Вырезание из бумаги: средство гармоничного развития
С.Яворская, искусствовед
Вырезание из бумаги: средство гармоничного развития
Уже более двадцати лет я преподаю в различных образовательных учреждениях города Домодедово изобразительное искусство, историю русской культуры, декоративно-прикладное искусство. Мы с детьми осваиваем разные техники, и постепенно я обратила внимание на то, что с наибольшей отдачей и с лучшими результатами мои ученики выполняют вырезание из бумаги. Мы делаем не только снежинки, станковые композиции, декоративные вырезки и сюжетные силуэтные картинки, но также кукол, игрушки, фигурки и декорации для настольного и теневого театра.
В России это искусство почти забыто, но это – один из молодых, перспективных и бурно развивающихся видов искусства во всём мире. Реклама, товарные знаки предприятий, разнообразный декор, сувениры, открытки, детские мультипликационные студии, теневой театр – вот далеко не все возможности его использования в современной жилой, рекреационной и учебной среде. В Беларуси, Украине, Литве вырезание преподаётся в детских садах, общеобразовательных и художественных школах, кружках и высших учебных заведениях [1].
От коллег по цеху "вырезальщиков" мне неоднократно приходилось слышать, что многие стали заниматься этим искусством в трудные периоды жизни и нашли в нём не только новое увлечение, но и прибавление душевных сил. Многие художники, испытавшие этот эффект на себе, в приватных беседах отмечали, что вырезание из бумаги оказывает особое воздействие на человека. Некоторые из моих коллег занимаются вырезанием с детьми. И у меня возникло желание разобраться в особенностях этих занятий, отличающих их от рисования или живописи, и в причинах их особого воздействия, обобщить и систематизировать накопленный опыт.
Воспитатели дошкольных учреждений или преподаватели изобразительного искусства в школах предпочитают работать на уроках карандашами, фломастерами и красками, считая эти техники более полезными для развития моторики кисти правой руки. В детском саду и школе дети в основном работают одной рукой. Просматривая программы дошкольных учреждений, можно увидеть, что в лучшем случае только треть общего количества уроков изобразительной деятельности приходится на техники, развивающие обе руки: на лепку из глины и пластилина и на аппликацию. При этом в старые программы дошкольного воспитания обязательно включались уроки вырезания из бумаги. Сегодня для уроков аппликации воспитатели обычно заранее заготавливают вырезные элементы – детям остаётся только наклеить их, а уроки вырезания не входят в обязательный перечень дисциплин. (Только недавно доктор педагогических наук И.А.Лыкова, утвердила свою программу "Ладошки", в которую входит большое количество уроков вырезания из бумаги, названных автором "Бумажным фольклором".) К видам работ, в которых задействованы обе руки, также относятся: рваная аппликация, оригами, рукоделия (ткачество, вязание, кружевоплетение), работа с природными материалами, которые также не входят в перечень обязательных занятий.
Одной из причин нелюбви воспитателей и учителей начальных классов к вырезанию является то, что данные занятия из-за их травмоопасности требуют постоянного и напряжённого внимания за поведением и работой каждого ребёнка. Другая причина – неумение детей обращаться с ножницами – часто связана с отсутствием правильно подобранного инструмента.
Для детского творчества обычно рекомендуется использовать так называемые "детские" или школьные ножницы, с длинными, широкими полотнами с закруглёнными концами. Как показывает практика, они хороши для вырезания простых форм, а для работы детей 4 лет они неудобны, так как полотно и разворот ножниц несоразмерны детской ладони.
Поэтому начинать следует с покупки правильных ножниц, при этом требуется соблюдать определённые условия:
- Не следует покупать ножницы, не испытав их в работе, поэтому нельзя покупать их упакованными.
- Ножницы должны двигаться очень свободно, без малейшего напряжения.
- Необходимо опробовать режущие качества каждого участка полотна по всей длине, на кусочке ваты или краешке распушенного бумажного носового платка.
