Зачем нужно массовое музыкальное образование? Доказательство «от противного»

Д.К.Кирнарская, доктор искусствоведения, доктор психологических наук, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, профессор

Зачем нужно массовое музыкальное образование?
Доказательство «от противного»

Основной вопрос педагогики: наука или искусство?

Все мы, педагоги-музыканты, с ностальгией вспоминаем недавнее прошлое: перед нашим мысленным взором разворачивается идиллическая картина, рисующая стайку взволнованных девочек с бантами и еще более взволнованных бабушек под окнами нашей музыкальной школы. "Примут – не примут", – волнуются они. "Удастся ли поступить на фортепиано"? Ведь конкурс очень большой. Если нет, то придётся идти на скрипку или виолончель, а на рояле учиться по минимуму. Может, потом переведёмся, – вздыхают они, наполняя сердце директора школы законной гордостью.

Увы, подобные воспоминания уже успели пре­вратиться в сладкий сон, уступивший место суро­вой действительности. Во многих школах о кон­курсе забыли думать, с трудом "выполняя план" и приглашая всех желающих. Стремление родителей отдать всех девочек и даже некоторых мальчиков "на музыку" уступило место другим, быть может, не менее благородным намерениям обучить их балету, фехтованию, гимнастике, фигурному катанию и конечно же английскому языку. 4зачем моей дочери Ваша музыка? – то и дело слышишь из уст особо практичных мам. – Если отдать её на хореографию, так хоть осанка будет хорошая. Спорт воспитывает характер, учит преодолевать препятствия и воспринимать неудачи как стимул к дальнейшему росту. Ну а про английский и спорить нечего. Как говорят сами англичане, it’s а must, то есть необходимость, которую не обсуждают.

Возражая родителям-прагматикам, мы взыва­ем ко многому: к традициям, которые нехорошо нарушать, к развитию эстетического вкуса и эмо­циональной отзывчивости, которые непременно принесёт музыка, к отвлечению от мерзких соблаз­нов улицы и полезному применению свободного времени, и, наконец, к светской привлекатель­ности барышни, играющей на рояле, скрипке или арфе. Даже на гитаре, в конце концов. Последний аргумент звучит вполне убедительно: как призна­вался Дюк Эллингтон, выдающийся мастер джаза, последней каплей, склонившей часу весов в пользу музыки, была его неизменная популярность у де­вушек, которые, заслышав звуки рояля, спешили продемонстрировать пианисту свою симпатию.

Готовясь подробнее изучить нашу аргумента­цию в пользу музыкальных занятий, нельзя не вспомнить более отдалённое прошлое, когда музы­кальное образование занимало свое почётное место рядом с арифметикой, геометрией, риторикой и прочими свободными искусствами. В средние века музыка была такой же неотъемлемой частью вос­питания и обучения, как латынь и начала точных наук. И здесь она была наследницей греческой античности, когда образование юноши нельзя было помыслить без владения игрой на кифаре, авлосе и лире. Спорт и грамматика от такого соседства вовсе не страдали, а, напротив, только выигрыва­ли. В Европе и России времен Просвещения и ро­мантизма, в XVIII и XIX столетии, эти старинные традиции горячо поддержали: все благородные дамы и кавалеры владели игрой на музыкальных инструментах и навыками пения.

Почему столь большое внимание в образовании дворянской молодежи отдавали искусству? И нель­зя ли было за счёт того, чтобы исключить его, как это предлагают сделать сегодня, усилить внимание к языкам и точным наукам? Ведь и тогда благо­родные мужи видели продолжение своей карьеры отнюдь не в оркестрах или на оперной сцене, но в армии и на государственной службе. К чему же тогда было терять время, бренча на фортепиано и напевая романсы, когда можно было зубрить спряжения немецких и французских глаголов и решать математические задачи? И зачем уделять столь большое внимание искусству, когда в даль­нейшей жизни и карьере оно не сыграет существен­ной роли? Нетрудно догадаться, что современная система образования ищет ответы на те же вопро­сы, только ответы эти, судя по всему, коренным образом отличаются от тех, что давали в прошлом.

В самом деле, насколько известно из истории, система образования "с гуманитарно-эстетическим уклоном" отнюдь не помешала Галилео Галилею, Исааку Ньютону или Рене Декарту стать великими мыслителями, математиками и физиками. Михай­ло Ломоносов, постигший начала естественных наук отнюдь не в детском возрасте, никуда не опоздал. Но это редкие гении, которые и тогда и теперь очень многое могут освоить самостоятельно. Так неужели педагоги прошлого всё-таки за­блуждались, и куда лучше было бы сразу обратить внимание на "полезные" занятия, не тратя время попусту? Такого рода сомнения всё более овладева­ли умами по мере развития механики и техники: изумившись успехам точных наук, которые дали миру телефоны, телевизоры, самолёты, ракеты и даже компьютеры, учителя ХХ века с лёгкостью предали прежних богов и отдали пальму первен­ства физике, химии, биологии и царице их – мате­матике. Даже владение родным языком перестало считаться таким уж важным, когда ошибки можно исправить на компьютере, а навыки письменной речи ограничить щебетанием в Твиттере.

Так кто же прав: педагогика многих веков и ты­сячелетий, которая настаивала на необходимости гуманитарного и эстетического воспитания для всех, в особенности же для тех, кто станет элитой общества, или педагогика последнего столетия, с лёгкостью необыкновенной бросившаяся в объятия точного знания? Ответ, судя по всему, готова дать сегодняшняя экономика: осознав и увидев новое направление общественного развития, набравшее силу со второй половины ХХ века, современная педагогика вот-вот готова вернуться "на круги своя" и отказаться от технократического уклона, взятого ею в последние десятилетия.

