Арт-задания по мировой художественной культуре

Е.Гундорова,
кандидат педагогических наук, учитель музыки школы №124, преподаватель СИПКРО, г.Самара

Арт-задания по мировой художественной культуре

Программа дополнительного образования
по работе с одарёнными школьниками 9 – 11 классов1

Пояснительная записка

В 2010 году по инициативе Министерства об­разования и науки в список предметов Всероссий­ской олимпиады школьников вошла олимпиада по искусству (МХК). Такой шаг способствует по­вышению статуса предметов искусства в школе и даёт возможность для разработки и внедрения дополнительных образовательных программ в этой области.

Подготовка к олимпиаде по данному предмету требует не только эрудиции, но и опыта решения арт-заданий, навыка учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности. Данная программа предполагает создание благоприятных условий для развития потенциальных способностей детей, до­стижения ими высоких результатов в разных видах художественной и интеллектуальной деятельности, призвана содействовать личностному, полихудоже­ственному, интеллектуальному развитию одарён­ных детей и обеспечить их подготовку к олимпиаде по искусству на основе дистанционных образова­тельных технологий, позволяющих проектировать образовательный маршрут с учётом не только зна­ниевого компонента, но и психо-физиологических особенностей, здоровья его участников.

Интегрированный подход, являющийся осново­полагающим принципом освоения курса "МХК", требует не только знаний по отдельным видам ис­кусств, но установления их родства, обобщения на социально-философском уровне, систематизации представлений и собственных интерпретаций яв­лений культуры. Программа призвана решить на новом качественном уровне проблему постижения взаимодействия искусств в творческом освоении мира, в ценностном осмыслении бытия. Такая направленность программы позволяет учитывать интерес одарённых детей к универсальному обоб­щённому присвоению знаний.

Участвовать в программе могут учащиеся IX–XI классов, прошедшие школьный курс по предмету "Мировая художественная культура", имеющие повышенную мотивацию к познанию, высокий уровень обученности, положительный опыт и до­стижения в предметной, учебно-исследовательской деятельности и художественном творчестве.

Программа состоит из 5 модулей: "Методы ориентирования в мировой художественной куль­туре", "Как воспринимать и оценивать произведе­ния искусства", "Стратегия решения арт-заданий исследовательского типа", "Рассуждение-эссе по теории или философии искусства" и "Творческая проектная работа в области искусства". Каждый блок ориентирован на получение учащимися куль турологического опыта решения 5 типов олимпиадных заданий, которые определены нами в программе как арт-задания. Такое название очер­чивает предметную сферу вопроса – искусство; под­разумевает творческий поиск и нетрадиционные способы решения, которые характерны для самой природы искусства.

Специфической особенностью программы яв­ляется предлагаемый для решения комплекс арт­заданий различного уровня сложности, который одновременно выполняет функцию диагностики. Каждое арт-задание имеет критериальный оце­ночный аппарат, разработанный центральной предметно-методической комиссией всероссийской олимпиады школьников. Это немаловажно для объективности оценки результатов, отслеживания динамики уровня развития участников образова­тельного процесса, анализа деятельности обучаю­щегося и её корректировки.

Кроме предлагаемых программой проверен­ных на практике дидактических и контрольно-измерительных материалов, рекомендуется про­водить тестирование по мировой художественной культуре в системе он-лайн [2].

Программа предусматривает различные фор­мы организации занятий: видеолекции, беседы, диспуты, дискуссии, викторины, тренинги, семи­нарские занятия, консультации, тестирование, защиты исследовательских проектов, культуроло­гические опыты по решению арт-заданий и другие в формате on-line и off-1ine.

Программа предполагает использование различ­ных способов информационного взаимодействия между обучаемым и учебным центром, учащимся и преподавателем, с другими обучаемыми: Интернет, сайты, электронная и обычная почта, чат, виртуаль­ный класс, телефон, интернет-телефонию, вирту­альные конференции, семинары, обсуждения и др.

