Проект списка "100 фильмов"
Дорогие читатели!
Много лет назад мы открыли в журнале эту рубрику, понимая, что экранные искусства, которые не представлены в учебных планах школ, в реальности оказывают самое сильное влияние на детей и подростков, и влияние это по большей части негативно. В качестве дальней цели мы имели в виду включение экранных искусств в систему общего образования. Этот замысел пока далёк от осуществления. Но недавно принято решение: рекомендовать обширный перечень лучших отечественных фильмов, с которыми дети будут знакомиться в течение школьного обучения. Авторы проекта рассчитывают решить таким образом целый ряд задач – познакомить детей с достижениями нашего киноискусства, его выдающимися мастерами; повысить уровень вкуса юных кинозрителей, вызвать интерес к психологии героев, к человеческим взаимоотношениям (а не только к погоням, стрельбе, дракам и сексу). Наверное, теплится и надежда осуществить таким образом патриотическое воспитание поколений.
Список, в котором суммированы оценки специалистов, не является окончательным и не существует в единственном варианте.(Так. некоторые варианты предполагают включение лучших фильмов мирового, а не только отечественного кино.) По-видимому, инициаторы проекта осознают, какие трудности предстоит преодолевать при его реализации. Это и степень понятности контекста того или иного фильма для современного ребёнка, и необходимость учитывать возрастные психологические особенности детей, и отсутствие соответствующей подготовки, которая позволила бы учителям заинтересовать школьников и вести с ними проблемный и плодотворный диалог по поводу фильмов. Неизбежно спорным остаётся и сам перечень фильмов, и их количество, и принципы их отбора, и т.д.
Поэтому мы считаем нужным начать широкое и разностороннее обсуждение вопроса, в результате которого учителя смогут получить помощь и в плане понимания языка экранных искусств и эстетической ценности того или иного фильма, исторического контекста его появления, и в чисто методическом плане.
Проект списка "100фильмов",
которые рекомендованы к просмотру в школах
- A если это лю6овь? – Ю.Райѕман, 1961
- A зори здесь тихие – С.Ростоцкий, 1972
- Aдмирал Нахимов – В.Пудовкин, 1946
- Aй6олит-66 – Р.Быков, 1966
- Aлександр Невский– С.Эйѕенштейн,1968
- Aндрей Ру6лев – A.Тарковский, 1966
- Aэлита – Я.Протазанов, 1924
- Баллада о солдате – Т.Чухрай, 1959
- Бег – A.Aлов, В.Наумов, 1970
- Белеет nарус одинокий – В.Легошин, 19S7
- Белое солнце nустыни – В.Mотыль, 19δ9
- Белорусский вокзал – A.Смирнов, 1970
- Берегись автомобиля – Э.Рязанов, 1966
- Бесnриданница – Я.Протаѕанов, 1936
- Бриллиантовая рука – Л.Гайдай, 1968
- Броненосец «Потемкин» – С.Эйзенштейн, 1925
- В 6ой идут одни «старики» – Л.Быков, 1973
- В огне 6рода нет – Т.Панфилов, 1968
- Веселые ре6ята – Т.Aлександров, 1934
- Внимание, череnаха! – Р.Быков, 1969
- Война и мир – С.Бондарчук, 1965-1967
- Волга-Волга – Т.Aлександров. 1938
- Восхождение – Л.Шеnитьeв, 1976
- Гамлет – Т.Козинцев, 1964
- Дама с со6ачкой – И.Хейфиц, 1960
- Дворянское гнездо – A.Кончаловский, 1969
- Девять дней одного года – M.Ромм, 1961
- До6ро nожаловать, или Посторонним вход восnрещен – Э. Климов, 1964
- Доживем до понедельника – С.Ростоцкий, 1968
- Друг мой, Колька! – A.Салтыков, A.Mитта,1961
- Дядя Ваня – A. Кончаловский, 1977
- Ëжик в тумане – Ю.Норштейн, 1975
- Живые и мертвые – A.Столnер, 1963
- Застава Ильича (Mне двадцать лет) – M.Хуциев, 1964
- Звезда – A.Иванов, 1949
- Земля – A.Довженко, 1930
- Зеркало–A.Тарковсeий, 1974
- Золушка - А.Кошеверова,M. Шаnиров, 1947
- Иван Трозный (1-2серии) – С.Эйѕенштейн,1944-1946
- Иваново детство –A.Тарковский, 1962
- Иди и смотри – Э.Климов, 1985
- Илья Mуромец –A.Птушeо,1956
- История Aси Клячиной, которая лю6ила, да не вышла замуж – А.Кончаловский, 1967