Креативная индустрия и новые образовательные приоритеты.

Так что же произошло? Ведь на протяжении ХХ века благодаря всеобщему техническому об­разованию удалось воспитать целую армию ква­лифицированных рабочих и техников, а также инженеров средней руки и учёных-ремесленников. Сотни тысяч эксплуатационников готовы произ­водить, чинить и настраивать многочисленные машины, приспособления и устройства. Некоторое время назад ещё казалось, что эксплуатационники-­исполнители, воспитанные современной системой образования, весьма далекой от искусства, ещё долго будут передовым классом и двигателем прогресса. Однако совсем недавно человечество преподнесло самому себе большой сюрприз в виде наступления постиндустриальной эры или эпохи информации. Передовым отрядом общества стал так называемый "креативный класс", взращен­ный и вызванный к жизни новой "креативной индустрией". Уже не "заводы, газеты и пароходы" являются ныне знаменем движения вперёд, а нечто иное, о чём написана нашумевшая книга Ричарда Флориды "Креативный класс: люди, которые ме­няют будущее".

Вот на что обращает внимание автор этой книги: "Креативные или творческие индустрии (creative industries) – ключевой сектор современной эконо­мики. К ним относят кино, музыку, изобразитель­ные искусства, исполнительские искусства, гале­рейный бизнес, моду, издательское дело, рекламу, дизайн, архитектуру, компьютерные технологии и т.п.я. Нетрудно догадаться, что всё вышеперечис­ленное и претендующее на роль передовых отрас­лей экономики обращено к человеку и стремится повлиять на него, формируя его вкусы, привычки и потребности". Как бы варьируя мысль Ричарда Флориды и откликаясь на неё, английский пре­мьер Гордон Браун заметил: "Познкомившись с последними статистическими данными, я обратил внимание на то, что уже не аэрокосмическая от­расль или кораблестроение ведут за собой нашу экономику, а музыка, кино и дизайн одежды".

"Индустрия влияния" – вот как можно было бы назвать эти недавно набравшие силу отрасли. Если в прошлом победителем был тот, кто сумел произ­вести нечто нужное и востребованное, то сегодня им становится тот, кто сумел убедить общество сделать выбор в свою пользу; тот, кто сумел создать новые потребности и удовлетворить их. Сегодня успешен тот, кто смог не сделать, а продать; не изготовить вещь, а, завладев умами, заставить общество ждать ее появления и смести с прилавков; не умножать уже известное, а дать нечто новое, способное за­интересовать и увлечь. Сегодня правят бал не те, кто производит и штампует, а те, кто изобретает и созидает всё, что способно стать инструментом воздействия на людей через общение, будь то сред­ства связи, социальные сети или модные тренды в музыке, кино и дизайне. Индустрия воздействия на умы, индустрия убеждения от телевидения до компьютерных игр набирает обороты. Иными сло­вами, те, кто может и умеет заставить нас смеяться и плакать, радоваться и сопереживать, желать и не желать, сегодня востребованы как никогда. Кто же эти счастливчики? На этот вопрос с цифрами в руках отвечает Ричард Флорида: "Число учёных и инженеров за полстолетия выросло на 450°/о – с 1950 по 2000 год оно увеличилось с 400 до 1800 человек на 100000 населения. Рост числа людей, работающих в области культуры и художественно­го творчества, за тот же период вырос на 375°/оя. Для краткости мы можем назвать их всех творца­ми, творческими личностями или обладателями копирайта. Именно они, созидатели нового в науке, технологиях, искусстве и рекламе претендуют сегодня на самые лакомые куски общественного пирога. Причём людям искусства здесь принадле­жит первое слово: они определяют, что, как и зачем будет преподнесено обществу, то есть содержание информации, её сущность. Люди науки обеспечи­вают средства распространения этой информации, совершенствуя их, будь то мобильные устройства или способы формирования интернет-сообществ, инструменты записи и фиксации информации или средства её трансляции. И пока консервативная и громоздкая по самой своей природе система об­разования плетётся в хвосте у прогресса, пытаясь следовать инерции прошлого, новые или хорошо забытые старые идеи будят педагогическую мысль".

Первыми устремились навстречу новому спе­циалисты ЮНЕСКО. Нелишне напомнить, что ЮНЕСКО в переводе означает "отдел организации объединенных наций по образованию, науке и культуре". С трибуны конгресса ЮНЕСКО "Ис­кусство в образовании", собравшемся в Лисса­боне в 2006 году, прозвучала назревшая мысль: 4Искусство – не довесок и не помеха образова­тельному процессу, а его двигатель, катализатор и локомотив. Без художественного образования всякое иное образование неполно, половинчато и неэффективном. Обратившись к примеру передо­вых стран, идущих впереди всей планеты по кон­курентоспособности, поклонники художественного образования для всех сумели доказать, что успехи Финляндии, Японии или Южной Кореи прямо свя­заны с доступом детей и подростков к искусству, которое обеспечивает государство. Так, в той же Финляндии на протяжении многих лет налоги от шоу-бизнеса направляются на всеобщее музыкаль­ное образование, чтобы каждый мог научиться играть на музыкальном инструменте без удара по семейному бюджету. Осознав безусловный приори­тет эстетического воспитания, финское общество всеми силами поддерживало педагогов-музыкантов и других служителей муз: даже в кризисные годы, когда безработица в среднем по стране достигала 17°/о, среди учителей музыки безработных не было.

