Почему необходимо художественное творчество
Почему необходимо художественное творчество
О.Левковская
Психологический дистресс и творческое самовыражение
Проблемы эстетического развития детей и подростков, также как и нравственного и духовного воспитания, не могут оставить равнодушными не только специалистов, но и просто родителей.
Данное эссе не ставит целью охватить все проблемные аспекты воспитания. Я попытаюсь затронуть только один вопрос, связанный с поведением детей и подростков в конфликтных и субъективно трудных жизненных ситуациях, с которыми с столкнулась в профессиональной деятельности. Так получилось, что последние два с половиной года я участвую в лечебной и научно-исследовательской работе с девочками-подростками, попавшими в острое психиатрическое отделение после суицидальных попыток.
Не обсуждая сейчас тяжёлые случаи продуманных суицидальных действий, встречающиеся при различных психических расстройствах, отмечу, что в подавляющем своём большинстве поведение, проявляющееся нанесением себе самопорезов и насечек, суицидальным не является. В англоязычной литературе это обзначатся термином non-suicidal self-injury, в русском переводе – несуицидальные самоповреждения. Такие действия осуществляются не с намерением уйти из жизни, а имеют целью решение определённых личностных /межличностных/ проблем человека, являясь по своей сути, глубоко социальным поведением, хотя и дизадаптивным по форме осуществления (Левковская О.Б., Шевченко Ю.С.), в особенности учитывая опасность кпереигрыванияя, когда, не имея намерения нанести тяжелые повреждения, подросток всё же подвергает себя опасности, не вполне учитывая все риски. Самопорезы, насечки, шрамы наносятся различными режущими и колющими предметами – стеклом, бритвой, ножницами, иглой и т.д. запускающими (триггерными) механизмами такого поведения обычно являются конфликты и ссоры в ближайшем окружении подростка – с родителями, друзьями, романтическими партнерами. Основными мотивами выступают попытки совладания с очень сильными, буквально переполняющими, захлестывающими подростка чувствами. Такими как ярость, гнев, стыд, разочарование, уныние, чувство одиночества, изоляции и грусти.
По многочисленным данным американских и западноевропейских учёных, в последние десятилетия наблюдается значительный рост данной формы девиантного поведения в общей популяции подростков (то есть в популяции обычных юношей и девушек, обучающихся в старшей и средней школе, колледжах и университетах).
Важно отметить именно тот факт, что это подростки и молодые люди, которые не обращались за психиатрической помощью. По разным данным, цифры колеблются и достигают 6-45%. На первый взгляд взрослого человека, в особенности родителя, кажется невероятным, сколь изощрён и страшен такой путь взаимодействия ребенка с самим собой, со своим телом (а ведь преобладают среди них дети в возрасте 13–1б лет), как велики должны быть чувство безнадежности и душевная боль, как должен ненавидеть себя человек, чтобы прибегать к таким деструктивным методам?
Однако бытовой взгляд в данном случае не помогает объять всю глубину проблемы. Ведь сами эти подростки говорят об облегчении, наступающем сразу после таких самоповреждений, о снижении эмоционального напряжения и других негативных переживаний. И хотя такое облегчение носит весьма кратковременный характер, однако, когда поведенческий репертуар подростка скуден и мало вариативен, а мышление носит аффективный характер (Шевченко Ю.С.), даже такая дезадаптивная реакция на стрессогенные жизненные ситуации может получить в силу разных причин своё подкрепление и закрепление. По завершении таких действий некоторые из подростков просто возвращаются к обычным делам, "выпустив пар", другие идут спать. Как признавалась одна из пациенток: ложусь в кровать, беру бритву, режу, засыпаю. Так и хочется сказать словами из заголовка знаменитой книги: что это? "обыденность зла", или может быть обыденность бесприютной детской души? Такой по-современному быстрый ритуал отхода ко сну отчаявшегося человека. Вместо, например, гораздо более мирного, но, увы, старомодного ежевечернего заполнения дневника юной барышни, где можно было излить душу, записать свои или чужие приглянувшиеся стихи, вложить засушенный ароматный цветок... Или вместо молитвы.