По моему опыту, лучшими для работы с детьми (начиная с 4 лет) и доступными по цене (100-200 рублей) являются ножницы с пластмассовыми ручками Могилевского завода1. Маникюрные ножницы с прямыми концами, с тонким и острым полотном, длиной всего 3 см. Они очень удобно ложатся в детскую руку. Взрослые могут использовать любые ножницы: маникюрные с прямым полотном, с загнутыми концами, портновские, парикмахерские и универсальные ножницы любых заводов. В моём рабочем арсенале есть ножницы различной длины для разных видов вырезания. Такими ножницами не следует резать другие материалы и не следует давать их другим людям. Инструмент, заточенный под одну руку, тупится в другой. Хорошие специальные немецкие ножницы для вырезания из бумаги стоят более 2000 рублей. Они имеют очень тонкие и очень острые концы, поэтому пригодны только для работы взрослых и детей старшего возраста. Освоив навыки, вырезальщики выбирают себе инструмент, руководствуясь соображениями собственного удобства, стиля и манеры вырезания.
Наталия Сухая, один из лучших художников-вырезальщиков Беларуси, которая обратила внимание на особые свойства техники вырезания в связи со своими арттерапевтическими занятиями, написала исследование "Белорусская вытинанка в арсенале гештальттерапевта" [2]. Она обращает внимание на терапевтические свойства народного искусства в целом, как языка или средства, оперирующего архетипическими образами для диалога между сознанием отдельной личности и коллективным бессознательным. А также на то, что, говоря о терапевтическом воздействии творчества, обходят вниманием вырезание или вырывание из бумаги. "Разрывание бумаги даёт успокаивающий эффект и используется в терапии агрессивного поведения", – пишет Н.Сухая. В литературе по арттерапии в основном говорится об образах, которые очищают, которые дают выход страхам и проблемам, сидящим в душах детей, подростков, пациентов. Различая терапию "изображением" и терапию "искусством", авторы подчеркивают, что "Изображение открывает возможность самоизлечения". При этом выходящие из-под кисти, карандашей или ножниц пациентов изображения ~как и требует терапевтическая работа, не предполагают эстетических критериев...я [2, 152].
Мне очень хотелось бы обратить внимание читателей именно на такие качества технологии вырезания, которые позволяют использовать не только его творчески развивающие возможности, но и его профилактические, компенсирующие, реабилитирующие, терапевтические качества. Этот материал – введение в проблематику специфического воздействия и искусства (то есть образов, которые имеют безусловно художественные качества), и самой техники вырезания из бумаги на развитие детей и взрослых, их творческой направленности, а так же их способности к саморегуляции.
По моим наблюдениям, помимо того, что эта техника развивает моторику левой руки и координацию, она развивает творческую дисциплину, пространственное и композиционное мышление, концентрацию внимания; математические способности; умение сосредотачиваться на главном; минимальными средствами достигать максимального эффекта. Она привлекательна непредсказуемостью результата, а так же доступностью материала и простотой технологических приемов. Успех обучения и терапевтический эффект особенно заметны при выполнении следующих требований.
Первое – особенно на стадии обучения – вырезание без предварительного рисунка.
Второе – изображение должно быть цельным, а не составленным из отдельных фрагментов в единую композицию.
Третье – непрерывность линии – "рисование" ножницами.
Необходимо помнить, что начинать учиться вырезанию в любом возрасте следует с отработки механических движений ножницами – многие дети (и взрослые) неправильно их держат. Первые упражнения лучше выполнять, вырезая из тетрадного листка в крупную или мелкую клетку. Так проще научиться делать надрезы одинаковой длины, вырезать прямоугольники, полосы, треугольники, полукружия разного размера и т.п. Клетки подсказывают необходимость соблюдения равномерной дистанции между вырезанными элементами. Сначала вырезаются простые геометрические формы и небольшие орнаментальные композиции. Они позволяют выработать двигательные навыки, чувство ритма и точность движения. Постепенно осуществляется переход к более сложным геометрическим формам и простым растительным мотивам – овалам, листочкам, завиткам. Они интереснее, дают больше свободы исполнителю, но сложнее в работе и требуют определенного навыка.