В Японии и Южной Корее не только не ограни­чивают долю искусств в школьной программе, но по возможности усиливают их влияние на подрас­тающее поколение за счёт множества внеклассных художественных занятий. Посещения музеев всем классом, перформансы и прочие реакции на увиденное в тех же самых залах под руководством учителя, занятия в школьном оркестре или хоре после уроков давно стали естественной нормой в образовательных системах ~азиатских тигров. заслушав множество докладов, лиссабонский конгресс сделал вывод о том, что дальновидные государства наращивают свой "человеческий ка­питал", умножая и активизируя художественное образование и готовясь к наступлению века инфор­мации и креативной индустрии; недальновидные государства, преследующие лишь сиюминутные выгоды, урезают долю искусств в школьной про­грамме, не задумываясь о последствиях.

Следующий конгресс ЮНЕСКО в Сеуле, посвя­щённый искусству и образованию и прошедший в 2010 году, лишь усилил наметившуюся тенденцию креабилитациим искусства и его внедрения во всеобщую образовательную практику. Профессора Мичиганского университета Мэри и Роберт Берн­стайны представили результаты своего исследо­вания, где они пытались увидеть составляющие успеха Нобелевских лауреатов в науке, литературе и политике за последние сто лет. Что же объедини­ло этих столь разных людей, признанных в столь различных областях деятельности? Нетрудно догадаться, что это было полученное в детские годы художественное образование и любительские занятия искусством на протяжении всей жизни. Все властители дум, признанные Нобелевским ко­митетом, были страстными и последовательными любителями искусств, причём не только в роли слушателей и зрителей, но и в роли творцов. Му­зыкантов среди них оказалось непропорционально много во главе со скрипачом-любителем Альбертом Эйнштейном. Черновой вывод из приведённых авторами доклада данных напрашивается сам со­бой и совпадает с опытом стран-лидеров: "Худо­жественное образование вообще, и музыкальное в частности, является сильнейшим катализатором и стимулятором умственной деятельности, к чему бы эта деятельность ни относилась – к науке, по­литике или литературе".

Теперь дело за малым: доказать обществу с по­мощью последовательной и научно обоснованной рекламной кампании, что без художественного, и прежде всего музыкального, образования, как "без воды" – "и ни туды и ни сюды". Слоган для педагогов-музыкантов в связи с этим легко сфор­мулировать, и хотелось бы, чтобы они приняли его без возмущения и сожаления, а напротив, с энтузиазмом. Итак: кучиться музыке не для того, чтобы быть музыкантом, а чтобы быть лучшим в любой профессии.

Музыкальное образование –питательная среда для Мозга и гарантия жизненного успеха

Музыка и творчество; музыка и математика.

Начнём с того, что музыка – древнейшее из искусств. Она старше, чем тотемические изобра­жения богов, старше, чем наскальные рисунки на древних пещерах; музыка старше, чем рели­гиозные ритуалы, что включали в себя все виды искусств сразу – и пение, и танец, и театрально-декоративные элементы. В отличие от музыки, все виды искусств нуждаются в дополнительном подспорье в виде инструментов и материальных объектов; даже древние религиозные ритуалы требуют определённого сценария и средств его во­площения. Одна лишь музыка, кроме нашего соб­ственного голоса, ни в чём не нуждается; и танцы, что сопровождали древнейшие песнопения, тоже не нуждались ни в чём, кроме наших собственных движений. Поэтому, пока другие виды искусств лишь собирались явиться на свет, музыка уже существовала, удовлетворяя потребности древнего человека в общении с богами и другими людьми. Так вместе с музыкой, в теснейшем союзе с нею формировался наш мозг и росли наши творче­ские силы. Музыка – своего рода начало начал человеческой цивилизации, древнейшая колыбель культуры, и, общаясь с нею, мы припадаем к сво­им истокам и питаемся ими. Вот почему музыка обладает такой огромной силой воздействия на душу и ум человека, формируя его интеллект, эмоциональный мир и творческие способности.

Психологам и педагогам известен принцип обучения и воспитания, называемый филогене­тическим. Название это происходит от понятия "филогенез", или исторический путь развития человечества. Прочна и нераздельна связь фило­генеза с другим фундаментальным понятием, называемым "онтогенез", или развитие челове­ческой личности от детского возраста к зрелости. В науке господствует представление о том, что онтогенез – это своего рода краткое повторение филогенеза: человек в своем развитии проходит те же стадии, что прошло всё человечество. И эта за­кономерность касается всех видов деятельности и всех сторон разума: то, как человек овладевал этой деятельностью в процессе своего исторического становления, какие ступени прошёл homo sapiens на этом пути, прямо и непосредственно отражает­ся в том, как ребёнок овладевает теми же видами деятельности, через какие стадии проходит путь его развития. Всякому педагогу, вероятно, полезно будет время от времени вспоминать эту закономер­ность и опираться на неё: то, чем человечество овладело раньше, раньше должен овладеть и уче­ник; более поздние навыки, явившиеся позднее на историческом пути развития цивилизации, должны позднее осваиваться учащимися. Возмож­ны ли тогда сомнения по поводу того, чем должны раньше заниматься младшие школьники – наукой или искусством? Конечно, искусством, и в частно­сти музыкой, поскольку искусство старше науки, а музыка старше других искусств, в силу чего и растущему мозгу удобнее и естественнее начинать путь своего интенсивного развития, отталкиваясь от исходной точки, от корней, от начала начал, не­жели сразу пытаться овладеть основами научного мышления хотя бы в виде арифметики и родного языка. Если интеллектуальные навыки будут пре­подноситься маленькому человеку одновременно и художественными и музыкальными, то учёба пойдет легче, и растущий ум будет развиваться с меньшим напряжением.

