Ф.Шуберт: «Любовь и страдания раздирали мне душу»
К 220-летию Франца Шуберта
Е.Критская,
кандидат педагогических наук
Ф.Шуберт: «Любовь и страдания раздирали мне душу»
Я пел песни и пел их много-много лет. Когда я пел о любви, она приносила мне страдания, когда я пел о страдании – оно превращалось в любовь. Так любовь и страдания раздирали мне душу. Эти слова австрийского композитора Франца Шуберта, как его называют, «поэтичнейшего из музыкантов, которые когда-либо жили на свете», во многом определяют своеобразие его творчества, и вокального, и инструментально-симфонического. В его мелодиях, естественно и непринужденно льющихся, нашли отзвук любовь и отчаяние, радость жизни и холод одиночества, жажда странствий и безысходность скитаний.
В этом году исполнилось 220 лет со дня рождения первого великого композитора-романтика. Его труд превосходит по своему объёму труды многих композиторов, созданные в течение длительного времени . Творческое наследие Шуберта насчитывает не только более 600 песен, но и мессы, оперы, зингшпили, около 50 инструментальных произведений (квартеты, ансамбли, сонаты), 9 симфоний, одна из которых утрачена, Сколько утеряно ещё, никто не знает, ведь его сочинения большей частью не издавались. И всё это в течение непродолжительной жизни – 31 год! (1797–1828).
В музыкальной культуре имя Шуберта связано прежде всего с жанром песни-романса (нем. Lied). Как заметил Б.В.Асафьев, «то, что совершил Бетховен в области симфонии, то Шуберт совершил в области песни-романса...». Жанр, игравший в искусстве венских классиков второстепенную роль, стал равным по значению опере, симфонии, сонате. В отличие от Бетховена , с его героикой, стойкостью , верностью идеалам «свободы, равенства, братства», герой Шуберта – лирик; далёкий от общественной жизни. Это одинокий человек, надеждам которого на счастье не дано сбыться; который ищет защиту от жизненных неурядиц в дружбе, сердечной привязанности, в общении с природой. Композитор стал создателем романтической песни, фортепианной миниатюры, вокального цикла – одного из крупных жанров камерной вокально-инструментальной музыки. Итогом трагических размышлений композитора стали вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».
Тема обездоленности, трагической безысходности, отражавшая судьбу целого поколения, в том числе и судьбу самого композитора, – основная тема его творчества. Разочарованный, вечно нуждающийся, не счастливый в личной жизни, Франц Шуберт был олицетворением непонятого, так и не добившегося признания гения. Его музыка осталась неизвестной широкому кругу современников, ею восхищались только друзья и близкие. Большинство произведений композитора было обнаружено и опубликовано много лет спустя после его смерти.
Вокруг Шуберта группируется кружок творческой молодежи, каждый из членов которого непременно должен был обладать каким-либо художественным талантом. («Что он может?» — таким вопросом встречали каждого новичка.) Участники «шубертиад» становились не только первыми слушателями, но часто и соавторами гениальных песен композитора. Беседы и жаркие споры об искусстве, философии, политике чередовались с танцами, для которых Шуберт написал массу музыки, а часто просто ее импровизировал. Менуэты, экоссезы, полонезы, лендлеры, польки, галопы – таков круг танцевальных жанров, но над всем возвышаются вальсы — уже не просто танцы, а глубоко лирические миниатюры. Психологизируя танец, превращая его в поэтическую картину настроения, Шуберт предвосхитил вальсы Ф.Шопена, М.Глинки, П.Чайковского, С.Прокофьева.
