Музыкальный травелог

М. Абрамова, научный сотрудник ВМОМК имени М.И. Глинки, корреспондент журнала «Мир музея»

Музыкальный травелог1

Вспоминая Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942)

Чего-чего только Билибин не знает и в области русского костюма,
и в области русской стройки, и в смысле русских уборов и украшений!
И этих знаний в нём столько, что он рассыпает их с почти
чрезмерной щедростью.
А.Н.Бенуа

Практически каждый человек, который когда-нибудь соприкасался с чтением народных русских сказок Н.А. Афанасьева, А.С. Пушкина, знаком с ярким оформлением Ивана Яковлевича Билибина. Сам же И.Я. Билибин наиболее известен как первоклассный график, оформитель произведений русской литературы. Но он был также великолепным театральным художником и декоратором – с этой стороной творчества знакомит выставка «Процветшее дерево» в Государственном музее-заповеднике «Царицыно», из собрания Ивангородского музея Ленинградского областного государственного учреждения культуры «Музейное агентство».

Богатейший опыт путешествий и экспедиций по Русскому Северу, жизнь в парижской эмиграции и поездки по пряному Востоку, изучение убранства русского костюма, традиций и быта воплотились в сценографических работах к самому сказочному русскому композитору – Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову. Первым опытом художника стало оформление оперы «Снегурочка» для Национального театра в Праге в 1904 году. К сожалению, практически неизвестным остаётся данный факт его сценической биографии в работах искусствоведов и театроведов. Единственный источник информации, по которому можно судить о художественном материале постановки оперы, – фотография эскиза декорации ко второму действию «Палаты Берендея» (само фото находится в архиве художника). Вот тут и проявилось богатство архитектуры и узоров Русского Севера – деревянные резные столбы и мощные балки держали тесовую кровлю палат, а те, в свою очередь,  были расписаны сценами охоты на льва, кабана и косулю.

После «Снегурочки» последовали работы для Старинного театра в Петербурге, антрепризных спектаклях С.Дягилева, оперного театра Зимина.

Настал 1917 год… Привычные для того времени скитания коснулись и жизни Ивана Яковлевича. После Петербурга, революции, трёхлетнего пребывания в Крыму, в местечке Батилиман, художник эмигрировал; из Новороссийска пароход «Саратов» после изнурительного плавания прибыл в Египет. «Я никогда не забуду того потрясающего впечатления, когда я впервые попал в старинные мусульманские кварталы Каира с изумительными мечетями, с его рынками и его толпою… Мне казалось, что передо мною ожила одна из страниц «Тыся чи и одной ночи», и не верилось , что всё это существует в натуре», – писал художник.

В Египте судьба свела Ивана Яковлевича со знаменитой балериной Анной Павловой, то был 1923 год. «В Египет на гастроли приезжает Анна Павлова, – писал Мстислав Потоцкий (приёмный сын Ивана Яковлевича), – Анна Павлова вместе с Виктором Эмильевичем Дандре, своим мужем, проводит вечера в мастерской Ивана Яковлевича. Часто все вместе бродят по арабским улочкам вечернего Каира, выезжают в пустыню, посещают  древнеегипетские храмы и гробницы».

Знаменитая балерина заказала Ивану Яковлевичу эскизы декораций и костюмов к балету «Роман мумии» на музыку Н.Н.Черепнина.

Постановка была явлена миру в 1924 году. В репертуаре Анны Павловой был и ещё один балет – «Русская сказка». Здесь художник проявил талант не только декоратора, но и либреттиста.

После Каира снова Европа. Во Франции И.Я.Билибин работал над постановками сезонов русских опер в театре Елисейски х полей. «Сказка о царе Салтане», «Сказаниe о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Снегурочка», «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Садко». В них художнику удалось выразить ярче других представителей русского модерна мир старинной России . Богатое оформление всех спектаклей, причудливые и звериные орнаменты, восходящие к росписи старопечатных книг, а часто и лубочность декораций, игрушечность дворцов и картонажность гор и деревьев, как это случилось в постановке «Золотого петушка», являлись неповторимым и отличительным почерком художника.

«Мы были в царстве иконы, мы вошли в икону. Билибин сообщил иконе третье измерение, к ширине и высоте прибавил глубину… Да, мы любим этот мир иконы. Эти вверх громоздящиеся терема, колокольни, купола, кончающиеся там где-то крестами, эти раскрывающиеся ворота, из которы х вы ходят старцы и угодники, истовые, как будто ветхозаветные патриархи, суровые и благостные, молчаливые и повелительные»,– так писал о декорациях И.Я.Билибина к «Сказке о царе Салтане» Сергей Михайлович Волконский, русский театральный деятель.

В декорациях Ивана Яковлевича Билибина улавливается и тонкий юмор. Таким является, например, изображение козы – образа, отсутствующего в сказке А.С.Пушкина, однако введённого в либретто оперы, написанное B.И.Бeльским.

Появление в опере этого популярного в славянском фольклоре персонажа связано, очевидно, с шуточным пeниeм про сарафан‚ сшитый из лопуха‚ который могут съeсть поповскиe козы.

Ивану Билибину довелось поработать с русским хореографом Михаилом Фокиным – в 1931 году в аргентинском театре Колон был поставлен балет «Жар-птица» на музыку И.Ф.Стравинского.

Последней работой художника на зарубежной сцене стала опера «Сказка о царe Салтане». Прeмьeра состоялась 18 июня 1935 года в Праге, режиссёром спектакля стал Н.Н.Евреинов. К этой сказке Иван Яковлевич обратился на родине, вернувшись в 1936 году в Ленинград. Там же, во время блокадной зимы 1942, художник умер, оставив нам богатейшее наследие книжной графики, оперных и балетных эскизов, зарисовок во время путешествий , а также пример глубокого освоения народных традиций и тонкого слияния фольклора с профессиональным искусством.

1 Слово «травелог» имеет ряд значений, наиболее близкое из которых, пожалуй, «книга с описанием путешествий».

Но это – и короткометражный фильм о путешествиях, возникший как жанр в 1910-е годы, и лекция о путешествии с диапозитивами или кинофильмом.

Искусство в школе: 
2017
№4.
С. 50-51

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.