Сделать мир добрее

М.Владимирова,
руководитель детского театрального коллектива «Гном и Дом», г.Киров

Сделать мир добрее

Из опыта детского театрального коллектива «Гном и Дом»

Родители принимают решение привести своего ребенка в творческий коллектив. знания о его деятельности и о сущности занятий у них достаточ­но поверхностные: на танцах - учат танцевать, на вокале - петь, в театре - выступать. Такие знания очень часто идут вразрез с реальным содержанием обучения и системой развития: ведь это не только выступление как результат но и целостная работа по развитию и формированию личности, трудная тренинговая и репетиционная работа, разные до­полнительные дела и внеурочная жизнь. У родите­лей, ведущих детей на занятия, есть определённые ожидания и требования, которыми они руковод­ствуются. У каждого свои запросы: доступность, близость к дому, качество обучения, профессио­нализм преподавателей и т.д. Уровень ожидаемых результатов тоже разный. Одни мечтают, что ребёнок далее изберёт это направление деятельно­сти, как свою профессию, другим дополнительное образование нужно для развития ребенка, а не­которые просто пытаются чем-то его занять. Дети же приходят в творческий коллектив с отсутствием осознанной мотивации и могут лишь поверхностно судить о том, что их ждёт. Когда при поступлении мы спрашиваем их, почему они решили заниматься именно в нашем коллективе, дети либо отвечают эмоциональным "хочу", либо приводят в пример тех, кто добился высоких результатов в данном направлении творческой деятельности.

В наш коллектив приходят дети с 7 до 12 лет и занимаются в течение семи лет. Интересные изменения мотивации детей наблюдаются в те­чение первого года. Именно первый год является критическим. В течение этого периода либо у детей формируется потребность обучения и про­должения занятий в нашем коллективе, либо они принимают решение прервать обучение. Дети, от­казывающиеся от дальнейшего обучения, обычно не имеют склонности к деятельности, которая является ведущей в том или ином виде творчества. В нашем случае отказы большей частью связаны с неприятием коллективной деятельности и по­требностью в индивидуальной самореализации, а это противоречит театральной направленности, где процесс организуется единой "командой", с учетом ответственности каждого. Многое здесь зависит и от преподавателя, который, учитывая особенности вновь пришедших детей, должен приложить мак­симум сил для формирования комфортной психо­логической обстановки в коллективе, где каждый воспринимается как уникальная личность, а все вместе образуют единый творческий коллектив.

Если рассматривать занятия театральной дея­тельностью поверхностно, то можно сказать, что они позволяют ребенку использовать опыт ролевой игры, знакомый с дошкольного возраста, и удо­влетворить тем самым потребность в творческой самореализации. Сюда же можно отнести и мотива­цию родителей, испытывающих желание увидеть своего ребёнка на сцене. Однако процесс погруже­ния в 4актёрствоя гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Дети наряжаются в костюмы, запоминают мизансцены и учат текст. Но вместе с этим они погружаются в специфику актёрского анализа образа, вырабатывают систему видения мира и социальных явлений, учатся "работать" с действием и собственным телом.

В течение пяти лет мы проводили ежегодный опрос родителей и детей с целью выявить их по­нимание сущности театральной деятельности. Результаты опроса показали прямую связь между продолжительностью посещения занятий и мо­тивацией. Родители вновь пришедших детей ви­дели в занятиях театральным искусством способ реализации актёрских задатков своего ребёнка: возможность в будущем стать известным актёром; или средство направленного выплеска активности; или возможность через ребёнка воплотить своё нереализованное желание актёрской деятельности. Дети же при поступлении указывали на желание выступать и наряжаться в красивые костюмы. Для тех и для других изначальное представление о театральной деятельности сводилось к сцене, как объекту воплощения желаний.

Через месяц ответы этих же детей кардинально менялись и показывали наличие потребности в обучении: 4Чтобы научиться быть актёром. Изме­нения же в восприятии театральной деятельности родителями прослеживалось только через полгода обучения детей, причём большая часть ответов также указывала на развитие и обучение ребёнка. Основным педагогическим средством изменения мотивации детей были пояснения результатов того или иного упражнения (зачем мы делаем это упражнение, и что в результате получится?), а также беседы на тему 4Театр может изменить че­ловека. Постепенно у детей менялось понимание театральной деятельности, их увлекал процесс, а тот или иной результат достигался на каждом занятии: при подведении итогов преподаватель уделял внимание каждому, подчёркивая его рост и достижения за сегодня. Работа с родителями шла по двум направлениям: через всестороннее информирование (через собрания, записки, инди­видуальные беседы, переписку через сайт театра в Интернете) и через детей, которые рассказывали о том, что происходит на занятиях. Увлечённые про­цессом театральной деятельности, испытывающие желание посещать занятия, дети делятся этим с мамой и папой, формируя у них дополнительную грань положительного восприятия коллектива. Особо действенным педагогическим приёмом здесь является "переадресация похвалы". Ребёнка про­сят передать родителям мнение о его достижени­ях, особых успехах и т.д. В свою очередь, ребёнку говорят о его родителях как об особенных людях, у которых замечательный сын или дочь, переадре­совывая похвалу родителей ребёнку. Естественно, что похвала должна быть искренней и заслужен­ной, а не лестью или намеренным преувеличением.

Главная задача преподавателя - включить ро­дителей в процесс жизнедеятельности коллектива, вызвать интерес и уважительное отношение к тому виду творческой деятельности, которым занима­ется их ребенок. Из своего опыта мы знаем, что работа с родителями очень важна именно в первый год обучения.

