О большой силе слабых цветов

Н.Плахова,
кандидат педагогических наук,
доцент Астраханского государственного университета

О большой силе слабых цветов

Я заболела "художественной педагогикой" в начале 80-х годов, когда, закончив художественное училище после физико-математического факультета педагогического института, испытыва­ла желание сделать свои занятия изобразительным искусством с детьми в сельской художественной школе более значимыми, чем просто передача спо­собов и приёмов грамотного рисования.

Погружаясь в её уточняющиеся со временем идеи, я испытывала нужду в дополнительных разработках, обнажающих связи природной и ху­дожественной формы с нравственным аспектом со­держания или, как принято говорить, кс жизнью. Причём хотелось выйти на такие диалоги, которые были бы наглядно-очевидными, то есть "вращающимися" вокруг качественных характеристик формы, требующими особой детской способности к их усмотрению, и лишёнными "морализма".

Рискую предложить читателям журнала оче­редную разработку, в которой, как и раньше, пытаюсь избежать "субъективизма" в надежде на общую значимость осмысленного субъектного опыта людей. Основная сложность подобных раз­работок – поиск лежащих на поверхности (по прин­ципу: хочешь что-то спрятать – положи на видное место), но упорно скрывающихся от учительского взора убедительных аргументов в пользу того или иного вывода, появляющегося на каждом этапе урока. Надеюсь, что мой "путь к очевидности", не являясь эталонным, может побудить учителя к обнаружению пути собственного, более точного в интерпретациях, чем мой.

Тема "Цветы" в искусстве значима, пожалуй, так долго, как долго существует само искусство. В разработке предпринята попытка понять эту тему на доступном ребёнку уровне. Её содержание, по желанию учителя, в несколько облегчённом, но сохраняющем стержневую идею виде может стать основой для разработки содержания урока во вто­ром классе, когда детям предлагается нарисовать полянку (вид сверху).

Надо заметить, что идея разработки заимствова­на мною у Ошо, который призывал своих учеников прислушиваться не к святым писаниям, а к своему сердцу и не хотел, чтобы они воспринимали его слова как истину в последней инстанции. Тем не менее меня убеждают и вдохновляют порой те мыс­ли, которые я обнаруживаю в его книгах. В данном случае – это мысль о противоположности страха и любви: "Любовь – это сияние, аромат самопозна­ния, самобытности. Любовь – это переполняющая радость. Любовь – это способность видеть, кем ты являешься на самом деле, когда хочется лишь одного: всем поделиться с окружающими. Любовь – это ... единение со всем Сущим".

Любовь – это не отношение, любовь – это состоя­ние души; она не нуждается в ком-то постороннем. Ты не "влюбляешься", ты – сама любовь...

Кто может быть любовью? Конечно, не зная, кто ты есть, ты не сможешь быть любовью. Ты будешь страхом. Страх – это противоположность любви. запомни, противоположностью любви является не ненависть, как думают люди, ненависть – это любовь наоборот, это не противоположность люб­ви. Страх – вот её истинная противоположность. В любви человек расширяется, в страхе – сжимается. В страхе человек закрывается, в любви – открывает­ся. В страхе он сомневается, в любви – доверяет. В страхе человек чувствует себя одиноким, в любви он растворяется, поэтому здесь не может и речи быть об одиночестве. Если тебя нет, то откуда взяться оди­ночеству? Если тебя нет, то все эти деревья, птицы, облака, солнце и звёзды – в тебе. Любовь – это когда ты познал своё внутреннее небо...

Маленькие дети ничего не боятся, чувство страха им неведомо с самого рождения. Если обще­ство сохранит это врождённое детское бесстрашие, поможет детям карабкаться на деревья и горы, переплывать моря и океаны, если общество будет всеми средствами помогать им оставаться поко­рителями, покорителями непознанного, если оно будет развивать у них стремление к новому, а не на­вязывать мёртвые догмы, то дети познают великую любовь, они будут любить жизнь, а это – истинная религия. Нет религии выше любви. (Ошо. Тайны жизни: Введение в учение Ошо / Пер.с англ. – К.: "София"; М.: ИД "Гелиос", 2002. – с.64-65.)

