Студия «АРТ-РЕЛАКС» – пространство психологической разгрузки учащихся

Е. Шелег, председатель правления БФ «Грани таланта»

Студия «АРТ-РЕЛАКС» – пространство психологической разгрузки учащихся

Выступление на семинаре в Психологическом институте РАО

Мне хотелось бы начать разговор с полушутли­вой, но с глубоким смыслом фразы поэта, государственного деятеля и философа И.В.Гете "Нам следует меньше говорить и больше ри­совать".

В образовательных учреждениях разных стран в настоящее время всё более активно при­меняется психотерапия искусством, поскольку искусство и творчество, как известно, обладают целительной силой. Это является методом, ко­торый может быть успешно реализован в работе с детьми и подростками на базе общеобразова­тельных школ.

Накопленный зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что занятия изобрази­тельным искусством позволяют учить детей творчески выражать свои чувства и эмоции, раз­вивать познавательные способности и вместе с тем оказывают психокоррекционное воздействие, в том числе на детей с эмоциональными и пове­денческими нарушениями, что очень актуально в современном мире.

Созданию в школе изостудии "АРТ-РЕЛАКС" как пространства творческого самовыражения учащихся и их психологической разгрузки в период обучения предшествовала большая ра­бота: поиски путей совершенствования препо­давания предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" и стимулирования заинтересованности учащихся в регулярных за­нятиях творчеством; дополнительная работа с талантливыми и одарёнными детьми, поддержка и содействие учащимся в продолжении художе­ственного образования в специализированных учебных заведениях.

Во многом формированию идеи студии спо­собствовало моё участие в научно-практических семинарах "Мастерская Б.М.Неменского" в 2001–2003 годах в Центре непрерывного худо­жественного образования, где я познакомилась с концепцией Программы "Изобразительное искусство и художественный труд", созданной под руководством академика РАО, народного художника России Б.М.Неменского, по которой стала преподавать этот предмет с 2002 года в школе № 1230 г.Москвы.

Выступление на пленарном заседании "семи­нара Б.М.Неменского" доктора психологических наук А.А.Мелик-Пашаева по проблеме формиро­вания на уроках ИЗО эстетического отношения школьников к миру, дальнейшее знакомство с его научными работами по развитию художественно­го восприятия и концепции выразительности цве­та в детских рисунках определили направление совершенствования моей педагогической работы.

В 2005 году я выступила с инициативой созда­ния при Детской художественной школе имени В.А.Серова Благотворительного фонда, который объединил родителей учащихся, энтузиастов идеи художественного творчества детей как основы гар­моничного развития личности. В 2007 году фондом был разработан проект "Исцеление творчеством", который на многие года, вплоть до настоящего времени, стал приоритетным направлением де­ятельности фонда "Грани таланта". Основной целью фонда стало содействие медицинским уч­реждениям в успешном лечении и реабилитации больных детей в условиях стационара. Так в тече­ние уже 8-ми лет мы организуем психологическое сопровождение искусством и творчеством детей с тяжёлыми врожденными пороками сердца, кото­рые проходят хирургическое лечение в НЦСС~ имени А.Н.Бакулева. Фондом создана концепция Центра творческой реабилитации – организации предметно-пространственной среды для регуляр­ных занятий творчеством детей с ограниченными возможностями здоровья в стационаре. Первый Центр творческой реабилитации фонд оборудо­вал и открыл в 2010 году в детском отделении врождённых пороков сердца Бакулевского кар­диохирургического центра. В течение последую­щих 4-х лет аналогичные центры были открыты республиканских детских больницах г.Перми и г.Саранска, в Детской городской больнице Ns1 г.Санкт-Петербурга.

Фонд имеет успешный опыт создания Студии творчества и релаксации в Куганакском детском доме Стерлитамакского района Республики Башкортостан, которая была открыта в 2012 году. Поддержка проекта фонда руководством дет­ского дома и администрацией района позволила не только создать творческую студию в детском доме, но и ввести в штат должность педагога за счет бюджетных средств района.