В настоящее время удалось сформулировать несколько основных принципов воздействия вырезания из бумаги, которые делают его уникальным инструментом достижения гармоничного развития ребенка и в арттерапии.
1. Принцип симметричности развития.
Для преподавателя физической культуры очевидно, что нагрузки, воздействующие на мышцы, должны быть распределены симметрично. В развитии ребёнка важно, чтобы он развивался гармонично. В процессе обучения нагрузки на правую и левую руки (как на правую и левую ноги) должны распределяться равномерно, вследствие чего будут равномерно развиваться оба полушария головного мозга. Однако в нашем традиционно правостороннем мире работает преимущественно правая рука, дети держат игрушки, инструменты, едят, рисуют, пишут и чертят правой рукой, поэтому и развивается преимущественно левая половина мозга. Левая рука испытывает дефицит нагрузки на мелкие мышцы, её мелкая моторика отстаёт в развитии. Практическая медицина показывает, что после тяжёлых заболеваний люди с хорошо развитыми обеими руками (и полушариями мозга) имеют более высокую способность к компенсации и легче реабилитируются. Именно правая половина мозга отвечает за эмоциональную сферу, целостность мышления, фантазию, интуицию. На мой взгляд, в воспитательном и образовательном процессе, особенно на ранних этапах, преимущественно должны внедряться техники, в которых равно задействованы обе руки. Можно вспомнить недавнее прошлое отечественной педагогики, в котором леворукость воспринималась как дефект! Работая с детьми разного возраста, я убедилась, что все они гораздо активнее работают одной рукой, и это – результат всей школьной деятельности.
Вырезание из бумаги требует очень точной и согласованной работы обеих рук. Левая рука, удерживающая и поворачивающая бумагу, берёт на себя большую часть нагрузки, совершая более сложные, с точки зрения координации, движения. Наивысшее напряжение приходится на кончики пальцев. В то время как правая рука работает механически и однообразно.
2. Принцип концентрации внимания.
Вырезание осуществляется при помощи острого режущего инструмента, который требует особой концентрации внимания, следовательно – усидчивости, аккуратности и безошибочности движений ввиду невозможности исправить сделанное. (Очевидно, что в рисовании карандашами или красками, в лепке из пластилина ребёнок всегда может исправить неудачный штрих, мазок кистью или движение). Дети любят осваивать сложные инструменты, это своеобразный знак возрастной инициации, – а ножницы относятся именно к таким. Чем раньше начинается освоение инструмента, тем более интересна и многообразна работа с ним и тем значительнее результат.
- Принцип точности.
Необходимая безошибочность движений заставляет ребёнка внимательнее обдумывать свои шаги. Осваивая вырезание простого геометрического орнамента, он тренирует точность движения, глазомер, чувство ритма, пропорций. Как уже отмечалось, чтобы достичь лучших результатов, необходимо вырезать без предварительного рисунка. Дисциплинирующим фактором является и то, что одним неточным движением можно безвозвратно испортить всю работу.
- Принцип погружения.
Из вышеизложенного становится понятно, что вырезание требует абсолютного погружения в процесс "здесь-теперь", чего не даёт ни одна другая техника изобразительного искусства. Елена Тихонюк назвала это "бескомпромиссным отражением первичного творческого воображения". Я бы добавила и "первичного творческого возбуждения". О реабилитации методом погружения в творчество достаточно сказано в специальных исследованиях. Но, как отмечали в частных беседах многие вырезальщики, такого погружения в процесс, как в этом занятии, они не испытывали ни при каких других видах творческой и нетворческой работы.
- Принцип симметрии.