Я начинаю урок, обращая внимание детей на цветы.

Учитель. Это цветы, которые мне подарили. Я люблю такие подарки. А какие подарки любите получать Вы?

Дети. Игрушки... одежду... технику...

У. Это всё нужные, возможно, полезные вещи, которые могут долго служить вам. А как Вы ду­маете, зачем люди дарят живые срезанные цветы, которые могут завянуть в тот же день?

Д. ...

У. Попробуем понять тех людей, которым это нравится. У меня в руках семечко. Это тоже цве­ток, но в самом начале своей жизни. Рассмотрим его. Какое оно?

Д. Твёрдое, прочное, закрытое. Нельзя понять, живое оно или нет. (Так же, стучась в закрытую дверь, люди часто спрашивают: кЕсть кто живой?я)

У. Чтобы понять это, можно опустить его в воду. Сделаем это. Живое семечко должно утонуть. Итак, когда что-то закрыто, непросто узнать, что прячет­ся внутри, нравится оно нам или нет. Обрадовал бы Вас такой подарок?

Д. Нет.

В. А Вам приходилось что-то скрывать, прятать? Когда и зачем люди это делают? (Возможно, дети расскажут, что люди скрывают плохие желания и мысли, плохие поступки, когда не хотят, чтобы о них все узнали, потому что за них бывает стыдно. Человек боится (испытывает страх, страшится), что его не поймут, будут ругать, накажут, будут меньше любить.)

У. Итак, из-за страха человек может прятать внутри себя что-то плохое. Человек может и сам прятаться, целиком, от страха за свою жизнь, если ему что-то или кто-то угрожает. Попробуйте быстро спрятаться, не покидая своих мест, как будто вам некогда и некуда бежать. При этом надо сжаться, за­жмуриться, чтобы не моргать, не шевелиться и стать твёрдым, как семечко, стать как будто неживым. Про таких людей даже говорят, что их сковал страх.

Как Вы себя чувствуете? Уверенно, спокойно, или, наоборот, ждёте нападения и потому бес­покоитесь? Удобно ли Вам так сидеть, или хочется освободиться из той темницы, куда Вас загнала сила страха?

Д. Хочется освободиться.

У. значит, всё скрытое, закрытое не может нас радовать, потому что скрывать, скрываться челове­ка заставляет страх. Если бы нам нечего было скры­вать, прятать и мы бы ничего и никого не боялись, мы были бы открытыми радостными людьми, но для этого надо победить свой страх.

А чтобы победить страх, надо знать тайну, которую он скрывает: у страха нет своей собствен­ной силы! Та сила, которая сжала Вас в комочек, сковала Вас, – это ваша сила, которую страх у Вас отнял или которую Вы сами ему подарили! Чтобы перестать бояться, надо Вам самим не сжаться, а бесстрашно раскрыться. Как выглядит открытый человек? Как он себя ведёт? Поскольку скрытный человек оказался похожим на семечко, открытый человек может оказаться похожим на распустив­шийся цветок, знающий тайну страха и всем своим видом говорящий: "Быть открытым – это быть бес­страшным", не бояться доверять себя тому, что тебя окружает. Поучимся этому у цветов.

Давайте из сжатых комочков-семян превра­тимся в проросшие. Выберемся из надёжно охра­няющего нас укрытия и смело выставим напоказ всё, чем дорожим и боимся потерять. Расправим и протянем вверх одну руку, другую, пошевелим расставленными пальцами, почувствуем, как легко и свободно можно в воздухе выбирать направление движения. Но мы протянем руки туда, где теплее и светлее, туда, откуда льётся солнечный свет. Почувствуем под ногами пол, как землю, как на­дёжную опору, пошевелим пальчиками ног, как корешками, которые хотят погрузиться в неё и покрепче закрепиться.

Теперь то, что мы прятали, мы открываем для рассматривания любому, кто захочет узнать, какие мы, что такое особенно-неповторимое мы до этого прятали. Что-то вам в себе нравится, что-то – не очень, но всем видно, что вы есть. Когда вы целиком на виду, почувствуйте, какие вы незащищённые.

