"Что такое это – музыка?"
"Что такое это – музыка?"
Коротко о прошлом, настоящем и будущем школьного музыкального образования
Челышева Т.В. "ЧТО ТАКОЕ ЭТО – МУЗЫКА?".
Научный взгляд на практические проблемы музыкального образования школьников:
Монография. М.: АПКиППРО, 2014.
Многолетний практический опыт работы учителем в школе, а также постоянная методическая работа с учителями музыки позволяют утверждать, что миссия школьного урока музыка была и остаётся важной и значимой для детей, несмотря ни на какие социальные катаклизмы и педагогические трудности.
Думаю, что наше время – это серьёзное испытание для всех организаторов и участников музыкально-педагогического процесса на устойчивость взглядов и позиций, связанных с выбором верного подхода к музыкальному образованию школьников. А верный подход состоит, прежде всего, в воспитательном значении музыки, так как речь идёт о школе общего образования, а не о музыкальной школе. Через общеобразовательную школу проходят все без исключения люди. Поэтому задача школьного музыкального образования приобщить их к музыкальному искусству, поскольку оно и существует для людей. Что значит приобщить?
Здесь мне хотелось бы обратиться к одному интересному труду моей коллеги, человека, который 30 с лишним лет возглавлял кафедру художественного образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования – доктору педагогических наук, профессору Т.В.Челышевой.
Свой труд Тамара Васильевна посвятила памяти Д.Б.Кабалевского и адресовала педагогам-музыкантам. автор приглашает читателя к размышлению о роли и сущности музыкального образования школьников, о научно-методических путях его развития в условиях современного общества. Именно поэтому название публикации – вопрос, взятый из стихов школьницы Иры Исаковой к песне Г.Струве "Музыка", который интерпретирован по отношению к школьному предмету "Музыка".
автор монографии отмечает, что объективно система музыкального образования Д.В.Кабалевского оказалась тождественной основным идеям современного школьного музыкального образования, которые выражены в Федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования, а также в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ по музыке (личностным, метапредметным, предметным). Концептуальный подход Кабалевского к школьному музыкальному образованию, выстраивая чёткие ориентиры для руководителей, педагогов и методистов в вопросах содержания и организации занятий по музыке в школе, по справедливому утверждению автора, актуален и жизнеспособен сегодня.
Монография состоит из трёх частей. В первой части раскрываются основные особенности художественного познания мира, его отличие от познания научного, специфические характеристики и исторические тенденции развития художественного образования. Во второй части предлагается небольшой экскурс в прошлый век с размышлениями об уникальности и значимости для школьного образования музыкально-педагогической концепции, разработанной композитором и педагогом Д.В.Кабалевским. Третья часть монографии посвящена развитию идей Д.В.Кабалевского в современном музыкальном образовании школьников, рассматриваются особенности учебно-методического комплекта "Музыка" образовательной системы "Перспективная начальная школа" (авторы Т.В.Челышева, В.В.Кузнецова). Автором монографии детально описан механизм и инструментарий контроля и оценки в системе музыкальных занятий. При этом Т.В.Челышева ссылается на высказывания Д.В.Кабалевского: "... оценивать на уроке музыки надо результаты коллективных форм занятий ("класс – хор" и "класс – концертный зал"), а также индивидуальные качества и результаты классных занятий музыкой каждого ученика в отдельности. Если первые две из этих оценок дают всем ученикам данного класса по одинаковой отметке, то третья вносит любые коррективы, которые могут повлиять на окончательную оценку".
Вопросы по содержанию монографии можно задавать автору – Челышевой Тамаре Васильевне по электронной почте: tvcb06@ inbox.ru
И.Власова,
Оставить комментарий