Для того чтобы рассмотреть все виды симметрии, которые используются вырезальщиками, и особенности воздействия каждого из них на ребёнка, взрослого или пациента, нужно написать специальное исследование. Но сегодня мы говорим только о воздействии вырезания симметричных композиций. Вырезание из сложенной бумаги орнаментальных и сюжетных композиций развивает не только математические способности. Законы симметрии заставляют ребёнка мысленно проецировать изображение на другие плоскости, что способствует развитию пространственного мышления. В своём рассказе о творчестве Ярославы Галькун Е.Тихонюк назвала это "интеллектуальными играми с пространством". Вырезание из бумаги – искусство не графическое, хотя, по традиции, многие искусствоведы рассматривают его в рамках графики. На это обращала наше внимание доктор технических наук Ирина Яникум-Зубер [3, 85]. Это – объёмно-пространственное искусство, как бы мы ни сопротивлялись этому определению. Итак, чем раньше у детей разовьётся представление о симметрии, тем проще они будут усваивать пространственные схемы; такие математические понятия, как равенство, равновесие, множество, равнозначность множества частей; тем легче они приобретут навыки конструирования и т.п. Математические понятия и пространственные схемы будут ими усваиваться в художественных образах.
Известно, что обучающие технологии для развития детей с ограниченными возможностями часто строятся на дополнении или восполнении отсутствующей половины изображения от оси симметрии. Симметричные образы помогут ребёнку справляться с проблемой построения подобия.
Вырезание из бумаги или другого тонкого пластичного материала даёт возможность получить абсолютно симметричные изображения одномоментно. Чего мы не можем достичь ни в какой другой технике изобразительного искусства. Этот феномен вырезания из сложенного листового материала мне хотелось бы обозначить как одномоментную, или совершенную симметрию.
б. Принцип неожиданности.
Ещё одним феноменом этой технологии является принцип неожиданности, который можно назвать "феноменом развития образа". В других техниках изобразительного искусства образ создаётся поэтапно, мы видим, как постепенно он меняется по мере продвижения работы. В технике вырезания никто из авторов, пока не закончит произведение, не может с уверенностью представить конечный результат. Особенно ярко это проявляется в вырезании симметричных композиций. Одним из творческих потрясений как для ребёнка, так и для взрослого является то, что, вырезая одно, он в конечном результате получает нечто совершенно иное. Вырезая одну деталь, получает неограниченное множество. Это касается поли-осевых динамических модулей, симметричных, перформативных, объемно-пространственных образов, подобных ангелам, птицам, игрушкам или домикам с открывающимися окнами и дверями. Непредсказуемость результата в этой технике привлекает гораздо больше, чем последовательная ясность в движении к результату в таких техниках, как живопись, графика, или скульптура.
7. Принцип «провокационности».
Именно это свойство провоцирует на дальнейшие эксперименты и "интеллектуальные игры с пространствомя и формой". Создавая композиции из сложенной во много раз бумаги, делая мало движений с простой изобразительной схемой, вырезальщик, развернув свой лист, получает многосложное полотно. Без длительной специальной подготовки, сложного инструмента, дорогостоящих материалов, быстро, просто и доступным для себя способом обучающиеся делают красивые, сложные, умные и функциональные вещи. Я убедилась, что такого количества качественных работ невозможно сделать, занимаясь другими видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Именно в этой деятельности освоение простого приёма изготовления даёт неожиданно высокий результат. На занятиях я требую, чтобы все использовали предложенные в начале урока приёмы вырезания. Это я называю "работать при помощи приёма". Но, разумеется, образ, контур, рисунок композиции каждый придумывает свой. На моих занятиях исключена работа по шаблону. Всякий успех радует и провоцирует на дальнейшее творчество. Дети любят создавать собственные игрушки, игры, делать их мобильными. Работая в плоскости, как бы "рисуя" ножницами, вырезальщик получает художественную "вещь" [4, 13], живущую своей жизнью в пространстве-времени. Противоречие графических и пространственных свойств этой техники – одна из важнейших её творческих провокаций. 8. Принцип ограниченности в выразительных средствах.