Вам не хочется спрятаться опять? <...>

Но гораздо интереснее, чем одиноко сидеть в укрытии, смело окунуться в захватывающий и объединяющий всех нас поток жизни: купаться, как цветы, в тёплых дождевых каплях или в про­питанных солнечным светом воздушных струях, опираться о землю и чувствовать её поддержку, всматриваться в бездонное в своей прозрачной от­крытости небо и, прилипая взглядом к облакам, плыть по нему на них. Как вы считаете, достаточно ли полно мы раскрылись?

Д. Нет. Мы забыли о бутоне, это самая важная часть цветка – его часто называют головкой цветка.

У. Рассмотрим раскрывшийся бутон, ставший цветком. Какой он? С чем его можно сравнить? <...>

Приходит время, когда бутон открывает нам свои сокровища: различные по величине и цвету лепесточки, похожие на крылышки бабочек или стрекоз, такие же красивые и нежные. Если вни­мательно их рассмотреть, то можно увидеть в их объединении строгий порядок: каждый лепесток прочно держится за сердцевину цветка, которая через стебель питает его силами земли. Все лепе­сточки разные, каждый на своём месте и только все вместе они единое целое – цветок.

Заметив всё это, мы теперь можем понять, как каждому из нас стать открытым радостным чело­веком? <...>

Чтобы суметь открыться для всех, надо поста­раться открыть сначала себя самому себе: надо навести порядок в своей голове, в мыслях о себе. Подумать о себе можно всё, что хочешь. Очень правильно думать о себе хорошо. В тебе есть всё, о чём ты только можешь подумать. У каждого из нас много разных качеств, как лепестков у цветка. Самые сильные из них, которые мы считаем са­мыми красивыми нашими качествами (честность, доброту, ...), представим как сердцевину цветка. Бывает очень трудно понять, хорошее то или иное наше качество или плохое, пока не свяжешь его с мыслями о чём-то явно добром и прекрасном, по­добно тому, как сердцевина цветка связана с зем­лёй. У каждого из нас так много разных качеств, как лепестков у самого пышного цветка.

Но о качествах надо не только думать. Открыва­ются они только в делах и поступках: твоя смелость – это твой смелый поступок; твоя открытость – это то, что ты делаешь: не скрываешь свой некраси­вый поступок, а открыто признаёшь ошибку и ис­правляешь сделанное. И пусть твои мысли станут началом добрых поступков и дел. Именно через них можно открыть себя и понять. Тогда через сердцевину в твои слабые качества потечёт сила земли и преобразит их, раскрасит, сделает яркими и красивыми, радующими окружающих.

Пусть рассматривание красивых цветов укре­пляет в нас желание быть открытыми для себя и для всех. Ведь только так можно увидеть, какие мы есть на самом деле: что в нас уже красиво и к чему надо приложить свои силы, чтобы оно тоже стало красивым. Если ты прячешь плохое внутри себя, боишься открыться, тебе с ним не справиться, по­тому что страх забирает твои силы, которые нужны для добрых дел, в которых ты открываешься для себя и для других и этим их радуешь.

Поэт Расул Гамзатов заметил, что открытые лица могут быть похожи на прекрасные цветы, когда мы без страха смотрим на мир с добрыми желаниями и мыслями:

Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать!

Далее можно предложить детям рассмотреть портреты и найти на них открытые лица, под­метить их особенности, одной из которых может быть мягкость.

У. Итак, закончите предложение: "Когда мы да­рим человеку цветы, мы...". А теперь нарисуйте те цветы, которые Вам бы хотелось подарить кому-то

Вопрос, хорошо ли мы поступаем, срезая цветы, я для себя решаю так. Цветы, расцветающие без на­шей заботы о них, благодаря стараниям самой зем­ли, – это её цветы. Мы можем ими любоваться там, где они растут. Но если цветы выращивают люди, умножая их природное количество, вкладывая свои силы в то, чтобы именно цветов, а не механизмов в жизни нашей стало больше, то они могут их срезать, продавать, дарить, чтобы и там, где цветы не вырос­ли, они тоже были. Главное, чтобы они были везде, чтобы их было много и чтобы через открытость мы все становились причастными к Единому красиво­му Целому и открывали в себе радость.

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2014
№1.
С. 42-44

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.