Народные промыслы. Уральские мастера

А.Яркова,
учитель музыки и МХК школы №2, ГО Карпинск, Свердловская область

Народные промыслы. Уральские мастера

Методическая разработка урока в III классе

Урок "Народные промыслы. Уральские масте­ра" в III классе – обобщающий. Проводится в конце 4 четверти, после изучения блока "Народные промыслы" (6 часов) по компилятивной програм­ме, составленной на основе авторской программы М.Ю.Новицкой "Народоведение", с региональной корректировкой содержания, на основе заданий по детской, бытовой и народно-обрядовой культуре и фольклору, разработанными Н.Н.Егошиной – ме­тодистом Нижнетагильского филиала областного ИРРО. И методического комплекса "Урал. Чело­век. Истоки".

Цель урока: формирование общей культуры учащегося, социальных установок и системы учеб­ных действий, обеспечивающих развитие внутрен­ней жизни ребёнка: эмоциональности, самооценки, самосознания. Осуществление основных регио­нальных требований к содержанию образователь­ной программы по трём составляющим: предметно-информационная (формирование целостного восприятия, широкого представления о народных промыслах, в том числе уральских, навыков игры на детских музыкальных инструментах, расшире­ние кругозора); деятельностно-коммуникативная (развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать; определять условия, обеспечивающие результативность проделанной работы; формиро­вание навыков овладения элементами уральской росписи); ценностно-ориентационная (развитие чувства заинтересованности и сопричастности – успешности общего дела, гордости за свой народ и уральских мастеров, определённого отношения к музыке и народной культуре, в том числе и на­родов Урала; формирование эстетического вкуса, положительных эмоций, культуры поведения, чувства такта).

Задачи урока: обобщение знаний по русским народным промыслам; нахождение признаков сход­ства и различия; рассмотрение причин и всевозмож­ных жизненных обстоятельств их возникновения и развития; овладение навыками народной росписи.

Индивидуальные задания направлены на пре­одоление трудностей общения в классе у конкрет­ных учеников и связаны с работой дома: подобрать и выучить пословицы и поговорки о ремесле и трудолюбии (задание Ns5), охарактеризовать раз­личные изделия промыслов (задание Ns6). Исполь­зование активных форм обучения (работа в паре, групповая работа – задания Ns3, 4, 8) в опоре на непроизвольное запоминание позволяет избежать перенапряжения и утомления и, как следствие, повышает учебную мотивацию учащихся.

Межпредметные связи (интеграция с другими учебными предметами) прослеживаются в заданиях Ns2 – с музыкой, Ns3, 5 – с народными традиция­ми, Ns4 – с изобразительным творчеством, Ns6, 7 – с литературой. задание Ns8 является оцениваю­щим. По ответам учащихся можно судить о том, как они осмыслили информацию, о трудностях, возникших в процессе обучения, о степени удо­влетворённости совместным трудом на уроке.

При подведении итогов урока определяется значимый результат, состоящий из трёх состав­ляющих: самооценки, взаимооценки учащихся, экспертной оценки учителя. Оценки заносятся в сводную ведомость "Индивидуальный листок успешности".

Индивидуальный листок успешности Самооценка – задания №1, 5,6.

Взаимооценка – задания № 3, 4.

Экспертная оценка – задания №1, 2, 5, 6, 8.

Итоговая оценка.

Критерии оценивания.

Задание №1. "5" – верно все 5 промыслов;

"4" 1-2 ошибки;

"3" – 3 ошибки;

"2" – больше 3-х ошибок.

Задание №3. "5" – 1 ошибка; "4" – 2-3 ошибки; "3" – 4-5 ошибок; "2" – больше 5-ти ошибок. Задание №4. "5" - делегат.

Задание №7. "5" – 3 сказа. Остальные оценки - по усмотрению группы.

Результаты суммируются и делятся на коли­чество оценок. Средний балл – итоговая оценка. Игровые задания (№9, 10) оцениваются на усмот­рение учителя.

Во время проведения урока используется систе­ма вознаграждений:

  • действием (учащиеся играют на своих лю­бимых инструментах, выбирают самостоятельно место на "Ярмарке", расписывают понравившиеся изделия);
  • доверием (доверие в выставлении само- и взаимооценок, делегирование);
  • одобрение словом, взглядом, жестом;
  • призы (в конце урока дети получают "гостинец с ярмарки" – сушки).

Предварительная работа.

  1. Изучение темы "Народные промыслы" (5 часов).
  2. Изготовление стенда "Ярмарка".
  3. На уроке ИЗО изготовление из бумаги изделий народных промыслов и украшение их уральской росписью.
  4. Разучивание русской народной песни "Калинка" с оркестром детских музыкальных инструментов.

5. Разучивание игр "Дедушка Сысой" и "Петрушка". б. Изготовление колпака Петрушки.

