Почему нельзя...

Почему нельзя...

Ю. Красный, педагог, писатель. г. Иерусалим

Разговоры молодых родителей о своих чадах полны то умиленных, то тревожных повторов: «он (она) хочет», «она (он) любит».

Давайте вглядимся в эти глаголы.

1. Что любит ребёнок?

Сначала – мамино тепло, молоко, голос, взгляд, улыбку. Остальное просто отсутствует или служит фоном . Затем добавляется окружение – новые звуки, запахи, впечатления, люди. И тут начинается!

Он любит чипсы (и не любит суп).
Она любит колу (но не любит фрукты).
Он любит динозавров.
Она любит киндер-сюрпризы.

Ситуация это довольно свежая. С чем она связана? Во все предыдущие времена вплоть до середины прошлого века дети «любили» (обретали устойчивые, базовые привязанности) то, что несло природное окружение. Воду, деревья, живность всякую, овощи с огорода, фрукты с дерева, простые игрушки.

Поскольку эти предметы сопровождали человека всю жизнь, детская «любовь» создавала прочную основу, на которой вызревала подлинная способность любить. Способность, лежащая в основе всякого развития.

Нынешнюю «среду обитания» ребёнка определяет уже не природа, а товары и реклама. Сильные, первичные, не подконтрольные опыту чувства малыша могут обратиться на какой угодно предмет. От нас, взрослых, зависит, полюбит ли ребёнок живую собаку или пластикового монстра, естественные или «химические» цвета, гармоничную музыку или электронные «звучалки».

К нам в группу ходил славный мальчик, который несколько месяцев не расставался с крупным пластиковым трансформером «Человек-паук» и долго отказывался изображать или обсуждать что-либо другое. Случай не единичный: педагогика творчества всё основательней сливается с искусствотерапией.

Такая псевдолюбовь к мёртвым рекламным продуктам (помните тамагочи с голодными цыплятами?) не может быть ни прочной, ни постоянной. На смену устрашающим трансформерам и грудам барби придут компьютерные игрушки и гаджеты, а живая природа и глубокие чувства могут уже и не прийти…

2. Теперь – о «хочет».

Если любовь формирует ценностную сферу, то «хотение » – волевую . Когда родители ставят ребёнка в ситуацию сложного выбора (еды в супермаркете, игрушки в магазине, студии в детском центре ), они полагают, что предоставляют малышу свободу. И не догадываются, что слово «свобода» в нежном возрасте означает всего только отсутствие избыточной регламентации и контроля.

Настоящий выбор свободного человека требует самоограничения и ответственности – качеств, которые ребёнку только предстоит (и необходимо!) приобрести. Путь к ним – в усвоении социальных норм и правил, начиная с ухода за собой, сбора игрушек, своевременных просыпаний и уклады- ваний.

Вместо этого «выбирающий» всё подряд ребёнок лишается «тормозов», легко меняет интересы, избегает усилий – одним словом, не взрослеет… Но самое интересное приходит позднее, уже в школьном возрасте.

Новые словосочетания таковы: «имею право!» и «почему нельзя?». Их озвучивают уже не родители, а сами дети.

3. Вопрос «почему нельзя?», как правило, риторический. На самом деле это – подросшее, но не повзрослевшее «хотение»: можно!

Можно потому,
что не существует внятных правил и границ;
что инфантильный крик перекроет разумные доводы;
что неокрепшая воля не в силах отменить сиюминутное желание во имя более важной и содержательной цели.

4. Утверждение «имею право!» вырастает, скорее всего, из непрочности «любвей» к неживым, часто и легко сменяемым игрушкам и занятиям. Иными словами – из отсутствия глубоких и длительных привязанностей. Его суть – в игнорировании чьих-то чужих «прав», стремлении добиться своего вопреки интересам других.

А дальше – подростковый и юношеский периоды. Сформируются и «затвердеют» представления о самом себе, образ «Я». На этом вызреют юношеские идеалы, жизненные принципы и цели, определится круг друзей. Влияние родителей сойдёт на «нет». И вот уже в новой , молодой семье оба поколения на полной громкости вопрошают друг друга: «А почему нельзя???»

Конечно, это шутка.

Природа придёт на помощь, поправит, подравняет. Дети избегнут крайностей, войдут в берега, оформятся. Из молочного детства всплывут родительские черты: благородство, щедрость, талантливость, трудолюбие, интерес и внимание к миру. А мы с вами ей, природе, поможем. Пока дети маленькие, пока наш опыт востребован, покуда есть время.

Автор: 
Искусство в школе: 
2017
№1.
С. 17.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.