Искусство оформления книги – перспективное направление для факультативных занятий
Искусство оформления книги – перспективное направление для факультативных занятий
Искусство оформления книги как особая область изобразительного искусства имеет богатую
историю. В разные времена виднейшие мастера обращались к работе над книжным оформлением: Сандро Боттичелли, Дюрер, Рубенс. Образы литературных героев вдохновляли лучших художников ХХ века: Домье, Дега, Эдуарда Мане. В России П.Соколов и А.Агин иллюстрировали "Мёртвые души", И.Репин – произведения Л.Толстого, В.Серов создал серию работ к басням И.Крылова. Невозможно представить историю отечественной художественной книги ХХ века без работ В.Фаворского и Е.Кибрика. Наследие, оставленное мастерами, свидетельствует о том, что, хотя изобразительный ряд оформления книги и должен соответствовать содержанию и стилю литературного произведения, это отнюдь не делает его художественно обеднённой, второстепенной формой творчества, как иногда считают. Истинная иллюстрация призвана дополнять и обогащать литературное произведение, оставаясь полноправным видом изобразительного искусства.
Важность искусства книжного оформления отмечали авторы программ по изобразительному искусству, рекомендованных Министерством образования РФ. Но обычно в основном курсе по предмету не представляется возможным уделить специальное внимание оформлению книги: ведь нужно ознакомить детей с основными видами изобразительного искусства и наиболее важными техническими приёмами. Поэтому единственное, что напоминает о книге, – это рисование любимого литературного героя.
То есть, с одной стороны, на основных уроках для искусства книжного оформления времени не хватает, а с другой стороны, для занятий, проводимых в рамках факультатива и дополнительного образования, нужны как раз предметы, которые дети ещё не проходили или затрагивали поверхностно.
Выбирая искусство книжного оформления для школьного компонента или для занятий в системе дополнительного образования, педагог решает три очень важные задачи:
- создаёт прекрасную мотивацию для творчества – ведь детей интересует их любимая литература и ее герои;
- стимулирует активное осмысление и обобщение знаний и умений, которые были получены
- выработаны на основных уроках: для создания элементов оформления книги учащийся будет использовать технические приёмы, вспоминать основы изображения пейзажа, портрета и пр.;
прививает любовь и уважение к книге, чтению.
Психологические особенности и склонности у детей разного возраста отличаются, потому и подход при ознакомлении учащихся с искусством оформления книги не может быть одинаковым.
Дети среднего школьного возраста (к которому в современных условиях иногда приближается I~ класс начальной школы) уже имеют значительный опыт восприятия лекционного материала и рисования пейзажей, натюрмортов, набросков человека. Их можно подробно ознакомить с особенностями искусства оформления книги, историей его развития, а также ориентировать детей на интересную и непростую работу, которая может включать разработку шрифта и макета книги. А при занятиях с младшими школьниками (I–III классы) следует значительно упростить и сократить лекционный материал, не следует перегружать детей специфической терминологией. Кроме того, так как общий опыт изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста еще довольно мал, стоит ориентировать учащихся на выбор простого художественного решения, доступного для самостоятельного выполнения. В основном, это простые по композиции (без нестандартных ракурсов, изображения движения, сложных образов) однополосные иллюстрации, оформление переплёта (обложки), создание иллюстраций-заставок и концовок.
Всё вышеизложенное значительно повышает ответственность работы учителя, увеличивает требования к его профессиональной подготовке. От того, насколько он сам знает творчество художников-оформителей книг, умеет различать их индивидуальную манеру, разбирается в средствах художественной выразительности книжного оформления, будет зависеть уровень понимания этого детьми, уровень их работ, и, как следствие, уровень их эстетического развития.
Изучая искусство книжного оформления и рассказывая о нём детям, стоит уделить внимание самой книге, в развитии которой можно выделить два основных этапа: рукописный и печатный. В III-II тысячелетии до н.э. на Древнем Востоке были распространены ~книги~ в виде глиняных дощечек. В Древнем Египте писали на папирусе. В древнегреческом Пергаме придумали использовать для письма кожу (пергамент). В Древней Руси использовали бересту. Бумага – основной материал для изготовления книг – была изобретена в Китае во II веке, в Европе её производство освоили только через 1000 лет. В наше время новые информационные технологии повлияли на развитие книги – появились ее цифровые варианты.