Так и приходят на память слова "Молитвы" М.Ю.Лермонтова:
Или заменив собой другой семейный ритуал, становящийся, к сожалению, во многих семьях анахронизмом, – разговор по душам с родным человеком за вечерним чаем, с обсуждением событий уходящего дня. Да мало ли что ещё.
Мне возразят: другие времена, другая мода, другое обыкновение. Да, всё это другое, за исключением того, что наш биологический вид Ното sapiens – всё тот же, что и 40 000 лет назад. А вот среда обитания нашего с вами вида претерпела за последние 100 лет буквально угрожающие изменения, благодаря "опустошению жизненного пространства", "отчуждению от живой природы", "непрерывному развитию техники" (К.Лоренц). Нобелевский лауреат и выдающийся ученый Конрад Лоренц писал об этих и других факторах "дегуманизации" современного общества еще в 70-х годах ХХ столетия.
Но и с тех пор ситуация довольно сильно изменилась, и это касается, в первую очередь, появления среди нас уже нескольких поколений, относящихся к т.н. "цифровой эре". "Дети цифровой эры" интенсивно общаются с компьютерными персонажами, в мире "искусственных эмоциональных раздражителей, виртуальных конфликтов, агрессивных фантастических сценариев" (Ц.П.Короленко, Н.В.Дмитриева). Что влечёт за собой недоразвитие таких человеческих качеств, как способность к восприятию и оценке чужих эмоциональных состояний, выражению, пониманию и регуляции собственных эмоций и переживаний.
Столь молниеносные в понятиях видовой истории глобальные изменения экологической среды человека не могут привести к столь же стремительным преобразованиям самой биологической сущности человека, которая гораздо более "консервативна". Мы живем и страдаем именно в тех условиях, которые сами же себе и создали. Рассказать о своих чувствах в словесной или в какой-либо еще (например, изобразительной) безопасной форме становится для многих современных детей и подростков непосильной задачей. Не менее важным является и следующий факт, наблюдаемый педагогами, психологами, психиатрами, психотерапевтами, врачами других специальностей. Это попытки выдать самоповреждения практически за нормативное, не нуждающееся во вмешательстве специалистов, поведение. Что связано с распространением в социуме определенных молодежных субкультур, рассматривающих суицид и самоповреждения как допустимую и даже достойную норму поведения, создающих дополнительные факторы формирования деструктивных убеждений в молодежной среде ("эмо", "готы" и др.) (О.Б.Левковская, Ю.С.Шевченко).
В рамках данной статьи не представляется возможным рассмотреть все факторы, участвующие в формировании таких форм поведения детей и подростков. Однако совершенно необходимо упомянуть модель биопсихосоциогенеза психики, здоровья и болезни, которая подразумевает необходимость изучения всего комплекса биологических, психологических и социальных факторов. Эти факторы повышают риск возникновения того или иного нарушения, болезни, или же, с другой стороны, обеспечивают защитную, буферную (А.Б.Холмогорова) функцию, смягчая действие стрессоров на психику, повышая психологическую устойчивость и жизнестойкость индивида (А.М.Щербакова). Перечислим лишь некоторые факторы, повышающие риск самоповреждающего поведения (В.ТаlзЬ), с которыми могут столкнуться школьные психологи и педагоги в своей повседневной практике:
Дефицит в этом отношении проявляется недостаточным пониманием и выражением эмоций; высоким уровнем негативных эмоций; склонностью к подавлению негативных чувств и мыслей; пониженной толерантностью к стрессу и негативным эмоциональным состояниям. Надо сказать, что в стационаре в основном встречаются подростки с целым комплексом негативных факторов, сочетающих и биологически неблагополучную почву, и неблагоприятные семейные взаимоотношения, и общение в асоциальной компании подростков с опытом употребления алкоголя, энергетических напитков и демонстрацией самоповреждений и многие другие.
А теперь обсудим только один фактор, безусловно носящий защитный характер, представляющий интерес для школьных психологов и педагогов. Вспомним, какие безопасные формы самовыражения, эмоциональной регуляции, снижения внутреннего напряжения знали (но забыли?) юные поколения в истории человечества? Искусство во всём его многообразии: театр, драма, изобразительное искусство, музыка, танец, народное изустное творчество – сказка, притча – было хорошо знакомо и, несомненно, несло оздоравливающую функцию многие сотни и тысячи лет.