Во второй половине ХХ века психологическая наука открыла фундаментальную закономерность: все открытия и достижения человечества, равно как и повседневная умственная деятельность, тре­буют согласной работы двух мозговых полушарий – левого и правого. Правое полушарие заключает в себе наши творческие импульсы: фантазию, воображение и образные представления, в том числе и пространственные. Оно более интуитивно, эмоционально и неподвластно логике. Левое же полушарие, напротив, более разумно, рациональ­но: если правому полушарию ближе синтез, то левому – анализ. Если правое полушарие мыслит нерасчленённо-целостно и спонтанно, то левое – последовательно и системно. Творческие порывы и смутные прозрения, зародившись в правом по­лушарии, получают своё развитие и оформляются в левом, дабы предстать в понятном для других людей виде. Ядро и связи, составляющие идею, рождаются в правом полушарии, однако воплоща­ются посредством одного из известных нам языков – словесного, музыкального или математическо­го – в левом полушарии. Без согласной работы и взаимопонимания между полушариями человек и человечество ничего не могли бы создать и все замыслы остались бы невоплощёнными.

Природным мостом между двумя полушариями является так называемое "мозолистое тело" мозга, или по-латыни, corpus callosum. Группа учёных под руководством Готфрида Шлауга (Gottfried Schlaug) пришла в ходе своих исследований к про­стому и вместе с тем ошеломляющему выводу, приём открытие это относится к совсем недавнему времени, а именно к середине девяностых годов. Оказалось, что совсем недолгие занятия музыкой, например в течение года по часу в день, приводят к радикальным изменениям в структуре мозга: corpus callosum ребёнка увеличивается на целых 25°/о. Гигантский скачок, огромное преимущество! Те из нас, чьё "мозолистое тело" лучше выполняет свои функции передатчика информации между правым и левым полушариями мозга, имеют зна­чительное преимущество во всякой творческой деятельности, ибо связь между полушариями, укрепляясь и разрастаясь под воздействием му­зыки, необходима отнюдь не только в музыке и не только в искусстве. Творчество всеохватно: более эффективная работа мозга, связанная с со­гласной работой обоих полушарий, даёт лучшие возможности для выражения своих идей и твор­ческих намерений во всём, к чему бы эти идеи и намерения ни относились. Если ребёнок отдал музыке несколько лет, скажем, будучи младшим школьником, возможности его мозга неизмеримо возрастут. Это ли не аргумент в пользу всеобщего музыкального образования!

Думая о том, что разнообразные творческие процессы должны протекать у занимающихся музыкой детей более гладко, нельзя забыть о волнующей всех родителей математике. Ведущая школьная дисциплина, обязательная составляю­щая ЕГЭ, необходимейшая опора всякой научной деятельности и, шире, всякого логического мыш­ления. Оказывается, и здесь музыка приходит на помощь мозгу, пытающемуся освоить математиче­ские навыки. Не случайно многократно замечено, что среди любителей музыки, и даже любителей страстных и преданных, непропорционально ве­лика доля учёных – математиков, физиков, изо­бретателей и прочей технической элиты. Музыка, как и математика, – субстанция абстрактная. Подобно математике, музыка не имеет прямых аналогов в окружающем мире: она, строго говоря, не относится ни к чему вне человека и является его абсолютным и полным созданием, в котором он прямо не подражает природе. Пение птиц и шум волн, пожалуй, можно вынести за скобки, ибо доля "изобразительной музыки" по сравнению с остальной чрезвычайно, неизмеримо мала. Сопо­ставления величин, пропорции и разнообразные отношения элементов в значительной степени формируют и музыку, и математику. И та и другая область отсылает к иерархии, когда отношения и связи одного порядка являют собою часть, долю, аспект отношений другого, более высокого, по­рядка. При этом один ряд связанных между собою величин, чисел, фигур, мотивов или фраз встраи­вается как часть в другой ряд отношений более крупных величин, чисел, фигур, мотивов и фраз.

Чрезвычайно влиятельны и в музыке, и в ма­тематике пространственные отношения. На них построена целая наука внутри математики – гео­метрия. Благодаря весомости пространственных отношений архитектуру в течение столетий при­выкли называть "застывшей музыкой". И музыка, и архитектура – суть форма, совокупность орга­низованных частей и разделов, где значительную роль играет всякого рода симметрия. Занимаясь музыкой, человек незаметно тренирует и развива­ет свое пространственное мышление; он постоянно опирается на пространственные представления. Глядя на клавиатуру рояля и гриф струнных ин­струментов, организуя движения своих рук в соот­ношении с клавиатурой и грифом, нажимая клапа­ны духовых инструментов и осваивая их располо­жение, двигая смычок по струнам – совершая все эти действия многократно и постоянно, ребёнок, ученик, и вообще любой музыкант, независимо от уровня мастерства, развивает своё пространствен­ное мышление. Более того, обучаясь нотной гра­моте и пользуясь нотной записью, человек делает то же самое: вот его взгляд начинает движение с левого верхнего угла нотного разворота, доходит до конца листа и переносится в правый верхний угол для того, чтобы оказаться через некоторое время в правом нижнем углу. А в это время двигательный эквивалент нотного текста является на свет, давая жизнь звучанию: считывая пространственный образ, представленный точками, палочками и хвостиками на нотном стане, музыкант обращает их в движения рук, рождающие звуковые образы. Даже дирижёрские жесты, побуждающие играть нотный текст определённым образом, тоже суть пространственные узоры, обращаемые в звук. Как же активно должно развиваться пространственное мышление учащихся-музыкантов, если оно задей­ствовано везде и всегда, чем бы они ни занимались, будь то игра соло или в ансамбле, игра по нотам или по слуху, черновое разучивание или концерт­ное исполнение... И рядом с пространственным мышлением, исподволь и незаметно, развиваются математические способности, которые используют те же интеллектуальные ресурсы, сходные навы­ки, аналогичные мыслительные операции. При одном весьма приятном условии: чтобы развивать пространственные представления, музыканту не нужно решать задачи, морща лоб и терзаясь от собственного бессилия. Он музицирует, творит, наслаждается искусством, пока его мозг совершает столь необходимую, ценную, но не обременитель­ную работу.

