Педагогика искусства в системе общего образования

Педагогика искусства в системе общего образования

Беседа с директором ЦО № 1811 «Измайлово»А.А.Рывкиным

Долгие годы Центр образования «Из­майлово» – базовая  площадка  Инсти­тута  художественного образования  РАО.

Здесь внедрялись и развивались многие идеи социоигрового стиля педагогики. В школе давно и прочно обосновался профессиональный «Театр 111», рабо­тает множество театральных объедине­ний для детей, школьная телестудия и другие творческие объединения. Наш корреспондент А.Никитина беседует с  кандидатом исторических наук, заслуженным учителем школы Россий­ской Федерации, доцентом Департамен­та образовательных программ НИУ ВШЭ А.А.Рывкиным.

– Уважаемый Александр Аронович! Мы обращаемся к Вам, потому что для образовательного сообщества Москвы Вы – представитель той части директоров московских школ, которые реализуют авторское со­держание образования. Не менее важно, что в Вашей школе существует живая художественно-творческая среда, значительное количество педагогов, активно ис­пользующих в своей работе методы педагогики искус­ства, и традиции театрального образования в школе развиваются более чем активно и содержательно.

Как Вы видите, определяете место педагогики искусства в контексте общего образования в своей школе и в московском образовании в целом?

– Думаю, каждое приличное образовательное учреждение должно стремиться строить избыточ­ную образовательную среду, которой без искусства не бывает, потому что сама среда является ис­кусством. Исходя из этого, можно использовать любые виды искусства как образцы человеческой культуры. Но, на мой взгляд, театр здесь – №1, и поэтому мы начали пробовать работать с театром еще 20 лет назад. Я не буду говорить о том, на­сколько наш опыт можно воспроизвести на других площадках. Наверное, можно, но там всё будет по-своему. Однако театр останется самым удобным центром клубного пространства детско-взрослого сообщества. Я не знаю более удачного способа вы­строить общение такого сообщества, и это главная цель существования театра в школе.

Я значительно меньше разбираюсь в практике работы с изобразительным искусством, но тем не менее отдаю себе отчёт, что и изобразительное искусство, и кино, и музыка не меньше, чем театр, нужны школь­ной среде. Кино мы активно ис­пользуем. Очевидно, это связано с синтетическим характером этого вида искусства и доступностью привлечения детей к работе по пониманию художественного про­изведения. Отсюда центральны­ми институциями избыточности школьной среды являются театр и телестудия.

– Какие задачи, не решаемые другими способами, с Вашей точки зрения, решает в современных условиях педагогика искусства в целом и театральная педагогика в част­ности?

- Конечно, это прежде всего интеграция спо­собов, методов, технологий профессиональной подготовки актёров и режиссёров с общим об­разованием. Это не общие слова, а конкретика. Только здесь вырабатывается умение слышать и слушать, умение работать в группе, осуществлять рефлексию, которую внутри классно-урочной системы иным путём "поставить" совершенно нереально. Именно поэтому у нас уже 20 лет идут уроки театра в начальной школе. Они идут именно внутри и в канве общего образования.

Если постановка рефлексии, партнёрского общения, полноценного восприятия где-то на обычных уроках возникает, то только благода­ря гениальности отдельного учителя и вопреки классно-урочной системе. Но гениальных учите­лей мало, крайне мало, и я бы даже не стал рас­сматривать свою школу с этой позиции. Хотя учи­телей, способных к рефлексии, у нас достаточно.

И ещё одна проблема. Она связана с содер­жанием образования: научить ребёнка и самого себя, учителя, понимать тексты. Это проблема № 1. И тесты PISA, проверяющие читательскую грамотность и прогремевшие лет 10 назад, пока­зали, что российские дети слабо умеют работать с текстами: не умеют извлекать информацию и анализировать ее. И это не навет зарубежных экспертов, действительно, мы этого не можем. Не только дети, но и взрослые. А театральная работа учит читать и понимать тексты. Для этого там разработаны специальные разнообразные и эффективные методики.

И есть ещё один существенный поворот темы - педагогическая необходимость реально сфор­мировать понимание и видение проблемы и по­нимание того, как перевести проблему в задачу, вот этому активно учат занятия искусством. Причём, когда ты начинаешь разбираться с ху­дожественным текстом, видеорядом, со светом, тенью и контрастом, ты учишься это делать и более широком поле. Если ты не научишься разбираться в художественных произведениях, то ты никогда не сформируешь своё собствен­ное знание и не проживёшь его. А не прожитое знание не является знанием, это псевдознание, знание "как будто бы" ... Вот что даёт искусство.