Так А.И.Копытин и Е.Е.Свистунова, цитируя знаменитую книгу американского арттерапевта Эдит Крамер, приводят следующие факторы гармонизации личности ребёнка в процессе изобразительной деятельности. 4...В процессе занятий ребёнка рисованием происходит организация психических процессов и постепенный переход от относительно примитивных форм психической деятельности к более сложным и эффективным. Далее авторы приводят высказывание Крамер о том, что изобразительная деятельность и творческий процесс выступают в качестве эквивалента человеческого опыта и психических процессов. "Во многих случаях изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации ребенка, позволяя ему восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения с внешним миром".
Кроме того, А.И.Копытин и Е.Е.Свистунова в своей книге подробно рассказывают об американском опыте внедрения арттерапии в систему образовательных учреждений с целью приближения психотерапевтических услуг к детям и подросткам, которые в них нуждаются, а также к тем, кто может быть отнесён к группе риска.
здесь встаёт вопрос о "водоразделе" между арттерапией и артпедагогикой. Безусловно, это не синонимичные термины. Оба направления имеют свои специфические цели и задачи. То, что, несомненно, их сближает, это творческая деятельность. А разделяют базовые принципы, цели и задачи, которые имеют оба эти направления в рамках своей собственной методологии. Смешение же и приписывание каждому из этих подходов того, чем он, по сути, не является, чревато дискредитацией и обесцениванием. Отмечу, что приобретение ребёнком уже в раннем и дошкольном детстве опыта творческого самовыражения с использованием разнообразных артметодов, на мой взгляд, способствует не только более гармоничному развитию самосознания, эмоционально-волевой сферы, но и закладывает опредёленную базу навыков саморегуляции, совладания с конфликтными ситуациями, способности противостоять "информационному токсикозу" наших дней.
Овладение культурным наследием человечества в процессе эстетического воспитания предполагает развитие более гармоничных отношений ребенка с природой и миром в целом, чувства сопричастности миру, бытия в нем со всеми своими индивидуальными неповторимыми личностными особенностями. Что же касается артпрофилактичесской работы с группами риска, то она должна осуществляться специалистами, прошедшими профессиональную подготовку в области арттерапии. Это обусловлено необходимостью овладения определёнными диагностическими и лечебно-коррекционными навыками.
Возможно, некоторые из моих утверждений не носят научно доказательного характера. Скорее на сегодняшний момент можно говорить о непосредственном клиническом опыте общения с описанной группой подростков, что, однако, не умаляет значимость таких наблюдений.
Практически никто из подростков не называет в списке действий, которые помогают ему справиться с жизненной проблемой/стрессом, способы, связанные каким-либо образом с творческой деятельностью (написанием рассказов, стихов, рисованием, игрой на музыкальных инструментах, общением с природой и т.д.). И это печальные реалии нашего постмодернистского времени.
Требуют дальнейшего изучения особенности ценностных ориентиров, коммуникации, эмоциональности, психологических защит и способов совладания со стрессом молодого поколения. Только поняв эти особенности, мы, специалисты, сможем профессионально помогать, поддерживать и сопровождать детей и подростков в их кризисные периоды.
Учитывая крайне неблагоприятную обстановку в России по подростковым суицидам, аддикциям (зависимости, навязчивой потребности), детско-подростковой преступности и беспризорности, мне представляется необходимым создание Комиссии с привлечением детских врачей-психиатров, психотерапевтов, арт-терапевтов, медицинских психологов, психологов образования, социальных работников для создания междисциплинарной программы психопрофилактической направленности. Ведь профилактика в любом случае обходится государству дешевле, чем длительное, порой пожизненное, лечение. Необходимо инициировать получение государственных грантов под эти цели. В особенности в этом нуждается наш родной мегаполис Москва, который предъявляет непомерно жёсткие требования к детям и подросткам. И тогда, возможно, мы не будем корить себя за то, что мы могли бы помочь этим детям, но, по разным причинам, не сделали этого.
