Арт-задания по мировой художественной культуре
Арт-задания по мировой художественной культуре
Программа дополнительного образования
по работе с одарёнными школьниками 9 – 11 классов1
В 2010 году по инициативе Министерства образования и науки в список предметов Всероссийской олимпиады школьников вошла олимпиада по искусству (МХК). Такой шаг способствует повышению статуса предметов искусства в школе и даёт возможность для разработки и внедрения дополнительных образовательных программ в этой области.
Подготовка к олимпиаде по данному предмету требует не только эрудиции, но и опыта решения арт-заданий, навыка учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности. Данная программа предполагает создание благоприятных условий для развития потенциальных способностей детей, достижения ими высоких результатов в разных видах художественной и интеллектуальной деятельности, призвана содействовать личностному, полихудожественному, интеллектуальному развитию одарённых детей и обеспечить их подготовку к олимпиаде по искусству на основе дистанционных образовательных технологий, позволяющих проектировать образовательный маршрут с учётом не только знаниевого компонента, но и психо-физиологических особенностей, здоровья его участников.
Интегрированный подход, являющийся основополагающим принципом освоения курса "МХК", требует не только знаний по отдельным видам искусств, но установления их родства, обобщения на социально-философском уровне, систематизации представлений и собственных интерпретаций явлений культуры. Программа призвана решить на новом качественном уровне проблему постижения взаимодействия искусств в творческом освоении мира, в ценностном осмыслении бытия. Такая направленность программы позволяет учитывать интерес одарённых детей к универсальному обобщённому присвоению знаний.
Участвовать в программе могут учащиеся IX–XI классов, прошедшие школьный курс по предмету "Мировая художественная культура", имеющие повышенную мотивацию к познанию, высокий уровень обученности, положительный опыт и достижения в предметной, учебно-исследовательской деятельности и художественном творчестве.
Программа состоит из 5 модулей: "Методы ориентирования в мировой художественной культуре", "Как воспринимать и оценивать произведения искусства", "Стратегия решения арт-заданий исследовательского типа", "Рассуждение-эссе по теории или философии искусства" и "Творческая проектная работа в области искусства". Каждый блок ориентирован на получение учащимися куль турологического опыта решения 5 типов олимпиадных заданий, которые определены нами в программе как арт-задания. Такое название очерчивает предметную сферу вопроса – искусство; подразумевает творческий поиск и нетрадиционные способы решения, которые характерны для самой природы искусства.
Специфической особенностью программы является предлагаемый для решения комплекс артзаданий различного уровня сложности, который одновременно выполняет функцию диагностики. Каждое арт-задание имеет критериальный оценочный аппарат, разработанный центральной предметно-методической комиссией всероссийской олимпиады школьников. Это немаловажно для объективности оценки результатов, отслеживания динамики уровня развития участников образовательного процесса, анализа деятельности обучающегося и её корректировки.
Кроме предлагаемых программой проверенных на практике дидактических и контрольно-измерительных материалов, рекомендуется проводить тестирование по мировой художественной культуре в системе он-лайн [2].
Программа предусматривает различные формы организации занятий: видеолекции, беседы, диспуты, дискуссии, викторины, тренинги, семинарские занятия, консультации, тестирование, защиты исследовательских проектов, культурологические опыты по решению арт-заданий и другие в формате on-line и off-1ine.
Программа предполагает использование различных способов информационного взаимодействия между обучаемым и учебным центром, учащимся и преподавателем, с другими обучаемыми: Интернет, сайты, электронная и обычная почта, чат, виртуальный класс, телефон, интернет-телефонию, виртуальные конференции, семинары, обсуждения и др.
Учебный курс рассчитан на использование синхронных (on-line) и асинхронных (off-line) видов обучения в зависимости от поставленных задач освоения тем конкретного модуля. Синхронный способ (on-line) предполагает установку коммуникационной "живой" связи преподавателя с учащимся (учащимися) через Интернет в режиме реального времени. Подобное оперативное общение позволяет тьютору консультировать школьника, проводить культурологические опыты по решению арт-заданий различного типа и уровня сложности, разбирать основные ошибки и другие варианты решения, обмениваться информацией и другое. Средством доставки информации в данном случае будут выступать on-line-конференции, которые позволяют поддерживать различные формы обучения и коммуникаций: семинары, обсуждения, обмен опытом, проведение научных конференций, интернет-трансляции видео- и аудиоматериалов.