Песни Шуберта – это ключ к пониманию всего его творчества. Мелодика, гармония, фортепианное сопровождение, формообразование в шубертовской песне имеют новаторский характер . Его мелодии всегда легко поются, их отличает напевность и непрерывность течения: они развёртываются как бы «на одном дыхании». Очень часто в них используется движение по звукам аккордов (гармоническая основа). В этом песенная мелодика Шуберта обнаруживает общность с мелодикой немецкой и австрийской народной песни, а также с мелодикой композиторов венской классической школы. Однако, если у Бетховена, к примеру, движение по аккордовым звукам связано с фанфарностью, с воплощением героических образов, то у Шуберта оно носит лирический характер и связано с внутрислоговой распевностью, «руладностью» (при этом распевы у Шуберта обычно ограничиваются двумя звуками на слог).
Интонации распевные нередко тонко сочетаются с декламационными, речевыми. Песни Шуберта находили отклик в демократических кругах слушателей. Друзья композитора всячески стремились их пропагандировать. Известный певец М.Фогль, совершивший вместе с автором концертную поездку по городам Австрии, много сделал для популяризации творчества великого романтика. Можно предложить учащимся вспомнить знакомые песни Ф. Шуберта1. Желательно напеть их мелодии, что, безусловно, потребует определённой вокально -хоровой работы над выразительностью исполнения и техническими приёмами. Так, например, специального внимания потребует работа над дыханием, выстраиванием унисона, выравниванием гласных и др.
О вокальных произведениях часто говорят: исполняет солист в сопровождении фортепиано. В исполнении песен цикла Шуберта это скорее не солист и аккомпаниатор, а дуэт вокалиста и пианиста, союз двух музыкантов, объединённых общностью понимания образно-интонационного смысла исполняемого произведения, мастерством передать переживания в тончайших деталях. Следует обратить внимание учащихся на то, что фортепианное сопровождение в каждой песне помогает раскрывать грани художественного образа, углубляя и развивая его.
В некоторых произведениях фортепианная партия носит изобразительный характер. Так, в песне «Форель» короткие арпеджированные пассажи напоминают лёгкие всплески волн, в «Серенаде» – звучание гитары, а остинатный триольный ритм в «Лесном царе» изображает ритм «скачки». Одновременно аккомпанемент создаёт необходимый фон действия, эмоциональный, психологический подтекст, обеспечивает цельность музыкальной формы, поскольку нередко сохраняется от начала до конца. Например , балладу «Лесной царь » отличает сквозная форма развития , допускающая свободное течение музыкальной мысли, детальное следование за текстом.
В 7 классе учащиеся знакомятся с вокальными циклами «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», которые Шуберт сочинил в последние 5 лет своей короткой жизни. Оба цикла написаны на тексты современника композитора – поэта -романтика Вильгельма Мюллера, который прожил почти столь же короткую жизнь (1794 – 1827). В каждом из циклов «действует» одно лицо – одинокий странствующий мечтатель, робкий, душевно ранимый скиталец, который ищет в жизни счастья и любви, но человеческое непонимание обрекает его на горе и одиночество.
Мюллер, подобно Шуберту, был участником кружка молодых поэтов и учёных. Они восхищались народной песней, обсуждали новинки поэзии и нередко устраивали литературные игры. В конце 1816 года это была игра «Роза, мельничиха», где руки прекрасной мельничихи добивались подмастерье мельника, охотник, садовник, рыбак. Каждый из членов кружка писал стихи от лица своего героя. Мюллер, в соответствии с фамилией [Muller – нем. – мельник], играл роль мельника. Его стихи были признаны в кружке лучшими. Он опубликовал цикл стихотворений под названием «Прекрасная мельничиха».
Стихи Мюллера музыкальны и написаны в народном духе. «Я не умею ни играть, ни петь, — писал поэт, — но когда я сочиняю стихи, я… и пою, и играю. Если бы я умел выразить те напевы, что звучат во мне, мои стихи нравились бы больше, чем нравятся теперь ... Может быть, и найдётся сочувствующая душа, которая обнаружит напевы, скрытые в словах, и возвратит их мне».