В этой технологии значимый результат достигается при использовании минимума изобразительных средств. Изобразительными средствами являются пятно, линия, контур. Часто – пятно одного локального цвета, иногда в отсутствии фона. Силуэт, контур должен быть виден во всех деталях. Создавая простыми средствами минималистическое изображение, автор неожиданно для себя получает обобщенный, лишенный второстепенных деталей и потому знаковый и значимый образ. Это выгодно отличает такие работы от произведений, сделанных по предварительному рисунку, в которых за много-сложностью, излишней деталировкой и 4ажурностьюя нередко полностью скрывается смысл, знак, информация... Поэтому, преследуя терапевтические, образовательные развивающие и художественные цели, особенно необходимо вырезать без предварительного рисунка и стремиться к обобщенному образу.
9. Принцип многоэтапности.
Важным моментом в развитии усидчивости и стремления довести начатое дело до конца, особенно у детей, является многоэтапность работы. Вырезальщик чаще, чем художник, работающий в других техниках, идет от материала. Бумага может понравиться необъяснимо, по тактильным или визуальным соображениям. Цвет бумаги должен выражать идею будущей композиции. Плотность и фактура также влияют на выразительность образа, который мог бы получиться из этого конкретного листа; необходимо, чтобы изображение занимало всю его плоскость. Уже после завершения вырезания композиции подбирается фон, который также влияет на выразительность образа. Завершается всё оформлением готовой работы. В некоторых случаях композиция создаётся вместе с рамкой. Важно, что даже маленький ребёнок за довольно короткое время может совершить все эти действия поэтапно, составив алгоритм действий, и получить достойное произведение.
10. Принцип общедоступности.
Одним из преимуществ этой технологии является её общедоступность. Значимый результат может быть достигнут при использовании минимума технических приспособлений и совершенно бросового материала. Материалами и техническими приспособлениями являются бумага любого качества и ножницы. "Вырыванки" создаются вообще без приспособлений и инструмента. Невольно вспоминаются строчки Анны Ахматовой: "Когда б вы знали, из какого сора...". То есть для создания серьёзной работы абсолютно ничего не надо приобретать специально. Вырезать можно из любой белой и цветной бумаги, в том числе из иллюстраций старых журналов, фрагментов обоев, упаковочной бумаги и даже газет. Иногда картинка из журнала или кусок цветной бумаги подсказывает образ. Примером этому могут служить классические швейцарские композиции, которые наши специалисты назвали бы аппликациями, для изготовления которых уже в XIX веке использовались любые обрывки разноцветной бумаги. В том числе синяя бумага, в которую упаковывались русские сахарные головы. Подобным же образом создавались народные украинские вытынанки. Говоря об этом, нельзя не упомянуть имя немецкой художницы Урсулы Кирхнер [5], которая постоянно возвращается к созданию импрессионистических (как она сама говорит) образов, навеянных разноцветными бумажными листами и картинками из периодической печати. Вырезание из бумаги – самая дешёвая и доступная технология, служащая для украшения жилища. Это подтверждает ~ритуальное~ появление во многих странах на окнах и в домах, под Рождество и другие праздники, снежинок и других вырезных композиций и украшений, которые безжалостно выбрасываются по окончании праздничных дней. В старые времена вырезные подзоры с иконных и посудных полок убирали, чтобы постелить новые к празднику. Так же поступали с этими сокровищами и в Китае, недаром они носят понятное каждому европейцу именование: "цветы на окнах" или "цветные окна".
11. Принцип широких возможностей.
Очень часто желающих попробовать свои силы в каком-либо искусстве останавливает отсутствие начальных навыков. Чтобы создать привлекательную композицию, силуэтный портрет в технике вырезания из бумаги, не обязательно уметь рисовать. Можно воспользоваться рецептом француза Этьена де Силуэтта и старательно вырезать обведенную тень. То же самое можно сделать с листьями одуванчика, подорожника, клёна и заячьей капусты... Удивительно, что изготовленные таким нехитрым способом силуэты неожиданно приобретают особые художественные достоинства, облагороженные однозначностью и символичностью цвета и образа, которые являются прямым следствием самой техники.
- Принцип композиционного мышления.