Нельзя не вспомнить еще один важнейший элемент, на котором строится родство музыки и математики. Речь идет о трансформации, произ­водности, когда из одних выражений и цепочек элементов буквально на глазах последовательно и логично рождаются другие выражения и цепочки элементов, безусловно родственные, производные, являющие собою варианты уже сказанного, про­должающие и развивающие уже найденные связи и отношения и строящие на них новые связи и отношения, прямо вытекающие из прежних. В математике постоянно, будучи построенными на определённых условиях, возникают возможные при данных условиях связи и отношения величин, чисел и математических выражений. В музыке так же звуковые связи и отношения рождаются из предпосланных им закономерностей и систем, или условий, отражая и воплощая эти закономерности: звукоряды, лады, грамматические и стилистиче­ские нормы. И в музыке, и в математике всё по­следующее вытекает из предыдущего, являя собою его трансформацию по определённым правилам. В этом смысле алгебраическое и музыкальное мыш­ление если не близнецы, то определённо – братья. И там и тут сказанное опирается на определённые грамматики, и все выражения, составленные в со­ответствии с этими квазиязыковыми нормами, в каждой "речевой" последовательности соотнесены с правилами, заданными в рамках именно этой по­следовательности. Так проявляется справедливый и для математики и для музыки закон производно­сти, исключающий явления, описанные известной пословицей "в огороде бузина, а в Киеве дядька". Так, если в музыкальные выражения баховского толка закралось бы прокофьевское музыкальное "слово", то даже неискушенный слушатель за­метил бы столь явное нарушение. То же и в ма­тематике: если бы уравнения, принадлежащие теории игр, были бы "замусорены" уравнениями, принадлежащими теории множеств, то всякий изучающий математику не мог бы не обнаружить подобное несоответствие. И вновь, как и в случае с пространственным мышлением, это квазиалге­браическое мышление, это понимание отношений, построенных на трансформации и производности, возникает в ходе музыкальных занятий спонтанно и естественно, без решения специальных уравне­ний и умственного напряжения.

Рассуждая о творческих навыках, об умении воплощать свои идеи и выражать их; думая о раз­витии математических способностей, для которых так важно интуитивное понимание пространствен­ных и трансформационных закономерностей, нельзя не вспомнить о музыке, о музыкальных занятиях, которые будут прекрасной опорой для растущего мозга, позволяя заложить фундамент как для будущего творчества, так и для освоения "царицы всех наук" математики.

Музыка как средство коммуникации: музыка и речь, музыка и социальные навыки.

Музыка – древнейшее из искусств. Её исто­рия ведет начало от разнообразных ритуалов и общественных церемоний, как религиозных так и бытовых. Однако ещё раньше, ещё до своего рождения в качестве вида искусства, ещё до того, как человек осознал, что звуки определённой вы­соты можно организовать с помощью ладов, зву­корядов и ритмических рисунков, существовали звуковые сигналы. Эти сигналы, которые могли напомнить то свист, то щебет, то крик, то рёв или вой. – были праосновой музыкального искусства, его фундаментом. Древнейший человек общался с помощью звуков ещё тогда, когда язык и речь не существовали, и во взаимодействии с этими звука­ми, похожими на шум, в нашей психике формиро­вались способности к коммуникации, способности к пониманию других людей и выражению своих чувств и намерений. То есть психологической праосновой музыки являются древнейшие, часто нечленораздельные и грубые, звуковые сигналы.

Каково же было содержание этих сигналов? К чему они отсылали? Конечно, часть из них – это сообщение об опасности, призыв к бою, к защите себя и своих сородичей. Эти призывные сигналы ассоциировались со смелыми жестами вождя, за которым, повинуясь его команде, уже готовы устремиться воины-защитники. Впоследствии, когда музыка стала искусством, она не утрати­ла связь с древнейшими 4формулами призыва-повеления: музыкальное искусство и раньше и теперь служит средством единения людей, сред­ством возбуждения в их душе мужества и отваги. Вторая популярная ситуация, с которой сталки­вался древний человек, – это ситуация просьбы, мольбы, прошения, воззвания к более сильному, способному одарить и поддержать. Здесь, в от­личие от призывно-триумфальных интонаций, устремлённых вверх, размашистых и уверенных, господствовали нисходящие мотивы, мягкие за­кругленные линии, которые ассоциировались с поклонами и другими жестами, символизирую­щими послушание и смирение. С ситуацией про­шения психологически связана едва ли не вся лирическая музыка от серенад и оперных арий до популярных песен о любви. Слушая музыку, мы и сегодня невольно прочитываем контекст вооб­ражаемой беседы, легко отличая обращённый к нам повелительный и уверенный голос от голоса просительного, наполненного излияниями и сер­дечными признаниями. В науке эти воображаемые ситуации, в которых зашифрованы определённые отношения собеседников, говорящего и слушающего, называют коммуникативными архетипами.

