Студия «АРТ-РЕЛАКС» – пространство психологической разгрузки учащихся
Студия «АРТ-РЕЛАКС» – пространство психологической разгрузки учащихся
Выступление на семинаре в Психологическом институте РАО
В образовательных учреждениях разных стран в настоящее время всё более активно применяется психотерапия искусством, поскольку искусство и творчество, как известно, обладают целительной силой. Это является методом, который может быть успешно реализован в работе с детьми и подростками на базе общеобразовательных школ.
Накопленный зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что занятия изобразительным искусством позволяют учить детей творчески выражать свои чувства и эмоции, развивать познавательные способности и вместе с тем оказывают психокоррекционное воздействие, в том числе на детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями, что очень актуально в современном мире.
Созданию в школе изостудии "АРТ-РЕЛАКС" как пространства творческого самовыражения учащихся и их психологической разгрузки в период обучения предшествовала большая работа: поиски путей совершенствования преподавания предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" и стимулирования заинтересованности учащихся в регулярных занятиях творчеством; дополнительная работа с талантливыми и одарёнными детьми, поддержка и содействие учащимся в продолжении художественного образования в специализированных учебных заведениях.
Во многом формированию идеи студии способствовало моё участие в научно-практических семинарах "Мастерская Б.М.Неменского" в 2001–2003 годах в Центре непрерывного художественного образования, где я познакомилась с концепцией Программы "Изобразительное искусство и художественный труд", созданной под руководством академика РАО, народного художника России Б.М.Неменского, по которой стала преподавать этот предмет с 2002 года в школе № 1230 г.Москвы.
Выступление на пленарном заседании "семинара Б.М.Неменского" доктора психологических наук А.А.Мелик-Пашаева по проблеме формирования на уроках ИЗО эстетического отношения школьников к миру, дальнейшее знакомство с его научными работами по развитию художественного восприятия и концепции выразительности цвета в детских рисунках определили направление совершенствования моей педагогической работы.
В 2005 году я выступила с инициативой создания при Детской художественной школе имени В.А.Серова Благотворительного фонда, который объединил родителей учащихся, энтузиастов идеи художественного творчества детей как основы гармоничного развития личности. В 2007 году фондом был разработан проект "Исцеление творчеством", который на многие года, вплоть до настоящего времени, стал приоритетным направлением деятельности фонда "Грани таланта". Основной целью фонда стало содействие медицинским учреждениям в успешном лечении и реабилитации больных детей в условиях стационара. Так в течение уже 8-ми лет мы организуем психологическое сопровождение искусством и творчеством детей с тяжёлыми врожденными пороками сердца, которые проходят хирургическое лечение в НЦСС~ имени А.Н.Бакулева. Фондом создана концепция Центра творческой реабилитации – организации предметно-пространственной среды для регулярных занятий творчеством детей с ограниченными возможностями здоровья в стационаре. Первый Центр творческой реабилитации фонд оборудовал и открыл в 2010 году в детском отделении врождённых пороков сердца Бакулевского кардиохирургического центра. В течение последующих 4-х лет аналогичные центры были открыты республиканских детских больницах г.Перми и г.Саранска, в Детской городской больнице Ns1 г.Санкт-Петербурга.
Фонд имеет успешный опыт создания Студии творчества и релаксации в Куганакском детском доме Стерлитамакского района Республики Башкортостан, которая была открыта в 2012 году. Поддержка проекта фонда руководством детского дома и администрацией района позволила не только создать творческую студию в детском доме, но и ввести в штат должность педагога за счет бюджетных средств района.
Положительный опыт работы в школе и фонде, естественная тяга детей к изобразительной деятельности создали предпосылки возникновения идеи психологической релаксации учащихся в школе с помощью творческого самовыражения.
В 2010 году я прошла краткосрочное обучение в Институте позитивных технологий и консалтинга по программе "Методы арттерапии": Психология цвета, что позволило включить в концепцию работы студии и эти методы. В этом же году на базе школы 112З0 была создана изостудии "АРТ-РЕЛАКС". Основная цель работы изостудии – адаптация детей к условиям образовательного учреждения, снятие эмоционального напряжения, психологическая профилактика и коррекция (в том числе тех из них, кто страдает эмоциональными и поведенческими расстройствами), художественное самовыражение ребёнка и, как следствие, укрепление здоровья и повышение академической успеваемости учащихся.
Работа изостудии предполагает решение ряда таких долгосрочных задач, как развитие у учащихся навыков решения своих проблем и их способности справляться со стрессом; совершенствование коммуникативных навыков; способствует процессам формирования целостной личности, неповторимой творческой индивидуальности, помогает ребёнку ощущать себя неотъемлемой частицей окружающего реального мира. Несомненно, наиболее эффективно эти задачи могут решаться совместными усилиями руководителя изостудии (педагога или специалиста по арттерапии), школьных учителей и психологов, при поддержке и участии родителей.
В студию набирались дети школьного возраста, от б до 1б лет, по собственному желанию, без какого-либо специального отбора или конкурса. Учащимся, которые изъявили желание заниматься изобразительным творчеством, предлагались занятия в стиле свободного рисования для отдыха и снятия эмоционального напряжения или приобретения навыков в области изобразительного искусства, а также предполагалось создание дополнительного объединения учащихся из группы риска по совместной рекомендации родителей и школьных психологов.
