Итог занятий – талантливый зритель
Ю.Усов
Итог занятий – талантливый зритель
Использование на занятиях пространственно-временной формы экранного повествования
даёт эффективные результаты в эмоционально-интеллектуальном развитии учащихся одиннадцатого класса. Этот вывод легко подтвердить на примере девяти работ выпускников московской школы №1О57 (1992-93 уч. г.) – анализ фильма Тарковского "Андрей Рублев", который ребята выполнили на экзамене сразу же после просмотра.
Радует самостоятельность позиции. Каждый учащийся рассматривает фильм в зависимости от своих интересов, жизненных, эстетических установок. Вот как по-разному выявляется предмет анализа одного и того же фильма во всех девяти работах:
- Нравственная и социальная оценка событий, отдельных эпизодов, поступков различных персонажей (Н.Прасолова).
- Анализ проблемы фильма и соотнесение ее с современными условиями нравственной и общественной жизни (И.Шанаурина).
- Анализ событий из жизни героя, влияющих на его миросозерцание (О.Манухина).
- Анализ образного содержания экспозиции, попытка рассмотреть ее как своеобразную модель фильма в целом. Подтверждение этих наблюдений анализом композиции, которая рассматривается как цепь поступков главного героя (Е.Яловецкая).
- Выявление образного содержания всего фильма в результате рассмотрения отдельных эпизодов (Н.Ханикевич).
- Анализ временных пластов, составляющих художественную структуру фильма, рассмотрение ведущей темы в экспозиции и в эпилоге, в отдельных кадрах (Т.Емельянова).
- Анализ развития конфликта, ведущих тем фильма на уровне оценки отдельных эпизодов, кинометафор (А.Варфаловский).
- Анализ философского содержания фильма в результате оценки отдельных эпизодов, поведения, поступков главного героя, различных персонажей. Анализ развития внутреннего конфликта в характере главного эпизода (Т.Слувис).
- Анализ фильма как образное воссоздание ассоциативной формы повествования, выявление ее смысла, ауры, художественной закономерности построения фильма в целом (И.Черняева).
По перечню проблематики анализа можно установить многообразие позиций учащихся: от рассмотрения воссозданной среды через осмысление проблемы фильма, взаимодействия героев, философского содержания, которое выявляется как в конфликте, так и в форме экранного повествования.
Чтобы легче воссоздать в памяти этот фильм и оценить различные подходы к его оценке, приведём полностью содержание только одной работы. В ней даётся попытка истолкования фильма в своеобразной форме лирического монолога. автор работы и.Черняева.
Белая стена.
Неизменно белая стена. Пройдут столетия, и дождь смоет мгновенные мазки и окрасит стену в белый цвет. Бесконечные потоки как бесконечные ветви над миром.
«Господи, успеть бы...».
Успеть взлететь, успеть вспомнить, успеть упасть и забыть. Лишь чёрный конь будет медленно приникать к земле спиной, которой суждено было быть обращённой к небу и с которой сняли седло, чтобы взлететь: оно было ненужно. Человек оставил его в храме, среди белых стен, среди изображений древних богов. Оставил навсегда.
«Скоморох. 1400».
Люди идут по земле, прикасаясь друг к другу словом тихим, но пронизанным болью и знанием, словом о мире, о его бесконечности и неповторимости. Странничество – ипостась человека. Безвозвратность момента, когда увидел вдруг едва приметную берёзку, мимо которой мог пройти, и другую, оценив которые вдруг ощутил, что нет и не может быть более таких. И во всяком лесу деревья, кажущиеся одинаковыми, предстают каждое по-своему... И есть лишь один миг, когда Ты можешь увидеть их одно за другим. Так и люди, собравшиеся в доме посмотреть на скомороха да от дождя схорониться, разные, но в данный момент они – лес и, как всякий лес, несут в себе глубокую тайну. И кто знает, где та чаща, где хранится сокровище... Не скоморох ли?
Ведь и трое идущих и везущие скомороха направляются в одну сторону... Лишь скоморох уже на дальнем плане, а главные герои ближе... И поскольку Андрей, Даниил, Кирилл всё более приближаются к нам по ходу действия фильма, почти становятся наши, то и скоморох становится зрителю яснее. Подобное перемещение планов отражается и в структуре повествования.
