Народные промыслы. Уральские мастера
Народные промыслы. Уральские мастера
Методическая разработка урока в III классе
Урок "Народные промыслы. Уральские мастера" в III классе – обобщающий. Проводится в конце 4 четверти, после изучения блока "Народные промыслы" (6 часов) по компилятивной программе, составленной на основе авторской программы М.Ю.Новицкой "Народоведение", с региональной корректировкой содержания, на основе заданий по детской, бытовой и народно-обрядовой культуре и фольклору, разработанными Н.Н.Егошиной – методистом Нижнетагильского филиала областного ИРРО. И методического комплекса "Урал. Человек. Истоки".
Цель урока: формирование общей культуры учащегося, социальных установок и системы учебных действий, обеспечивающих развитие внутренней жизни ребёнка: эмоциональности, самооценки, самосознания. Осуществление основных региональных требований к содержанию образовательной программы по трём составляющим: предметно-информационная (формирование целостного восприятия, широкого представления о народных промыслах, в том числе уральских, навыков игры на детских музыкальных инструментах, расширение кругозора); деятельностно-коммуникативная (развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать; определять условия, обеспечивающие результативность проделанной работы; формирование навыков овладения элементами уральской росписи); ценностно-ориентационная (развитие чувства заинтересованности и сопричастности – успешности общего дела, гордости за свой народ и уральских мастеров, определённого отношения к музыке и народной культуре, в том числе и народов Урала; формирование эстетического вкуса, положительных эмоций, культуры поведения, чувства такта).
Задачи урока: обобщение знаний по русским народным промыслам; нахождение признаков сходства и различия; рассмотрение причин и всевозможных жизненных обстоятельств их возникновения и развития; овладение навыками народной росписи.
Индивидуальные задания направлены на преодоление трудностей общения в классе у конкретных учеников и связаны с работой дома: подобрать и выучить пословицы и поговорки о ремесле и трудолюбии (задание Ns5), охарактеризовать различные изделия промыслов (задание Ns6). Использование активных форм обучения (работа в паре, групповая работа – задания Ns3, 4, 8) в опоре на непроизвольное запоминание позволяет избежать перенапряжения и утомления и, как следствие, повышает учебную мотивацию учащихся.
Межпредметные связи (интеграция с другими учебными предметами) прослеживаются в заданиях Ns2 – с музыкой, Ns3, 5 – с народными традициями, Ns4 – с изобразительным творчеством, Ns6, 7 – с литературой. задание Ns8 является оценивающим. По ответам учащихся можно судить о том, как они осмыслили информацию, о трудностях, возникших в процессе обучения, о степени удовлетворённости совместным трудом на уроке.
При подведении итогов урока определяется значимый результат, состоящий из трёх составляющих: самооценки, взаимооценки учащихся, экспертной оценки учителя. Оценки заносятся в сводную ведомость "Индивидуальный листок успешности".
Индивидуальный листок успешности Самооценка – задания №1, 5,6.
Взаимооценка – задания № 3, 4.
Экспертная оценка – задания №1, 2, 5, 6, 8.
Итоговая оценка.
Критерии оценивания.
Задание №1. "5" – верно все 5 промыслов;
"4" 1-2 ошибки;
"3" – 3 ошибки;
"2" – больше 3-х ошибок.
Задание №3. "5" – 1 ошибка; "4" – 2-3 ошибки; "3" – 4-5 ошибок; "2" – больше 5-ти ошибок. Задание №4. "5" - делегат.
Задание №7. "5" – 3 сказа. Остальные оценки - по усмотрению группы.
Результаты суммируются и делятся на количество оценок. Средний балл – итоговая оценка. Игровые задания (№9, 10) оцениваются на усмотрение учителя.
Во время проведения урока используется система вознаграждений:
- действием (учащиеся играют на своих любимых инструментах, выбирают самостоятельно место на "Ярмарке", расписывают понравившиеся изделия);
- доверием (доверие в выставлении само- и взаимооценок, делегирование);
- одобрение словом, взглядом, жестом;
- призы (в конце урока дети получают "гостинец с ярмарки" – сушки).
Предварительная работа.
- Изучение темы "Народные промыслы" (5 часов).
- Изготовление стенда "Ярмарка".
- На уроке ИЗО изготовление из бумаги изделий народных промыслов и украшение их уральской росписью.
- Разучивание русской народной песни "Калинка" с оркестром детских музыкальных инструментов.
5. Разучивание игр "Дедушка Сысой" и "Петрушка". б. Изготовление колпака Петрушки.