Такой сочувствующей душой оказался Шуберт, познакомившийся со стихами Мюллера случайно. По не вполне достоверным воспоминаниям приятеля, композитор как-то зашёл к нему и, ожидая, когда хозяин освободится, принялся в одиночестве листать первую попавшуюся книгу. Стихи так захватили Шуберта, что он сунул книгу в карман, поспешил домой и немедленно принялся за сочинение. Лишь через несколько дней композитор при знался в совершённой краже.
Хотя первое публичное исполнение цикла состоялось в Вене лишь 32 года спустя после создания, песни из него сразу вошли в репертуар любительского музицирования. Этому способствовало венское издание, осуществлённое непосредственно после сочинения.
Стихи Мюллера – незатейливая повесть о жизни, любви и страданиях молодого мельника-подмастерья. Во время своих скитаний по свету юноша нанимается работником на мельницу. Полюбив дочь хозяина, он отдаёт ей всю силу первого беззаветного чувства. Но его любовь и преданность не находят отклика в душе прекрасной мельничихи – она предпочитает смелого охотника. Охваченный скорбью, юноша вновь отправляется в странствия. Он рассказывает ручью, как единственному верному другу, о своей потерянной любви и хочет броситься в светлые воды ручья, чтобы на дне его найти успокоение. Этот трогательный рассказ о любви и страданиях простого человека глубоко отозвался в душе Шуберта . Многое в мюллеровских стихах совпадало с переживаниями и судьбой самого композитора.
Содержание цикла «Прекрасная мельничиха» раскрывается в 20-ти песнях: 1. В путь. 2. Куда? 3. Стой! 4. Благодарность ручью. 5. Праздничный вечер. 6. Желание знать. 7. Нетерпение. 8. Утренний привет. 9. Цветы мельника. 10. Дождь слёз. 11. Моя! 12. Пауза. 13. С зелёной лентой лютни. 14. Охотник. 15.Ревность и гордость. 16. Любимый цвет. 17. Злой цвет. 18. Засохшие цветы. 19. Мельник и ручей. 20. Колыбельная ручья.
При знакомстве с отдельными песнями – номерами вокального цикла «Прекрасная мельничиха» учащиеся смогут убедиться в богатстве музыкального языка, выразительных средств песен, передающих непосредственность и глубину переживаний человека в их развитии в связи с изменяющимися событиями, жизненными ситуациями.
В фонохрестоматии к учебнику «Музыка» для учащихся VII класса этот вокальный цикл предлагается в различных интерпретациях: в исполнении на немецком языке (Йонас Кауфман, тенор и Гельмут Дойч, фортепиано или Д.Фишер-Дискау и Дж. Мур), а также на русском языке (Г.Виноградов, тенор и Г.Орентлихер, фортепиано или Э.Хиль и С.Скигин, фортепиано).
Урок можно построить, ориентируясь на содержание учебника , и чтение учащимися текста (по цепочке) в соответствующих местах сопровождать звучанием музыки из этого цикла.
Более глубокому и проникновенному восприятию музыки поможет интонационный анализ отдельных песен, играющих важную роль в драматургии вокального цикла. Приведём возможный ход урока.
• По звучанию знакомых песен вспомнить композитора, назвать его фамилию и исполнить песни Ф.Шуберта (по выбору учащихся и учителя).
• Спеть по нотной записи мелодии песен «В путь» (1) и «Колыбельная ручья» и высказать предположения, какая из песен открывает цикл «Прекрасная мельничиха», а какая является его завершением, аргументировав свой ответ.
• Сопоставить два первых номера цикла: «В путь» и «Куда?», прослушав их в записи. Какие эмоции преобладают в этих песнях? Какие приёмы сближают их с народно-песенным творчеством? В какой форме они написаны? Эти песни радостны и беззаботны, полны нерастраченных сил и весеннего настроения, предвкушения приключений. В них ярко охарактеризован образ ручья – друга и утешителя героя песен.