Так тема скомороха получает в следующей части более глубокое раскрытие.
«Феофан Грек. 1405».
Так же, как в первой части скоморох являлся одним из смысловых элементов, позволяющих более ярко выявить характер героев, так как именно их глазами мы смотрели на происходящее, так во второй – Феофан Грек (имя вынесенное в название) становится фоном, местом разворачивающихся событий, взглядом на Кирилла. И Феофан Грек, и Кирилл проявляют свою суть. В частности, в разговоре с Феофаном Кирилл упоминает слова Константина Костюченского: «В суть всякой вещи вникнешь, токмо правдиво наречешь ее». И на протяжении всего дальнейшего действия фильма он, очевидно, и пытается это сделать. Так, уходя из монастыря, он, подобно скомороху, который говорит вслух о том, о чём другие молчат под видом смирения, разоблачает все прегрешения обитателей монастыря. Он уходит юродивым в мир:
–А тебя-то как звать?
– Кириллом.
Вместе с тем совершается исповедь – Андрея ли Даниилу или наоборот.
Лучина погашена в келье Кирилла, опустевшей ранее ухода хозяина. Но свеча горит в келье Даниила, и здесь происходит признание: «Не смогу я ничего без тебя». И ещё: «Ведь кроме тебя нет у меня никого...».
И уходит Кирилл: «Надоело мне... Врать надоело. В мир ухожу. Счастлив я, что бездарен...».
Да, ведь именно Андрей испытывает муки, трепет за то, что сознается (признается), за то, что не верит, что сможет создать.
«Страсти по Андрею. 1406».
И вновь лес, вода и корни. И бесконечный как мир разговор Андрея и Феофана. Можно даже сказать, что это разговор одного человека внутри себя. Голос Феофана говорит о том, что всё возвратится на круги своя. А голос Андрея – о возможности причащения, лишь увидев в толпе один взгляд... Снег. Голгофа. И неизбывный вопрос: «Зачем?»
«Праздник. 1408».
Страсти по Андрею. Распятие. Снятие со креста женщиной. И вместо дождя – вода реки, принимавшая в своё лоно человеческое, беззащитное перед человеком же существо. Вода – защита. Вода – первооснова. – Ты где был? Подобно тому, как в скоморохе. Там Андрей спрашивал Кирилла. И вновь сознание греховности содеянного ведёт ко лжи и умалчиванию... Так что есть грех? За что воздастся? «Страшный суд. 1408».
Бескрайное гречишное поле. Ощущение зноя и жажды. Дорога и люди, стоящие по обе стороны.
– Не могу я это писать. Народ не хочу распугивать. Праздник нужен. Но праздник, очевидно, нужно пережить, прежде чем написать. И Фома уходит «страшный суд писать». Андрей же ищет в себе любви и вспоминает послание апостола Павла. Появление Дурочки вносит полноту в храм, сейчас, пожалуй, уже можно писать.
– «Грешно?» – спрашивает Андрей. А почему грешно? То, что произошло, не праздник, а именно соприкосновение с миром.
Ослепление камнерезов в осеннем лесу, уже утерявшем свою листву и хвою. В мёртвом лесу место мёртвым. И так же, как в чёрную воду бежит белая краска, так на белую стену храма ложится чёрная. И не в силах вернуть былую чистоту, плачет Дурочка. И вновь Андрей говорит: «Слышь, Данила, праздник. Какие же они грешники?». Неизменные странники с охапкой сена в руках.
«Набег. 1408».
Страшный суд для Владимира города. Люди, собравшиеся в храме, даже там не нашли убежища. Карающий меч коснулся каждого. И лишь два человека, наделённые равным ликом, но не равным положением, не нашедшие примирения между собой. И праведник вкушает смолу горящую. И никто, даже выйдя за пределы города, не спасётся. И после всего, как сон, Феофан. Разговор ходящих по кругу: «Я писать больше никогда не буду... Человека я убил русского... Обет молчания дам». И далее – Андрей: «Русь, долго так ещё будет?»
Феофан: «Не знаю. Всегда, наверное... Всё же красиво всё это (глядя на иконостас Рублёвской росписи).
