Моё педагогическое кредо

Моё педагогическое кредо

Н. Крыловская, учитель музыки Черновской СОШ Дмитровского района Московской области

Я преподаю музыку в общеобразовательной школе уже более 40 лет. Моё педагогическое кредо опирается на трёх «китов»: любовь к детям и интерес к миру их чувств, любовь к искусству и вера в его преобразующую силу, желание с помощью искусства сделать жизнь детей более гармоничной и счастливой.

В одном известном фильме героиня Т. Дорониной на вступительном экзамене в театральный вуз читает статью В. Белинского. Фразу из этой статьи «Любите ли вы театр, любите ли так, как люблю его я?» я могла бы перефразировать, обращаясь к своим коллегам: «Любите ли вы свою профессию так, как люблю её я?» Я люблю свою профессию за то, что она даёт мне возможность заниматься тем, что меня волнует, что мне интересно, за то, что она побуждает меня находиться в постоянном творческом поиске.

Моя профессия для меня – это тоже театр, в хорошем смысле этого слова , театр одного актёра, где я и сценарист, и режиссёр-постановщик, и художник-оформитель, и дирижёр, и актёр. А зрители и слушатели – это мои дети, и мне очень важно, чтобы они верили мне. Я всегда искренна с ними, потому что знаю, что, если они утратят ко мне доверие, разрушится то, ради чего и стоит к ним идти. Дети очень чутки, они видят нас насквозь и понимают, кто с ними заигрывает, а кто честен.

Свою задачу я вижу в том, чтобы подготовить душу ребёнка к встрече с музыкой. Доминантой в моей работе является стремление сделать уроки музыки инструментом «выращивания» в человеке человеческого. Моё глубокое убеждение – искусство обладает огромной воспитательной силой. Без назиданий и нравоучений оно шлифует человеческую душу. Вся трудность этого процесса заключается только в том, «чтобы не проталкивать ребёнка в мир искусства, а открыть ему дверь в него».

Музыка – носитель духовной культуры человечества, в ней бьётся живое человеческое чувство. И важно, чтобы чувства ребёнка «зазвучали в унисон» с теми чувствами, которыми наполнено произведение. А это возможно лишь при условии, если дети научатся слушать, понимать музыку, находить в ней себя, если будут желать новых встреч с ней.

В моём понимании, слушание музыки – один из самых важных и интимных моментов урока. Мне интересно наблюдать, как дети слушают и, чтобы не нарушать их единения с музыкой, наблюдая за ними исподволь, я чувствую, что во время звучания музыки в классе стоит не просто тишина, а, если можно так выразиться, вдумчивая тишина. Ощущается, почти физически, нечто, чему трудно дать определение словами. И пусть высказывания ребят бывают иногда скупы – это не беда: музыку трудно пересказывать словами, непросто говорить и о своих чувствах. Главное здесь – труд души. А то, что музыка не оставляет их равнодушными, видно по их глазам, которые приобретают совершенно другое выражение. Они становятся обращёнными внутрь себя. А лица ребят в такие минуты очень сосредоточены и красивы.

У меня есть достаточно примеров того, как дети постепенно меняют своё отношение к музыке. Вот один из них. Серёжа Б., 7 класс, – в начальных классах его отличало глубокое безразличие ко всему, что происходило на уроках музыки. Позже он стал одним из самых внимательных слушателей, активным и умным собеседником. Он удивлял неординарностью мышления, глубиной проникновения в суть вещей. На вопрос: «Что тебе дали уроки музыки?», он ответил очень коротко: «Уроки музыки мне дали очень многое в духовном плане. На этих уроках я учусь жить, чувствовать, любить. Я учусь понимать не только себя, но и людей, окружающих меня». А в письме к Ф. Шопену – было у нас такое задание – он с неподдельной тревогой написал о состоянии музыкальной культуры в современном обществе: «Наш век – век музыки, но не такой, какую бы Вы могли себе представить.

Сейчас почти вся музыка, как пустышка, ею поиграют и выбросят. А певцы почти все не имеют голоса. Но это ещё половина беды. Нашим слушателям сейчас всё равно, что слушать. Любая музыка им быстро надоедает. Мне очень жаль, что почти все люди знают, кто такие Бах, Бетховен, Моцарт, но не хотят попробовать прочувствовать их музыку. Но остались в нашем обществе люди, которые понимают классику и хотят научить понимать её других людей, но их, к сожалению, очень мало. Я надеюсь, что классику всё же вспомнят и будут ценить ещё больше, чем раньше».

Вопросы: «Что тебе дали уроки музыки?» и «Нужны ли они в школьной программе» я обычно задаю в конце седьмого года обучения, и эти вопросы не столько для детей, сколько для меня самой, потому что в их ответах я получаю оценку своей работы и могу определить свой КПД. Их ответы согревают меня, я понимаю, что моё стремление вложить что-то хорошее в их души не пропало даром. Приведу высказывания моих бывших учеников. Н.С.: «Нина Ивановна, на Ваших уроках я получила гораздо больше знаний о жизни, чем от родителей. Спасибо Вам за всё». Д.С., мальчик из неблагополучной семьи, который пришёл ко мне только в 7 классе. Пишу, сохраняя его лексику: «Уроки музыки нужны, потому что, как мне нравится, в музыке есть всё: смысл, ум, любовь, трагедия. И самое главное – в преподавателе, как он это подносит. Спасибо Вам за этот год, Нина Ивановна! Если даже где-то не понимаю , Вы всегда объясните. Жаль, что со следующего года её не будет».