Наряду с отношениями зависимости и подчи­нённости, будь то отношения вождя и следующего за ним народа или отношения просящего и жа­лующегося и того сильного и способного казнить и миловать, к кому эта исповедь обращена, суще­ствуют ещё и отношения равенства и свободы. Они ассоциируются с интонациями задора и веселья, порой с комическими прыжками и ужимками, с движениями ровными и энергичными: такая ат­мосфера господствует на праздниках, где собира­ются добрые знакомые, любящие вместе поиграть и повеселиться. Этот архетип, рисующий непри­нуждённое дружеское общение, в науке называют архетипом игры: он часто наполняет собою музыку приподнятую и энергичную – хороводы, скерцо, этюды, плясовые песни... И, наконец, последнее "общественное отношение" – это диалог с самим собой, неспешный и спокойный. Он связан с по­ступательным или возвратным интонированием, напоминающим движение маятника, когда ме­лодия, лишённая резких акцентов, плавно течёт, окутанная покачивающимся или широко развер­тывающимся ритмом. Задумчивое и созерцатель­ное умонастроение, свойственное этому архетипу медитации, во множестве встречается в музыке молитвенной и религиозной, в музыке прелюдий, колыбельных и гимнов, рисующей философские раздумья или углублённую сосредоточенность.

Музыкальное искусство с древнейших времен опирается на коммуникативные архетипы: нет и не может быть музыкального высказывания, сквозь которое нельзя было бы расшифровать отношения "говорящего и слушающего", представить атмос­феру и настроение, сопутствующее их общению. Естественно, что учащиеся-музыканты любого возраста и уровня мастерства в своём воображении постоянно общаются посредством музыки. Не умея назвать по имени коммуникативные архетипы, они учатся их различать, исполняя то музыку при­зывную и воинственную, то музыку задумчивую и плавную. На протяжении нескольких лет обучения они знакомятся с разными персонажами, характер и манера общения которых связана с определен­ными музыкальными стилями: с философски-умудрённым Бахом, галантно-оживлённым Моцартом, сентиментально-чувствительным Чайковским или резковатым, наступательным Прокофьевым. Можно сказать, что музыка как искусство общения звуком соответствующим обра­зом настраивает "коммуникативный аппарат" уча­щихся: они овладевают навыками "эмоциональ­ного слышания". Более того, психологические эксперименты подтверждают связь музыкаль­ности с так называемым Е(, или эмоциональным интеллектом: чем более музыкален человек, чем шире его музыкальный опыт, тем легче ему даёт­ся распознавание настроений и эмоциональных  состояний других людей, тем точнее он способен различать эти состояния и адекватно реагировать на них. В основе же этой повышенной чуткости и отзывчивости лежит распознавание коммуника­тивных архетипов, наиболее фундаментальных знаков-сигналов, с помощью которых люди обща­лись еще в глубокой древности, когда ни музыка, ни тем более словесная речь ещё не существовали.

Различение и воспроизведение звуковых сиг­налов стояло у истоков не только человеческого общения, но и общения более древних видов. В мозгу обезьян, крыс и других животных ученые обнаруживают специализированные зоны, настро­енные на то, чтобы издавать и осмысленно воспри­нимать звуковые сигналы. Общение посредством звука – это одно из основных фундаментальных свойств живой материи, наиболее совершенным проявлением которого являются музыка и чело­веческая речь. Антропологические исследования подтверждают более раннее, по сравнению с речью, происхождение музыки: те отделы мозга, преиму­щественно левополушарные, которые отвечали за восприятие звуковых сигналов, в дальнейшем ста­ли опорой для формирования речевого мышления. Эти отделы мозга породили сначала осмысленные сигналы, затем пение с текстом, когда ранние образцы речи напоминали мелодекламацию, и лишь через века и эпохи эта мелодекламация, это полупение-полуговорение превратилось в члено­раздельную речь.

Таким образом, человеческая речь берёт своё начало ещё от прамузыки, от коммуникативных сигналов древности и через переходные формы полупения-полуречи достигает речи современ­ного типа, опирающейся на языковые нормы. Музыкальное мышление является предком ре­чевого, его фундаментом и предшественником. Вот почему речь так интенсивно развивается под воздействием музыкальных занятий – ведь они используют близкие мозговые области, рядом лежащие отделы мозга, представляющие со­бой психо-физиологическую опору обоих видов деятельности, как речевой, так и музыкальной. В качестве примеров можно привести известные эксперименты, подтверждающие психологическое родство музыкальных и речевых навыков.

Так, в 1984 году появилась публикация, где говорилось о больном после инсульта, которому удалось восстановить речь посредством пения: не будучи в состоянии говорить, этот пациент интуитивно начал насвистывать, посвятив этому занятию несколько недель. После этого у него воз­никла потребность в пении с текстом, хотя слова он произносил весьма неуверенно и часто путался. Однако, преодолев и этот этап, пациент заговорил, поддерживая этот вновь появившийся навык с по­мощью свиста и пения в течение многих месяцев, пока наконец его речь не отделилась полностью от музыки и не восстановилась в полной мере. Этот пример в своё время произвёл большое впечат­ление на медицинское сообщество, лишний раз доказывая справедливость данных антропологии о том, что музыка в древние времена предшество­вала речи, и в случае её нарушения "возврат к корням" должен произвести свое благотворное действие. Собственно, этот небольшой пример демонстрирует весьма ярко фундаментальнейшую закономерность: онтогенез, или развитие человека и личности, повторяет на своем пути филоенез, или историческое развитие человечества. Нередко трудности в овладении теми или иными навыками можно преодолеть тем же способом, что открыл для себя пациент с нарушениями речи после ин­сульта. Следует вспомнить, какие стадии прошло становление этого навыка на историческом пути человечества и по возможности повторить этот путь, как бы пройти его еще раз от начала к концу подобно пациенту, который восстановил процесс рождения речи, отталкиваясь от прамузыкальных звуков и пения.

