Психологи о литературе

Психологи о литературе

17 марта 2015 г. в Психологическом институте РАО состоялся методологический семинар «Пси­хологи о литературе (психологический анализ литературных произведений)». Открыло семинар выступление кандидата психологических наук, веду­щего научного сотрудника ПИ РАО З.Н. Новлянской, которая, говоря о работе Б.М.Теплова «Заметки психолога при чтении художественной литерату­ры», поставила вопрос об анализе литературного про­изведения как правомерном методе психологического исследования личности.

Работа Теплова и некоторых других авторов, в первую очередь исследование Ф.Е.Василюка «Психоогия переживания» выявили ту область психологии, где применение такого метода особенно продуктивно и даже необходимо. Это область становления личности, которая трудно поддаётся традиционному исследо­ванию и где в силу причин этического и временного характера практически невозможен эксперимент. А в значительных литературных произведениях человек "испытывается" в различных, часто – критических жизненных обстоятельствах. И это, полагает Новлян­ская, можно рассматривать как своеобразный мыслен­ный эксперимент автора, позволяющий психологу ис­следовать процессы, ускользающие от прочих методов психологической науки.

Научный сотрудник ПИ РАО К.В.Миронова в своём выступлении «Л.С.Выготский. Анализ рассказа И.А.Бунина “Лёгкое дыхание» об­ратила внимание на то, что Выготский изучал не конкретные басни, рассказы или трагедии, в основу восприятия искусства как такового – природу и механизм эстетической реакции. По мнению Выготского, истинный психологический смысл нашей эстетической реакции заключается в "противоречии содержания и формы", в том, что учёный называет законом "уничтожения формой содержания": автор подбирает трудный, сопротивляющийся жизненный материал, чтобы преодолеть его свойства, "заставить ужасное гово­рить на языке “легкого дыхания” , житейскую "муть" – "звенеть", как холодный весенний ветер.

Доктор психологических наук, ведущий на­учный сотрудник ПИ РАО Н.Л.Карпова расска­зала о работе выдающегося философа и психолога Г.Г.Шпета «Комментарии к “Посмертным за­пискам Пиквикского клуба Ч.Диккенса». Шпет особо подчёркивает тонкое и образное внимание Диккенса к деталям: типология характеров хозяев квартир строится на основании различий дверных

молоточков, очки мистера Пиквика "сверкают", когда это нужно, его штиблеты "бегают" за него... И главное – Сдавая читателю какую-нибудь запе­чатлённую частицу "характера", Диккенс ждёт от читателя той игры воображения, к которой сам так склонен. Это делает изображение Диккенса таким живым, завлекающим.

Выступление младшего научного сотрудника ПИ РАО А.А.Голзицкой было посвящено психоа­налитической критике – литературоведческому методу, который сформировался под влиянием теории австрийского психиатра и психолога 3.Фрейда, его учеников и последователей.

Доктор психологических наук, главный науч­ный сотрудник ПИ РАО А.А.Мелик-Пашаев гово­рил о наследии М.М.Приш вина и его значении для психологии художественного творчества, подчеркнув, что дневники Пришвина предлагают психологии искусства бесценный и мало освоенный материал.

Кандидат филологических наук, преподаватель ИФИ РГГУ Е.А.Семёнова остановилась на аль­тернативных подходах к рассмотрению романа Ю.Олеши «Зависть»: к пониманию психологиче­ских причин бесплодной и бездеятельной жизни ге­роя романа и переживаемых им приступов зависти.

Кандидат филологических наук, ведущий науч­ный сотрудник ПИ РАО Н.А.Борисенко в своём вы­ступлении «Г.Г. Граник и Л.А. Концевая об анализе произведений А.С. Пушкина в школе» показала, как научное наследие Б.М.Теплова и Л.С.Выготского осваивается педагогической психологией, вводится в практику филологического образования и реали­зуется в учебных книгах по литературе.

В рамках семинара также прошла презентация коллективной монографии «Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия» (отв. ред. Н.Л. Карпова, редкол.: Н.С. Лейтес, О.Л. Кабачек, И.И. Тихомирова. М.: Русская школьная библио­течная ассоциация, 2014), посвящённой 150-летию основоположника "библиологической психологии" Николая Александровича Рубакина. Материалы данного сборника продолжают традиции 1-го вы­пуска "Библиопсихология и библиотерапия" (2005), адресованы библиотечным работникам, психологам, педагогам, филологам – теоретикам и практикам, а также всем, кто занимается проблемами психологии и педагогики чтения и библиотерапии.

Полный текст обзора, подготовленный А.А. Гол­зицкой и К.В. Мироновой, размещён на сайте Психо­логического института РАО.

Автор: 
Искусство в школе: 
2015
№3.
С. 10

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.