Положительный опыт работы в школе и фон­де, естественная тяга детей к изобразительной деятельности создали предпосылки возникнове­ния идеи психологической релаксации учащихся в школе с помощью творческого самовыражения.

В 2010 году я прошла краткосрочное обу­чение в Институте позитивных технологий и консалтинга по программе "Методы арттерапии": Психология цвета, что позволило включить в концепцию работы студии и эти методы. В этом же году на базе школы 112З0 была создана изо­студии "АРТ-РЕЛАКС". Основная цель работы изостудии – адаптация детей к условиям образо­вательного учреждения, снятие эмоционального напряжения, психологическая профилактика и коррекция (в том числе тех из них, кто страдает эмоциональными и поведенческими расстрой­ствами), художественное самовыражение ребён­ка и, как следствие, укрепление здоровья и повы­шение академической успеваемости учащихся.

Работа изостудии предполагает решение ряда таких долгосрочных задач, как развитие у уча­щихся навыков решения своих проблем и их спо­собности справляться со стрессом; совершенство­вание коммуникативных навыков; способствует процессам формирования целостной личности, неповторимой творческой индивидуальности, помогает ребёнку ощущать себя неотъемлемой частицей окружающего реального мира. Несо­мненно, наиболее эффективно эти задачи могут решаться совместными усилиями руководителя изостудии (педагога или специалиста по артте­рапии), школьных учителей и психологов, при поддержке и участии родителей.

В студию набирались дети школьного возрас­та, от б до 1б лет, по собственному желанию, без какого-либо специального отбора или конкурса. Учащимся, которые изъявили желание зани­маться изобразительным творчеством, предлага­лись занятия в стиле свободного рисования для отдыха и снятия эмоционального напряжения или приобретения навыков в области изобрази­тельного искусства, а также предполагалось соз­дание дополнительного объединения учащихся из группы риска по совместной рекомендации родителей и школьных психологов.

В программу студии включены:

  • занятия, развивающие как познавательные умения и моторные навыки;
  • творческие импровизации в цвете и рисунке;
  • создание творческих графических работ, живописных картин и цветовых композиций по предложенным темам;
  • драматизация живописных, цветовых и гра­фических образов;
  • обсуждение переживаний, символов и обра­зов, заложенных в работах;
  • обучение основам изобразительного искусства в ходе творческого процесса.

Обязательным условием работы изостудии было создание доброжелательной обстановки и всяческое поощрение творчества учащихся, что предоставляло им возможность испытывать чувства успеха и радости от своей деятельности, повышать самооценку.

Полученные в ходе занятий изобразительные материалы в случае необходимости анализирова­лись школьными психологами и в дальнейшем учитывались в индивидуальной работе с учащи­мися, консультировании родителей и педагогов школы. При работе с учащимися из группы ри­ска и по рекомендациям психолога в изостудии использовались такие методы арттерапии, как изотерапия и цветотерапия.

Один единственный рисунок, пусть даже самый простой, может передать очень сложные эмоции и взаимоотношения, заменить долгие часы раз­говоров, выразить переживания души человека. Цветотерапия стимулирует воображение и про­буждает способность ребёнка работать с цветом на интуитивном уровне, используется в практических целях для формирования гармоничного состояния детей и как средство психологической коррекции. Сочетание этих двух методов даёт положительные результаты в нивелировании средствами изобра­зительного искусства психологических проблем учащихся, в частности девиантного поведения.

В этой связи необходимо отметить, что арттера­пией должны заниматься подготовленные специа­листы. Несмотря на то что в нашей стране нет госу­дарственной системы профессиональной подготов­ки арттерапевтов, специальное образование в этой сфере можно получить, например, на коротких и пролонгированных курсах в Санкт-Петербурге и Москве, организованных РОО "Арттерапевтиче­ская ассоциация". Ассоциация является одним из инструментов реализации профессиональной политики арттерапевтического сообщества Рос­сийской Федерации, которую возглавляет доктор медицинских наук Александр Иванович Копытин.