На втором году дети проявляли интерес к воз­можности через актёрский анализ образа лучше понимать окружающий мир и говорили о том, что средствами театра можно помочь зрителям понять те или иные социальные явления и ситуации. Родители указывали на формирование у детей социально-нравственных качеств и говорили о возможности средствами театральной деятельно­сти формировать гармоничную личность ребёнка.

Значимую роль в этом процессе они отводили пре­подавателю.

После пяти лет посещения занятий детьми их родители понимали театральную деятельность как всесторонний процесс развития, формирующий качественно новые навыки социального взаимодей­ствия и повышающий уровень нравственности ре­бенка. Подчёркивали ощущение личного участия в жизни коллектива. Дети воспринимали театр как целостное взаимодействие с другими участниками, в процессе которого происходит реализация своего опыта и познание нового.

Таким образом, можно говорить об изначаль­ном отсутствии понимания значения театральной деятельности как у детей, так и у родителей. И о формировании представления о театре как о сред­стве целостного развития личности ребёнка только после погружения в театральную деятельность. Мечтая играть на сцене, дети пытаются реализо­вать себя и не задумываются о сложностях и увле­кательном мире актёрской работы. Это желание позволяет заинтересовать ребенка и мотивировать на изучение новых для него способов, средств и техник актерской работы. Родители же, осознав­шие театральную деятельность как средство гар­моничного развития и нравственного воспитания ребенка, будут заинтересованы и в его занятиях, и в оказании помощи театральному коллективу. Так формируется целостный театральный коллектив, участники которого - дети, преподаватель и роди­тели. Такое триединство - оптимальный вариант жизнедеятельности коллектива. Связующим зве­ном здесь является преподаватель (руководитель коллектива), который организует работу с учётом индивидуальных особенностей каждого участника.

Наши наблюдения показали, что родители по особенностям их поведения и мотивации делятся на несколько групп. Первая группа - "заинтересо­ванные". Они изначально воспринимают обучение ребенка как средство его развития и стремятся участвовать в этом процессе. Такая группа роди­телей будет помощниками и поддержкой препо­давателю в первый год обучения. Они не требуют дополнительного воздействия и сразу отзываются на просьбы о помощи. Вторая группа - "контроли­рующие". Основная цель данной группы - знать и проверять. Такие родители пытаются узнать всё, что происходит в коллективе как в обучении, так и в досуговой деятельности. Они контролируют про­должительность занятий и самочувствие ребенка, изменения в расписании и средства работы препо­давателя. Очень любят стоять у дверей кабинета во время урока. Обычно их участие в развитии коллектива на этом заканчивается. Работа препо­давателя с данной группой родителей основана на предупреждении отсутствия информации.

Пред­восхищая их потребности, он даёт полную и раз­вёрнутую информацию по всем вопросам, первым вступая в диалог при каждой возможности. Такой ход даёт возможность скорому "насыщению" роди­телей информацией и ведёт к тому, что от контроля они переходят к участию в жизни коллектива. Из таких родителей со временем получаются хорошие организаторы коллективных дел и исполнители дополнительных поручений. В случае неучастия в жизни коллектива представители данной группы родителей будут существовать по принципу "знаю и спокоен".

Требующая особого внимания третья группа - "недовольные", существующие по принципу "я не верю, что всё хорошо, и найду то, что плохо". Эти родители изначально приходят в коллектив недовольными. Их мотив - найти ошибки. Невербальные посылы, реплики и отношение роди­телей этой группы ставят преподавателя в тупик и влияют на его психологическую комфортность. Их очень легко узнать на родительском собрании: они всеми силами показывают усталость от темы разговора, кидают пренебрежительные взгляды и, поджимая губы, закатывают глаза. Если препо­даватель заострит внимание на этом, у него может создаться ощущение отсутствия заинтересованно­сти и собственной несостоятельности как педагога. Воздействие на таких родителей идёт через "пер­вичное игнорирование". Нужно понимать, что это не личное отношение к преподавателю, а общая тенденция восприятия нового. Они пытаются быть умнее, выше, лучше через намеренное занижение их значимости. В отличие от контролирующих родителей, они изначально настроены на конфликт и на указание промахов преподавателя. От таких родителей можно ждать жалоб и разбирательств по надуманным поводам, агрессии и некоррект­ного поведения. Работа преподавателя с такими родителями должна быть построена по принципу "сделай из врага друга". Поиск виноватых гово­рит о попытке списать на других свои неудачи. У них, как правило, ярко выражено желание по­лучить подтверждение собственной значимости. Преподаватель в данном случае может превратить данную группу в союзников, способных отстаивать интересы коллектива. Сделать это просто - нужно подчеркнуть их уникальность. Постоянно обра­щаться с просьбами, делиться неудачами и просить о помощи. Как только такой родитель почувствует потребность коллектива в нём, он переориентирует агрессию и превратится в 4борца за процветание коллектива, причем преподаватель и дети станут для него ценностью, которую он будет оберегать и прилагать все усилия для их роста и развития. При грамотно построенной работе руководителя с родителями можно добиться целостного взаи­модействия уже через несколько месяцев после появления новых участников. Самое главное - помнить о цели: создание целостного коллектива детей, родителей и преподавателя, объединённых потребностью развития и желанием сделать этот мир добрее и лучше. (Цв. иллюстрации помещены на 4 стр. вклейки.)

 

Раздел: 
Искусство в школе: 
2013
№1.
С. 48-50
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.