А.Гусева
Для чего человеку художественный опыт
Внастоящее время я работаю психологом в школе для детей с ограничнными возможностями здоровья, а в не столь далёком прошлом имела собственный опыт обучения в музыкальной школе. Музыка для меня до сих пор остаётся наиболее понятным и доступным видом искусства, и наиболее яркие эмоциональные впечатления и переживания связаны у меня именно с музыкой.
знакомство с музыкой в моей памяти прочно связано с воскресными обедами у бабушки и дедушки. Пока взрослые суетились на кухне и накрывали на стол, мы с папой незаметно ускользали в большую комнату. Папа садился за пианино и начинал играть К Элизея, "Лунную сонату" Бетховена, вальсы Грибоедова, кое-что из Шопена, я в это время кружилась в танце по пушистому ковру, стараясь точно следовать его узорам. Меня поражал глубокий звук пианино, те эмоции, которые вырывались с каждым аккордом, по коже бежали мурашки.
В б лет я решила, что хочу быть как папа, и, выучив песню про розового слона, отправилась поступать в музыкальную школу. Увы, на экзаменаторов я не произвела должного впечатления, и меня определили в подготовительный класс. Сейчас мне кажется, что это была самая лучшая пора за все б лет музыкальной школы. В подготовительном классе у нас был замечательный педагог, имя её я сейчас, к сожалению, не помню, но хорошо помню, что на уроках сольфеджио мы рисовали, а на уроках хорового пения танцевали. Основы музыкальной теории в процессе этих занятий осваивались легко, как будто сами собой. Пресловутые упражнения и гаммы были наградой. Помню, как хотелось играть их снова и снова, наверное, потому что никто не заставлял их монотонно разучивать, всё это был процесс некой игры, всё всегда получалось.
Всё кардинально изменилось, когда в середине подготовительного года меня заметил мой будущий педагог по специальности. Меня официально перевели в первый класс, объяснили, что игра на фортепиано – это тяжёлый ежедневный многочасовой труд. Довольно скоро я разочаровалась в музыкальном образовании, начала всячески отлынивать от занятий, чем безумно раздражала свою строгую учительницу. По окончании музыкальной школы я закрыла пианино и не подходила к нему более 5-ти лет. Справедливости ради стоит сказать, что технического уровня игры моего отца я достигла довольно быстро, но играть "с душой" так и не смогла.
В школе, где я сейчас работаю, в соответствии с новыми образовательными стандартами, на музыке, как и на других уроках, пытаются формировать универсальные учебные действия. Детей, начиная с первого класса, усаживают перед большим экраном и рассказывают об истории, о неких теоретических основах, в конце занятия показывают мультфильм. Всё очень чётко, стерильно.
Не знаю, сколько точно времени тратится на разучивание песен и развитие музыкального слуха и вкуса, но не очень много. Если ребёнок вдруг посреди песни или прослушивания какого-то музыкального фрагмента встаёт со своего места и пытается подвигаться, учитель бывает крайне недоволен, такого ребёнка пытаются пристыдить, остальные дети смеются над ним. Кроме того, детей совершенно не учат чувствовать эмоциональный настрой музыки, её тональность. В итоге мы получаем детей, которые имеют всего несколько категорий для описания своего эмоционального состояния: плохо, хорошо, нормально. Им сложно объяснить, что такое радость, грусть. А казалось бы, что может быть проще: слушаешь Моцарта – и большая часть его произведений вызывает радость. Мне кажется, что зачатки рефлексии должны формироваться именно на уроках музыки. Вот слушаете Моцарта – как вам весело или грустно, хочется петь и танцевать, или плакать? А уже разобравшись с чувствами и эмоциями, можно понемногу рассказывать, как, при каких обстоятельствах было создано то или иное музыкальное произведение.
А.Лацис
Заявить Вселенной о своей любви
Творчество для меня – это слияние с окружающим миром, с чувствами, эмоциями, которые
требуют вырваться наружу и приобрести форму. Это возможность заявить Вселенной о себе, о своей любви. Ведь творчество – это способ проявления любви; любви к Природе, к людям, к Богу, к жизни... Это то прекрасное, что замирает в произведении и заставляет загореться, откликнуться сердце другого человека.