Песня «В путь» («В движенье мельник жизнь ведёт») – одна из самых известных песен Шуберта, настоящий гимн странствиям. Куплетное строение, мелодия, расположенная по аккордовым звукам, повторность отдельных попевок придают песне энергичный, бодрый характер.
В песне «Куда?» мельник-подмастерье рассказывает, как, повинуясь весёлому зову ручейка, он идёт вслед за ним в неведомую даль. Неприхотливая мелодия, так же как песня-вступление, построена на интонациях и оборотах народного склада. Мягкое безостановочное движение сопровождения подражает тихому журчанию ручейка.
• «Моя» – слушание в записи и сравнение с песней «В путь ». На песню «Моя» приходится кульминация радостных чувств. Она замыкает первый раздел цикла. С какой песней цикла она сходна? По каким признакам это обнаруживается? (Весёлая подвижность, сходство фактуры, упругость ритма, размашистый рисунок мелодии.). Эти песни показательны для эмоционально-психологического состояния юноши в первом разделе.
• «Охотник» – пение мелодии по нотам, слушание песни в записи с последующим анализом интонационно-образного строя песни. Для учащихся становится очевидным , что появился новый персонаж. В его обрисовке композитор использует приёмы, характерные для «охотничьей музыки»: размер 6/8 в быстром движении, близкие к интервалам натурального строя охотничьего рога «пустые» кварты, квинты и др., интонационно отличающие эту песню от предыдущих. Какое значение в драматургии вокального цикла имеет эта песня? Наступает перелом в развитии сюжета.
В песнях второго раздела цикла «Прекрасная мельничиха» Шуберт показывает, как нарастает боль и горечь в душе молодого мельника, как прорывается она в бурных вспышках ревности, скорби. Смутные ранее догадки, подозрения подтверждаются : у мельника есть соперник – храбрый охотник. Три песни – «Ревность и гордость», «Любимый цвет», «Мельник и ручей» – составляют драматургический стержень второго раздела. На смену тревоге предшествующих песен приходит смятение всех чувств и мыслей, элегическая печаль главного персонажа. Во всех песнях присутствует постоянный спутник и друг мельника – ручеёк. Но если в песне «Куда?» он весело журчал, то в песнях второго раздела его движение меняется: оно то медленно и меланхолично, то мятежно и шумливо, созвучно душевному состоянию героя.
• «Мельник и ручей» – слушание в записи в исполнении на немецком языке. Что можно сказать о содержании песни? Сколько в ней действующих лиц? Характер изложения музыки: смена фактуры, лада, сопоставление минора и мажора, интонационных особенностей мелодии подсказывают, что здесь два действующих лица, песня построена в виде диалога. На печальные вопросы мельника ручей отвечает тихой просветлённой речью. Оба персонажа музыкально противопоставляются. В какой форме написана эта песня? Первая часть – в миноре, сопровождение ограничено скупыми аккордами. Партия мельника удивительно пластична, её отличает мягкая закруглённость фраз, опевание опорных звуков мелодии, грустную напевность которой оттеняют эмоционально-красочные гармонии (вторая низкая ступень минорного лада). Средний раздел – ответ ручейка – оттенён одноимённым мажором. Мелодия вносит контраст своим светлым колоритом, становится более подвижной, оживлённой, в аккомпанементе появляются мягкие волнообразные фигурации. Третья часть (реприза). Новое обращение мельника к ручью опять звучит в миноре, однако изменение фактуры свидетельствует о взаимопроникновении контрастных образов: мелодию сопровождает «музыка ручья» (уже знакомые гармонические фигурации). В заключительных фразах и в постлюдии происходит возвращение к мажору, к спокойным гармониям. Светлый колорит музыки, несмотря на слова о вечном покое, говорит о грустном примирении с жизнью.
Партия пианиста, как второй голос дуэта, в разных песнях допевает то, что произнёс первый, выражает внутреннее состояние, то опережая и как бы пробуждая его к жизни, то продолжая его, досказывая многоточием. Незримое начинает восприниматься не только слухом, но одновременно и внутренним зрением. От этого звучащие картины душевной жизни обретают пространственную и эмоциональную глубину.