Оборудование: фортепиано, проигрыватель, ноты, детские музыкальные инструменты; иллю­страции с народными промыслами, стенд "Ярмар­ка", термины, колпак Петрушки, бланк "Индиви­дуальный листок успешности", сушки (баранки).

Оформление доски. Визуальный ряд: 1. Терми­ны: промыслы, ремесло, баклуша; 2. Иллюстрации промыслов: гжель, дымка, жостово, хохлома, горо­дец. З. Уральская роспись. 4. Картина "Ярмарка" Б.Кустодиева. 5. Изделия детей.

Аудиальный ряд: 1. Русская народная песня "Калинка". 2. Стихотворение "Ярмарка". З. По­певки "Дедушка Сысой", "Петрушка".

Ход урока.

У. Начнём наш урок с определения. Что такое промысел ? (Термин вывешивается на доску.)

Д. Мелкое ремесленное производство.

У. А что же такое "ремесло"? (Термин вывеши­вается на доску.)

Д. Изготовление поделок и изделий ручным способом... Промысел был не главным занятием, главным было земледелие.

У. Где же возникали промыслы и почему?

Д. В тех местах, где земли давали очень низкий урожай... Чтобы прокормить себя, свои семьи, люди были вынуждены что-то производить, зани­маться промыслами, чтобы эти изделия можно было продать или обменять на ярмарке.

У. Перечислите, пожалуйста, какие земли сла­вились промыслами?

Д. Заволжская земля - хохломской росписью, вологодскими кружевами... Вятка - дымковской игрушкой... Село Богородское - богородской игрушкой... Нижний Новгород - городецкой ро­списью... Подмосковье - жостовскими подносами, гжелью... Архангельск - Каргопольской резьбой.

Задание №1.

У. Из предложенного на доске визуального ряда выбрать промыслы: дымку, жостово, хохлому, гжель, городец. В тетрадь поставить номера иллю­страций. (Проверка устно, самооценка в листок успешности.)

Мы с вами сказали, что изделия промыслов про­давали или меняли на ярмарке. А что это такое?

Д. На ярмарке продавали и покупали товары... Рассказывали друг другу новости, веселились... Смотрели представление в кукольном балаганчи­ке... Устраивали кулачные бои, детям покупали сладости.

У. Ярмарка - это настоящий праздник. А в наше время ярмарка бывает?

Д. Да! В праздники, на площади.

У. Чем ярмарка отличается от базара?

Д. Ярмарка - это праздник, веселье.

Идёшь по ярмарке, и со всех сторон кричат:

У нашего Якова товару всякого:
Нитки, катушки, селёдочные кадушки,
Красивые платочки, мелкие гвоздочки!
Посуда наша – для щей и каши,
Не бьётся, не ломается,
Порчи никакой не подвергается!
А вот плошка, налей окрошку,
Возьми ложку, хлебай понемножку!

У. А теперь загадка:

Всех кормлю с охотою, а сама безротая,
Возьмёшь её в руки, не станет скуки.

Д. Ложка.

У. Почему, если возьмёшь ложку в руки, не станет скуки?

Д. Потому, что ложка - это народный музы­кальный инструмент.

Задание №2.

Выходит оркестр (исполняется русская народ­ная песня "Калинка" на детских музыкальных инструментах: маракасы, трещотки, бубен, ложки, треугольник).

У. Музыканты, объясните выражение 4бить в баклуши. (Термин вывешивается на доску.)

Д. Баклуши - обрубок древесины, заготовка. Делать эти заготовки считалось очень лёгким де­лом. Отсюда и пошло выражение 4бить баклуши , то есть заниматься ерундой.

У. У нас на Урале тоже устраивались ярмарки: Крестовская (возле Шадринска), Верхотурская, самая известная - Ирбитская. На них привлекали купцов изделия уральских мастеров.

Задание №3.

У. Вы - купцы, приехавшие на ярмарку. Из предлагаемых на ярмарке товаров (на доске) выберите изделия из металла, дерева, бересты. (Предлагаемые товары: столики, кувшины, вёдра, подносы, сундуки, кадки для воды, коромысла, прялки, швейки, подсвечники, вальки, сечки, шкатулки, бураки-туеса, набирухи, солонки.)

Это были незаменимые подарки. Большое ко­личество уральской росписной утвари вывозили на Восток, в Среднюю Азию, Иран. Эта уральская роспись стала для нас, уральцев, такой же нацио­нальной гордостью, как для Центральной России хохлома и жостово. Вы с уральской росписью зна­комились на уроках ИЗО, и у вас есть уже готовые "изделия", расписанные уральской росписью.

Задание№4. Работа в четвёрках.

У. Вам нужно сообща вспомнить и назвать осо­бенности уральской росписи, пользуясь планом: особенности, мотивы, основной живописный эле­мент, цвет.

Д. Особенности: роспись выполняется без пред­варительного контура рисунка. Пишется на глаз... Мотивы: цветы, ягоды, листья, перья (травка), вазы. Встречаются изображения птиц, зверей, человека, домашних животных... Основной жи­вописный элемент - разживка, может быть бело­го цвета, синяя или коричневая... Цвет: тёмно­пурпурный (красный), зелёный, белый, голубой, светло-жёлтый, золотистый).