По моему мнению, творчество также выполняет для человека функцию преодоления страданий. Человек, чувствующий боль, сопереживание, сострадание, пропускающий боль через своё сердце и душу, не может долго копить это в себе... Его боль должна вылиться... и должна вылиться через творчество, только тогда наступает облегчение и ощущение преодоления испытаний.
Наблюдая за своими детьми, я убедилась, насколько для ребёнка с рождения важен творческий процесс. Только через творчество у него просыпается интерес к обучению, к процессу получения знаний. Через творчество у него формируется доверие к миру и ощущение собственной значимости в этом мире. И чем больше он вовлечен в творческий процесс, тем лучше он понимает свои увлечения и интересы и лучше понимает других людей.
Н.Алехичева
Творчество в нашей жизни
Человек появился на свет, и первое, что услышали все окружающие, – это его крик, сильный и настойчивый. Он заявлял всем: вот он я, я родился!
"Какой голосистый, певцом будет", – сказал врач.
Потом ребёнок учится видеть, слышать, чувствовать. И это естественный процесс. Он познаёт мир. Малыш узнаёт, что солнце жёлтое и теплое, трава зелёная и душистая, а вода блестит в лучах солнышка, её капельки утром лежат на траве, и поэтому травка утром мокрая. И он бежит домой и пытается нарисовать всю красоту, какую он видит, и передать свои чувства. И у него получается, и он хочет поделиться своими открытиями с мамой. Малыш с удовольствием показывает ей свои рисунки, и мама с гордостью думает: "Художник растёт!"
Любимая песочница! Как хорошо у него получаются куличики, папа принёс такие красивые формочки. Рыбки, белочки, мишка, звёздочки... "А что если построить дом?", – думает малыш. И строит один дом, потом другой, получается целая улица с разными домами, магазинами и деревьями. 4Точно будет архитектор, – с гордостью думает папа, глядя на постройки в песочнице.
Новый год! Домой принесли ёлку. Она пушистая и зелёная, пахнет лесом и подарками. Ребёнок дела-
ет с сестрой ёлочные игрушки и весь вечер трудится над сказочной птицей, а потом они вместе наряжают ёлку. На ней появляются яркие шарики, волшебные цветы и блестящие гирлянды. Птицу вешают на самое видное место. "Ну ты прям дизайнер!" – с уважением говорит сестра.
Пришло время, и малыш отправился в садик. Там оказалось совсем не страшно, а жутко интересно. У ребёнка появились друзья и подруги. Оказалось намного интереснее вместе играть, рисовать, лепить и, вообще, заниматься разными делами. А ещё скоро первое выступление. Дети покажут родителям, что же они делают в саду, чему они там научились. Все волнуются, и больше всех, конечно, волнуются родители. Наш малыш поёт, танцует, играет зайчика в смешной сценке. "Артист!" – умиляется бабушка, смахивая слезу.
Ребёнок растёт, идёт в школу, учится, ходит в кружки, любит ходить в театр и посещать музеи, читает книги. И вдруг пишет своё первое стихотворение, потом ещё одно, а затем отваживается поделиться своим творчеством с домашними. "Ну, поэт!" – кивает головой дед.
Мы приходим в этот мир с массой возможностей и пользуемся тем, что нам дано, и развиваем в себе новые способности. И очень важно, чтобы потребность и желание познавать мир и выражать своё отношение к нему всеми творческими способами присутствовали постоянно и не оставляли человека в течение всей его жизни.
Развитие творчества в человеке помогает гармоничному существованию, и это непрерывный процесс развития самого человека. Перемены, происходящие в человеке, и отражение их творческим способом помогают жить, верить и любить. Ещё в течение жизни человек видит поддержку окружающих людей и чувствует их любовь и гордость за свои действия. И такой обмен любовью и есть настоящая жизнь.
Я.Вологдина
Что может дать нам искусство
Первое, что приходит в голову при вопросе "Зачем в нашем мире искусство?", – это мысль об искусстве как врачевателе. Искусство может стать нашим прибежищем в трудную минуту, в минуту душевных смятений. Недаром арттерапия приобрела такую широкую популярность у психологов при работе с самыми разнообразными проблемами и недугами. И всё же ограничивается ли только этим влияние этого прекрасного явления? Чему учит нас искусство, и учит ли оно нас?