Известно также, что музыкальные занятия оказывают свое благотворное влияние на мозг достаточно скоро. В этом отношении характерен эксперимент, проведенный китайскими учеными. Студенток университета разделили на две группы: первая, экспериментальная, группа состояла из девушек 19 лет, которые в школьные годы за­нимались музыкой, но в средних классах школы, примерно в 12 лет, эти занятия оставили; вторая, контрольная, группа состояла из студенток того же вуза и того же возраста, которые музыкой ни­когда не занимались. Обеим группам предъявили одно и то же задание по запоминанию звучания слов и их переводу с шведского языка. Первая, "музыкальная", группа справилась с заданием значительно лучше второй. Экспериментаторы могли с удовлетворением отметить, что музыкаль­ные занятия успели оставить свой след в сознании студенток, невзирая на то, что след этот был отно­сительно недолгим: тем, кто занимался несколько лет музыкой в детские годы, впоследствии будут гораздо легче даваться иностранные языки, да и родной язык тоже. Не случайно среди писателей так много меломанов и музыкантов-любителей: в это благородное сообщество страстных любителей музыки входили Толстой и Тургенев, Стендаль и Томас Манн, и множество других, не столь вели­ких, но достойных литераторов.

Коммуникативные навыки в самом широком значении стимулируются музыкальными заня­тиями: занимавшиеся музыкой долго и усердно об­щаются более успешно и адекватно, демонстрируя проницательность и гибкость. Что из этого следу­ет? Музыканты часто проявляют организаторские способности и становятся успешными менедже­рами именно благодаря значительному развитию присущих им навыков общения. Музыканту не нужно объяснять, что на самом деле имел в виду партнёр по переговорам: он почувствует это по еле заметным модуляциям голоса, по едва уловимым жестам и выражению лица. Ведь коммуникатив­ная интуиция музыканта выходит далеко за преде­лы искусства звуков и распространяется на всё, в чём задействован "эмоциональный интеллект", то есть на все человеческие проявления. Музыкант сумеет верно определить тон и стиль общения с людьми, когда нужно побудить их сделать что-либо, не связанное с прямой выгодой: особенно на начальных этапах развития любого бизнеса создание команды единомышленников бывает критически важно, и здесь открытость и обаяние музыканта будут чрезвычайно уместны. Нельзя не вспомнить сказанные в порыве откровенности слова директора Гнесинской десятилетки Михаила Хохлова: "И что мы сочувствуем тем, кто поки­нул нашу школу в 8 классе, не выдержав наших нагрузок и наших требований? Может быть, и к лучшему. Все наши бывшие ученики поступили в самые престижные вузы – МГИМО, МГУ, Выс­шую школу экономики и многие другие. Сколько помню, у нас никогда не было с этим проблем, и наши музыканты везде и во всем были лучшими. Как же много среди покинувших нашу школу ярких руководителей и успешных менеджеров! В чём? Да во всём, от строительства до финансов. Жаль, что наивные мамаши так переживают, что не поступят их дети в консерваторию. Может быть, судьба приготовила им что-нибудь получше..."

Оглядываясь на опыт специальных музы­кальных школ, да и обычных конечно, нельзя не подчеркнуть, что благодаря опыту общения, который даёт музыка, благодаря тому, что она активизирует мозговые центры речи, учащийся-музыкант никогда не столкнется с проблемами в общении: человек музыкальный – это непременно человек, прекрасно владеющий навыками комму­никации и готовый к взаимодействию с другими людьми. Это ли не утешительная новость для тех, кто решился отдать несколько лет музыкальным занятиям? Скорее всего учащиеся-музыканты не станут разорять своих родителей на репетиторов по русскому языку и иностранным языкам: со­ответствующие разделы ЕГЭ будут удаваться учащимся-музыкантам легко и свободно, не говоря уже об их будущих успехах во всём, что связано с общением и речью.

Музыка и многоканальное мышление.

Музыканты мыслят полифонически, причём независимо от инструмента. Полифония, или многоголосие, многоканальность, охват несколь­ких источников, одновременное ведение несколь­ких независимых мыслей-линий, одновременный контроль за разнообразными событиями – все это в высшей степени свойственно музыкантам. Ис­полнители на струнных и духовых инструментах, несмотря на одноголосную мелодию, которую слышит публика, тем не менее мыслят полифо­нически: их левая и правая рука совершенно не­зависимы, и пока левая рука скрипача исполняет головоломные пассажи, и движения его пальцев могут напомнить крылья бабочки в летний день, правая рука плавно ведёт смычок по грифу вверх и вниз. Пока руки валторниста, кларнетиста или флейтиста заняты нажатием клапанов – при этом им приходится держать руки на весу и играть на невидимой "клавиатуре" – в это же самое время их губы, регулируя силу нажима и активность воздушной струи, выводят мелодическую линию. О пианистах и говорить не приходится: в каждой руке у них может быть не один, а несколько голо­сов, и даже при исполнении гамм в унисон правая и левая рука двигаются по-разному.

Игра в оркестре тоже требует нешуточного умения делать несколько дел сразу: смотреть в ноты, успевая заглядывать вперёд, играть, а также слушать соседей и пожирать глазами дирижёра. Такой "сеанс одновременной игры", пожалуй, мог бы поставить в затруднительное положение даже бывалого шахматиста! Имея в виду, что сольная музыка составляет меньшую часть классического репертуара, а с учётом джаза и народной музыки и вовсе небольшую его часть, можно утверждать, что музыкант всё время "играет в команде". Поэтому он вынужден соотносить свои намерения и резуль­таты с намерениями и результатами товарищей и, если вдруг понадобится придти на помощь, сделать это незамедлительно.

Чтение нот с листа, или, проще говоря, испол­нение незнакомой музыки без подготовки, также представляет собой один из сложнейших видов че­ловеческой деятельности: при игре на фортепиано необходимо не только смотреть в ноты "с запасом", то есть заглядывая вперёд, но еще и соотносить движения обеих рук друг с другом, а также – и это, пожалуй, главное – уметь охватить мысленным взором целое и "недоиграть", пропустить какую-то часть текста, не вступая при этом в противоречие с жанром и стилем исполняемого сочинения. Весьма заурядный для всякого музыканта навык – чтение с листа – приучает учащихся к деятельности столь многосоставной и сложной, что вряд ли что-либо иное, с чем им придется встретиться в дальней­шем, может сравниться с чтением нот с листа...