Всё, что мы видим вокруг себя, мы воспринимаем силуэтно и целостно; лишь приглядевшись, начинаем различать подробности и детали. Вырезальщик сразу мыслит от композиционного центра, особенно если создаётся симметричная схема. Он работает акцентными пятнами и силуэтом, что делает композицию выразительной, знаковой, очищенной от второстепенных деталей и полутонов. Очень важно, что такой изобразительный приём используется художниками различных специальностей – скульпторами, архитекторами, живописцами и другими для создания эскизов будущих произведений. И наоборот, произведения скульпторов, которые не вписывали силуэт будущего своего произведения в окружающую среду, отличаются отсутствием ясно читаемого силуэта, непривязанностью к окружающему пространству. Самый яркий пример – очень плохой силуэт памятника Достоевскому на ступенях Ленинской библиотеки. То же самое можно сказать и о произведениях архитекторов.
- Принцип гармонии.
Симметричность изображения, чёткий ритм орнаментальных композиций, минимум выразительных средств, однозначность, устойчивость, монументальность образов являются проявлениями законов симметрии. Они вызывают чувство внутреннего равновесия, ритма, порядка, а значит – спокойствия и гармонии. Неслучайно одним из устойчивых сюжетов в этом искусстве является Мировое древо и его схемы. Самый распространенный пример – восьмилучевые "снежинки" или "салфетки", а также любимые белорусскими и украинскими художниками-вырезальщиками "мандалы". Образ Мирового древа формировал целостный взгляд на мир, определял место человека во вселенной. Оно отделяет мир космического от мира хаотического, вводя меру, организацию. Его схема содержит в себе набор "мифопоэтических"числовых констант, упорядочивающих космос, как образ некоего абсолютного совершенства, как образ идеи статической целостности [6], «Рая на земле. Возвращаясь к теме архаичных образов в искусстве вырезания, надо напомнить, что они носят знаковый характер и потому оказывают особенно сильное воздействие на человека.
Итак, в вырезании из бумаги главное терапевтическое, а также реабилитационное вспомогательное, воспитательное и обучающее воздействия оказывает сама техника, сам процесс, причём эти свойства техники несопоставимо возрастают при соблюдении требования вырезать без рисунка, "импрессионистическим" методом [7].
Результат такого занятия духовную, художественную и утилитарную ценность. Чувство прекрасного возникает как следствие присутствия в работе равновесия, равнозначности, стабильности, спокойствия, завершённости – гармонии. Всё перечисленное – суть собственные свойства симметричных изображений. Наличие этих качеств оказывает стимулирующее, "провокационное", эстетическое воздействие на человека и, вследствие этого, даёт реальный терапевтический эффект. На это и следует обратить особое внимание воспитателям, учителям, реабилитологам и терапевтам.
Литература:
- Станкевич М.Е. Украинские вырезанки (на украинском языке). Киев. 1986.
- Сухая Н.~. Белорусская вытинанка в арсенале гептальттерапевта // Искусство вырезания как способ общения. Материалы III Международного симпозиума. Домодедово, 2010.
З. Яникум-3убер Ирина. «Тень на стене, или "импрессионизмя и «экспрессионизм" в вырезании силуэтов как путь создания художественного образа //Художественный замысел и его воплощение средствами вырезания. Материалы II Международного симпозиума, посвящённого памяти В.Н.5Кукова. Домодедово, Московская обл, 2009.
- Шукуров Ш.М. Искусство и тайна. М., 1999.
- Урсула Кирхнер, Ursula Kirchner. http://www. kuenstlerbund-stuttgart.дe/mitglieder/kirchner/inдeх. htшl
- Древо мировое // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1. М., 1980. С.404-405.
1 Высококачественные ножницы из стали от завода «Красный металлист» (г. Могилев, Беларусь) артикулы: М-045 (маникюрные, 95 мм); М-041(маникюрные загнутые); H-093 (парикмахерские с усилителем, 155 мм); H-053, H-075, H-060 (маникюрные остроконечные); H- 088 (универсальные, Soft Touch 160 мм). Ножницы артикула М-039 (школьные, 130 мм) я не рекомендую для художественного вырезания из бумаги.
Оставить комментарий