Помимо своей основной задачи, работа с деть­ми, у которых было желание приобрести знания и навыки в области изобразительного искусства, ориентировалась на развитие их таланта и под­готовку к поступлению в художественную школу, в частности в ДХШ им. В.А.Серова.

3а три года работы изостудии "АРТ-РЕЛАКС" был получен интересный положительный опыт работы с учащимися. Работы детей подтверж­дают острую необходимость применения твор­ческих методов релаксации во время учебного процесса.

Вместе с тем работа студии выявила ряд се­рьёзных проблем, пожалуй, характерных для традиционной государственной системы среднего общего образования. На мой взгляд, основная проблема состоит в скептическом отношении не только руководства, преподавательского со­става школы, но и родителей учащихся к уро­кам изобразительного искусства, как к чему-то малозначимому, навязанному программой обя­зательного обучения. В течение более чем 10-ти лет преподавания мне не раз приходилось слы­шать от родителей, что предмет ничего не даёт детям, поскольку большинство не собирается становиться художниками, и поэтому он не ну­жен, по крайней мере, начиная с подросткового возраста. Под естественным влиянием семьи у школьников постепенно, к 11–12 годам, форми­руется отношение к изобразительному искусству, как к предмету неравноправному с математикой или русским языком, тем более после введения обязательной сдачи ЕГЭ и ГИА.

В моей практике исключение составляли лишь несколько одарённых подростков, которые при одобрении родителей с удовольствием занима­лись в творческих объединениях дополнительно­го образования практически до окончания шко­лы. Мне не удалось убедить руководство школы продолжать уроки изобразительного искусства хотя бы до IX класса, и занятия проводились только до VI класса включительно.

В середине "нулевых" годов в школе сокраще­но количество часов на преподавание предметов эстетического цикла (изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура) с 3-х часов до 2-х часов в неделю. Почему-то никто не подумал о том, каким образом можно препо­давать 3 предмета, имея только 2 часа в неделю. В результате единственным выходом было пере­вести занятия изобразительным искусством в дополнительное образование, которое с 2011 года постепенно стало переходить на платную основу.

Эти обстоятельства создали дополнительные проблемы в вопросе организации изобразитель­ного творчества детей и подростков в период обучения в школе. Основными участниками твор­ческого процесса в изостудии "АРТ-РЕЛАКС" стали дети с I по VI классы, хотя изначально предполагалось сделать акцент на работу с уча­щимися подросткового возраста, поскольку это представлялось наиболее важным и отвечало стратегической цели студии. Как ни странно, трудности вызвало и налаживание заинтересован­ного сотрудничества со школьными психологами, которые фактически разграничивали свою деятель­ность и деятельность изостудии.

В 2013 году начался процесс объединения школ, и школа № 1230 стала структурным под­разделением школы № 1232, в результате чего многие преподаватели дополнительного образо­вания, в первую очередь творческих объединений нашей школы, были сокращены.

В результате перечисленных проблем не удалось в полной мере реализовать задуманное: привлечь к творческим занятиям все возрастные катего­рии учащихся, объединить учащихся из группы риска для занятий арттерапией, привлечь к со­вместной работе школьных психологов, наладить заинтересованное сотрудничество с преподавате­лями и родителями подростков.

В заключение мне хотелось бы выразить убеж­дённость в том, что, если рассматривать школу как среду, формирующую здоровую и социально продуктивную личность, то в российских сред­них общеобразовательных учреждениях должны стать обязательными с I по XI классы предмет "Изобразительное искусство и художественный труд", или, как альтернатива, творческие студии психологической разгрузки учащихся, в том числе с использованием методов арттерапии, где в тесном взаимодействии работают педагоги, арттерапевты, школьные психологи и родители. Это, несомненно, сыграет большую роль в укреплении психологиче­ского здоровья молодого поколения страны.

Автор: 
Искусство в школе: 
2015
№4.
С. 44-46

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.