Оборудование: фортепиано, проигрыватель, ноты, детские музыкальные инструменты; иллюстрации с народными промыслами, стенд "Ярмарка", термины, колпак Петрушки, бланк "Индивидуальный листок успешности", сушки (баранки).
Оформление доски. Визуальный ряд: 1. Термины: промыслы, ремесло, баклуша; 2. Иллюстрации промыслов: гжель, дымка, жостово, хохлома, городец. З. Уральская роспись. 4. Картина "Ярмарка" Б.Кустодиева. 5. Изделия детей.
Аудиальный ряд: 1. Русская народная песня "Калинка". 2. Стихотворение "Ярмарка". З. Попевки "Дедушка Сысой", "Петрушка".
Ход урока.
У. Начнём наш урок с определения. Что такое промысел ? (Термин вывешивается на доску.)
Д. Мелкое ремесленное производство.
У. А что же такое "ремесло"? (Термин вывешивается на доску.)
Д. Изготовление поделок и изделий ручным способом... Промысел был не главным занятием, главным было земледелие.
У. Где же возникали промыслы и почему?
Д. В тех местах, где земли давали очень низкий урожай... Чтобы прокормить себя, свои семьи, люди были вынуждены что-то производить, заниматься промыслами, чтобы эти изделия можно было продать или обменять на ярмарке.
У. Перечислите, пожалуйста, какие земли славились промыслами?
Д. Заволжская земля - хохломской росписью, вологодскими кружевами... Вятка - дымковской игрушкой... Село Богородское - богородской игрушкой... Нижний Новгород - городецкой росписью... Подмосковье - жостовскими подносами, гжелью... Архангельск - Каргопольской резьбой.
Задание №1.
У. Из предложенного на доске визуального ряда выбрать промыслы: дымку, жостово, хохлому, гжель, городец. В тетрадь поставить номера иллюстраций. (Проверка устно, самооценка в листок успешности.)
Мы с вами сказали, что изделия промыслов продавали или меняли на ярмарке. А что это такое?
Д. На ярмарке продавали и покупали товары... Рассказывали друг другу новости, веселились... Смотрели представление в кукольном балаганчике... Устраивали кулачные бои, детям покупали сладости.
У. Ярмарка - это настоящий праздник. А в наше время ярмарка бывает?
Д. Да! В праздники, на площади.
У. Чем ярмарка отличается от базара?
Д. Ярмарка - это праздник, веселье.
Идёшь по ярмарке, и со всех сторон кричат:
У. А теперь загадка:
Д. Ложка.
У. Почему, если возьмёшь ложку в руки, не станет скуки?
Д. Потому, что ложка - это народный музыкальный инструмент.
Задание №2.
Выходит оркестр (исполняется русская народная песня "Калинка" на детских музыкальных инструментах: маракасы, трещотки, бубен, ложки, треугольник).
У. Музыканты, объясните выражение 4бить в баклуши. (Термин вывешивается на доску.)
Д. Баклуши - обрубок древесины, заготовка. Делать эти заготовки считалось очень лёгким делом. Отсюда и пошло выражение 4бить баклуши , то есть заниматься ерундой.
У. У нас на Урале тоже устраивались ярмарки: Крестовская (возле Шадринска), Верхотурская, самая известная - Ирбитская. На них привлекали купцов изделия уральских мастеров.
Задание №3.
У. Вы - купцы, приехавшие на ярмарку. Из предлагаемых на ярмарке товаров (на доске) выберите изделия из металла, дерева, бересты. (Предлагаемые товары: столики, кувшины, вёдра, подносы, сундуки, кадки для воды, коромысла, прялки, швейки, подсвечники, вальки, сечки, шкатулки, бураки-туеса, набирухи, солонки.)
Это были незаменимые подарки. Большое количество уральской росписной утвари вывозили на Восток, в Среднюю Азию, Иран. Эта уральская роспись стала для нас, уральцев, такой же национальной гордостью, как для Центральной России хохлома и жостово. Вы с уральской росписью знакомились на уроках ИЗО, и у вас есть уже готовые "изделия", расписанные уральской росписью.
Задание№4. Работа в четвёрках.
У. Вам нужно сообща вспомнить и назвать особенности уральской росписи, пользуясь планом: особенности, мотивы, основной живописный элемент, цвет.