Известно, что у человека огромный потенциал, данный ему от рождения, однако есть ли предел человеческим возможностям? Это всё, что я могу сделать (в каком-то деле, в какой-то профессии), или это только закрытая дверь, которая останавливает полёт моих сил? На мой взгляд, тут помогает именно искусство. Подвиг каждого творца означает, что создание шедевра возможно! Будь то изобразительное искусство, музыка, театральное мастерство, литература или научное творчество. О нём никогда не говорят как об искусстве, но чем оно является? Чем являются изобретения нового, чего не было на земле, как не шедеврами мысли?..
В нашей жизни много забот, быта; даже любимая работа, учёба – это ежедневный, монотонный труд. Круг наших друзей, в общем, тоже проходит определенный отбор – хочу видеть рядом тех, кто понимает меня, поддерживает, кто придерживается моих взглядов и похожего мировоззрения.
Инакомыслия не надо... А произведение искусства – это самостоятельная единица, это микромир с другими, совершенно неожиданными взглядами, говорящее о других, казалось бы, ничем меня не задевающих темах, чувствах, проблемах, далёких, непонятных, – но ведь как волнует! Как цепляет за душу, доходит до самых потаённых уголков её... И начинаешь думать, анализировать, приобщаться: а что хотел сказать творец? а я вот думаю иначе... И если бы в этот момент посмотреться в зеркало, то можно удивиться и улыбнуться, заметив, как "приподнимаешься над землёй", недомытой посудой, неоконченным отчетом. Иногда бывает, что случаются инсайты – озарения, иначе понимаешь свою ситуацию, свою роль, и меняются сценарии жизней.
Искусство обладает силой – силой воздействия, воспитания, приобщения к прекрасному. Разве мы не замечали, как хорошо из такого несуразного города уехать на дачу, в лес. И природа, особенно при разнообразии ландшафта, кажется нам такой прекрасной, что иногда восстанавливает наше душевное равновесие, убаюкивает, лечит нервы. "Красота спасёт мир", но только ли красота внешняя? Вряд ли Ф.Достоевский был так поверхностен, скорее прозорлив: красота внешняя побуждает и открывает двери в красоту внутреннюю.
Искусство – это убежище, это "комната красоты", это мир прекрасного, который мы можем нести в себе даже в самом уродливом месте на планете...
Ю.Сабурова
Куда уходят наши мечты
В наше время в большей мере, увы, в пустоту. Они исчезают из этого мира, не оставив ни капли своей сказочности и необычности. Очень жаль. Человек теряет свою мечту.
Исток этой проблемы в том, что люди перестают созидать. Перестают творить! Посмотрите вокруг. Старинные здания на городских улицах доживают свой век, их калечат реставрациями, добавляют губительный оттенок современности, чтобы люди, привыкшие к шаблонным городам, чувствовали себя комфортно.
Посмотрите на современных художников. Человек продаёт картину, ему достаются деньги. Он рад – рисует такую же картину. Снова продаёт. Снова рад деньгам. И опять рисует её же. А если один пейзаж или портрет в какой-то момент он всё же сменил, всё равно не видно в этом ни капли различия, всё одинаковое, и различить в общей серой массе этих рисунков можно лишь жажду, жажду наживы.
Разве это творчество?! Использовать свой талант как матрицу для добычи денег? Нет. Это лишь пародия на творчество, в которой нет ни тени жизни. Искусство не терпит алчных людей. И тщеславных, мне кажется, тоже не терпит. Побывайте разок на выставке какого-нибудь современного художника. Вас поразит, что они создают! Создают они каких-то монстров на полотнах, извращая у посетителей всякое представление о прекрасном. Монстры не в буквальном смысле. Это образы, ужасные, негармоничные, злые и кровожадные. Их создатель хочет отличиться от массы, создать что-то новое. То, что привлечёт как можно больше людей, и, возможно, кто-то даже заикнется о гениальности. Но этот человек мучает кисть, изнуряет краски, создавая нечто ужасное, нечто дьявольское. Хотя ему будет казаться, что это высшее совершенство.