Асинхронный способ (off-line) даёт возможность школьникам самостоятельно организовать свою познавательную деятельность и выбрать наиболее оптимальное для него время обучения за счёт использования Интернета и лазерных дисков (СВRОМ, ВVВ-R) с записями: видео-лекций, пособий различного рода (документальных, справочных, научных и др.), аудио- или видеоматериалов, контрольно-измерительных инструментов. Доставка материалов может осуществляться через компьютерные сети или обычную почту. Взаимодействие с тьютором обеспечивается электронной почтой или через личный сайт преподавателя. Асинхронная система общения школьника с преподавателем необходима для обмена информацией (вопросы, советы, дополнительный материал, контрольные задания), её анализа в свободное время.
Информационно-коммуникационная среда даёт возможность создать принципиально новые условия для реализации программы:
- организовать широкое информационное и межличностное взаимодействие;
- обеспечить выбор источников информации, средств, форм и темпа деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- использовать дополнительные инструменты контроля, самоконтроля и коррекции.
Информационно-коммуникационная среда программы активизирует образовательный процесс, делает его характер развивающим, предоставляя свободный выбор ресурсов для обобщения, систематизации и углубления знаний, творческого решения арт-заданий, воплощения результатов в раз ных формах и видах, в том числе и электронных, способствуя тем самым личностному развитию и обеспечивая результативность интеллектуально-творческого постижения предметной области ~Искусство~.
Произведение искусства может получить различные интерпретации, которые зависят от жизненного, эстетического опыта, настроения, психологического состояния и здоровья человека. Выполняя арт-задания, учащиеся вкладывают в толкование того или иного явления искусства определённый смысл, невольно раскрывая себя как личность, обнаруживая свои психологические особенности. Поэтому, в процессе освоения содержания различных модулей, преподаватель может ненавязчиво, опосредованно наблюдать за личностным развитием одарённого ребенка.
Предлагаемая система дополнительного образования требует от учащегося представлений об особенностях дистанционного обучения, используемых средствах технического и программного обеспечения, способах доставки информации, содержании предлагаемой к изучению программы. Школьник должен иметь сильную мотивацию к познанию, навыки планирования собственного времени.
Дистанционное обучение позволяет каждому школьнику индивидуально определить временной режим и интенсивность работы над каждым модулем программы. Для достижения наилучших результатов рекомендуется интенсивная подготовка к олимпиадным и конкурсным мероприятиям, которая подразумевает проведение занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа.
По окончании реализации программы тьютор совместно с учащимся обговаривает вариант дальнейшего образовательного маршрута в предметной области "Искусство" и даёт рекомендации, список литературы по самообразованию.
Формы и критерии оценки образовательных достижений учащихся соответствуют методическим рекомендациям, разработанным центральной предметно-методической комиссией всероссийской олимпиады школьников на 2012-2013 у.г. [1] Предлагаемые программой арт-задания оцениваются на основании имеющихся рекомендованных критериев и учитывают тип задания и его сложность.
Особенностью предлагаемых для выполнения учащимся арт-заданий является их исследовательский, обучающий и воспитывающий характер.
Первый тип арт-заданий включает вопросы, основанные на отрывках художественных, литературно-критических, искусствоведческих произведений, описывающих узнаваемый шедевр, деятеля культуры, имя или название, и определить по характерным чертам или признакам, упоминаемым в предлагаемом тексте. Данный тип арт-задания ориентирован на выявление общей эрудиции участника и выявляет сформированность представлений учащихся о жанровых и стилистических особенностях произведений искусства; умение опознавать явление художественной культуры; способность воспроизводить образы одного вида искусства средствами другого вида искусства. Этот тип, названный нами "ориентирование в мировой художественной культуре", даётся в режиме тестирования.
