Искусство присутствует везде

Е.Д.  Дога,
композитор, народный артист СССР,
народный артист Молдовы,
лауреат Государственной премии СССР

Искусство присутствует везде

Думаю, что всё, что нас окружает является объектом искусства, Вот только научиться видеть этот, или эти объекты надо научиться. Собственно, надо научиться. А ребёнка надо обучать. Вышел на улицу в теплый летний вечер, а на небе  зажигаются тысячи звёзд. Обратите внимание ребёнка на это чудо природы. Там где-то далеко  неисчислимое количество миров, говорите вы ему..А он задумается и усомнится. Как так там есть ещё миры?! Ну посмотри же на   то как построены эти звёзды. А они ещё  и мерцают. Значит там что-то горит и излучат свет. А какая красота открывается ,когда в ранние весенние утра над долинами простирается туман..Так и хочется накрыться его одеялом..Но лучше ребёнку дать возможность самому что-то выбрать из виденного и рассказать почему он это выбрал. А зайдя в картинную галерею попросите ребёнка указать на какую-нибудь картину -  где  ему что-то напоминает. Но это образы реального мира. Даже картины. А вот музыка мир сокрытый в ваших внутренних чувствах. Вот на этих внутренних чувствах и надо направлять малого слушателя. Они невидимы и обладают куда большей силой воздействия чем  объективы реального мира. Особенно музыка тихая, спокойная. Её звуки  незаметно проникают в глубинные тайники в нас самих и  приводит в движение не тело, скажем когда слушают громкую ритмичную музыку, а эмоции, настроение, фантазию, которая является предпосылкой творчества. А жизнь наша и есть  творчество. Вот тогда можно и попробовать что-то изобразить на бумаге, или подобрать на рояле какие-нибудь звуки, которые ребёнку слышатся. Можно и вместе пробовать что-нибудь набрать на фортепиано. Даже и посоревноваться, кто придумает интереснее. Нет, пути в искусство самые разнообразные. Зашёл учитель в класс и сразу за журнал. Нет чтобы обратить внимание школьников на то, что за окном. Скажем: вот какое прекрасное сегодня утро, правда?.-Да, все ответят хором. И за полминуты вы расширите  внутренний мир  своих учеников без специального наставления и специальных занятий, которые обязательно должны проводиться.

- А вот помните то утро, когда за окном стояла прекрасная погода?

- Да, я видел, или видела на одной картине в нашем музее. Такую изображённую погоду. Да нет, не погоду, а сцену утра.

Если вдуматься, то искусство присутствует везде. Замечая его черты , звуковые или изобразительные, вы наполняетесь особой энергией, желанием что-то сказать, написать, нарисовать или сыграть. Вам становится интересно жить, перемещаться в памяти в другие пространства, в другие ощущения помимо тех, что вас окружают. Искусство насыщает ребёнка, да и взрослого человека, энергией, которая приводит в движение  нашу фантазию и  вызывает огромное желание творить красоту, пытаться соревноваться с природой, стараться жить красиво и достойно.

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2022
№5.
С. 6

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.