Эти признания детей убеждают меня в том, что я не зря пришла в эту профессию, что сумела заслужить доверие своих учеников. И значит, я имею право помогать им набираться жизненного опыта, учиться думать и отвечать за свои поступки. В мире так много соблазнов, перед которыми трудно устоять ребёнку. А искусство – это общечеловеческая совесть, неисчерпаемый кладезь человеческой мудрости и духовного опыта. И открывать эту сокровищницу своим воспитанникам могут и должны учителя-гуманитарии, и в первую очередь учителя музыки и литературы, которым дано больше возможностей говорить о душе по душам.

Гегель говорил, что человек рождается дважды: первый раз физически, второй – духовно. Учитель должен помочь ребёнку в его духовном становлении, должен дать такой заряд прочности, чтобы тот мог устоять, удержаться от соблазнов и не переступить черту, за которой начинается необратимое движение вниз, необратимый распад его человеческой личности. Учитель должен помочь ребёнку тянуться к свету и добру, и чем чаще душа ребёнка будет соприкасаться с настоящим искусством, тем вернее она, перефразируя Н. Заболоцкого, может стать сосудом, в котором мерцает огонь, а не царит пустота. Ну а как слово учителя отзовётся в его учениках, покажут годы.

Гений режиссуры Б. Товстоногов говорил: «Если хотя бы 6-8 человек выйдет из театрального зала на 800 мест о чём-то задумавшись, значит, мы выполнили свою миссию». Так и в моём случае.

Я очень хочу научить детей думать, оценивать свои поступки, сострадать. Для этого я использую и возможности урока, и возможности внеклассной работы.

В течение нескольких лет я ставлю с ребятами спектакли, посвящённые нашим городам-героям. В этих спектаклях мы проживаем с ними моменты нашей истории. Я провожу их через такие жизненные коллизии, которые рождают в них чувства, похожие на те, которые испытывали их прадеды. И я вижу, какими становятся дети, как близко к сердцу принимают они всё происходящее, и я знаю, что это останется с ними надолго.

Позволю себе такую метафору: детская душа – это нотная строка, куда мы все – учителя, родители, социум – вписываем свою музыку, разную. Как же нужно всем нам постараться, чтобы главной темой музыки их души, была тема любви, добра и совести. Чтобы, несмотря на душевные метания, главная тема, тема совести, всё-таки побеждала. Об этом моё стихотворение.

Детская душа, как нотная строка…
Я впишу в неё мелодию Шопена,
Чтобы зазвучать она смогла
Чисто, нежно, трепетно, волшебно.
Детская душа, как нотная строка…
Я впишу в неё мелодию рассвета,
Чтобы музыкой романтика-норвежца
До краёв она была наполнена, согрета.
Я хочу вписать в ребячьи души
Мудрость Баха, Моцарта изящество и цельность,
Чтобы сердце их не знало страха,
Чтобы разбирались, где цена, где ценность.
Пусть Бетховен им подарит силу духа,
А Рахманинов – любовь к России.
Пусть отринет ложь их ухо.
Пусть мелодия их душ звучит красиво.

Музыкальный инструмент настроить просто, а как настроить душу ребёнка, чтобы она зазвучала чисто, красиво? Ответ на этот вопрос можно искать всю жизнь и не найти, потому что нет и не будет такой формулы, по которой можно было бы воспитать в ребёнке все мыслимые достоинства. Есть, на мой взгляд, только одно средство – искать точки соприкосновения, искать те душевные струны, которые обязательно зазвучат в ответ.

На одном из уроков в 7 классе я пыталась донести до ребят трагедию человека преданного и трагедию человека предающего . Какую трагическую роль может сыграть толпа в судьбе человека. И в этот же вечер, случайно попав на программу А. Малахова, я увидела сюжет, который словно стал продолжением моего урока. Страшно, что в нашей жизни есть место чудовищной жестокости и бездуховности. Как уберечь наших детей от этого зла? У Роллана Быкова я прочла однажды такое выражение: «Стукнуться сердцем». Как точно сказано! Раненое сердце не может быть равнодушным . Оно способно чувствовать боль другого человека, сопереживать. Только в этом случае человек и остаётся человеком.

В заключение я снова обращусь к нашему кинематографу. В фильме «Офицеры» один из главных героев говорит: «Есть такая профессия – Родину защищать». А я скажу: «Есть такая профессия – защищать детство, защищать детские души от коррозии цинизма, жестокости и равнодушия». Это и есть моё педагогическое кредо.

Искусство в школе: 
2016
№6.
С. 6-7.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.