Учебный курс рассчитан на использование син­хронных (on-line) и асинхронных (off-line) видов обучения в зависимости от поставленных задач освоения тем конкретного модуля. Синхронный способ (on-line) предполагает установку комму­никационной "живой" связи преподавателя с учащимся (учащимися) через Интернет в режиме реального времени. Подобное оперативное общение позволяет тьютору консультировать школьника, проводить культурологические опыты по решению арт-заданий различного типа и уровня сложности, разбирать основные ошибки и другие варианты решения, обмениваться информацией и другое. Средством доставки информации в данном случае будут выступать on-line-конференции, которые позволяют поддерживать различные формы обу­чения и коммуникаций: семинары, обсуждения, обмен опытом, проведение научных конференций, интернет-трансляции видео- и аудиоматериалов.

Асинхронный способ (off-line) даёт возможность школьникам самостоятельно организовать свою познавательную деятельность и выбрать наиболее оптимальное для него время обучения за счёт ис­пользования Интернета и лазерных дисков (СВ­RОМ, ВVВ-R) с записями: видео-лекций, пособий различного рода (документальных, справочных, научных и др.), аудио- или видеоматериалов, контрольно-измерительных инструментов. До­ставка материалов может осуществляться через компьютерные сети или обычную почту. Взаимо­действие с тьютором обеспечивается электронной почтой или через личный сайт преподавателя. Асинхронная система общения школьника с пре­подавателем необходима для обмена информацией (вопросы, советы, дополнительный материал, кон­трольные задания), её анализа в свободное время.

Информационно-коммуникационная среда даёт возможность создать принципиально новые усло­вия для реализации программы:

  • организовать широкое информационное и межличностное взаимодействие;
  • обеспечить выбор источников информации, средств, форм и темпа деятельности с учетом ин­дивидуальных особенностей учащихся;
  • использовать дополнительные инструменты контроля, самоконтроля и коррекции.

Информационно-коммуникационная среда про­граммы активизирует образовательный процесс, делает его характер развивающим, предоставляя свободный выбор ресурсов для обобщения, систе­матизации и углубления знаний, творческого ре­шения арт-заданий, воплощения результатов в раз­ ных формах и видах, в том числе и электронных, способствуя тем самым личностному развитию и обеспечивая результативность интеллектуально-творческого постижения предметной области ~Искусство~.

Произведение искусства может получить различные интерпретации, которые зависят от жизненного, эстетического опыта, настроения, психологического состояния и здоровья человека. Выполняя арт-задания, учащиеся вкладывают в толкование того или иного явления искусства определённый смысл, невольно раскрывая себя как личность, обнаруживая свои психологиче­ские особенности. Поэтому, в процессе освоения содержания различных модулей, преподаватель может ненавязчиво, опосредованно наблюдать за личностным развитием одарённого ребенка.

Предлагаемая система дополнительного обра­зования требует от учащегося представлений об особенностях дистанционного обучения, исполь­зуемых средствах технического и программного обеспечения, способах доставки информации, со­держании предлагаемой к изучению программы. Школьник должен иметь сильную мотивацию к познанию, навыки планирования собственного времени.

Дистанционное обучение позволяет каждому школьнику индивидуально определить времен­ной режим и интенсивность работы над каждым модулем программы. Для достижения наилучших результатов рекомендуется интенсивная подготов­ка к олимпиадным и конкурсным мероприятиям, которая подразумевает проведение занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа.

По окончании реализации программы тьютор совместно с учащимся обговаривает вариант даль­нейшего образовательного маршрута в предметной области "Искусство" и даёт рекомендации, список литературы по самообразованию.

Формы и критерии оценки образовательных достижений учащихся соответствуют методиче­ским рекомендациям, разработанным центральной предметно-методической комиссией всероссийской олимпиады школьников на 2012-2013 у.г. [1] Пред­лагаемые программой арт-задания оцениваются на основании имеющихся рекомендованных кри­териев и учитывают тип задания и его сложность.

Особенностью предлагаемых для выполнения учащимся арт-заданий является их исследователь­ский, обучающий и воспитывающий характер.

Первый тип арт-заданий включает вопро­сы, основанные на отрывках художественных, литературно-критических, искусствоведческих произведений, описывающих узнаваемый шедевр, деятеля культуры, имя или название, и опреде­лить по характерным чертам или признакам, упоминаемым в предлагаемом тексте. Данный тип арт-задания ориентирован на выявление общей эрудиции участника и выявляет сформированность представлений учащихся о жанровых и стили­стических особенностях произведений искусства; умение опознавать явление художественной куль­туры; способность воспроизводить образы одного вида искусства средствами другого вида искусства. Этот тип, названный нами "ориентирование в ми­ровой художественной культуре", даётся в режиме тестирования.