Как запоздалые, воспринимаются мысли Андрея и совсем просто: «Снег идёт...». И тот самый конь, что был расседлан, входит в храм, чует снег... Молчание. Голод. Слова, слова... «Оттого и привёл, чтобы грех свой всегда перед глазами иметь», «Вот она, святость-то» (рассуждения послушников о Рублёве и Дурочке, Владимирской блаженной). Андрей ходит среди потухающих костров.
«Колокол. 1423».
Обратная перспектива, её первозданность. Человек обращен к человеку (смотрящему).
Пробуждение. Встреча со скоморохом. И вновь Андрей среди костров, и ворота, врата уже рядом. И верёвки, на которых поднимают колокол, так похожи на те, которые шар удерживали у земли.
В финале мы уже не увидим белой стены. Фрески. Троица. Спас. Лошадь и четыре коня, свободные от своих всадников... Апокалипсис по Андрею.
В этой работе ученицы есть своя экспозиция, где метафора белой стены воспринимается и как предощущение творчества (пространство, подготовленное в соборе для фресок) и как его конечность ("дождь смывает мгновенные мазки"), и как тайна белого цвета, хранящего в себе спектральное богатство природного мира.
Это богатство, как утверждает ученица, доступно только человеку, величие которого в способности чувствовать, мыслить, а драматизм существования – в скоротечности по сравнению с вечно возрождающейся природой: "Господи, успеть бы"... успеть взлететь, успеть вспомнить, успеть упасть и забытья.
Кстати, метафора белой стены стилистически близка Тарковскому: один из начальных вариантов его фильма "зеркало" – "Белый, белый день". Ира Черняева делает попытку в этой работе истолковать фильм в своеобразной форме лирического монолога, как бы создающего новую образную систему, со своими ассоциативными связями, которая в свою очередь требует аналитического восприятия. И в то же время ученица последовательно использует алгоритм восприятия и эстетической оценки формы экранного повествования, который рассматривался на учебных занятиях.
Она находит художественную закономерность построения данного фильма и применяет её в процессе интерпретации всех последующих частей. Такой закономерностью, по её мнению, является перемещение планов повествования, когда данный объект оказывается и ближним и дальним, поскольку отражается в судьбе, в мироощущении, в поступках главных действующих лиц: "Ведь и трое идущих и везущие скомороха направляются в одну сторону..." Лишь скоморох уже на дальнем плане, а главные герои – ближе... И поскольку Андрей, Даниил, Кирилл всё более приближаются к нам по ходу действия фильма, почти становятся нами, то и скоморох становится зрителю яснее. Подобное перемещение планов отражается в структуре повествования, так более глубокое раскрытие тема скомороха получает в следующей части.
Подобный вывод правомерен, поскольку в финале вновь появится этот персонаж как индивидуальная судьба, яркая личность, как знак вечно гонимого и возрождающегося народного искусства. Осмысление приёма повествования позволяет ученице иначе взглянуть и на другие части фильма (см. её рассуждения по поводу таких глав, как Феофан Грек , Страсти по Андрею , "Страшный суд" и пр.).
Эмоционально-смысловой уровень соотнесения различных глав, эпизодов, деталей помогает Ире Черняевой целостно увидеть экранный мир в многообразии чувственных впечатлений, ассоциативных связей, философских проблем. Вспомните, как воспринимаются ею изображение лошади в экспозиции, в "Набеге" и в Эпилоге, или тема белой стены, неоднократно возникающая в ее тексте, или фраза
"Где ты был?", или верёвка в экспозиции и в прологе.
Наконец, ученица удачно использует возможности монтажного мышления и при оценке главы "Колокол" в форме образного обобщения. Кажущийся случайным набор назывных предложений в действительности имеет и логические и образные связи, передаёт понимание и ощущение экранного повествования. По существу, заключительная часть работы представляет собой монтажную запись "своего фильма" – видения главы 4Колоколя, Эпилога да и фильма в целом.
Остальные работы по-разному рассматривают фильм с позиций, особенно близких ученикам. Духовно-нравственная концепция фильма.
