Искусство оформления книги – перспективное направление для факультативных занятий

Л.Зымалева,
художник-график, член Союза художников,
учитель художественного труда и изобразительного искусства Центра образования №118, г. Москва

Искусство оформления книги – перспективное направление для факультативных занятий

Искусство оформления книги как особая область изобразительного искусства имеет богатую

историю. В разные времена виднейшие мастера обращались к работе над книжным оформлением: Сандро Боттичелли, Дюрер, Рубенс. Образы лите­ратурных героев вдохновляли лучших художников ХХ века: Домье, Дега, Эдуарда Мане. В России П.Соколов и А.Агин иллюстрировали "Мёртвые души", И.Репин – произведения Л.Толстого, В.Серов создал серию работ к басням И.Крылова. Не­возможно представить историю отечественной худо­жественной книги ХХ века без работ В.Фаворского и Е.Кибрика. Наследие, оставленное мастерами, свидетельствует о том, что, хотя изобразительный ряд оформления книги и должен соответствовать содержанию и стилю литературного произведения, это отнюдь не делает его художественно обеднённой, второстепенной формой творчества, как иногда счи­тают. Истинная иллюстрация призвана дополнять и обогащать литературное произведение, оставаясь полноправным видом изобразительного искусства.

Важность искусства книжного оформления отмечали авторы программ по изобразительному искусству, рекомендованных Министерством об­разования РФ. Но обычно в основном курсе по предмету не представляется возможным уделить специальное внимание оформлению книги: ведь нужно ознакомить детей с основными видами изобразительного искусства и наиболее важными техническими приёмами. Поэтому единственное, что напоминает о книге, – это рисование любимого литературного героя.

То есть, с одной стороны, на основных уроках для искусства книжного оформления времени не хватает, а с другой стороны, для занятий, проводи­мых в рамках факультатива и дополнительного об­разования, нужны как раз предметы, которые дети ещё не проходили или затрагивали поверхностно.

Выбирая искусство книжного оформления для школьного компонента или для занятий в системе дополнительного образования, педагог решает три очень важные задачи:

- создаёт прекрасную мотивацию для творчества – ведь детей интересует их любимая литература и ее герои;

- стимулирует активное осмысление и обоб­щение знаний и умений, которые были получены

- выработаны на основных уроках: для создания элементов оформления книги учащийся будет ис­пользовать технические приёмы, вспоминать осно­вы изображения пейзажа, портрета и пр.;

прививает любовь и уважение к книге, чтению.

Психологические особенности и склонности у детей разного возраста отличаются, потому и подход при ознакомлении учащихся с искусством оформ­ления книги не может быть одинаковым.

Дети среднего школьного возраста (к которому в современных условиях иногда приближается I~ класс начальной школы) уже имеют значительный опыт восприятия лекционного материала и рисова­ния пейзажей, натюрмортов, набросков человека. Их можно подробно ознакомить с особенностями искусства оформления книги, историей его разви­тия, а также ориентировать детей на интересную и непростую работу, которая может включать раз­работку шрифта и макета книги. А при занятиях с младшими школьниками (I–III классы) следует значительно упростить и сократить лекционный материал, не следует перегружать детей специфи­ческой терминологией. Кроме того, так как общий опыт изобразительной деятельности у детей млад­шего школьного возраста еще довольно мал, стоит ориентировать учащихся на выбор простого худо­жественного решения, доступного для самостоя­тельного выполнения. В основном, это простые по композиции (без нестандартных ракурсов, изобра­жения движения, сложных образов) однополосные иллюстрации, оформление переплёта (обложки), создание иллюстраций-заставок и концовок.

Всё вышеизложенное значительно повышает ответственность работы учителя, увеличивает требования к его профессиональной подготов­ке. От того, насколько он сам знает творчество художников-оформителей книг, умеет различать их индивидуальную манеру, разбирается в сред­ствах художественной выразительности книжного оформления, будет зависеть уровень понимания этого детьми, уровень их работ, и, как следствие, уровень их эстетического развития.

Изучая искусство книжного оформления и рас­сказывая о нём детям, стоит уделить внимание самой книге, в развитии которой можно выделить два основных этапа: рукописный и печатный. В III-II тысячелетии до н.э. на Древнем Востоке были распространены ~книги~ в виде глиняных дощечек. В Древнем Египте писали на папирусе. В древнегреческом Пергаме придумали использовать для письма кожу (пергамент). В Древней Руси ис­пользовали бересту. Бумага – основной материал для изготовления книг – была изобретена в Китае во II веке, в Европе её производство освоили только через 1000 лет. В наше время новые информационные технологии повлияли на развитие книги – появились ее цифровые варианты.

