Работа над интегрированной композицией в классе фортепиано
Работа над интегрированной композицией в классе фортепиано
В последние годы существенно изменились условия деятельности школ искусств. Такие
социальные явления, как демографический спад, возрастание числа детей школьного возраста с ослабленным здоровьем, увеличение учебной нагрузки в общеобразовательных школах, снижение интереса родителей к художественному образованию усиливают неоднородность контингента учащихся в школах искусств по уровню способностей. Все эти неблагоприятные факторы значительно усложняют процесс усвоения образовательных программ.
Становится очевидным, что в этой ситуации необходим поиск новых идей и развивающих моделей обучения, обеспечивающих активную деятельность детей в сфере искусства, способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению в системе дополнительного образования. Готовность детской школы искусств откликнуться на социальный заказ, поставить в центр образовательного процесса интересы каждого ребёнка, обеспечить ему самые широкие возможности для успешного овладения выбранным видом искусства выдвигает особые требования к современным учебным программам.
В практике работы Лесновской детской школы искусств "Парус" Шиловского района Рязанской области используются формы работы, позволяющие использовать взаимосвязь разных видов искусства. Речь пойдёт о программе "Межпредметный интеграционный курс" для учащихся детских школ искусств, которая разработана преподавателями по классу фортепиано Динарой Мухамеджановной Шайбековой и Татьяной Владимировной Шумилиной.
Междисциплинарные связи, которые в последнее время становятся важнейшим рычагом регулирования оптимизации процесса обучения, заставили обратиться к современным образовательным технологиям развивающего типа, основанным на принципах синергетики и направленных на формирование у учеников системы универсальных умений и навыков. Это открывает неограниченные возможности для творчества педагогического коллектива и воспитанников, позволяет превратить
привычную форму занятий в творческий акт, усиливает роль игрового начала и в узком, и в широком смысле этого понятия. После погружения в синтез, анализ и отбор мышление ученика не может остаться пассивным, а активность мышления влечёт за собой рост творческого потенциала, не ограниченного узкоспециальными рамками технических задач.
Курс ставит перед собой следующие цели:
-
формирование эстетического и художественного вкуса, развитие интереса и любви к высокохудожественным произведениям искусства;
-
развитие креативного мышления;
-
повышение интереса учащихся к занятиям;
-
раскрепощение учащихся и развитие сценической уверенности;
-
приобщение к различным видам искусства;
-
обеспечение ситуации успеха, без которой невозможна позитивная самооценка и самореализация участников учебного процесса.
Межпредметный интеграционный курс охватывает учащихся различных отделений школ искусств - музыкального, художественного, хореографического и театрального, ставя перед каждым отделением конкретные задачи. На фортепианном отделении это:
- воспитание профессиональных концермейстерских навыков;
- развитие внутреннего слуха и техники чтения с листа;
- развитие и возрождение традиций домашнего музицирования и распространение музыкальной культуры среди широких масс населения.
Ученики фортепианного отделения проходят этот курс в рамках предмета "Аккомпанемент" в старших классах.
Хореография и изобразительное искусство являются дополнительными средствами раскрытия художественного образа, но в основе каждой интегрированной композиции центральное место занимает, прежде всего, союз музыки и слова. Ещё в эпоху Античности природа рассматривалась как единое целое, и знание не расчленялось на отдельные науки. Взаимосвязь искусства музыки и слова имеет глубокие исторические корни, обусловленные их происхождением. В одном из индийских трактатов сказано, что "издревле никто и не думал читать что-либо без музыки или интонировать без слов" [1] .Особенно близка к музыке поэтическая речь. При этом связь музыки и поэтического слова не только духовна, но и материальна. Материальной стороной взаимосвязи поэзии и музыки являются некоторые приёмы структурирования текста.
Вся работа над интегрированной композицией представляет собой творческий акт, в процессе которого идёт поиск музыкального материала, в полной мере отражающего основную идею литературного (поэтического) текста. Очень важно в этой работе тонко и ненавязчиво уделять внимание соответствию музыки и эмоционального тона чтецкого материала. Необходимо найти созвучные тексту музыкальные интонации, тембр, ритм, регистр, темп, динамику.