Второй тип арт-заданий проверяет способ­ность эмоционально воспринимать и передавать впечатления от произведения искусства, понимать художественный замысел, рефлексировать и систе­матизировать собственные эмоциональные оценки.

Третий тип арт-заданий проверяет способность участников к сравнительно-сопоставительному анализу двух или нескольких произведений, в том числе разных видов искусства одной эпохи. задание предполагает развёрнутый ответ, требую­щий умения участников обобщать и сравнивать, определять культурно-художественное явление (например, по определению или ряду имён его представителей), видеть общее и систематизиро­вать (например, систематизировать видеоряд путём группировки номеров изображений).

Четвертый тип арт-заданий – рассуждение-эссе по теории или философии искусства. задание не предполагает каких-то особых дополнительных знаний по теории искусства, знакомства с тракта­тами и специальными работами, но направлено на выявление способности самостоятельно мыслить, рассуждать, вырабатывать суждения по поводу тенденций современного культурного развития и доказательно излагать свою точку зрения. Для выполнения задания требуется время, поэтому за­дание такого типа, как правило, одно.

Пятый тип арт-заданий – творческая про­ектная работа, направленная на выявление способностей учащегося: определять социально-культурную проблему в области искусства; при­менять накопленные культурологические знания; самостоятельно проводить исследовательскую деятельность; обрабатывать информационные ис­точники и теоретически обосновывать их выбор; реализовывать замысел в форме арт-объекта; пред­ставлять и обсуждать его в письменной и устной формах.

В результате освоения программы школьники научатся:

  • осознавать духовно-созидательный потенциал и ценностную значимость искусства как формы культуры;
  • ориентироваться в мировой художественной культуре: опознавать виды, жанры, стили искус­ства;
  • воспринимать, оценивать и интерпретировать произведения искусства с эстетической и нрав­ственной позиции;
  • пользоваться культурологическими, искус­ствоведческими методами, методами научного познания для многомерного, многоаспектного ис­следования объектов искусства;
  • уметь выражать свои впечатления о явлениях художественной культуры в форме культурологи­ческого рассуждения-эссе;
  • реализовывать свои способности в художе­ственной практике;
  • разрабатывать творческую проектную работу, представлять и защищать её на публике;
  • применять информационно-коммуникатив­ные технологии для самостоятельного обучения;
  • оценивать результаты лично выполненных заданий.

В систему определения результативности вхо­дит тестирование, контрольные задания исследова­тельского характера, педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, творческая работа, эссе, участие в олимпиаде, защита творческой проект­ной работы, презентация, самоконтроль по ключу, взаимооценка, заключительный мониторинг, кол­лективная рефлексия.

Содержание курса

Модуль I. Методы ориентирования в миро­вой художественной культуре.

Тема 1.1. Культура и искусство в жизни че­ловека и общества.

Теоретическое занятие в формате off-line (видео­лекция). Понятие "культура". Функции культу­ры. Типология культуры: народная, духовная, официальная, массовая культура, классическое искусство. Художественная культура как система ценностей. Искусство как форма культуры. значе­ние искусства. Духовно-созидательный потенциал искусства. Пути и формы освоения искусства.

Основные требования, предъявляемые к выпол­нению участниками арт-заданий на Всероссийской олимпиаде школьников по искусству (МХК). Кри­терии оценивания.

Практическое занятие. Входное тестирование для определения уровня личностной, коммуни­кативной, предметной и метапредметной под­готовленности учащегося, умения справляться с арт-заданиями разного уровня сложности.

Самостоятельная работа с информационными источниками по наращиванию объема знаний по мировой художественной культуре.

Тема 1.2. Искусство и его виды.

Теоретическое занятие в формате off-lгне (видео­лекция). Понятие кискусствон. Многообразие видов искусств: музыка, литература, театр, хо­реография, архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись и графика, фотография, кино, телевидение. Опознание искус­ства по характерным особенностям его языковых средств, форм образного выражения и символики. Родство и взаимодействие искусств. Композиция– цвет–форма–пространство: общее и различное в разных видах искусств.

