Воспоминания о Корине
И.Ципин
Воспоминания о Корине
В юности я часто бывал в гостях у художника Корина. Павел Дмитриевич жил с женой Прасковьей Тихоновной и большим эрдель-терьером на Малой Пироговке. Там же была и мастерская художника. Дом, где он жил и работал, подарил ему М.Горький. Павел Дмитриевич происходил из потомственной семьи палехских иконописцев. У него была одна из лучших в России коллекция икон. Они развешаны по всему дому. Однажды, когда я был у него в гостях, к нему приехала Фурцева, тогда министр культуры. Посмотрев работы художника и коллекцию икон, осталась очень довольна увиденным, но сделала ему замечание: "Почему у Вас ни в мастерской, ни в комнатах не висят огнетушители?". На следующий день приехал грузовик с грудой огромных красных уродин, точно такие же, как вешают в цехах заводов. Рабочие быстро развесили их по всему дому. Весь следующий день мы с Павлом Дмитриевичем относили их в кладовку до следующего посещения начальства. Благо оно не очень жаловало его своими наездами. Корин бы не в фаворе у "верхушки" страны и у Академии художеств. Будучи классиком русской живописи, почти не выставлялся, не участвовал в её мероприятиях.
Тематика его работ не вписывалась в социалистический реализм. Да и глубокая религиозность художника не очень поощрялась. Припоминали так же то, что он расписывал усыпальницу великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Только тогда, когда его мозаика украсила станцию метро Комсомольская (кольцевая) и витражи Новослободской. На Павла Дмитриевича посыпались награды. Его приняли в Академию художеств, дали сначала Государственную, а потом и Ленинскую премии.
До того его одноэтажный и уже начавший ветшать деревянный дом, затерявшийся среди современных московских домов, постоянно был атакован жильцами этих домов. Они носили жалобы и заявления в домоуправление предложением снести его. Мальчишки били стёкла в окнах. Всех их возмущало: почему два непонятных старика и собака живут в отдельном доме в центре Москвы. Дом был спасён от сноса лишь благодаря тому, что являлся подарком Горького. Хорошо, что в то время не было такого бандитизма, как сейчас. Да и тогдашние уголовники не были такими "культурными", как нынешние. Не знали стоимости настоящим ценностям. Дом охранял лишь старый эрдель.
Несмотря на свой замкнутый образ жизни, Павел Дмитриевич был очень радушным хозяином. И даже меня, полузнакомого 19-летнего мальчишку, прежде чем начать разговор или показать свои работы, усаживал за стол напоить чаем и всегда разговаривал со мной как с равным.
Всю стену мастерской занимал огромный чистый холст на подрамнике. Он был на полметра больше картины Иванова 4Явление Христа народу. Это полотно было главной картиной Корина, над которой он работал всю свою жизнь, хотя на полотне не было сделано ни одного мазка. Называлась картина "Русь уходящая". Она была его любовью, его мечтой, до которой он так и не решился дотронуться. Он ежедневно подходил к чистому полотну и долго стоял перед ним. Никто, кроме его самого, не видел, что изображено на нём.
Спустя много лет, я, уже стариком, зашёл в музей Корина. Принёс для музея фотопортрет Павла Дмитриевича, сделанный мной 50 лет назад, с его пожеланием мне. Зашёл в его мастерскую и долго стоял перед огромным чистым холстом. Только сейчас, к старости, поняв, что у каждого человека есть такой же чистый холст, который он так и не сумел написать.
Оставить комментарий