Надя Прасолова подавлена открытием, сделанным во время просмотра. В экранной истории Руси ХУ века она увидела отражение пороков нашей эпохи. Этот вывод поражает ученицу настолько, что она, не желая рассматривать весь фильм, берёт за основу своих рассуждений только тему греховности человеческой натуры, сравнивая прошлое и настоящее и приходя к удручающему выводу: «Люди как были, так и остались жадными, честолюбивыми, подлыми... Человеческое общество порочно».
Но ведь фильм Тарковского не об этом. Подтвердить легко анализом формы экранного повествования. И тогда, помимо грязи, предательства, зависти, корыстолюбия, откроется ещё и доброта, духовность, Вера, Надежда, Любовь, Творчество... Эти мотивы возникают в экранной истории и скомороха, и изобретателя воздушного шара, и любящей женщины из языческой ночи, и казнённого монаха, и Бориски, наконец – Рублёва с его творчеством, иконами, фресками, с его верой в торжество добра.
Аналогичная реакция и у Иры Шанауриной, которая пишет: «Великая Русь! До каких же пор ты будешь терпеть страдания и унижения от жестокости мужланов, которые вообще не имеют права марать твои белокаменные своды?.. Поразила мысль Грека: «Если бы Иисус Христос жил сейчас, его опять бы распяли». Месяц назад я сама пришла к подобному выводу».
Обратите внимание, как ученица незаметно для себя отождествляет экранную Русь ХV века с современностью: "сейчас" Феофана становится для неё и сегодняшним "сейчас".
Но в этих рассуждениях есть попытка обратиться к поискам истины в этом суетном мире. Причём поиски возвращают Иру к анализу художественного содержания фильма, и она делает несколько важных, с моей точки зрения, выводов на уровне образных обобщений. Выход из грешного мира страданий и унижений ученица определяет словом "взлететь". Образ полета-преодоления из экспозиции фильма становится для Иры сквозным в её раздумьях о поисках истины: «...преодолеть этот ад и взлететь. Ввысь. Взлететь, чтобы потом разбиться о родную, но грешную землю. Лишь немногим это удаётся. Единицы могут творить».
Однако этот духовный подъём, по мнению ученицы, возможен при определённых условиях: обрести правду, даже если за неё «обрезают языки, сжигают на костре, распинают»; сделать людям радость, «помочь им хоть как-нибудь обрести веру в Бога, Любовь, Добро»; осмыслить этот мир, пройдя путь «от первоначальной чистоты в житейский мир, в грех и очищение через осмысление».
Серьёзные размышления, они недоступны сегодня многим взрослым: не себе сделать добро, а другим... не жестокостью исправить мир, а любовью... не себе помогать, а нуждающимся. И самое ценное, как мне кажется, – это окончательный вывод. По мнению Иры, все эти попытки преодолевать, творить, утверждать, помогать, осмысливать дают каждому обрести себя. Обратите внимание, обрести себя для девочки – значит осознать себя творением высшего начала в мире – Бога. По её мнению, именно это ощущение поможет человеку «победить земной ужас и взлететь», то есть осознать себя причастным к этому высшему началу мира. Более того, подобный поступок каждого и преобразит действительность, откроет человеку возможность жить и творить «на доброй, очищаемой дождём земле».
здесь ощутима и поэзия, и философская программа действий в современных условиях нашей противоречивой жизни.
Авторская мысль в композиции фильма.
В работе Оли Манухиной предпринята попытка выявить мысль режиссёра анализом композиции, характера героя, эволюции его мироощущения. Она точно фиксирует этапы становления сознания древнерусского художника, запечатленные в фильме. Оля не просто стремится показать накопление впечатлений в душе героя на жизненном пути, но взаимодействие этих впечатлений в процессе становления сознания.
Тонкое наблюдение, важное для понимания концепции Тарковского, представлено в рассуждениях о начальной "остраненности" взгляда героя на мир, о конфликтной причастности его к этому миру, о погружении в него и преображении героя в творчестве при создании самих икон. Жаль, конечно, что ученица сумела увидеть в композиции только одну тему – становление характера, мировоззрения. Подробный анализ различных эпизодов помог бы ей более конкретно и многопланово открыть для себя философскую концепцию автора, его систему взглядов на взаимосвязи человека, художника с миром.
