Работа над интегрированной композицией в классе фортепиано

Д.Шайбекова, Т.Шумилина,
преподаватели по классу фортепиано, Лесновская ДШИ «Парус», почётные работники общего образования РФ,
Шиловский район Рязанской области

Работа над интегрированной композицией в классе фортепиано

В последние годы существенно изменились условия деятельности школ искусств. Такие

социальные явления, как демографический спад, возрастание числа детей школьного возраста с осла­бленным здоровьем, увеличение учебной нагрузки в общеобразовательных школах, снижение инте­реса родителей к художественному образованию усиливают неоднородность контингента учащихся в школах искусств по уровню способностей. Все эти неблагоприятные факторы значительно усложня­ют процесс усвоения образовательных программ.

Становится очевидным, что в этой ситуации не­обходим поиск новых идей и развивающих моделей обучения, обеспечивающих активную деятель­ность детей в сфере искусства, способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению в системе дополнительного образования. Готовность детской школы искусств откликнуться на социальный заказ, поставить в центр образо­вательного процесса интересы каждого ребёнка, обеспечить ему самые широкие возможности для успешного овладения выбранным видом искусства выдвигает особые требования к современным учеб­ным программам.

В практике работы Лесновской детской школы искусств "Парус" Шиловского района Рязанской области используются формы работы, позволяю­щие использовать взаимосвязь разных видов ис­кусства. Речь пойдёт о программе "Межпредмет­ный интеграционный курс" для учащихся детских школ искусств, которая разработана преподавате­лями по классу фортепиано Динарой Мухамеджа­новной Шайбековой и Татьяной Владимировной Шумилиной.

Междисциплинарные связи, которые в по­следнее время становятся важнейшим рычагом регулирования оптимизации процесса обучения, заставили обратиться к современным образователь­ным технологиям развивающего типа, основанным на принципах синергетики и направленных на формирование у учеников системы универсальных умений и навыков. Это открывает неограниченные возможности для творчества педагогического кол­лектива и воспитанников, позволяет превратить

привычную форму занятий в творческий акт, усиливает роль игрового начала и в узком, и в широком смысле этого понятия. После погружения в синтез, анализ и отбор мышление ученика не может остаться пассивным, а активность мышле­ния влечёт за собой рост творческого потенциала, не ограниченного узкоспециальными рамками технических задач.

Курс ставит перед собой следующие цели:

  • формирование эстетического и художествен­ного вкуса, развитие интереса и любви к высоко­художественным произведениям искусства;
  • развитие креативного мышления;
  • повышение интереса учащихся к занятиям;
  • раскрепощение учащихся и развитие сценической уверенности;
  • приобщение к различным видам искусства;
  • обеспечение ситуации успеха, без которой невозможна позитивная самооценка и самореали­зация участников учебного процесса.

Межпредметный интеграционный курс охва­тывает учащихся различных отделений школ искусств - музыкального, художественного, хорео­графического и театрального, ставя перед каждым отделением конкретные задачи. На фортепианном отделении это:

  • воспитание профессиональных концермей­стерских навыков;
  • развитие внутреннего слуха и техники чтения с листа;
  • развитие и возрождение традиций домашнего музицирования и распространение музыкальной культуры среди широких масс населения.

Ученики фортепианного отделения проходят этот курс в рамках предмета "Аккомпанемент" в старших классах.

Хореография и изобразительное искусство являются дополнительными средствами раскры­тия художественного образа, но в основе каждой интегрированной композиции центральное место занимает, прежде всего, союз музыки и слова. Ещё в эпоху Античности природа рассматривалась как единое целое, и знание не расчленялось на отдель­ные науки. Взаимосвязь искусства музыки и слова  имеет глубокие исторические корни, обусловлен­ные их происхождением. В одном из индийских трактатов сказано, что "издревле никто и не думал читать что-либо без музыки или интонировать без слов" [1] .Особенно близка к музыке поэтическая речь. При этом связь музыки и поэтического слова не только духовна, но и материальна. Материаль­ной стороной взаимосвязи поэзии и музыки явля­ются некоторые приёмы структурирования текста.