Второй тип арт-заданий проверяет способность эмоционально воспринимать и передавать впечатления от произведения искусства, понимать художественный замысел, рефлексировать и систематизировать собственные эмоциональные оценки.
Третий тип арт-заданий проверяет способность участников к сравнительно-сопоставительному анализу двух или нескольких произведений, в том числе разных видов искусства одной эпохи. задание предполагает развёрнутый ответ, требующий умения участников обобщать и сравнивать, определять культурно-художественное явление (например, по определению или ряду имён его представителей), видеть общее и систематизировать (например, систематизировать видеоряд путём группировки номеров изображений).
Четвертый тип арт-заданий – рассуждение-эссе по теории или философии искусства. задание не предполагает каких-то особых дополнительных знаний по теории искусства, знакомства с трактатами и специальными работами, но направлено на выявление способности самостоятельно мыслить, рассуждать, вырабатывать суждения по поводу тенденций современного культурного развития и доказательно излагать свою точку зрения. Для выполнения задания требуется время, поэтому задание такого типа, как правило, одно.
Пятый тип арт-заданий – творческая проектная работа, направленная на выявление способностей учащегося: определять социально-культурную проблему в области искусства; применять накопленные культурологические знания; самостоятельно проводить исследовательскую деятельность; обрабатывать информационные источники и теоретически обосновывать их выбор; реализовывать замысел в форме арт-объекта; представлять и обсуждать его в письменной и устной формах.
В результате освоения программы школьники научатся:
- осознавать духовно-созидательный потенциал и ценностную значимость искусства как формы культуры;
- ориентироваться в мировой художественной культуре: опознавать виды, жанры, стили искусства;
- воспринимать, оценивать и интерпретировать произведения искусства с эстетической и нравственной позиции;
- пользоваться культурологическими, искусствоведческими методами, методами научного познания для многомерного, многоаспектного исследования объектов искусства;
- уметь выражать свои впечатления о явлениях художественной культуры в форме культурологического рассуждения-эссе;
- реализовывать свои способности в художественной практике;
- разрабатывать творческую проектную работу, представлять и защищать её на публике;
- применять информационно-коммуникативные технологии для самостоятельного обучения;
- оценивать результаты лично выполненных заданий.
В систему определения результативности входит тестирование, контрольные задания исследовательского характера, педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, творческая работа, эссе, участие в олимпиаде, защита творческой проектной работы, презентация, самоконтроль по ключу, взаимооценка, заключительный мониторинг, коллективная рефлексия.
Содержание курса
Модуль I. Методы ориентирования в мировой художественной культуре.
Тема 1.1. Культура и искусство в жизни человека и общества.
Теоретическое занятие в формате off-line (видеолекция). Понятие "культура". Функции культуры. Типология культуры: народная, духовная, официальная, массовая культура, классическое искусство. Художественная культура как система ценностей. Искусство как форма культуры. значение искусства. Духовно-созидательный потенциал искусства. Пути и формы освоения искусства.
Основные требования, предъявляемые к выполнению участниками арт-заданий на Всероссийской олимпиаде школьников по искусству (МХК). Критерии оценивания.
Практическое занятие. Входное тестирование для определения уровня личностной, коммуникативной, предметной и метапредметной подготовленности учащегося, умения справляться с арт-заданиями разного уровня сложности.
Самостоятельная работа с информационными источниками по наращиванию объема знаний по мировой художественной культуре.
Тема 1.2. Искусство и его виды.
Теоретическое занятие в формате off-lгне (видеолекция). Понятие кискусствон. Многообразие видов искусств: музыка, литература, театр, хореография, архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись и графика, фотография, кино, телевидение. Опознание искусства по характерным особенностям его языковых средств, форм образного выражения и символики. Родство и взаимодействие искусств. Композиция– цвет–форма–пространство: общее и различное в разных видах искусств.