• «Колыбельная ручья» – последняя песня цикла, наполненная чувством тихой печали и меланхолии. Она образует арку с первым номером цикла: если там герой, полный радостных надежд, отправлялся в путь вслед за ручьем, то теперь, пройдя скорбный путь, он постигает горечь непонимания и одиночества.
Какими средствами композитор создаёт образ колыбельной ? Пение по нотной записи и слушание разных интерпретаций песни (на немецком и русском языках) со всей очевидностью позволяет понять это: монотонное ритмическое покачивание, мажорный лад , спокойный рисунок песенной мелодии, бесконечно повторяющаяся краткая попевка колыбельной создают впечатление покоя, настроение отрешённости, растворения в природе, вечного забвения всех горестей.
Поэзия и музыка в песнях Шуберта настолько тесно сливаются друг с другом, что можно сказать: слово «поёт», а мелодия «говорит». Как это можно понять? Можно ли это ощущение передать в своём исполнении? Как это проявляется в интерпретациях песен певцами с разными типами голосов (тенор, баритон, бас)? Что в целом отличает мелодии Шуберта? В чём проявляется связь его мелодий с немецким и австрийским фольклором? Напевность, задушевность, естественность звучания песен Шуберта являются развитием традиций народно-песенной культуры с характерными для неё содержанием и формой его выражения (обращение к образам природы, куплетно-вариационная форма, ладовые сопоставления и др.).
Сравнение первых номеров («В путь» и «Спокойно спи») двух циклов – «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» даст ясное представление о том, что стало с героем, с которым композитор отождествляет себя.
Цикл «Зимний путь», состоящий из 24 песен, служит как бы продолжением первого цикла, но по содержанию, образному смыслу, по драматургии он существенно отличается от «Прекрасной мельничихи». Подавляющее большинство песен написано в минорном ладу, наполнено драматизмом и более того – они трагичны.
Учащимся предлагается вслушаться в печальный рассказ о былых надеждах и любви, о том, что ждёт путника, покинувшего родной край. Ниспадающее движение мелодии, скорбные интонации создают художественный образ в песне «Спокойно спи». Завершается второй цикл песней «Шарманщик ». Старик -шарманщик – нес частный скиталец, как бы двойник главного героя. Ещё одно сравнение – теперь уже первой и последней песен цикла «Зимний путь» поможет постичь трагедию композитора. Не случайно в конце песни в прямой авторской речи звучит вопрос, обращённый к нищему музыканту: «Хочешь, будем вместе горе мы терпеть, будем песни под шарманку петь?» Так раскрывается подлинный драматический смысл песни.
Идея трагического одиночества человека и связанная с ней тема странствий привлекала многих представителей романтического искусства. В творчестве Шуберта центральное место занимает отдельная личность с её неповторимостью, с её исканиями, сомнениями, страданиями. Эмоциональная открытость, непосредственность выражения, сердечность, прямота, благородство мысли, искренние отношения в общении людей друг с другом – всё это Шуберт искал в жизни, всё это стало программой его творчества.
Самостоятельный поиск учащимися аудио - и видеозаписей вокальных циклов Ф.Шуберта в Интернете, сравнение различных интерпретаций песен (на немецком и русском языках), выбор понравившихся, наиболее убедительных трактовок и аргументация своего выбора могут стать основой для реализации проекта на тему «Великие наши современники».
1 На уроках музыки (по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д.) учащиеся знакомятся с контрастными сочинениями композитора: песня «Форель» и «Фореллен-квинтет» – в 5 классе, баллада «Лесной царь», Серенада №4 (из вокального цикла «Лебединая песня») – в 6 классе, вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» – в 7 классе, «Неоконченная» симфония – в 8 классе.
Оставить комментарий