- Видите ли Вы какие-то методы и приёмы пе­дагогики искусства, которые могли бы обогатить общеобразовательные уроки, прежде всего, точного, естественнонаучного цикла, а также гуманитарного цикла и начальной школы? Как Вы себе это пред­ставляете?

- Всё зависит от учителя. Если он владеет социоигровыми методами обучения, которые давным-давно прописаны в научных трудах и методических пособиях А.П.Ершовой и В.М.Вукатовым, это, безусловно, можно исполь­зовать на любом уроке. Таких учителей в нашей школе в 90-х годах было практически не менее 60%. Они реально использовали эти методики на своих уроках. А теперь, к сожалению, таких учителей меньше. И отсюда выросла необходи­мость не уповать на умения какого-то отдельного учителя-предметника, а ввести урок театра в учебный план. Причём это занятие, осуществляе­мое наряду с циклом игровых образовательных сессий, по своей форме является не уроком, а образовательной игрой.

- Можно ли, на Ваш взгляд, следуя именно путём создания больших сессионных комплексов, оставить педагогику искусства, и в частности театральную педагогику, в зоне внеурочной деятельности и до­полнительного образования?

- Совершенно очевидно, что нельзя. В 90-е годы ХХ века было позволено производить за­мены по углублению отдельных предметов за счёт искусства и технологий – уроков труда. Их так и нет сейчас в гимназиях – столярного, сле­сарного дела, домоводства, кулинарии, шитья. Истребили. И вот практика показывает, что дети ничего не умеют – ни забить гвоздя, ни что-то сшить. Оказывается, в семье этому теперь тоже научить нельзя: не все родители сами умеют. И я себе представляю, что будет, если убрать уроки Музыки, ИЗО и МХК из программы. Если дирек­торам позволить это, они начнут относить часы на те предметы, которые требуются для сдачи ЕГЭ. Нет, этого делать ни в коем случае нельзя.

Отсутствие искусства в большей степени, чем отсутствие технологий, серьёзнейшим образом вредит развитию ребёнка во всех отношениях. Ребёнок, не проживший в искусстве какие-то открытия, чувство "Эврика!", – это ребёнок, очень много потерявший. На мой взгляд, такой ребёнок, скорее всего, потерян для науки. Там необходима настойчивость в преодолении себя. А эта настойчивость лучше всего вырабатывается в занятиях искусством.

– Если бы перед Вами стояла задача вести переговоры с московским директорским корпусом о необходимости сохранения и развития педагогики искусства в школе и внедрения театральной педа­гогики, как бы Вы аргументировали для своих коллег эту необходимость?

– С чего бы я начал? Все озабочены подготов­кой к ЕГЭ и решениями вопросов, связанных с разделением потоков государственного финан­сирования и родительской оплаты. Я бы ни в коем случае родительскую оплату на искусство не вводил, а на подготовку к ЕГЭ вводил бы. По­чему? А потому что родители будут платить за ЕГЭ, и не факт, что будут платить за искусство. Если спросить родителей: как бы Вы "почисти­ли" учебный план? – они первым делом уберут предметы искусства. Потому что, желая, чтобы их дети были успешными, они зачастую понима­ют эту успешность очень тривиально. Успешно сдал ЕГЭ, поступил в вуз – и жизнь состоялась. А ведь это совсем не так. Но понимание приходит с возрастом и формированием мышления.

Наверное, я бы говорил коллегам о том, ка­кие приросты даёт работа с искусством. Я бы говорил о Детско-взрослой академии, которая у нас существует. Она работает с образцами ис­кусства: живопись, музыка, проза, поэзия, кино. Вот мы только сейчас вернулись из Академии, где дети и взрослые работали с замечательным фильмом Уэса Андерсона "Королевство полной луны". Фильм я видел год назад, когда он толь­ко вышел, и он мне очень запал в душу. Я хотел с ним поработать по той программе, которая у нас запущена для изучения кино. И я был очень рад, когда наши разработчики предложили этот материал. Я считал, что это не очень сложный материал для работы с детьми. Но за пять дней мы вынесли столько смыслов, что я не представ­ляю, чтобы я или другой учитель мог в одиночку это сделать. Это возможно только в коллективно-распределённой деятельности. А она использует­ся активно как раз в театральном искусстве и в театральных методиках. И мы их используем на сессиях Детско-взрослой академии.

Ещё я бы рассказывал о работе с поэзией. На­шёл бы в своей практике аргументы, чтобы не формулировать философских банальностей, пото­му что понимаю, что они не возымеют действия.

Искусство в школе: 
2014
№1.
С. 2-3

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.