Из английской литературы. Сонеты Шекспира

Г.Кудина, З.Новлянская                                                                                                                                                                                                                                                                                        Из английской литературы. Сонеты Шекспира

Урок по программе «Литература как предмет эстетического цикла»

Учитель. Сегодня вам предсто­ит знакомство с творчеством

английского поэта и драматурга Вильяма Шекспира. Шекспир – наиболее значительный пред­ставитель искусства высокого Возрождения. Произведения, которые он создал, настолько не­исчерпаемы в художественном и философском отношении, что со временем человечество открывает в его наследии всё новые и новые глубины.

О биографии Шекспира из­вестно мало. Уроженец провин­циального городка Стратфорда, сын ремесленника-торговца, он получил лишь начальное образо­вание – окончил грамматическую школу, и вынужден был рано начать зарабатывать на жизнь. Известно, что в 1582 г. он женился, у него родилось трое детей.

Он покидает родной город в возрасте 20 лет и начинает работать в театрах Лондона. занимается он и литературным творчеством – сочиняет свою первую драму, затем издаёт две поэмы, пыта­ясь завоевать поэтическое признание. Поэмы на самом деле были замечены и даже имели успех у читающей публики. Но поэзия не давала до­статочных средств к существованию. И Шекспир окончательно связывает свою жизнь в искусстве с профессиональным театром. В конце 1594 г. он становится пайщиком и актёром труппы "Слуга лорда-камергера", в которой проходит вся его дальнейшая творческая жизнь. Для своей труппы он сочиняет по 1–2 пьесы в год.

Материальные дела труппы шли, по-видимому, неплохо: она построила для себя большое театраль­ное здание – "Глобус", весьма совершенное по тем временам. В 1603 году была удостоена звания королевской. Актёры в обычные дни давали спек­такли в своём театре для городской публики, а в праздники их приглашали играть при дворе.

Итак, до пробуждения живи
В стихах, в сердцах, исполненных любви!
В.Шекспир

Но вот около 1612 года, когда Шекспиру было немногим за сорок, он возвращается на родину, в Страт­форд, к семейной жизни. В возрасте 52 лет Шекспир скончался и был похоронен в местном храме как один из самых почётных горожан Стратфорда.

Немногочисленные известные факты жизни Шекспира, резкие повороты его биографии вызывали на протяжении столетий, и до сих пор вызывают, споры и сомнения. Скептики недоумевают: как мог этот обыватель-недоучка из небольшого провинциального городка создать произведения столь глубокие по мысли, что и поныне мудрейшие из мудрых восхищаются ими? Они искали и до сих пор пытаются найти среди со­временников Шекспира того, кто, желая остаться неизвестным, якобы мистифицировал публику, выдав обыкновенного актёра за автора гениальных произведений.

Как бы то ни было, но творчество Шекспира известно во всём мире и, читая его произведения, нет смысла ставить вопрос о том, "скрывался" ли кто-то другой под его именем... Важнее попытаться ответить совсем на другой вопрос: мешает ли нам то, что мы мало знаем, или даже ничего не знаем, об авторе, как о конкретном человеке, понимать его, как художника, как творца, живущего в опреде­лённое историческое время и оценивающего это время? Что вы об этом думаете?

Д. (Дают разные ответы.)

У. Я думаю, чтобы точнее и глубже ответить на этот вопрос, нам с вами следует обратиться к лирике Шекспира. Почему именно к лирике?

Д. Лирика больше, чем другие роды литера­туры, отражает внутреннюю жизнь поэта, лири­ческий герой ближе всех других героев к автору.

У. Вот и попробуем с этой точки зрения отнес­тись к сонетам Шекспира. К тем произведениям, которые вы сами должны были прочитать дома в переводе С.Маршака. О чём эти сонеты? Что вол­нует лирического героя?

Д. Это стихи о любви, о дружбе.

У. Да, лирический герой говорит о своём отноше­нии к другу и к любимой женщине. Эту женщину в критике и литературоведении принято называть Смуглой дамой, а английский драматург Джордж Бернард Шоу (1856–1950) назвал её "смуглой леди сонетов" и даже написал пьесу под таким названи­ем. Итак, лирический герой говорит в сонетах о сво­их чувствах к другу и к возлюбленной. Но нужно ли читателям знать конкретно – кто были прототипы этих образов? Что в реальной жизни происходило в отношениях автора и любимых им людей?

Д. В лирике главное – чувство лирического ге­роя, и о глубине его переживания можно судить на основе текстов сонетов. А знать, что именно было

  • живыми людьми, не обязательно – незнание не мешает понимать чувства лирического героя.

