза, деталей из бумаги, природного материала и др. Практика. На подготовленный эскиз приклеиваются детали домика поэтапно.
53-54 Декупаж бутылки из кожи. Теория. Знакомство с техникой «декупаж». Разработка эскиза оформления и поэтапный перенос на бутылку. Практика. Кожу нарезаем полосками или делаем из них жгутики. На подготовленный рисунок на бутылке наклеиваем жгуты фоном и декорируем разнообразными предметами и красками.
АППЛИКАЦИИ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА
55-56 Красота из пуговиц: идеи картин из пуговиц. Теория. Ознакомление с необычной техникой из бросовых материалов. Учить работать с разнообразными по форме, фактуре и структуре предметами и материалами. Практика. Подбор разнообразных по величине и цвету декоративных пуговиц. Составление из них интересных сюжетных композиций.
57-58 Мастер - класс «Волшебный саженец». Теория. Ознакомление с техникой пейп-арт (скручивание жгутиков из многослойных салфеток разных цветов). Подбор цветовой гаммы для работы. Выбор рисунка. Практика. На мешковину на картонное основание рамки клеем ПВА, просушить, нарисовать эскиз будущего дерева. Приготовить жгутики из салфеток разли чной толщины и цвета, монеты разной величины.
59-60 Мастер-класс «Волшебные пуговицы». Теория. Продолжение работы с техникой аппликаций из разноцветных пуговиц. Практика. Составление из них интересных композиции по сюжету и тематике.
61-62 Декорируем бутылку манкой. Теория. Продолжение работы с разнообра зными по форме, фактуре и структуре предметами и материалами. Практика. Подбор разнообразных по величине и цвету декоративных бутылок и по эскизу составить интересные композиции при помощи приклеивания бутылки манкой.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
63-64 Панно из различных материалов. Теория. Особенности работы над проектом; основные цели, задачи, проблемы и значимость проекта, как итога первого года обучения. Практика. Разработать проект на тему «Панно из различных материалов» (материал на выбор).
65-66 Оригинальная идея для подарка. Теория. Особенности работы над данным проектом; основные цели, задачи, проблемы и значимость проекта. Практика. Разработать проект на тему «Оригинальная идея для подарка ».
67-68 Панно в технике аппликация «Рыбка моя». Теория. Особенности работы над данным проектом; основные цели, задачи, проблемы и значимость проекта. Практика. Разработать проект на тему «Рыбка моя» из войлока.
69-70 Экскурсии. Повторение о ПДД, правила безопасности и поведения в лесу. Рассказ о предстоящей экскурсии в лес или город. Ежегодное посещение природного парка «Самаровский чугас», «Самаровское Урочище» и т.п.
71-72 Посещение выставок прикладного творчества. Повторение о ПДД, проведение инструктажа. Рассказ о предстоящей поездке по городским достопримечательностям или выставке ДПИ. Посещение выставок.
Искусство в школе: 
2015
№1.
С. 37-42.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.