Главная тема и ее образное обобщение.
Работа Кати Яловецкой является результатом анализа отдельных эпизодов, развития главной темы в художественном строе фильма. В отличие от предыдущих работ здесь много эмоций. Взволнованно описывается тема полёта как образа жизни: «Ради такого взлёта живёт каждый из нас, и каждый
взлетает по-своему, отдавая всё, что в нём есть».
Сделан важный вывод о композиции, несущей в себе философское содержание: «Весь фильм построен на взлётах и падениях, на муках не только физических, но и душевных, и не только люди страдают, также страдает вся Русь, вера ставится под сомнение».
Но в данном случае эмоциональный комментарий отдельных эпизодов не позволяет Кате конкретизировать свой вывод, развёрнуто представить его на материале анализа этих и других эпизодов.
Работа Наташи Ханикевич также выделяется остротой эмоциональной реакции. Но перед нами не комментарий, а своего рода фиксация конкретных выводов в результате анализа, проведённого на подсознательном уровне в момент восприятия. Содержание этих выводов передаётся в образной форме и потому богато мыслью. Оценка фильма при всей её лаконичности представлена, условно говоря, на историко-философском уровне. Наташа не проводит параллели с современностью. Её внимание полностью сосредоточено на материале фильма о Святой Руси. Отмечена композиционная роль главного героя, который, "как поводырь, проводит нас через весь фильм". Важно для осмысления авторской концепции утверждение мысли о том, что содержание киноповествования по-своему представляет картину страшного суда (боль, кровь, муки творчества), завершающегося покаянием, всеобщим прощением. Наташа Ханикевич видит в фильме и возможность противостояния извечной греховности мира (злобе, зависти, неверию, глупости) добродетели, которую ученица понимает как готовность к творчеству, уверенность в себе на пути осознания высшей мудрости "вечного круга – единства Отца, Сына, Святого Духа, Смерти и Возрождения".
Есть в этой работе и ещё одно достоинство – ощущение семантического богатства экранной метафоры. Сколько значений отмечает ученица, вспоминая эпизод падающего снега внутри разрушенного владимирского храма. Снег в храме воспринимается ею как омертвение людской души, как замершее сердце, физическая смерть, как "голая чистота", как душа Рублёва, как обет молчания и наказание себя за посягательство на чужую жизнь.
В последующих работах более чётко просматриваются этапы анализа фильма: определение ведущих тем и конфликтного их противостояния в экспозиции; осмысление развивающегося конфликта, выявление в форме повествования концепции – системы взглядов автора на мир, современную ему действительность.
Попытки осмыслить художественный строй.
Каждая работа является оригинальной попыткой осмыслить художественный строй "Андрея Рублёва". Саша Варфаловский умеет синтезировать составные экранного изображения на тематическом, проблемном уровне. С этой целью он объединяет Феофана Грека, Андрея Рублёва и безымянного скомороха темой духовных стремлений, желанием своим творчеством приблизить людей к Богу. Конкретизация этой мысли наблюдается при рассмотрении ещё двух тем – познание истины в творчестве и "добро", "любовь", способные сблизить простого человека с Богом. Особенно убедительно эта мысль раскрывается при анализе языческой ночи и в рассуждениях о творчестве Рублёва.
Иной вариант анализа предлагает Таня Емельянова, пытаясь оценить фильм в контексте всего творчества Тарковского, который, по мнению ученицы, разрушает устоявшиеся стереотипы восприятия окружающего мира по принципу противостояния реального и ирреального, рационального и чувственного, высшего и низшего. Отсюда и возникает возможность переосмысления таких традиционных понятий, как Человек, Любовь, Бог...
Аналитические навыки Тани Емельяновой ярко проявляются в том, как она ощущает временные пласты экранного повествования – историю Христа, историю Рублёва и "историю" развивающейся мысли автора фильма, нашего современника.
Такой подход позволяет проследить тему Христа в экранной версии рублёвской жизни: служение Богу, влияние на учеников, проявление любви к людям до самопожертвования, "распятия" и пр. В этом контексте тема творчества становится для Тани ведущей. Не случайно её рассуждения завершаются анализом "Троицы" – естественного для героя обретения гармонии.