У. Вот и вы, когда начинали изучать эпоху Возрождения, читали сонеты разных авторов, в том числе и Шекспира (читали один из сонетов в двух переводах – В.Орла и С.Маршака). И что же? Разве вы не поняли тогда переживаний и чувств лирического героя?

Д. Насколько могли – поняли.

У. Тем не менее часто читатели стремятся узнать, что же было с автором ~на самом делен, какие события и факты его биографии нашли от­ражение в произведении.

В шекспироведении существует огромная лите­ратура, где были сделаны попытки выяснить, кем же была Смуглая дама и кто же такой «любимый друг?

Но есть и другая точка зрения: раз поэт не оста­вил их имён в сонетах, значит, это не случайно, значит, его творчество надо воспринимать без этих конкретных фактов. Дело не в них. Этой точки зрения придерживался известный шекспировед А.Аникст. Вот что он писал по этому поводу:

«Розыски лиц, о которых говорится в "Сонетах", имеют в своей основе натуралистический взгляд на природу искусства. Сознательно или бессознатель­но исходят из того, что создание поэта или худож­ника лишь повторяет то, что было в действитель­ности. При таком, в сущности, наивном взгляде на творчество предполагают, что художник создал своё произведение, просто копируя модель.

Он всегда обогащает натуру, внося в произведение многое, чего в ней нет. Источником творческого
воображения является вся действительность, а не  только один факт. Художник вкладывает в изобра-
жаемое им свой жизненный опыт, чувства, взгляды, настроения, которые не обязательно и не непосредственно относятся именно к данной модели.
Мы достаточно знаем, какова была Форнарина, не сделаем наивной ошибки, предположив, что Рафаэль в ней нашёл ту высшую духовную красоту, которая составляет украшение созданных им мадонн. Нам понятно, что Джоконда – не просто портрет женщины, которую знал Леонардо да Вин­чи. И точно так же дело обстоит в лирике.

Можно поручиться, что и друг и возлюблен­ная, воспетые Шекспиром, были иными, чем они представлены в 4Сонетахн. Мы видим их глазами Шекспира, а поэт видит, чувствует иначе, больше, глубже, тоньше, чем обыкновенные люди. В лирике особенно важен взгляд именно самого поэта, его видение и чувство. Поэтому больше всего 4Соне­тын говорят нам не столько о тех лицах, которые возбуждали эмоции автора, сколько о нём самом. Но мы совершили бы ошибку, поняв буквально всё сказанное поэтом, связав это непосредственно с его биографией. Творчество поднимает и поэта над ним самим, каким он является в повседневной жизни.

Большинство исследователей считает, что 4Со­нетын были написаны Шекспиром между 1592 и 1598 годами. Сам Шекспир не собирался их пу­бликовать, но нашёлся предприимчивый издатель, который в 1609 году опубликовал сонеты.

Сонеты имеют номера – всего их 154.

  • целом сонеты распадаются на две большие группы: первые 126 сонетов посвящены другу, а сонеты 127-154 – Смуглой даме.
  • теперь попробуйте глубже понять чувства лирического героя в некоторых из сонетов.

Акцентное вычитываниен сонетов.

Сонеты, посвященные другу.

Сонет 10. «По совести скажи: кого ты лю­бишь?..»

Сонет 35. «Ты не грусти, сознав свою вину...»

У. Каким предстаёт друг лирического героя?

Д. Он далеко не идеален.

У. Как друг относится к лирическому герою?

Д. Он его обижает.

У. А как сам лирический герой относится к своему другу?

Д. Он богаче его душевно, он понимает этого человека, готов его простить и даже защитить и оправдать. Очень сложные чувства, противоречи­вые, вызывает друг у лирического героя, ведь тот и обидел, и какой-то порок у него. И в душе лири­ческого героя уживается и любовь и ненависть, но он готов разделить грех, простить обиду.

Сонет 40. «Все страсти, все любви мои возьми...»

У. Какие чувства омрачают дружбу?

Д. Лирический герой готов простить другу даже то, что он у него отнял возлюбленную, но не может простить, что тот пренебрегает чувствами друга.

У. А на что направлено внимание лирического героя в следующих сонетах?

Сонет 44. «Когда бы мыслью стала эта плоть...»

Сонет 45. «Другие две основы мирозданья...

Д. В обсуждении делают выводы: лирический герой утверждает могущество природных сил (Ве­ликого квадрата стихий), которые пронизывают и всю жизнь человека, выражает интерес к естествен­ному основанию жизни.

Сонет 55. «Замшелый мрамор царственных могил...»