Имея в виду многоканальность или полифонич­ность музыкального мышления, не приходится удивляться той легкости, с которой музыканты справляются с разного рода задачами, требующи­ми увязывания воедино, осмысления и принятия решений на основе разнообразных данных. Траги­ческий, но внятный пример, который нынешнее поколение россиян не скоро забудет: авиаката­строфа над Боденским озером, в которой погибли российские дети, ехавшие на отдых в Испанию. Авиадиспетчер совершил фатальную ошибку, не сумев принять правильное решение на основе тра­ектории двух летящих самолетов, что привело к их столкновению. В те печальные дни некоторые газеты с горечью писали о том, что этому горе-диспетчеру не повредило бы музыкальное обра­зование, которого у него, увы, не было. Будь он пианистом, скрипачом или певцом, уж он сумел бы совместить в своём сознании две линии, вот-вот готовые пересечься, и вовремя предпринял бы адекватные действия.

Не только диспетчеры всех мастей и специаль­ностей, но также финансисты и брокеры, специа­листы по торговле ценными бумагами вынуждены принимать решение на основе множественной противоречивой информации: биржевая сессия требует сильных аналитических способностей, напряжённого внимания и умения одновременно считывать данные со своего компьютера и большо­го табло в зале, а также принимать во внимание цифры и факты, извлечённые из множества до­кументов и таблиц или полученные по телефону. Музыканту, привыкшему к полифоническому мышлению, гораздо легче принять решение, быстро взвесив все "за" и "против", и на основе интуиции и скорого анализа данных продать или купить акции. Известны примеры, когда бывшие музыканты выигрывали конкурсы биржевых брокеров, оставив позади людей с образованием бухгалтера и экономиста.

Отрадно думать, что, обучаясь музыке, человек приобретает привычку думать одновременно о многих вещах, сопоставлять несколько разнона­правленных линий и анализировать информацию, поступающую из многих источников, к чему бы она ни относилась. Нет нужды доказывать, что эти ценные навыки пригодятся отнюдь не только в музицировании, но и во многих других ситуациях, далёких как от музыки, так и от искусства вообще.

~ ~ ~

Некоторые педагоги-музыканты видят в до­казательстве необходимости музыкального об­разования косвенным образом, как бы кот про­тивного, едва ли не оскорбление. "Как можно унижать святое искусство музыки тем, что оно якобы нужно не само по себе, не ради собственной художественной ценности, не ради внушаемых музыкой возвышенных чувств, а как бы по ка­сательной, едва ли не как математика, которую, как говорил Михайло Ломоносов, "уже затем учить следует, что она ум в порядок приводить"... Убеждать родителей дать детям музыкальное об­разование не ради него самого, а для каких-либо иных "выгод и приобретений", выглядит в глазах таких педагогов едва ли не профанацией. Однако их благородное возмущение может ослабить один простой аргумент: одно не исключает другое. Утверждая, что речевое мышление и математиче­ские способности развиваются под воздействием музыки, мы, во-первых, говорим правду, кото­рая находится в полном согласии с последними достижениями психологической науки; и во-вторых, блестящий расцвет умственных данных учащихся-музыкантов вовсе не исключает, а, на­против, стимулирует обретение ими утончённого художественного вкуса и любви к искусству. Ум и чувства в музыкальном образовании, как и в са­мом музыкальном искусстве, слиты нераздельно: чуткий коммуникатор, в совершенстве владею­щий навыками общения, равно как и мастер хи­троумных финансовых комбинаций, может быть искренним меломаном и музыкантом-любителем. Собственно, разве не к этой цели мы стремимся, воспитывая с помощью музыкальных занятий художественно образованную аудиторию?

Вместе с тем музыкальному сообществу, ве­роятно, пришла пора присвоить и принять для себя это современное слово "маркетинг", или ис­следование рынка, когда во главу угла ставятся не амбиции "продавца", но воззрения, чувства и даже предрассудки "покупателя".

Многих родителей куда более вдохновляет информация о грядущих успехах своих детей в науках, а также в искусстве коммуникации, равно как и в любом виде творчества, нежели абстрактные разговоры об эстетическом воспита­нии и красоте музицирования как такового. Так почему бы не воспользоваться нашими сильными сторонами и не преподнести их обществу со всей убедительностью и ясностью?

Отдав ребёнка "на музыку", все только вы­играют: родителям не придётся сомневаться в успешном будущем своих детей, какую бы дорогу они ни избрали, а педагоги-музыканты получат огромное число потенциальных любителей му­зыки, среди которых наверняка окажутся новые Гилельсы и Ойстрахи. Иного не дано, ибо закон больших чисел действует бесповоротно: чем больше учащихся-музыкантов выйдут на старт, тем с большей вероятностью среди них окажутся исключительные таланты, которые в дальнейшем станут гордостью России и продолжением её слав­ных традиций в музыкальном искусстве.

Следующей заботой музыкального сообщества станет излюблённый медицинский лозунг: "Не на­вреди!", чтобы ни один потенциальный любитель музыки не отвернулся от музыкального искусства. Но это – отдельная забота и отдельная тема для раздумий и усилий всех, кому дороги музыка и музыкальное образование. Активная агитация и пропаганда преимуществ, которые они дают, ста­нут первым шагом по дороге ребёнка, подростка или молодого человека к храму искусства.

Искусство в школе: 
2014
№2.
С. 2-10

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.