У. У вас на партах различные изделия, которые можно было встретить на уральских ярмарках. Вот мы их сейчас туда и поместим, чтобы все люди их увидели.

Задание №5.

Домашнее задание – индивидуальные сообще­ния об изделиях уральских мастеров.

У. Выходят "мастера" разделочных досок, подносов.

Д. Самые известные подносы, которые просла­вились на весь мир, – тагильские. Их тагильские купцы вывозили в Сибирь, Бухару, Персию, на Кав­каз. Это предки жостовских подносов, шкатулок, изделий из бересты (туеса, бураки, набирухи...). В них хорошо хранилась пища в поле и на покосе, квас долго оставался холодным, молоко не кисло...

Набирухи – овальные короба для сбора ягод, их носили через плечо, как сумку...

Вальки для переворачивания и выколачивания белья при стирке.

У. Вот сколько изделий у нас на ярмарке. Зани­маться росписью очень интересно, но роспись – это работа, которая требует терпения и умения.

Задание №6.

У. Дома вам было нужно найти и выучить по­словицы и поговорки о ремесле и трудолюбии.

Д. Яблоню ценят по плодам, а человека по делам.

Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что мастера доброго.

У кого старанье есть, тому слава и честь.

Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит. Хороший товар сам себя хвалит.

Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Труд человека кормит.

Не делай наспех, сделаешь курам на смех.

Делу – время, потехе – час.

У. Какой уральский писатель описывал в своих сказах промыслы Урала?

Д. П.П.Бажов.

Задание №7.

Напишите, в каких сказах описаны промыслы? (Устная проверка: "Медной горы хозяйка",
"Каменный цветок", "Малахитовая шкатулка".)

Задание №8.

У. Что нового вы узнали на этих уроках? Зачем мы это изучаем? Где нам может это пригодиться?

Напоминаю правила работы: внимательно слу­шай говорящего; смотри на того, кто говорит, не перебивай его; высказываться можно по желанию; если пока затрудняешься с ответом, передай слово следующему прикосновением или взглядом.

Д. Знать, чем занимались люди в далёком про­шлом на Урале... Чтобы быть умными... чтобы рас­сказать своим детям... Мы живём на Урале, чтобы больше знать о своём крае.

У. Ребята, у кого дома есть какие-нибудь из­делия народных промыслов? (Ответы детей.)

Вот видите, изделиям народных промыслов на­ходится место даже в современных квартирах – они украшают её, радуют нас.

Теперь возвращаемся на ярмарку.

Вот и ярмарка открыта,
Народом площадь вся покрыта.
Вся деревенская краса
Вот так и мечется в глаза!
Из лавок хитрая приманка,
Высматривает расписная прялка.
Тут груды чашек и горшков,
Вальков, дощечек, туесков.

На ярмарке можно было встретить знакомых и родственников, а мы с вами встретили дедушку Сысоя.

Задание №9. Игра "Дедушка Сысой". Выбрать дедушку Сысоя нам поможет считалка:

Аты-баты, шли солдаты,
 Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты самовар.

(В игре показывается изготовление изделий.) У. Особенно любил народ ярмарочные балаган­чики. Кто там выступал?

Д. Петрушка.

Задание №10.

А мы поиграем в игру "Петрушка". (Петрушка загадывает загадки про промыслы.)

На ярмарках покупали что-нибудь вкусное. А вам за работу, за хорошие ответы – эти красивые изделия в подарок и сушки-баранки с Ярмарки.

Рекомендации педагогам.

Используемые тексты о народных промыслах глубоки и многогранны. Их повторение в обобщаю­щем уроке расширяет и углубляет понятия, знания и представления о промыслах. Каждое обращение к пройденному материалу предполагает выход на но­вый уровень восприятия и осмысления (приращение).

Методику проведения заданий 3e 2, 4, 8, 9, 10 можно видоизменить при работе с детьми разного уровня подготовленности. Домашние задания 3e5 и 3eб предусматривают помощь родителей. Ребёнок, подготовив несложное задание самостоятельно, чув­ствует себя приобщенным к общему делу. Задание 3e8 проводится в заключительной части урока, для того чтобы воспринятая и осмысленная информация была прочувствована учениками, и у них появилась мотивация к её применению.

Учителю важно уметь вести беседу, вовремя на­правлять её в нужное русло, подводить итог тому, что было сказано. Необходимо следить за интонацией, темпом речи, тембром голоса, мимикой, жестами. Необходимо предоставить возможность высказаться каждому ученику. Детям всегда есть что сказать, они охотно делятся своими мыслями и переживаниями, но для этого должна быть создана особая доверитель­ная атмосфера в классе.

Желаю успеха!

 

  

Автор: 
Искусство в школе: 
2014
№4.
С. 23-25

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.