Д. Особенности: роспись выполняется без предварительного контура рисунка. Пишется на глаз... Мотивы: цветы, ягоды, листья, перья (травка), вазы. Встречаются изображения птиц, зверей, человека, домашних животных... Основной живописный элемент - разживка, может быть белого цвета, синяя или коричневая... Цвет: тёмнопурпурный (красный), зелёный, белый, голубой, светло-жёлтый, золотистый).
У. У вас на партах различные изделия, которые можно было встретить на уральских ярмарках. Вот мы их сейчас туда и поместим, чтобы все люди их увидели.
Задание №5.
Домашнее задание – индивидуальные сообщения об изделиях уральских мастеров.
У. Выходят "мастера" разделочных досок, подносов.
Д. Самые известные подносы, которые прославились на весь мир, – тагильские. Их тагильские купцы вывозили в Сибирь, Бухару, Персию, на Кавказ. Это предки жостовских подносов, шкатулок, изделий из бересты (туеса, бураки, набирухи...). В них хорошо хранилась пища в поле и на покосе, квас долго оставался холодным, молоко не кисло...
Набирухи – овальные короба для сбора ягод, их носили через плечо, как сумку...
Вальки для переворачивания и выколачивания белья при стирке.
У. Вот сколько изделий у нас на ярмарке. Заниматься росписью очень интересно, но роспись – это работа, которая требует терпения и умения.
Задание №6.
У. Дома вам было нужно найти и выучить пословицы и поговорки о ремесле и трудолюбии.
Д. Яблоню ценят по плодам, а человека по делам.
Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что мастера доброго.
У кого старанье есть, тому слава и честь.
Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит. Хороший товар сам себя хвалит.
Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.
Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Труд человека кормит.
Не делай наспех, сделаешь курам на смех.
Делу – время, потехе – час.
У. Какой уральский писатель описывал в своих сказах промыслы Урала?
Д. П.П.Бажов.
Задание №7.
Напишите, в каких сказах описаны промыслы? (Устная проверка: "Медной горы хозяйка",
"Каменный цветок", "Малахитовая шкатулка".)
Задание №8.
У. Что нового вы узнали на этих уроках? Зачем мы это изучаем? Где нам может это пригодиться?
Напоминаю правила работы: внимательно слушай говорящего; смотри на того, кто говорит, не перебивай его; высказываться можно по желанию; если пока затрудняешься с ответом, передай слово следующему прикосновением или взглядом.
Д. Знать, чем занимались люди в далёком прошлом на Урале... Чтобы быть умными... чтобы рассказать своим детям... Мы живём на Урале, чтобы больше знать о своём крае.
У. Ребята, у кого дома есть какие-нибудь изделия народных промыслов? (Ответы детей.)
Вот видите, изделиям народных промыслов находится место даже в современных квартирах – они украшают её, радуют нас.
Теперь возвращаемся на ярмарку.
На ярмарке можно было встретить знакомых и родственников, а мы с вами встретили дедушку Сысоя.
Задание №9. Игра "Дедушка Сысой". Выбрать дедушку Сысоя нам поможет считалка:
(В игре показывается изготовление изделий.) У. Особенно любил народ ярмарочные балаганчики. Кто там выступал?
Д. Петрушка.
Задание №10.
А мы поиграем в игру "Петрушка". (Петрушка загадывает загадки про промыслы.)
На ярмарках покупали что-нибудь вкусное. А вам за работу, за хорошие ответы – эти красивые изделия в подарок и сушки-баранки с Ярмарки.
Рекомендации педагогам.
Используемые тексты о народных промыслах глубоки и многогранны. Их повторение в обобщающем уроке расширяет и углубляет понятия, знания и представления о промыслах. Каждое обращение к пройденному материалу предполагает выход на новый уровень восприятия и осмысления (приращение).
Методику проведения заданий 3e 2, 4, 8, 9, 10 можно видоизменить при работе с детьми разного уровня подготовленности. Домашние задания 3e5 и 3eб предусматривают помощь родителей. Ребёнок, подготовив несложное задание самостоятельно, чувствует себя приобщенным к общему делу. Задание 3e8 проводится в заключительной части урока, для того чтобы воспринятая и осмысленная информация была прочувствована учениками, и у них появилась мотивация к её применению.
Учителю важно уметь вести беседу, вовремя направлять её в нужное русло, подводить итог тому, что было сказано. Необходимо следить за интонацией, темпом речи, тембром голоса, мимикой, жестами. Необходимо предоставить возможность высказаться каждому ученику. Детям всегда есть что сказать, они охотно делятся своими мыслями и переживаниями, но для этого должна быть создана особая доверительная атмосфера в классе.
Желаю успеха!
Оставить комментарий