Практическое занятие в формате on-line (скайп­конференция). Культурологические опыты по решению арт-заданий на опознание типологии культуры, видов искусств, их функций, своеобра­зия. Разбор основных ошибок. Критерии самооце­нивания выполнения арт-заданий первого типа.

Самостоятельная работа. Решение арт-заданий первого типа – ориентирование в мировой художе­ственной культуре. Работа с информационными источниками по наращиванию объема знаний по мировой художественной культуре.

Тема 1.3. Жанровое многообразие искусства.

Теоретическое занятие в формате off-line (видео­лекция). Понятие "жанр". Классификация жанров разных видов искусств. Опознание различных ви­дов искусств по жанровым признакам. Опознание жанра произведения искусства по использованным средствам выразительности. Специфические сред­ства выразительности отдельных видов искусств. Жанровое содержание произведений разных видов искусств. Синтез искусств в пространственно-временных жанрах: опере, мюзикле, кино и др. Характерные жанровые признаки и их значение в синтезе искусств.

Практическое занятие в формате on-line (скайп­конференция). Культурологические опыты по ре­шению арт-заданий первого типа на определение видов искусств по жанровым признакам; опозна­ние жанра произведения по средствам выразитель­ности; характеристика жанрового содержания шедевра. Разбор основных ошибок. Критерии самооценивания выполнения арт-заданий перво­го типа.

Самостоятельная работа. Решение арт-заданий первого типа – ориентирование в мировой художе­ственной культуре. Работа с информационными источниками по наращиванию объема знаний по мировой художественной культуре.

Тема 1.4. Стиль в мировой художественной культуре разных эпох.

Теоретическое занятие в формате off-line (видео­лекция). Понятие "стиль". Поле функционирова­ния стиля. Характерные черты стиля: средневеко­вье, Возрождение, барокко, рококо, классицизм, романтизм, импрессионизм, конструктивизм и др. Опознание стилей различных эпох по жанровым, языковым признакам, по выбору форм художе­ственного воплощения образа. Классификация жанров произведений искусств по стилевой при­надлежности и методы их определения. Временные связи мировой художественной культуры в про­странствах прошлого-настоящего-будущего. Опо­знание шедевров разных эпох, их творцов и стилей.

Практическое занятие в формате on-line (скайп­конференция). Культурологические опыты по ре­шению арт-заданий первого типа на определение видов искусств по жанровым и стилевым призна­кам; опознание жанра произведения по средствам выразительности; опознание стиля произведения по жанровым, языковым признакам; характери­стика жанрового и стилевого содержания шедевра. Разбор основных ошибок. Критерии самооценива­ния выполнения арт-заданий первого типа.

Самостоятельная работа. Решение арт-заданий первого типа – ориентирование в мировой художе­ственной культуре. Работа с информационными источниками.

Модуль II. Как воспринимать и оценивать произведения искусства.

Тема 2.1. Как воспринимать и оценивать раз­личные виды художественных текстов.

Теоретическое занятие в формате off-line (видео-лекция). Художественный текст как средство коммуникативного общения, ценностно-ориентированная информация о жизни и человеке (бытии мира и бытии в мире). Структура художе­ственного текста. Воздействие текста на аудиторию концепцией, идеей, образами, стилем. Разновид­ности текстов: научный, деловой, художествен­ный. Многозначность трактовок художественного текста. Методика работы с текстом: смысловой анализ; выявление логической и композиционной структуры; установление текстовых внутренних связей; определение и личностная интерпретация проблемной ситуации; характеристика текста с точки зрения социально-культурных, культурно-исторических, общечеловеческих и духовных ценностей.

Тренинг по работе с текстами различных видов искусств в формате on-line. Культурологические опыты диалогового общения с художественным текстом: разгадывание, толкование, извлечение тайного. Собственный художественный перевод образной канвы языка данного произведения ис­кусства на язык другого искусства. Примеры ху­дожественного оценивания текстов произведений искусств.

Самостоятельная работа. Восприятие и оцени­вание художественного текста произведений ис­кусства. Индивидуальная литературная фантазия в определенном стиле. Работа с информационными источниками по наращиванию объема знаний в области определения различных видов искусств.

Тема 2.2. Как воспринимать и оценивать музыкальное произведение.