Практическое занятие в формате on-line (скайпконференция). Культурологические опыты по решению арт-заданий на опознание типологии культуры, видов искусств, их функций, своеобразия. Разбор основных ошибок. Критерии самооценивания выполнения арт-заданий первого типа.
Самостоятельная работа. Решение арт-заданий первого типа – ориентирование в мировой художественной культуре. Работа с информационными источниками по наращиванию объема знаний по мировой художественной культуре.
Тема 1.3. Жанровое многообразие искусства.
Теоретическое занятие в формате off-line (видеолекция). Понятие "жанр". Классификация жанров разных видов искусств. Опознание различных видов искусств по жанровым признакам. Опознание жанра произведения искусства по использованным средствам выразительности. Специфические средства выразительности отдельных видов искусств. Жанровое содержание произведений разных видов искусств. Синтез искусств в пространственно-временных жанрах: опере, мюзикле, кино и др. Характерные жанровые признаки и их значение в синтезе искусств.
Практическое занятие в формате on-line (скайпконференция). Культурологические опыты по решению арт-заданий первого типа на определение видов искусств по жанровым признакам; опознание жанра произведения по средствам выразительности; характеристика жанрового содержания шедевра. Разбор основных ошибок. Критерии самооценивания выполнения арт-заданий первого типа.
Самостоятельная работа. Решение арт-заданий первого типа – ориентирование в мировой художественной культуре. Работа с информационными источниками по наращиванию объема знаний по мировой художественной культуре.
Тема 1.4. Стиль в мировой художественной культуре разных эпох.
Теоретическое занятие в формате off-line (видеолекция). Понятие "стиль". Поле функционирования стиля. Характерные черты стиля: средневековье, Возрождение, барокко, рококо, классицизм, романтизм, импрессионизм, конструктивизм и др. Опознание стилей различных эпох по жанровым, языковым признакам, по выбору форм художественного воплощения образа. Классификация жанров произведений искусств по стилевой принадлежности и методы их определения. Временные связи мировой художественной культуры в пространствах прошлого-настоящего-будущего. Опознание шедевров разных эпох, их творцов и стилей.
Практическое занятие в формате on-line (скайпконференция). Культурологические опыты по решению арт-заданий первого типа на определение видов искусств по жанровым и стилевым признакам; опознание жанра произведения по средствам выразительности; опознание стиля произведения по жанровым, языковым признакам; характеристика жанрового и стилевого содержания шедевра. Разбор основных ошибок. Критерии самооценивания выполнения арт-заданий первого типа.
Самостоятельная работа. Решение арт-заданий первого типа – ориентирование в мировой художественной культуре. Работа с информационными источниками.
Модуль II. Как воспринимать и оценивать произведения искусства.
Тема 2.1. Как воспринимать и оценивать различные виды художественных текстов.
Теоретическое занятие в формате off-line (видео-лекция). Художественный текст как средство коммуникативного общения, ценностно-ориентированная информация о жизни и человеке (бытии мира и бытии в мире). Структура художественного текста. Воздействие текста на аудиторию концепцией, идеей, образами, стилем. Разновидности текстов: научный, деловой, художественный. Многозначность трактовок художественного текста. Методика работы с текстом: смысловой анализ; выявление логической и композиционной структуры; установление текстовых внутренних связей; определение и личностная интерпретация проблемной ситуации; характеристика текста с точки зрения социально-культурных, культурно-исторических, общечеловеческих и духовных ценностей.
Тренинг по работе с текстами различных видов искусств в формате on-line. Культурологические опыты диалогового общения с художественным текстом: разгадывание, толкование, извлечение тайного. Собственный художественный перевод образной канвы языка данного произведения искусства на язык другого искусства. Примеры художественного оценивания текстов произведений искусств.
Самостоятельная работа. Восприятие и оценивание художественного текста произведений искусства. Индивидуальная литературная фантазия в определенном стиле. Работа с информационными источниками по наращиванию объема знаний в области определения различных видов искусств.
Тема 2.2. Как воспринимать и оценивать музыкальное произведение.