Определённая философская направленность оценки фильма выявляется в рассуждениях Тани Слувис о познании Бога через поиск истины, через творчество, о двойственной сути народного характера (богобоязнен и греховен, православный и язычник, бешен и мудр), о двойственной сути человеческой природы – греховен и чист, добр и зол...
Идею познания, поисков истины, творчества ученица рассматривает как ведущую в фильме, и она её развивает, последовательно осмысливая духовный путь главного героя:
- познание мира вокруг себя (работа над фресками Владимирского собора);
- постижение драматизма ситуации, в которой находятся люди между страданием и великим прощением;
- открытие высшей мудрости – идеи воплощения Бога в человеке, в жизни, в природе;
- нравственный конфликт – возможность передать эту идею в творчестве и невозможность наделить этим знанием народ;
- решение уйти от тех, к кому он стремится и кем был не понят;
- возвращение к земле, жизни, быту, творчеству и обретение душевной гармонии, отражённо представленной в "Троице".
Примеры приведённых работ показывают один из возможных вариантов желаемого результата в области развития экранной культуры как системы уровней восприятия, интерпретации экранного повествования и художественно-творческой деятельности в области экранных искусств – раскадровка, монтажная запись, видеосъёмка, с помощью которой ученик умеет передать своё видение и отношение к миру. Можно заметить возникший интерес учащихся к рассмотрению эстетических, философских, нравственных вопросов, разрешаемых автором в форме экранного повествования, будь то фильм, телевизионная передача и пр. В этом случае пространственно-временное измерение экранной реальности использовалось нами как средство аналитического выявления внутреннего содержания экранного произведения, его философской направленности, авторского мироощущения. Уровень рассмотрения этих вопросов о человеке
- мире, о человеке в мире, как мы убедились, зависит от конкретной аудитории, её интересов, потребностей, интеллектуального развития. Отсюда вариативность самой программы занятий и используемого художественного материала.
Потенциальные возможности развития школьников.
Приведённые примеры свидетельствуют о богатейших потенциальных возможностях экранной реальности в развитии мышления, интеллекта, эмоциональной сферы, культуры чувств школьного зрителя.
Чтение движущегося изображения открывает школьнику пространство мысли автора в результате образно-эмоционального соотнесения составных видеотекста. Мы убедились, что процесс соотнесения вызывает определённую эмоциональную и интеллектуальную реакцию зрителя, его способность
- идентификации, то есть к умению оказаться в роли того или иного действующего лица, почувствовать эмоциональную наполненность предметного или природного мира, представленного на экране, отождествить себя с творцом, способным воссоздать в своем сознании художественную реальность конкретного произведения искусства.
Уподобление герою.
Активность этого процесса зависит от умений зрителя "перемещаться" в экранном пространстве, мысленно следуя за камерой, идентифицируя себя
- ней. В современном кинематографе этот путь познания и прост и сложен. Прост, когда зритель вместе с героем спасается от погони преследующей его злой силы или спешит на помощь попавшему
- беду. Эмоциональная реакция при восприятии подобных эпизодов является результатом идентификации – сопереживания, отождествления, уподобления зрителя герою самых распространенных жанров – мыльной оперы, мелодрамы, детектива, вестерна, триллера.
Уподобление автору.
Но во время восприятия может возникнуть и другая ситуация. Вот, например, Питер Гринуэй сознательно выстраивает видеотекст в своих фильмах так, чтобы зритель не отождествлял себя
- героями, но следовал за кинокамерой. В пространстве фильма Гринуэя 4Живот архитектора, например, движение камеры обращает внимание зрителя на чисто формальный художественный приём – горизонтальные и вертикальные построения кадра, характерные эпохе классицизма, известные зрителям по живописи. зритель в этом случае идентифицирует себя с точкой зрения съёмочной камеры, оказывается в атмосфере эмоциональных, смысловых, образных связей конкретного этапа развития человеческой культуры. В другом фильме того же режиссёра "Зед и два нуля" много внимания уделяется симметрии. Это фильм сходстве, о двойниках, о близнецах и о любви
- симметрии ("И.К."....). 3а этим стоит интерес режиссёра к живописи Раннего Возрождения, в частности к произведениям Джованни Беллини. 4Я сознательно так выстраиваю свой фильм, – заявляет режиссёр. А что остаётся зрителю? Или отказаться от просмотра или погрузиться в эту динамически насыщенную энергетику, давно ушедшую из жизни художников, но оставивших нам свой мир чувств, интеллектуального освоения действительности. Обратите внимание, движение камеры в этих фильмах, исключая сопереживание герою, предполагает идентификацию зрителя с художником, творцом, режиссёром.