Далее необходимо рассказать об истории именно книжного оформления. В ней были моменты, когда создавались шедевры, но были и периоды упадка. В Древнем Египте рисунки сопровождали напи­санные на папирусах заклинания и гимны. Сохра­нились античные образцы в рукописях "Илиады", "Энеиды", а также иллюстрации в византийских рукописях раннего Средневековья. Иллюстрации, выполненные в технике ксилографии, появляются в Китае в VI–VII вв. В Японии книжная графика возникает в начале XVII в. В Древней Руси уже в XI веке создавались иллюстрации к рукописным кни­гам – "Остромирово Евангелие". Появление в конце XIV – начале XV веков печатной книги явилось переворотом и в области иллюстрации. Гравюры пришли на смену рисованным миниатюрам. В конце XIX в. неограниченная свобода репродуцирования любого изображения (появилась фотомеханическая репродукция) резко увеличила возможности иллю­страторов, породив многообразие техник.

Очень полезно отдельно поговорить об извест­ных отечественных и зарубежных художниках-оформителях книги, особенно книги детской: И.Билибине, В.Васнецове, К.Гринувэй, Т.Янссон, сопровождая беседу показом репродукций их работ.

И только потом можно перейти к понятиям, от­носящимся к основам книжного оформления и к его элементам.

К основным элементам внешнего оформления относятся: суперобложка, обложка, переплет, фут­ляр, форзац. К элементам внутреннего оформления относятся: авантитул, фронтиспис, титул и контртитул, шмуцтитул и контршмуцтитул, начальные полосы, иллюстрация-заставка, по­лосная иллюстрация (занимает полностью стра­ницу), полуполосная иллюстрация (занимает часть страницы), разворотная иллюстрация (занимает разворот), оборочная иллюстрация (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях, иллюстрация-концовка. Эти элементы располага­ются внутри книжного блока и нумеруются.

Для учащихся можно значительно сократить и упростить ознакомительную информацию, ознако­мить их только с основными элементами (выделен­ными курсивом). Учителю же необходимо подробно рассмотреть особенности всех элементов книжного оформления и чётко представлять их назначение и художественное содержание, хотя бы краткое.

Так, иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборочные и рисунки на полях распола­гаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от значимости иллю­стрируемого события, образа и т. д. Содержание ил­люстраций, расположенных внутри текста, обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших раз­воротных или полосных иллюстраций выбирают наиболее важные события произведения, а менее значимые отображают на маленьких оборочных иллюстрациях или изображают на книжных полях.

Можно так же различить иллюстрации по характеру их связи с литературным текстом: по­вествовательные и метафорические.

Для решения композиционных задач оформле­ния необходимо рассмотреть следующие средства композиции книги: симметрия и асимметрия, ритм, композиционные контрасты, формат, цвет и шрифт.

Кроме того, педагог должен объяснить учаще­муся соответствие между стилем художественного решения книжного оформления и стилем литера­турного произведения: странно было бы увидеть в иллюстрациях к "Колобку" элементы кибертехни­ки или изобразить Алису Л.Кэррола в русском на­родном костюме. Смелые эксперименты возможны, но именно как эксперименты, а не как элементар­ное непонимание стилевого несоответствия.

И, конечно, учитель должен позволить детям выбрать свою самую любимую книгу для работы по оформлению – это будет мотивировать ребенка и станет постоянным источником вдохновения.

Примерный перечень тем для изучения искус­ства книжного оформления может быть, например, таким:

  1. Теоретические основы. Из истории книги. Виды иллюстраций
  2. Подготовительная работа. Поиск образов. Рас­сказ о средствах художественной выразительности.
  3. Практическая работа. Иллюстрация на об­ложке, переплёте.
  4. Практическая работа. Иллюстрация-заставка и иллюстрация-концовка.
  5. Практическая работа. Центральная полосная или двуполосная иллюстрация
  6. Практическая работа. Работа со шрифтом. Буквица.

Количество часов, необходимых для прохож­дения темы, определяется индивидуально, в зави­симости от возраста учащихся и их способностей.

Литература:

Гончаров А.Д. Художник и книга. – М., 1964.
Гончарова Н.А. Композиция и архитектоника книги. – М., 1990.
Дехтерев Б.Е. Что такое книжная иллюстрация? – М.,1990.
Жили-были книги... История книги и книгопечатания, структура книги. – М., 2003.
Книга от А до Я: познавательный журнал для детей / авт.- сост. Ю. Гуллер; худож.: Е.Алмазова, В.Шваров. – М., 1996.
Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. – М., 1986.
Фаворский В.А. Соч.: Рассказы художника-гравёра. – М., 1976.
Чихольд Я. Облик книги: Избранные статьи о книжном оформлении. – М,1980.
 
 
Искусство в школе: 
2014
№3.
С. 27-28

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.