Теоретическое занятие в формате off-line (видеолекция). Особенности методов музыкального восприятия произведений искусств: выявление главного настроения; определение средств музыкальной выразительности; рассмотрение особенностей развития художественного образа; опознание главной идеи произведения; понимание позиции автора; нахождение в произведении личностного смысла; определение жанровой и стилевой принадлежности, композитора. Эмоционально-ценностная содержательная характеристика музыкального произведения с эстетических и нравственных позиций.
Тренинг по формированию опыта музыкального восприятия и оценивания произведения искусства в формате on-line. Культурологические опыты по решению арт-заданий первого типа на восприятие и оценивание музыкальных произведений. Разбор основных ошибок. Критерии самооценивания выполнения арт-заданий первого типа.
Самостоятельная работа. Восприятие и оценивание музыкальных произведений отечественной и зарубежной музыки. Работа с информационными источниками по музыкальной литературе по наращиванию объема знаний в данной области.
Тема 2.3. Художественно-практический опыт ценностного восприятия произведений искусства.
Тренинг по восприятию и оцениванию произведений искусства в формате on-line (виртуальный класс). Позиционные методы оценивания произведения искусства с различных точек зрения: читателя, слушателя, зрителя, писателя, композитора, критика, художника, хореографа, актера, архитектора, кинематографиста. Методы творческого самовыражения в результате процесса восприятия: создание словесных картин; соотнесения звука и движения; архитектуры и динамики образов; поэтапного открытия произведения через переживание его различных граней; собственное творчество со звуками, образами, пластикой и др. Эмоционально-ценностная содержательная характеристика произведения искусства с эстетических и нравственных позиций.
Самостоятельная работа. Решение арт-заданий второго типа – ориентирование в мировой художественной культуре. Работа с информационными источниками по наращиванию объема знаний по мировой художественной культуре.
Модуль III. Стратегия решения арт-заданий исследовательского типа.
Тема 3.1. Особенности арт-заданий исследовательского типа.
Теоретическое занятие в формате off-line (видео-лекция). Признаки арт-задания исследовательского типа: наличие нескольких произведений искусства, разных видов искусств, разных эпох; формулировка вопроса на сравнение, сопоставление, обобщение, выделение характерных признаков; рекомендация дать развернутый ответ или пояснить свой выбор художественного явления. Основы стратегии по решению арт-заданий исследовательского типа: определение жанровых и стилистических особенностей арт-объектов, опора на междисциплинарные связи с другими искусствами, выдвижение нескольких гипотез, привлечение информационных источников или справочных материалов, сравнение, сопоставление, обобщение.
Основные требования, предъявляемые к выполнению арт-заданий исследовательского типа, в рамках проведения Всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК). Критерии оценивания. Примеры подобных арт-заданий и варианты их решения. Разбор основных ошибок.
Практическое занятие по решению арт-заданий исследовательского типа в формате off-line. Умственная разминка. Самостоятельная работа по решению арт-заданий исследовательского типа. Самопроверка по ключу. Расширение фонда культурологических знаний.
Тема 3.2. Методы научного исследования и их преломление в культурологических учебных заданиях.
Теоретическое занятие в формате off-line (видеолекция). Столкновение с проблемой, изложенной в вопросе. Общелогические методы и приемы познания и их специфика: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, метод сходства и различия, дедукция, моделирование. Особенности работы данных методов в изучении искусства. Примеры арт-заданий исследовательского типа и обсуждение вариантов решения на основе искусствоведческих методов и методов научного познания. Оформление результатов.
Практическое занятие по решению арт-заданий исследовательского типа в формате off-line. Контрольная работа по решению арт-заданий исследовательского типа.
Тема 3.3. Модели решения арт-заданий исследовательского типа.
Консультирование в формате on-line (виртуальный класс). Работа над ошибками, сделанными в контрольной работе. Выявление и объяснение причин допущенных ошибок, выводы. Решение нового комплекта арт-заданий исследовательского типа. Отработка навыков синтаксической, грамматической, речевой грамотности, корфографической зоркости. Расширение фонда культурологических знаний.