Теоретическое занятие в формате off-line (видео­лекция). Особенности методов музыкального восприятия произведений искусств: выявление главного настроения; определение средств музы­кальной выразительности; рассмотрение особенно­стей развития художественного образа; опознание главной идеи произведения; понимание позиции автора; нахождение в произведении личностно­го смысла; определение жанровой и стилевой принадлежности, композитора. Эмоционально-ценностная содержательная характеристика музыкального произведения с эстетических и нравственных позиций.

Тренинг по формированию опыта музыкального восприятия и оценивания произведения искусства в формате on-line. Культурологические опыты по решению арт-заданий первого типа на восприятие и оценивание музыкальных произведений. Разбор основных ошибок. Критерии самооценивания вы­полнения арт-заданий первого типа.

Самостоятельная работа. Восприятие и оцени­вание музыкальных произведений отечественной и зарубежной музыки. Работа с информационными источниками по музыкальной литературе по нара­щиванию объема знаний в данной области.

Тема 2.3. Художественно-практический опыт ценностного восприятия произведений искусства.

Тренинг по восприятию и оцениванию произ­ведений искусства в формате on-line (виртуаль­ный класс). Позиционные методы оценивания произведения искусства с различных точек зре­ния: читателя, слушателя, зрителя, писателя, композитора, критика, художника, хореографа, актера, архитектора, кинематографиста. Методы творческого самовыражения в результате процесса восприятия: создание словесных картин; соотнесе­ния звука и движения; архитектуры и динамики образов; поэтапного открытия произведения через переживание его различных граней; собственное творчество со звуками, образами, пластикой и др. Эмоционально-ценностная содержательная харак­теристика произведения искусства с эстетических и нравственных позиций.

Самостоятельная работа. Решение арт-заданий второго типа – ориентирование в мировой художе­ственной культуре. Работа с информационными источниками по наращиванию объема знаний по мировой художественной культуре.

Модуль III. Стратегия решения арт-заданий исследовательского типа.

Тема 3.1. Особенности арт-заданий исследо­вательского типа.

Теоретическое занятие в формате off-line (видео-лекция). Признаки арт-задания исследо­вательского типа: наличие нескольких произве­дений искусства, разных видов искусств, разных эпох; формулировка вопроса на сравнение, сопо­ставление, обобщение, выделение характерных признаков; рекомендация дать развернутый ответ или пояснить свой выбор художественного явле­ния. Основы стратегии по решению арт-заданий исследовательского типа: определение жанровых и стилистических особенностей арт-объектов, опора на междисциплинарные связи с другими искусствами, выдвижение нескольких гипотез, привлечение информационных источников или справочных материалов, сравнение, сопоставле­ние, обобщение.

Основные требования, предъявляемые к вы­полнению арт-заданий исследовательского типа, в рамках проведения Всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК). Критерии оценивания. Примеры подобных арт-заданий и варианты их решения. Разбор основных ошибок.

Практическое занятие по решению арт-заданий исследовательского типа в формате off-line. Ум­ственная разминка. Самостоятельная работа по решению арт-заданий исследовательского типа. Самопроверка по ключу. Расширение фонда куль­турологических знаний.

Тема 3.2. Методы научного исследования и их преломление в культурологических учебных заданиях.

Теоретическое занятие в формате off-line (видео­лекция). Столкновение с проблемой, изложенной в вопросе. Общелогические методы и приемы по­знания и их специфика: анализ, синтез, абстраги­рование, обобщение, метод сходства и различия, дедукция, моделирование. Особенности работы данных методов в изучении искусства. Примеры арт-заданий исследовательского типа и обсуждение вариантов решения на основе искусствоведческих методов и методов научного познания. Оформление результатов.

Практическое занятие по решению арт-заданий исследовательского типа в формате off-line. Кон­трольная работа по решению арт-заданий исследо­вательского типа.

Тема 3.3. Модели решения арт-заданий ис­следовательского типа.

Консультирование в формате on-line (виртуаль­ный класс). Работа над ошибками, сделанными в контрольной работе. Выявление и объяснение причин допущенных ошибок, выводы. Решение нового комплекта арт-заданий исследовательского типа. Отработка навыков синтаксической, грамма­тической, речевой грамотности, корфографической зоркости. Расширение фонда культурологических знаний.

Модуль IV. Рассуждение-эссе по теории или философии искусства.