Эффект авторского времени.
Но есть и ещё одна разновидность экранного повествования, когда "перемещение" зрителя внутри экранного пространства предполагает одновременное сопереживание и герою, и автору. Речь идёт о понятии авторского времени, которое ввёл в теорию экранной реальности А.Тарковский. Он утверждал, что во время съёмок кинокамера фиксирует в кадре, а режиссёр выявляет при монтаже особое свойство материала, передающего настроение, духовную жизнь человека. Что же делает зритель при просмотре такого фильма? Выявляет для себя это внутреннее состояние снятого и смонтированного материала, ощущает его, живет им и в нём, постигая "смысл", принцип внутренней жизни снятых кусков. В этом случае зритель сумеет почувствовать: время, протекающее в пространстве кадра, насыщенное эмоциональной, духовной жизнью героев и автора; ритм, степень напряжённости времени в монтажных сопоставлениях кадров.
По мнению Тарковского, ощущение времени, передающего настроение, духовную жизнь человека в пространстве экранного повествования, подобно ощущению звука в музыке, цвета в живописи, характера в драме. Для его ощущения необходимы навыки восприятия экранного повествования, пространственно-временной реальности, о которых речь шла выше. Именно эти навыки помогут старшекласснику ощутить пространство мысли героя и автора, пространственную взаимосвязь предметов, рождающую мысль, воспринимать пространственно воплощенную жизнь человеческого сознания, атмосферу ассоциативных, эмоциональных, смысловых связей между составными экранного повествования.
«Творящая экранная среда».
Теоретик экранных искусств В.Михалкович пишет, что теле- и киноэкран создают наполненную разнонаправленными энергиями творящую среду, которая не поддаётся описанию. Это энергия чувства, мысли, ассоциативных связей между зрителем, его прошлым эстетическим опытом и пространством экрана, которое содержит энергетику художника – его чувства, мысли, ассоциации. Именно в результате адекватного восприятия "творящая среда" экрана может стать внутренним пространством зрителя. Произойдёт чудо художественной коммуникации, обобщения, основанного на взаимопонимании, взаимопроникновении, взаимообогащении этих пространственных измерений художественного сознания автора и зрителя. В этом исходе тоже видится идеальный конечный результат, который частично можно было зафиксировать в вышеприведённых письменных работах одиннадцатиклассников.
В фильме реальное пространство материального мира трансформируется в пространстве мысли автора. Навыки чтения движущегося изображения позволяют зрителю соотносить в своём сознании пространственные масштабы видеотекста и тем самым постигать мыслительные масштабы аудиовизуального повествования. Пространство экранной реальности материализует мысли и чувства кинематографиста. Они становятся доступными зрителю, если воспринимающий, по мере просмотра соотнося отдельные пространственные измерения, сумеет выстроить их в своём сознании. Когда-то Кручёных писал о возможности интуитивно воспринимать объект в живописи на основе соотнесений "не трёх измерений", а четырёх, шести и более. Аналогичные задачи можно отнести и к экранным искусствам:
- соотнесение визуальных, слуховых, музыкальных, ритмических образов в экранном повествовании для выявления ассоциативных, эмоциональных, семантических связей, построения образных обобщений;
- соотнесение пластических тем экранного повествования для установления их новых значений;
- соотнесение пространственных измерений художественного текста для выявления авторской концепции;
- соотнесение пространственных измерений мироощущения героя, автора и самого зрителя.