Модуль IV. Рассуждение-эссе по теории или философии искусства.
Тема 4.1. Как написать эссе.
Теоретическое занятие в формате off-line (видеолекция). Понятие кэссея. Жанровые и стилистические особенности. Классификация и примеры различных типов (философские, литературно-критические, исторические, художественные и др.), форм (странички из дневника, рецензии, письма и др.), композиций (описательные, повествовательные, критические, аналитические, рефлексивные) эссе. Структура и план эссе, алгоритм написания. Основные клише и ключевые фразы, помогающие выстроить эссе.
Консультирование по написанию эссе в формате on-line (скайп-конференция). Основные требования, предъявляемые к написанию рассуждения-эссе, в рамках проведения Всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК). Критерии оценивания. Примеры арт-заданий рассуждения-эссе и варианты их написания. Разбор основных ошибок.
Самостоятельная работа. Отработка алгоритма написания примеров эссе разных типов, форм, композиций.
Тема 4.2. Особенности написания культурологического рассуждения-эссе.
Теоретическое занятие в формате off-line (видеолекция). Эссе как опыт передачи впечатлений от произведений искусства – искусством слова. Особенности культурологического эссе. Определение темы эссе. Перифраз как прием определения главной мысли высказывания, вынесенного в тему. Планирование этапов работы над культурологическим эссе: постановка цели, выделение основных идей, источников информации, сроков окончания представления работы. Структурные элементы эссе и их специфика. Вводная часть: формулировка проблемы, обоснование выбора темы. Основная часть: комментарии к теме, авторское мнение и аргументация обоснования своей позиции. заключение. Проблема логичности и обоснованности выводов в эссе. Система ключевых слов.
Консультирование по написанию эссе в формате on-line (скайп-конференция).
Самостоятельная работа. Используя алгоритм, написать разные варианты культурологического рассуждения-эссе в разных формах и композициях.
Тема 4.3. Презентация вариантов культурологического рассуждения-эссе обучающихся
Критическая полемика в формате on-line (виртуальный класс). Коллективное обсуждение эссе. "Сильные" и "слабые" стороны авторского эссе: логичность изложения, четкость и грамотность формулировки мыслей, использование понятий, структурированность информации, установление причинно-следственных связей, иллюстрация тезиса соответствующими примерами, аргументация выводов. Выражение мыслей, чувств, взглядов и представлений в форме аналогий, ассоциаций, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д.
Самостоятельная работа. Работа над ошибками. Написание нового варианта культурологического рассуждения-эссе с учетом ошибок. Отработка навыков синтаксической, грамматической, речевой грамотности, "орфографической зоркости".
Модуль V. Творческая проектная работа в области искусства
Тема 5.1. Теоретические и практические основы проектной деятельности учащихся.
Теоретическое занятие в формате off-line (видеолекция). Сущность понятия "проект". Функции проекта: исследовательская, аналитическая, прогностическая, преобразующая, нормирующая. Алгоритм проектной деятельности: осознание проблемы (актуальность проекта); постановка цели, определение комплекса задач, описание предполагаемого результата (разработка гипотезы); планирование деятельности и определение необходимых ресурсов и источников информации; реализация плана; презентация, самооценка и рефлексия; внешняя оценка деятельности.
Консультирование по выполнению творческой проектной работы в формате on-line (виртуальный класс). Основные требования, предъявляемые к выполнению творческой проектной работы, в рамках проведения Всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК). Критерии оценивания. Примеры творческих проектных работ по искусству и варианты их создания. Разбор основных ошибок.
Самостоятельная работа. Разработка проекта на основе предложенного алгоритма. Расширение фонда знаний.
Тема 5.2. Технология учебной творческой проект ной работы по мировой художественной культуре.
Теоретическое занятие в формате off-line (видеолекция). Проектная работа по искусству как опыт создания социально-значимого арт-объекта. Стратегическое планирование проектной деятельности на основе предложенных в задании вопросов. Умозрительное представление будущего результата. Этапы проектирования: "диагностика" проблемы, концептуализация, направленность целей и задач на получение конкретного продукта, выбор методов, средств, форм и формата, программирование и планирование хода проекта, его реализация, рефлексия. Представление конечного продукта проекта.