Вся работа над интегрированной композицией представляет собой творческий акт, в процессе которого идёт поиск музыкального материала, в полной мере отражающего основную идею литера­турного (поэтического) текста. Очень важно в этой работе тонко и ненавязчиво уделять внимание соот­ветствию музыки и эмоционального тона чтецкого материала. Необходимо найти созвучные тексту музыкальные интонации, тембр, ритм, регистр, темп, динамику.

Основным видом деятельности в интегрирован­ной композиции является концертмейстерская мо­бильность ученика-пианиста, исполняющего чаще всего произведения или отрывки из фортепианного репертуара, подходящего ему по пианистическим возможностям.

Владение аккомпаниаторскими навыками за­висит от фортепианной культуры учащегося. Су­ществуют общие закономерности работы над музы­кальным произведением, связывающие концерт­мейстерский класс со специальным фортепиано. Эти закономерности ярко проявляются, например, в работе над звуком, штрихами, исполнительским туше, техническими трудностями, исполнением сольных эпизодов в фортепианной партии, в работе над выразительностью музыкальной интонации.

Процесс работы по соединению музыки и слова состоит из нескольких этапов. На первом этапе работы, до экспозиции музыкального произведе­ния, ученику предлагается прочитать поэтическое произведение (или это делает сам преподаватель). В беседе с учеником разбирается текст стихотво­рения, предлагается пересказать его содержание, определяются чувства, вызванные прочтением. Часто подбор музыкального материала ведётся вместе с учеником, который, уже имея музыкаль­ный опыт и вкус, определяет точность соответствия предлагаемого преподавателем музыкального про­изведения, с точки настроения, чувств, эмоций, созвучных тексту поэтического материала.

Беседуя о музыке, преподаватель вместе с учеником определяет жанровую принадлежность произведения, излагает интересные сведения о композиторе, эпохе создания. Он заостряет вни­мание ученика на средствах музыкальной выра­зительности, которые определяют характер про­изведения, - темпе, динамике, регистре, фактуре.

Но следует сказать, что характеристика эмо­ционально-образного содержания музыки является наиболее уязвимым моментом работы с учеником. Высказывания о характере музыкального произ­ведения, чувствах, выраженных в произведении, не отличаются разнообразием. В разработанном В.Г.Ражниковым "Словаре эстетических эмоций" [2], даны 27 характеров, качеств звучания и их при­знаки. Это вооружает музыканта, помогает овла­деть большим количеством слов-характеристик и расширить эмоциональность музыкального пере­живания.

Следующим этапом работы является соеди­нение музыкального и поэтического текстов, в процессе которого требуется корректировка тем­па исполнения и громкости звучания. Ученику-концертмейстеру приходится очень чутко следить за поэтическим словом и его настроением. Особую сложность для пианиста вызывает игра приглу­шенным звуком с сохранением выразительности исполнения, выпуклости фраз в момент сочетания музыки с голосом чтеца.

Ответственность за единство, цельность сцени­ческого действия придаёт игре пианиста большую собранность, стабильность и выразительность. Повышается осмысленность исполнения того или иного музыкального произведения, чего не всегда удаётся добиться традиционными методами. Но именно это делает работу увлекательной и инте­ресной, а аналогия искусств в рамках творческого поиска на уроке развивает душевные качества музыканта.

И, наконец, следует отметить, что творческий процесс по соединению музыки и слова имеет для ученика не только развивающее, но и огромное воспитательное значение. Знакомясь с поэтиче­ским текстом, преподаватель проводит с учеником большую работу по нахождению ассоциаций и аналогий, связанных с местом действия, време­нем, обстановкой, историческими событиями. Когда ученик-пианист прочувствует и ~увидитя всё это, его эмоциональное состояние претерпе­вает изменения, и звучание музыки, написанной столетия назад, получает современное прочтение в музыкально-осмысленном исполнении, полном одухотворённости.

Результат работы - это сценическое выступле­ние. Пройдя все этапы работы над композицией, ученик наполняется новыми знаниями, эмоция­ми, и это поднимает "градус" его выступления. Искренние слёзы на глазах у публики - это ли не результат?

Литература:

  1. Музыкальная эстетика стран Востока / Общ. ред. и вст. ст. В.П.Шестакова. - М., 1967.
  2. Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики. - М., 1980.
  3. Покровская, З.Ф. Эпикуреец Филодем и его взгляды на поэтику // Древнегреческая литературная крити­ка. - М., 1975.

 

Искусство в школе: 
2014
№4.
С. 14-15

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.