Художественные студии А. Рукавишникова
Художественные студии А. Рукавишникова
Художественные студии при скульптурных "Мастерских" АЛЕКСАНДРА ИУЛИАНОВИЧА РУКАВИШНИКОВА – одного из ведущих отечественных скульпторов, академика, профессора художественного института имени В.И.Сурикова, являются уникальным учебным проектом.
Созданный им в центре Москвы, на Земляном валу, Дом – арт-студия "Рукав", арт-мастерские "Рукав", арт-кафе "Рукав", арт-пространство "Рукав", арт-музей династии четырёх поколений Рукавишниковых (Митрофана Сергеевича, Иулиана Митрофановича, Александра Иулиановича и Филиппа Александровича) – это его личный почин, задел в будущее пространство скульптуры русской культуры. Это поистине "пространство скульптуры" (определение искусствоведа И.Седовой), в котором возникает впечатление, что истинно живым и настоящим является именно мир изваяний. Плотность и сила силовых полей скульптуры такова, что происходит полное погружение человека в среду, живущую по законам пластики.
В студиях Рукавишникова всё оборудовано для комфортного проведения занятий, мастер-классов и лекций: светлые, просторные мастерские, хорошие инструменты, качественные материалы, натурщики, живые образцы (не чучела) для занятий анималистикой и даже собственная производственная база, которая даёт возможность перевести модель в материал.
На начальной стадии занятий воссоздана уникальная обстановка ренессансной мастерской скульптора, когда ученик работает бок о бок с мастером. На занятиях анималистикой, привлекательной для всех возрастов, дети 5-6 лет и подростки занимаются вместе со своими родителями, учащимися художественной школы, МАХЛ РАХ, студентами института имени В.Сурикова, молодыми скульпторами – учениками А.И.Рукавишникова.
Обучающие курсы основаны на нескольких принципах, сформулированных мастером. Это,
прежде всего, единство разных составляющих обучающего процесса, частности рисунка и скульптуры (лепишь рисуешь один и тот же объект одновременно, сверяя образность работах, исполненных в разных техниках). Метод переноса форм в разные области пластики способствует развитию гибкости пластического мышления, формированию представления о мире как арене пластических метаморфоз. Значимым для А.Рукавишникова является также расширение образной исторической базы скульптуры, включение в учебный процесс пластики неклассических культур – скульптуры Мезамерики, Дального Востока, Месопотамии и Древнего Египта, африканского примитива, пластики неолитических культур, русского язычества и др.
Принцип "от натуры к абстракции и от абстракции к натуре" даёт возможность не только взаимообогащать классическую и современную систему видения пластики, но и совершенствовать мастерство будущих скульпторов, готовить их к любым вызовам современности.
На настоящее время функцию первичного привлечения всех желающих заниматься скульптурой и выявления перспективных детей и подростков выполняет курс "Анималистика" для детей и взрослых, начиная с 5-6 лет и кончая 60 годами. Главной особенностью этого курса является непосредственный контакт с живыми животными. Цели занятий формируются каждым учащимся исходя из уровня поставленных им перед собой задач. Это может быть первичное знакомство с приёмами скульптурных работ или совершенствование навыков работы в жанре анималистики. На занятиях предполагается как работа в пластилине, шамоте или глине, так и в разных графических техниках. Сочетание лепки и параллельного рисования одного и того же объекта способствует лучшему постижению натуры. Каждый из участников свободно выбирает технику, свой ритм и конфигурацию работы. Смешанные детско-взрослые группы способствуют сложению творческой обстановки по типу работы в мастерской, когда младшие учатся у старших, а старшие заражаются творческой свободой младших.
Курс «Анималистика для продвинутых» предполагает знакомство с образцами анималистики разных исторических эпох и способствует развитию "насмотренности" и расширению культурного кругозора детей и подростков в этой области.
«Основы скульптуры» – это курс базового уровня для начинающих. Его целью является постановка руки и глазомера, выработка основных навыков работы с натурой и точного воспроизведения натуры. Отработка навыков происходит на воспроизведении в объёме простейших предметов из повседневного обихода – овощей, фруктов, мелких бытовых предметов. Применяется методика сличения сечений – сечение реального фрукта должно совпадать с сечением слепка. Постановки строятся на контрасте мягкого и жёсткого, органических и строго геометрических форм, симметричных и ассиметричных структур, разнообразных фактур. Итогом работы является скульптурный натюрморт. В ходе обучения происходит знакомство с работой в пластилине на запененном каркасе и в шамоте. При желании можно произвести формовку и перевод окончательного варианта портретов в материал (гипс, бронза).
Курс «Скульптурный портрет для начинающих» предназначен для тех, кто начинает с нуля. Его цель – за четыре месяца научить лепить портрет с натуры. Методика пошагово строится на движении *от абстрактного к конкретному": от лепки яйца, через маску и копирование деталей, к узнаваемому индивидуальному лицу.
"Скульптурный портрет для продвинутых" - предназначен для тех, кто знаком со скульптурной работой. Целью курса является усовершенствование знаний и навыков в области натурного портрета. Курс может быть полезным для подготовки к поступлению на отделение скульптуры в художественный ВУЗ. Итогом обучения является портрет с натуры и усложненный вариант портрета - портрет лежащего человека. Применяется интенсивная методика отработки основных приёмов построения головы на основе лепки кубистической манеры и портрета, обернутого марлей. Пошагово происходит переход от базовых объёмов к конкретике натуры.
Также для продвинутых учащихся предназначен курс "История скульптуры", в который помимо лекций входят занятия по копированию исторических образцов и созданию вариаций на исторические модели скульптуры в духе постмодернизма.
- Адрес: 109004, Москва, Земляной вал, 59/2.
- Тел.: +7 (499) 271-88-70; сайт art-rukav.ru.
- Время работы: с 12-00 до 23-00.
От редакции.
Многие дети любят изображать животных, а некоторые словно рождаются *анималистамия. С самых ранних лет животные безраздельно господстуют в мечтах, фантазиях и рисунках москвички Кати Фёдоровой, хотя никаких "домашних питомцев" у неё долго не было. В одиноких и коллективных играх девочка вживалась в образы разных животных. представляла их; она приобрела разнообразные знания о животном мире, а себя в будущем видит защитницей зверей; в более реалистичном варианте – ветеринаром. Катя не училась специально изобразительному искусству, но её рисунки животных с самого начала отличались характерностью и выразительными акцентами.
Оставить комментарий