Консультирование по выполнению творческой проектной работы в формате on-line (виртуальный класс).
Самостоятельная работа. Разработка творческой проектной работы по мировой художественной литературе на основе предложенной технологии. Расширение фонда знаний.
Тема 5.3. Защита творческой проектной работы по искусству в режиме скайп-конференции.
защита проекта. Коллективное обсуждение, самооценка, взаимооценка процесса и результата работы. "Сильные" и "слабые" стороны проекта: актуальность темы и предлагаемых решений; реальность, практическая направленность и значимость работы; объем и полнота разработок; уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений; аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов; логичность изложения; четкость и грамотность формулировки мыслей; использование понятий; структурированность информации; установление причинно-следственных связей.
Рекомендации по содержательному наполнению проектной работы, взаимодействии темы, целей, задач и путей их решения. Работа над ошибками. Написание нового варианта творческой проектной работы по искусству с учетом ошибок. Отработка навыков синтаксической, грамматической, речевой грамотности, "орфографической зоркости".
Разработка критериев оценки творческого проекта. Оценивание процесса и результата проектной деятельности.
Тема 5.4. Мониторинг.
Диагностика результативности освоения программы на основе самостоятельного решения учащимися олимпиадных арт-заданий. Обсуждение результатов с компетентными лицами. Прогноз дальнейшего развития учащегося по данному направлению, составление рекомендаций.
Учащимся предлагается освоить теоретические темы программы, используя видеолекции и дополнительные источники (учебники, справочно-энциклопедические издания в печатных и электронных вариантах, аудио- и видеоматериалы). Чтобы сформировать у обучаемых целостное представление о предлагаемой для изучения теме, преподавателям рекомендуется компоновать материал видеолекции крупными блоками, с использованием опорных сигналов, структурно-логических схем, таблиц, медиасредств. При этом обязательным является интегративный подход, который дает возможность провести многоаспектный, многомерный анализ любого объекта познания и создает объемное представление о нем. В качестве дополнительного материала учащимся можно предложить самостоятельный просмотр документальных и научных фильмов по изучаемому модулю программы.
Углубление, обобщение и систематизация знаний по каждой теме модуля происходят на практическом занятии (семинаре), которое проводится в формате on-line посредством видеоконференций, программы Skype или в виртуальном классе. На таком занятии обучаемые с помощью преподавателя выполняют культурологические опыты по решению арт-заданий различных типов, разбирают основные ошибки, учатся представлять конечный результат, консультируются, защищают проекты.
Находясь в виртуальном классе, учащийся видит рабочий стол компьютера преподавателя, его образ, транслируемый через веб-камеру. Общение осуществляется с помощью обмена быстрыми голосовыми и текстовыми сообщениями (чат). При этом школьнику становятся доступны файлы и веб-ссылки, предоставленные педагогом. Подобные занятия назначаются тьютором и проходят в определенное время, о котором ребята узнают по электронной почте или на личном сайте преподавателя.
Учебную консультацию по освоению модулей и отдельных тем программы можно получить как online (Skype), так и off-line, связавшись с тьютором посредством электронной почты или чат-программ.
закрепляют каждую тему школьники самостоятельно на основе присылаемых преподавателем по электронной почте контрольно-измерительных материалов, тестов. Выполненные задания могут оцениваться: самими учащимися по имеющимся критериям, тьютором, другими учащимися с целью обмена опытом. Работы направляются в электронном виде. Кроме вышеизложенной формы, закрепление материала можно проводить в форме олимпиады или викторины с помощью чатов, onlineтестирования и других современных технологий.
По окончании обучения проводится мониторинг успешности овладения учащимися содержания программы с помощью контрольно-измерительных материалов, записанных на отдельном диске. Ответы присылаются преподавателю по электронной почте, и в режиме видеоконференции обсуждаются итоги мониторинга.
1 Печатается с сокращениями.
Оставить комментарий