Безусловно, я не говорю, что так происходит со всеми творцами, но я привела примеры, которые знакомы многим. Конечно, ещё очень хочется сказать про музыку, но об этом чуть позже. Сейчас необходимо разобраться в причинах увядания истинного творчества. А причина, на мой взгляд, очевидна: всё идёт из детства.
Детей перестают учить подлинному искусству. Ни родитель, души не чающий в своём чаде, ни учитель, который, казалось бы, должен (если не обязан) привить ребёнку чувство прекрасного. А быть может, уже наши родители и учителя не знают, что такое истинное искусство? Вдруг ниточка, которая передавала испокон веков из поколения в поколение традиции творчества, оборвалась? Если современная жизнь будет продолжаться в том же духе, то эта нить оборвётся, но пока она лишь истёрлась, ниточка на грани разрыва. И её необходимо спасать. Лучшее средство спасения – это профилактика. Вот и избежать множества проблем у ребёнка, психических и социальных трудностей, поможет художественное творчество. Каким же образом оно это сделает?
Само по себе художественное творчество – источник силы для «устоявшейся» массы «обыкновенныхн людей, это луч надежды, ведущий к лучшему миру, ведущий к прекрасному. Если с ранних лет прививать ребёнку мысль о том, что этот мир Прекрасен и что эту Красоту можно материализовать собственными руками, то дальнейшее развитие этого ребёнка будет идти по ступеням, которые приведут если не к гениальности, то к осознанию гениальности великих людей в истории человечества. Ребёнок будет стремиться к «звезден непорочного, высшего, совершенного восприятия, будет обходить стороной зло современности и коварство общества.
Зачем такому ребёнку общаться с теми, кому интересна только сигарета и бутылка алкоголя? Незачем. И эта тленная и убогая сторона жизни обойдёт его стороной, ибо ребёнку будет неинтересна подобная компания, ведь его целью станет воспитание, возвышение души своей.
Казалось бы, ребёнок лет семи не может понимать целей своего творчества, но, я считаю, это не так. Допустим, родители отдали с ранних лет своё чадо в музыкальную школу, и ребёнок настолько загорелся музыкой, что уже к восьми годам способен хорошо сыграть на фортепиано. Он захочет играть и дальше – не потому что будет удовлетворять своё тщеславие и видеть своё превосходство над другими, а потому что творчество будет помогать ему самореализоваться, понять себя и найти свой идеал, своё совершенство. Музыка оградит ребёнка от одиночества, ибо в трудный момент она может стать его другом. Музыка станет хранительницей его представлений о мире. Музыка станет живой!
У такого ребёнка не будет апатии, затянувшихся депрессий, психозов, так как наряду с духовным воспитанием будет происходить и физическое (постоянные репетиции чего только стоят!), человек окрепнет, станет упорным и целеустремлённым. И все превратности судьбы будут переживаться им гораздо легче, чем тем, кто не знает, как отстоять своё место в этом мире и где найти укрытие от зол Земли.
Информация
Ассоциация учителей образовательной области «Искусство» была создана в 2011 году и вошла в Региональную общественную организацию «Единая независимая ассоциация педагогов» (РОО "ЕНАП"). Председатель Ассоциации – Курбатова Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, первый проректор Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, почётный работник общего образования РФ.
В уставе Ассоциации обозначены следующие задачи:
- повышение значимости и роли профессионального образования в области искусства в системе образования г.Москвы;
- содействие в совершенствовании и развитии системы профессионального образования в области искусства;
- пропаганда эстетического воспитания детей и молодежи;
- обеспечение связей с общественностью, творческими организациями в сфере искусства и культуры;
- совместное определение путей решения проблем современного художественно-эстетического образования в общеобразовательных учреждениях г.Москвы;
- создание условий для общения педагогов с целью повышения их профессиональной компетентности;
- выявление актуальных педагогических проблем и поиск путей их решения.
Ассоциация приглашает к сотрудничеству педагогов и общественных деятелей, заинтересованных в развитии художественного образования. По всем вопросам, связанным с деятельностью ассоциации, можно обращаться к Мартьяновой Ольге Вениаминовне по электронному адресу: omaromar@mail.ru
Оставить комментарий