Д. Главное в сонете – утверждение творческой силы человека; плоды его творчества будут жить вечно, поэтому смерть не властна над ним. Человек бессмертен в своём творчестве.

Сонет 66. «Зову я смерть. Мне видеть не­втерпёж...»

У. Сонет 66 – один из самых знаменитых сонетов Шекспира. С текстом этого сонета вы должны были поработать самостоятельно, выполняя в тетради по литературе задания. Посмотрим, что у вас по­лучилось? (Дети читают свои выводы.)

В этом сонете перед читателями раскрывается мир чувств лирического героя, его трагических переживаний. Ему открывается зрелище бедствий, оскверняющих жизнь. Устами своего лирического героя Шекспир, как и другие поэты, отрицает зло, царящее в мире.

А теперь обратимся к сонетам, посвящённым Смуглой даме.

Сонет 130. «Её глаза на звёзды не похожи...» Сонет 131. «Ты прихоти полна и любишь власть...»

У. Какой видит литературный герой свою воз­любленную?

Д. Он видит её несовершенство.

У. Как он к ней относится?

Д. Он страдает, но любит её несмотря ни на что.

У. Вспомните сонеты Данте и Петрарки, посвя­щённые Беатриче и Лауре. Что нового в существую­щую традицию любовной лирики вносит Шекспир?

Д. Данте и Петрарка продолжали рыцарски воспевать Прекрасную Даму, и эта Дама была воз­вышенна, недосягаема. Они продолжают средневе­ковую традицию трубадуров и миннезингеров. А в сонетах Шекспира возлюбленная – обыкновенная женщина, уже не возвышенный идеал, и лириче­ский герой видит это и любит её такой, какая она есть.

У. В этом был шаг вперёд, который сделал Шек­спир в развитии всей мировой поэзии. Он принимает жизнь во всех её противоречиях, не идеализируя её.

Сравните образ друга и дамы. Как изображает их поэт? В чём различие?

Д. Друга он, кажется, всё-таки идеализирует, а даму – нет. Он видит все её недостатки.

У. А теперь – последний сонет этого урока. Сонет 153. «Бог Купидон дремал в тиши лесной...»

Подумайте, с какой целью в этом сонете поэт ис­пользует образы античной мифологии?

Д. В этом сонете мы встречаемся, как и в сонетах других поэтов, с обращением к античным мотивам. Ведь за подобные обращения вся эпоха получила название «Возрожденияя.

У. Да, в восстановлении связи с античным ис­кусством Шекспир един с другими авторами своей эпохи. Но главное отличие в том, что Шекспир, пре­красно понимая, как жизнь трудна и несовершенна, всё равно считает её прекрасной. И, внося это новое понимание в искусство, он как бы «закрываетя эпоху Возрождения, тогда как Данте и Петрарка стояли у её начала.

От редакции.

Если бы эксперты со всего мира занялись неблагодар­ной задачей составить рейтинг величайших сочинителей в истории, то два имени непременно фигурировали бы в числе лидеров: Гомер и Шекспир. Как раз те, чьё авторство, и даже само существование, остаются предметом безыс­ходных споров.

Рассказывают, что авторитетный английский учёный собрал как-то своих коллег и заявил: «Теперь я точно знаю, кто сочинил «Илиаду» и «Одиссею». Это был не Гомер, а другой человек». И, выдержав паузу, добавил: «С таким же именем».

Существует много разнообразных аргументов в пользу того, что актёр театра «Глобус», которого мы знаем как Шекспира, не мог создать «произведения Шекспира», и стороннему читателю эти аргументы представляются порой довольно убедительными. Но как только появляются другие претенденты на эту роль, вся убедительность улетучивается.

Мог ли, например, некий знатный любитель и завсег­датай театральных зрелищ сочинить такие пьесы? Нет, не мог. Наш великий Александр Сергеевич очень любил театр («Там, там, под сению кулис/ Младые дни мой неслись!»). Но ни гениальные «Маленькие трагедии», ни даже «Борис Годунов», которого Пушкин написал со знанием Шекспира и, вроде бы, не хуже его, так и не дождалось счастливой сце­нической судьбы, а остались, прежде всего, драгоценными фактами литературы.

Пьесы Шекспира сочинил человек театра, или лучше – человек-театр, душа и тело которого насквозь пронизаны духом Театра, духом сценического действия. И не так уж важно, кто сочинил «Ромео» и «Гамлета» – тот самый Шек­спир или другой человек. С таким же именем.

А.М.

Искусство в школе: 
2014
№3.
С. 16-18

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.