В программу студии включены:
- занятия, развивающие как познавательные умения и моторные навыки;
- творческие импровизации в цвете и рисунке;
- создание творческих графических работ, живописных картин и цветовых композиций по предложенным темам;
- драматизация живописных, цветовых и графических образов;
- обсуждение переживаний, символов и образов, заложенных в работах;
- обучение основам изобразительного искусства в ходе творческого процесса.
Обязательным условием работы изостудии было создание доброжелательной обстановки и всяческое поощрение творчества учащихся, что предоставляло им возможность испытывать чувства успеха и радости от своей деятельности, повышать самооценку.
Полученные в ходе занятий изобразительные материалы в случае необходимости анализировались школьными психологами и в дальнейшем учитывались в индивидуальной работе с учащимися, консультировании родителей и педагогов школы. При работе с учащимися из группы риска и по рекомендациям психолога в изостудии использовались такие методы арттерапии, как изотерапия и цветотерапия.
Один единственный рисунок, пусть даже самый простой, может передать очень сложные эмоции и взаимоотношения, заменить долгие часы разговоров, выразить переживания души человека. Цветотерапия стимулирует воображение и пробуждает способность ребёнка работать с цветом на интуитивном уровне, используется в практических целях для формирования гармоничного состояния детей и как средство психологической коррекции. Сочетание этих двух методов даёт положительные результаты в нивелировании средствами изобразительного искусства психологических проблем учащихся, в частности девиантного поведения.
В этой связи необходимо отметить, что арттерапией должны заниматься подготовленные специалисты. Несмотря на то что в нашей стране нет государственной системы профессиональной подготовки арттерапевтов, специальное образование в этой сфере можно получить, например, на коротких и пролонгированных курсах в Санкт-Петербурге и Москве, организованных РОО "Арттерапевтическая ассоциация". Ассоциация является одним из инструментов реализации профессиональной политики арттерапевтического сообщества Российской Федерации, которую возглавляет доктор медицинских наук Александр Иванович Копытин.
Помимо своей основной задачи, работа с детьми, у которых было желание приобрести знания и навыки в области изобразительного искусства, ориентировалась на развитие их таланта и подготовку к поступлению в художественную школу, в частности в ДХШ им. В.А.Серова.
3а три года работы изостудии "АРТ-РЕЛАКС" был получен интересный положительный опыт работы с учащимися. Работы детей подтверждают острую необходимость применения творческих методов релаксации во время учебного процесса.
Вместе с тем работа студии выявила ряд серьёзных проблем, пожалуй, характерных для традиционной государственной системы среднего общего образования. На мой взгляд, основная проблема состоит в скептическом отношении не только руководства, преподавательского состава школы, но и родителей учащихся к урокам изобразительного искусства, как к чему-то малозначимому, навязанному программой обязательного обучения. В течение более чем 10-ти лет преподавания мне не раз приходилось слышать от родителей, что предмет ничего не даёт детям, поскольку большинство не собирается становиться художниками, и поэтому он не нужен, по крайней мере, начиная с подросткового возраста. Под естественным влиянием семьи у школьников постепенно, к 11–12 годам, формируется отношение к изобразительному искусству, как к предмету неравноправному с математикой или русским языком, тем более после введения обязательной сдачи ЕГЭ и ГИА.
В моей практике исключение составляли лишь несколько одарённых подростков, которые при одобрении родителей с удовольствием занимались в творческих объединениях дополнительного образования практически до окончания школы. Мне не удалось убедить руководство школы продолжать уроки изобразительного искусства хотя бы до IX класса, и занятия проводились только до VI класса включительно.
В середине "нулевых" годов в школе сокращено количество часов на преподавание предметов эстетического цикла (изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура) с 3-х часов до 2-х часов в неделю. Почему-то никто не подумал о том, каким образом можно преподавать 3 предмета, имея только 2 часа в неделю. В результате единственным выходом было перевести занятия изобразительным искусством в дополнительное образование, которое с 2011 года постепенно стало переходить на платную основу.
Эти обстоятельства создали дополнительные проблемы в вопросе организации изобразительного творчества детей и подростков в период обучения в школе. Основными участниками творческого процесса в изостудии "АРТ-РЕЛАКС" стали дети с I по VI классы, хотя изначально предполагалось сделать акцент на работу с учащимися подросткового возраста, поскольку это представлялось наиболее важным и отвечало стратегической цели студии. Как ни странно, трудности вызвало и налаживание заинтересованного сотрудничества со школьными психологами, которые фактически разграничивали свою деятельность и деятельность изостудии.
В 2013 году начался процесс объединения школ, и школа № 1230 стала структурным подразделением школы № 1232, в результате чего многие преподаватели дополнительного образования, в первую очередь творческих объединений нашей школы, были сокращены.
В результате перечисленных проблем не удалось в полной мере реализовать задуманное: привлечь к творческим занятиям все возрастные категории учащихся, объединить учащихся из группы риска для занятий арттерапией, привлечь к совместной работе школьных психологов, наладить заинтересованное сотрудничество с преподавателями и родителями подростков.
В заключение мне хотелось бы выразить убеждённость в том, что, если рассматривать школу как среду, формирующую здоровую и социально продуктивную личность, то в российских средних общеобразовательных учреждениях должны стать обязательными с I по XI классы предмет "Изобразительное искусство и художественный труд", или, как альтернатива, творческие студии психологической разгрузки учащихся, в том числе с использованием методов арттерапии, где в тесном взаимодействии работают педагоги, арттерапевты, школьные психологи и родители. Это, несомненно, сыграет большую роль в укреплении психологического здоровья молодого поколения страны.
Оставить комментарий