Тема 4.1. Как написать эссе.

Теоретическое занятие в формате off-line (видео­лекция). Понятие кэссея. Жанровые и стилистические особенности. Классификация и примеры различных типов (философские, литературно-критические, исторические, художественные и др.), форм (странички из дневника, рецензии, письма и др.), композиций (описательные, пове­ствовательные, критические, аналитические, реф­лексивные) эссе. Структура и план эссе, алгоритм написания. Основные клише и ключевые фразы, помогающие выстроить эссе.

Консультирование по написанию эссе в формате on-line (скайп-конференция). Основные требова­ния, предъявляемые к написанию рассуждения-эссе, в рамках проведения Всероссийской олим­пиады школьников по искусству (МХК). Критерии оценивания. Примеры арт-заданий рассуждения-эссе и варианты их написания. Разбор основных ошибок.

Самостоятельная работа. Отработка алгоритма написания примеров эссе разных типов, форм, композиций.

Тема 4.2. Особенности написания культуро­логического рассуждения-эссе.

Теоретическое занятие в формате off-line (видео­лекция). Эссе как опыт передачи впечатлений от произведений искусства – искусством слова. Осо­бенности культурологического эссе. Определение темы эссе. Перифраз как прием определения глав­ной мысли высказывания, вынесенного в тему. Планирование этапов работы над культурологиче­ским эссе: постановка цели, выделение основных идей, источников информации, сроков окончания представления работы. Структурные элементы эссе и их специфика. Вводная часть: формулиров­ка проблемы, обоснование выбора темы. Основная часть: комментарии к теме, авторское мнение и аргументация обоснования своей позиции. за­ключение. Проблема логичности и обоснованности выводов в эссе. Система ключевых слов.

Консультирование по написанию эссе в формате on-line (скайп-конференция).

Самостоятельная работа. Используя алгоритм, написать разные варианты культурологического рассуждения-эссе в разных формах и композициях.

Тема 4.3. Презентация вариантов культуро­логического рассуждения-эссе обучающихся

Критическая полемика в формате on-line (вир­туальный класс). Коллективное обсуждение эссе. "Сильные" и "слабые" стороны авторского эссе: логичность изложения, четкость и грамотность формулировки мыслей, использование понятий, структурированность информации, установление причинно-следственных связей, иллюстрация те­зиса соответствующими примерами, аргументация выводов. Выражение мыслей, чувств, взглядов и представлений в форме аналогий, ассоциаций, предположений, рассуждений, суждений, аргу­ментов, доводов и т.д.

Самостоятельная работа. Работа над ошибками. Написание нового варианта культурологического рассуждения-эссе с учетом ошибок. Отработка на­выков синтаксической, грамматической, речевой грамотности, "орфографической зоркости".

Модуль V. Творческая проектная работа в области искусства

Тема 5.1. Теоретические и практические осно­вы проектной деятельности учащихся.

Теоретическое занятие в формате off-line (видео­лекция). Сущность понятия "проект". Функции проекта: исследовательская, аналитическая, про­гностическая, преобразующая, нормирующая. Алгоритм проектной деятельности: осознание проблемы (актуальность проекта); постановка цели, определение комплекса задач, описание предполагаемого результата (разработка гипоте­зы); планирование деятельности и определение необходимых ресурсов и источников информации; реализация плана; презентация, самооценка и рефлексия; внешняя оценка деятельности.

Консультирование по выполнению творческой проектной работы в формате on-line (виртуальный класс). Основные требования, предъявляемые к выполнению творческой проектной работы, в рамках проведения Всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК). Критерии оце­нивания. Примеры творческих проектных работ по искусству и варианты их создания. Разбор основных ошибок.

Самостоятельная работа. Разработка проекта на основе предложенного алгоритма. Расширение фонда знаний.

Тема 5.2. Технология учебной творческой проект ной работы по мировой художественной культуре.

Теоретическое занятие в формате off-line (видео­лекция). Проектная работа по искусству как опыт создания социально-значимого арт-объекта. Стра­тегическое планирование проектной деятельности на основе предложенных в задании вопросов. Умоз­рительное представление будущего результата. Этапы проектирования: "диагностика" проблемы, концептуализация, направленность целей и задач на получение конкретного продукта, выбор мето­дов, средств, форм и формата, программирование и планирование хода проекта, его реализация, рефлексия. Представление конечного продукта проекта.