- Калина красная –В.Шукшин, 1973
- Ключ без nрава nередачи – Д.Асанова,1976
- Королевство кривых зеркал – А.Роу, 1963
- Красные дьяволята –И.Перестиани, 1923
- Крылья – Л.Шеnитьeв, 1966
- Курьер – З.Шахназаров, 1986
- Летят журавли – M.Калатозов, 1957
- Mаленькая Вера – В.Пичул, 1987
- Mарья-искусница – А.Роу, 1959
- Mать – В.Пудовкин, 1926
- Mашенька – Ю.Райзман, 1942
- Mесть кинематографического оnератора – В.Старевич, 1913
- Mечта – M.Ромм, 1941
- Mолодая гвардия – С.Терасимов, 1948
- Mонолог – И.Авер6ах, 1972
- Mорозко – А.Роу, 1964
- Hачало – Т.Панфилов, 1970
- Hе горюй! – Т.Данелия, 1969
- Hео6ычайные nриключения мистера Веста в стране 6ольшевиков – Л.Кулешов, 1924
- Hеоконченная nьеса для механического nианино – H.Mихалков, 1976
- Hесколько дней из жизни О6ломова –H.Mихалков, 1979
- Hеуловимые мстители – Э.Кеосаян, 1966
- Hовый Тулливер – А.Птушко, 1935
- О6ыкновенный фашизм – M.Ромм, 1966
- Они сражались за Родину – С.Бондарчук, 1975
- Осво6ождение – Ю.Озеров, 1972
- Охота на лис – В.А6драшитов, 1980
- Пацаны – Д.Асанова, 1983
- Петр Первый – В.Петров, 1937
- Печки-лавочки – В.Шукшин,1972
- Пиковая дама – Я.Протазанов, 1916
- Плохой хороший человек – И.Хейфиц,1973
- Подвиг разведчика – Б.Барнет, 1947
- Покаяние – Т.А6уладѕе, 1984
- Подранки – H.Гу6енко, 1976
- Проверка на дорогах – А.Герман, 1972
- Путевка в жизнь – H.Экк, 1931
- Радуга – M.Донской, 1943
- Ресnу6лика Шкид – Т.Полока, 1966
- Семеро смелых – С.Терасимов, 1936
- Смелые люди – З.Юдин, 1950
- Стенька Разин (Понизовая вольница) – В.Ромашков, 1908
- Сто дней nосле детства – С.Соловьев, 1975
- Со6ачье сердце – В.Бортeо. 1988
- Судь6а человека – С.Бондаркук, 1959
- Тихий Дон – С.Терасимов, 1957-1958
- Утомленные солнцем –H.Mихалков, 1994
- Холодное лето nятьдесят третьего – А.Прошкин, 1987
- Чаnаев – Т. Васильев, С.Васильев, 1934
- Человек с киноаnnаратом – Д.Вертов, 1929
- Чужие nисьма – И.Авер6ах, 1975
- Чук и Гек – И.Лукинский,1953
- Чучело – Р.Быков, 1983
- Школьный вальс – П.Лю6имов,1978
- Щит и меч – В.Басов,1968
- Юность Mаксима – Т.Козинцев, Л.Трау6ерг,1934
- Я шагаю nо Mоскве –Т.Данелия, 1963
Мы надеемся в ближайших номерах познакомить вас с мнениями и советами видных деятелей киноискусства и методистов, имеющих опыт педагогической работы с фильмами, но очень важно учесть и мнение наших читателей, их отношение к проблеме кинообразования, к списку рекомендованных фильмов, видение возможностей этого проекта и трудностей его реализации; важно знать, в чём именно им нужна помощь специалистов, и т.д. Поэтому мы просим читателей со всей искренностью ответить на все или некоторые из предлагаемых вопросов. Разумеется, вы можете не ограничивать этим своё высказывание, а коснуться любого вопроса, имеющего отношение к кинообразованию и школе.
- Какую роль играют сегодня экранные искусства в душевном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков?
- Как Вы относитесь к проекту «Сто фильмов» а) в принципе? б) по составу списка (в частности, насколько существенна круглая цифра)?
- Как, и при каких условиях, он может повлиять на школьников?
- Кто будет его осуществлять? Какого рода помощь нужна в этом отношении школьному учителю?
- Если бы Вы составляли список, каким принципом Вы бы при этом руководствовались?
- Не считаете ли Вы, что анимация и документалистика должны быть полноценно представлены в таком списке?
- В чём Вы видите возрастные особенности общения детей младшего, подросткового, юношеского возраста с экранным искусством?
- Какие фильмы Вы считаете наиболее подходящими для каждого из этих возрастов?
- Не помешает ли развертыванию проекта закон об ин- формационной безопасности, и как Вы к нему относитесь?
- Что ещё Вы хотели бы от себя сказать учителями детям?
СПАСИБО! Ваши ответы будут опубликованы в журнале и на сайте журнала.
Оставить комментарий