Основным видом деятельности в интегрированной композиции является концертмейстерская мобильность ученика-пианиста, исполняющего чаще всего произведения или отрывки из фортепианного репертуара, подходящего ему по пианистическим возможностям.
Владение аккомпаниаторскими навыками зависит от фортепианной культуры учащегося. Существуют общие закономерности работы над музыкальным произведением, связывающие концертмейстерский класс со специальным фортепиано. Эти закономерности ярко проявляются, например, в работе над звуком, штрихами, исполнительским туше, техническими трудностями, исполнением сольных эпизодов в фортепианной партии, в работе над выразительностью музыкальной интонации.
Процесс работы по соединению музыки и слова состоит из нескольких этапов. На первом этапе работы, до экспозиции музыкального произведения, ученику предлагается прочитать поэтическое произведение (или это делает сам преподаватель). В беседе с учеником разбирается текст стихотворения, предлагается пересказать его содержание, определяются чувства, вызванные прочтением. Часто подбор музыкального материала ведётся вместе с учеником, который, уже имея музыкальный опыт и вкус, определяет точность соответствия предлагаемого преподавателем музыкального произведения, с точки настроения, чувств, эмоций, созвучных тексту поэтического материала.
Беседуя о музыке, преподаватель вместе с учеником определяет жанровую принадлежность произведения, излагает интересные сведения о композиторе, эпохе создания. Он заостряет внимание ученика на средствах музыкальной выразительности, которые определяют характер произведения, - темпе, динамике, регистре, фактуре.
Но следует сказать, что характеристика эмоционально-образного содержания музыки является наиболее уязвимым моментом работы с учеником. Высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, выраженных в произведении, не отличаются разнообразием. В разработанном В.Г.Ражниковым "Словаре эстетических эмоций" [2], даны 27 характеров, качеств звучания и их признаки. Это вооружает музыканта, помогает овладеть большим количеством слов-характеристик и расширить эмоциональность музыкального переживания.
Следующим этапом работы является соединение музыкального и поэтического текстов, в процессе которого требуется корректировка темпа исполнения и громкости звучания. Ученику-концертмейстеру приходится очень чутко следить за поэтическим словом и его настроением. Особую сложность для пианиста вызывает игра приглушенным звуком с сохранением выразительности исполнения, выпуклости фраз в момент сочетания музыки с голосом чтеца.
Ответственность за единство, цельность сценического действия придаёт игре пианиста большую собранность, стабильность и выразительность. Повышается осмысленность исполнения того или иного музыкального произведения, чего не всегда удаётся добиться традиционными методами. Но именно это делает работу увлекательной и интересной, а аналогия искусств в рамках творческого поиска на уроке развивает душевные качества музыканта.
И, наконец, следует отметить, что творческий процесс по соединению музыки и слова имеет для ученика не только развивающее, но и огромное воспитательное значение. Знакомясь с поэтическим текстом, преподаватель проводит с учеником большую работу по нахождению ассоциаций и аналогий, связанных с местом действия, временем, обстановкой, историческими событиями. Когда ученик-пианист прочувствует и ~увидитя всё это, его эмоциональное состояние претерпевает изменения, и звучание музыки, написанной столетия назад, получает современное прочтение в музыкально-осмысленном исполнении, полном одухотворённости.
Результат работы - это сценическое выступление. Пройдя все этапы работы над композицией, ученик наполняется новыми знаниями, эмоциями, и это поднимает "градус" его выступления. Искренние слёзы на глазах у публики - это ли не результат?
Литература:
- Музыкальная эстетика стран Востока / Общ. ред. и вст. ст. В.П.Шестакова. - М., 1967.
- Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики. - М., 1980.
- Покровская, З.Ф. Эпикуреец Филодем и его взгляды на поэтику // Древнегреческая литературная критика. - М., 1975.
Оставить комментарий