Консультирование по выполнению творческой проектной работы в формате on-line (виртуальный класс).

Самостоятельная работа. Разработка творческой проектной работы по мировой художественной литературе на основе предложенной технологии. Расширение фонда знаний.

Тема 5.3. Защита творческой проектной ра­боты по искусству в режиме скайп-конференции.

защита проекта. Коллективное обсуждение, самооценка, взаимооценка процесса и результата работы. "Сильные" и "слабые" стороны проекта: актуальность темы и предлагаемых решений; ре­альность, практическая направленность и значи­мость работы; объем и полнота разработок; уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, под­ходов, предлагаемых решений; аргументирован­ность предлагаемых решений, подходов, выводов; логичность изложения; четкость и грамотность формулировки мыслей; использование понятий; структурированность информации; установление причинно-следственных связей.

Рекомендации по содержательному наполнению проектной работы, взаимодействии темы, целей, задач и путей их решения. Работа над ошибками. Написание нового варианта творческой проектной работы по искусству с учетом ошибок. Отработка навыков синтаксической, грамматической, рече­вой грамотности, "орфографической зоркости".

Разработка критериев оценки творческого проек­та. Оценивание процесса и результата проектной деятельности.

Тема 5.4. Мониторинг.

Диагностика результативности освоения про­граммы на основе самостоятельного решения уча­щимися олимпиадных арт-заданий. Обсуждение результатов с компетентными лицами. Прогноз дальнейшего развития учащегося по данному на­правлению, составление рекомендаций.

Учащимся предлагается освоить теоретические темы программы, используя видеолекции и до­полнительные источники (учебники, справочно-энциклопедические издания в печатных и электрон­ных вариантах, аудио- и видеоматериалы). Чтобы сформировать у обучаемых целостное представление о предлагаемой для изучения теме, преподавателям рекомендуется компоновать материал видеолекции крупными блоками, с использованием опорных сигналов, структурно-логических схем, таблиц, медиасредств. При этом обязательным является интегративный подход, который дает возможность провести многоаспектный, многомерный анализ лю­бого объекта познания и создает объемное представ­ление о нем. В качестве дополнительного материала учащимся можно предложить самостоятельный просмотр документальных и научных фильмов по изучаемому модулю программы.

Углубление, обобщение и систематизация зна­ний по каждой теме модуля происходят на прак­тическом занятии (семинаре), которое проводится в формате on-line посредством видеоконференций, программы Skype или в виртуальном классе. На таком занятии обучаемые с помощью преподава­теля выполняют культурологические опыты по решению арт-заданий различных типов, разбирают основные ошибки, учатся представлять конечный  результат, консультируются, защищают проекты.

Находясь в виртуальном классе, учащийся ви­дит рабочий стол компьютера преподавателя, его образ, транслируемый через веб-камеру. Общение осуществляется с помощью обмена быстрыми го­лосовыми и текстовыми сообщениями (чат). При этом школьнику становятся доступны файлы и веб-ссылки, предоставленные педагогом. Подоб­ные занятия назначаются тьютором и проходят в определенное время, о котором ребята узнают по электронной почте или на личном сайте препо­давателя.

Учебную консультацию по освоению модулей и отдельных тем программы можно получить как on­line (Skype), так и off-line, связавшись с тьютором посредством электронной почты или чат-программ.

закрепляют каждую тему школьники самостоя­тельно на основе присылаемых преподавателем по электронной почте контрольно-измерительных материалов, тестов. Выполненные задания могут оцениваться: самими учащимися по имеющим­ся критериям, тьютором, другими учащимися с целью обмена опытом. Работы направляются в электронном виде. Кроме вышеизложенной фор­мы, закрепление материала можно проводить в форме олимпиады или викторины с помощью чатов, onlineтестирования и других современных технологий.

По окончании обучения проводится мониторинг успешности овладения учащимися содержания программы с помощью контрольно-измерительных материалов, записанных на отдельном диске. От­веты присылаются преподавателю по электронной почте, и в режиме видеоконференции обсуждаются итоги мониторинга.

1 Печатается с сокращениями.

 

 

 

Искусство в школе: 
2014
№1.
С. 36-42

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.