Далее необходимо рассказать об истории именно книжного оформления. В ней были моменты, когда создавались шедевры, но были и периоды упадка. В Древнем Египте рисунки сопровождали написанные на папирусах заклинания и гимны. Сохранились античные образцы в рукописях "Илиады", "Энеиды", а также иллюстрации в византийских рукописях раннего Средневековья. Иллюстрации, выполненные в технике ксилографии, появляются в Китае в VI–VII вв. В Японии книжная графика возникает в начале XVII в. В Древней Руси уже в XI веке создавались иллюстрации к рукописным книгам – "Остромирово Евангелие". Появление в конце XIV – начале XV веков печатной книги явилось переворотом и в области иллюстрации. Гравюры пришли на смену рисованным миниатюрам. В конце XIX в. неограниченная свобода репродуцирования любого изображения (появилась фотомеханическая репродукция) резко увеличила возможности иллюстраторов, породив многообразие техник.
Очень полезно отдельно поговорить об известных отечественных и зарубежных художниках-оформителях книги, особенно книги детской: И.Билибине, В.Васнецове, К.Гринувэй, Т.Янссон, сопровождая беседу показом репродукций их работ.
И только потом можно перейти к понятиям, относящимся к основам книжного оформления и к его элементам.
К основным элементам внешнего оформления относятся: суперобложка, обложка, переплет, футляр, форзац. К элементам внутреннего оформления относятся: авантитул, фронтиспис, титул и контртитул, шмуцтитул и контршмуцтитул, начальные полосы, иллюстрация-заставка, полосная иллюстрация (занимает полностью страницу), полуполосная иллюстрация (занимает часть страницы), разворотная иллюстрация (занимает разворот), оборочная иллюстрация (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях, иллюстрация-концовка. Эти элементы располагаются внутри книжного блока и нумеруются.
Для учащихся можно значительно сократить и упростить ознакомительную информацию, ознакомить их только с основными элементами (выделенными курсивом). Учителю же необходимо подробно рассмотреть особенности всех элементов книжного оформления и чётко представлять их назначение и художественное содержание, хотя бы краткое.
Так, иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборочные и рисунки на полях располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от значимости иллюстрируемого события, образа и т. д. Содержание иллюстраций, расположенных внутри текста, обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают наиболее важные события произведения, а менее значимые отображают на маленьких оборочных иллюстрациях или изображают на книжных полях.
Можно так же различить иллюстрации по характеру их связи с литературным текстом: повествовательные и метафорические.
Для решения композиционных задач оформления необходимо рассмотреть следующие средства композиции книги: симметрия и асимметрия, ритм, композиционные контрасты, формат, цвет и шрифт.
Кроме того, педагог должен объяснить учащемуся соответствие между стилем художественного решения книжного оформления и стилем литературного произведения: странно было бы увидеть в иллюстрациях к "Колобку" элементы кибертехники или изобразить Алису Л.Кэррола в русском народном костюме. Смелые эксперименты возможны, но именно как эксперименты, а не как элементарное непонимание стилевого несоответствия.
И, конечно, учитель должен позволить детям выбрать свою самую любимую книгу для работы по оформлению – это будет мотивировать ребенка и станет постоянным источником вдохновения.
Примерный перечень тем для изучения искусства книжного оформления может быть, например, таким:
- Теоретические основы. Из истории книги. Виды иллюстраций
- Подготовительная работа. Поиск образов. Рассказ о средствах художественной выразительности.
- Практическая работа. Иллюстрация на обложке, переплёте.
- Практическая работа. Иллюстрация-заставка и иллюстрация-концовка.
- Практическая работа. Центральная полосная или двуполосная иллюстрация
- Практическая работа. Работа со шрифтом. Буквица.
Количество часов, необходимых для прохождения темы, определяется индивидуально, в зависимости от возраста учащихся и их способностей.
Литература:
Оставить комментарий