Процесс развития навыков восприятия подкрепляется практической деятельностью не только в форме анализа, повторяющего этапы восприятия, сохраняющего его структуру, но и в процессе видеосъёмки, которая позволяет старшеклассникам:
-
фиксировать конкретное событие из жизни самих школьников (диспут, интервью, экскурсию и пр.);
-
передавать своё эмоциональное отношение
-
событию, явлению, например к произведению живописи;
-
интерпретировать событие, разлагая его на составные во время съёмки и одновременно предвидя синтез в процессе восприятия;
-
использовать объектив видеокамеры в качестве авторучки, чтобы потоком аудиовизуальных образов передать свои впечатления от мира, своё отношение к окружающей действительности. Коммуникация между человеком и машиной.
В заключение можно отметить перспективность рассматриваемой темы о восприятии пространственно-временной реальности. Теоретики справедливо опасаются, что уровень современных масс-медиа способен подавить личность. "Сегодня, – пишет Э.Лаушер, – средства массовой информации начинают занимать пространство между человеком и действительностью... На место диалога между живыми людьми приходят коммуникации между человеком и машиной. На место осязаемой действительности приходит виртуальная реальность, компьютеры приняли на себя власть над этими отклонениями" ("И.К." 4-96, с. 172).
И в то же время современные аудиовизуальные коммуникации способны расширить возможности восприятия окружающего мира, если человек к этому готов. По словам С.Добротворского, электронные масс-медиа способны:
-
создавать для человека (автора фильма и зрителя) поле неограниченного самовыражения как
-
процессе съёмки, так и в процессе восприятия отснятого материала;
-
непосредственно транслировать и воспринимать на экране индивидуальное видение;
-
фиксировать и воспринимать в потоке звукозрительных образов тончайшие эманации и переливы внутреннего мира.
Все эти особенности позволяют человеку при условии адекватного восприятия:
- овладеть свободной визуальной энергетикой ("энергией зрения");
- обрести возможности индивидуальной самореализации;
- сформировать расширенное сознание (С.Добротворский кИ.К.я 2—94, с.96).
Всё зависит от того, насколько сам зритель в состоянии использовать перечисленные богатейшие потенции. Условием осуществления этих задач и являются занятия аудиовизуальной культурой, развивающие навыки восприятия и интерпретации пространственно-временной реальности, художественно-творческой деятельности в этой области.
Зритель и виртуальная реальность.
Наконец, развитие навыков восприятия пространственно-временного повествования готовит школьного зрителя к встрече с самым фантастическим для нас пока зрелищем – виртуальной реальностью – трёхмерным иллюзорным пространством, которое создаётся компьютером и дополнительными техническими приспособлениями в сознании воспринимающего.
Особенности виртуальной реальности в её поразительном жизнеподобии по сравнению с кино, телевидением, видео, несмотря на фантомность трёхмерных образов. зритель, следующий по виртуальной картинной галерее, испытывает, как утверждают исследователи, такое же эстетическое наслаждение, как и тот, кто реально посещает эту же галерею. Отсюда отождествление художественной виртуальной реальности с объективной оказывается стопроцентной, хотя она и иллюзорна. Это значит, что зритель опять, как и сто лет назад, оказывается в положении, аналогичном первым кинозрителям, воспринимавшим экранное изображение как вероломное вторжение реальности в их мир в виде мчащегося поезда, или как удивительно жизнеподобный аттракцион.
Однако грамотный зритель ощутит и здесь присутствие художника, ибо традиционные законы художественного пространства, времени, дискретности повествования останутся: ведь иллюзия, какая бы она ни была, всё же создана автором, и в ней его эмоционально-интеллектуальное начало также будет выявлено на основе соотнесения перцептивных единиц. А это значит, подготовка сегодняшних зрителей по программе "Основы экранной культуры" имеет прямое отношение и к будущему.
От редакции.
Юрий Николаевич Усов (1936–2000) – доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией экранных искусств Института художественного образования Российской академии образования, выдающийся кинопедагог, один из основателей Ассоциации деятелей кинообразования и медиапедагогики России. Под его руководством осуществлялись масштабные эксперименты по внедрению кинообразорвания в школьную практику. Статьи и книги Ю.Н.Усова сочетают глубину научно-педагогического подхода с доступностью изложения. Юрий Николаевич был человеком уникального таланта, родниковой чистоты и бескорыстия. заслужившим любовь и благодарную память друзей, учеников и сотрудников.
Оставить комментарий