Польша в рисунках детей Варшавы 1930-х годов
Н.Фомина
Польша в рисунках детей Варшавы 1930-х годов
Летом 2018 года хранителям и исследователям международной коллекции детского рисунка Института художественного образования и культурологии Российской академии образования удалось показать любителям искусства и детского рисунка одну из интереснейших её частей – собрание детских рисунков из Польши 1930-х годов, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Большинство работ было показано впервые. Думается, потому, что рисунки не привлекают внешней эффектностью, декоративной яркостью, выставочными размерами. Чтобы их оценить, необходимо внимательнейшим образом вглядеться, разобраться в «тексте» и смысле рисунка, который складывается не только из изображения, но включает в себя все пометы, оставленные автором (название работы, например), учителем, организацией, отправлявшей рисунок в Москву. Понять работы нам помогли польские коллеги – директор Польского культурного центра в Москве, знаток русской культуры Дариуш Клеховский и сотрудник центра Анастасия Векшина, доктор гуманитарных наук, поэт. Она в кратчайшие сроки осуществила перевод текстов на140 рисунках с польского языка на русский.
Несколько слов об истории поступления рисунков из Польши. Ведь первый вопрос, который задают нам коллеги из разных стран: «Откуда у вас эти работы?». Значительная часть зарубежной части коллекции сложилась в первой половине 1930-х годов, в период подготовки первой международной выставки детского рисунка, которая состоялась в Государственном музее изобразительных искусств в Москве в 1934 году; на ней было представлено творчество детей из 15 стран. Рисунки польских детей также поступили в 1934 году из Общества пропаганды польского искусства за границей при Министерстве иностранных дел Польши. 250 рисунков, носящих творческий и учебный характер, были созданы детьми в возрасте от 6-ти до14-ти лет из Варшавы, Кракова, Лодзи, Калиша.
На выставке в Музее декоративно-прикладного и народного искусства, по желанию польских коллег, были представлены только работы детей из Варшавы, отмеченные соответствующими печатями, так как в дальнейшем планируется её показ в Доме встреч с историей в Варшаве.
При отборе рисунков организаторы не руководствовались стремлением показать методы обучения грамотному рисунку в польской школе. Напротив, нами руководило желание показать мир детства; рисунки свидетельствуют об открытиях, которые делает ребёнок самостоятельно, нередко спонтанно, входя в мир. Это забавы и игры, прогулки по городу и путешествия по родному краю, будни в школе и дома, животный и растительный мир. В рисунках отражены христианские праздники, памятники истории. На выставке представлена также подборка из девяти рисунков, изображающая эпопею челюскинцев, за спасением которых с тревогой следил весь мир.
В процессе художественного развития дети овладевали разнообразными техниками – акварель, гуашь, карандаш и пастель. Художественной выразительностью контраста чёрного и белого обладают гравюры. Они выполнены учащимися Художественной студии на улице Злота в Варшаве в технике линогравюры: портреты сверстников, сценки из жизни улицы, проекты оформления книг, пригласительных билетов, афиш. В образном строе, конструктивной целостности дизайн-проектов ощутимо влияние художественного стиля эпохи. Изучение проектов даёт возможность представить культурный кругозор юных авторов, знакомых с выдающимися произведениями литературы, музыки, театра. Ведь дизайнерские проекты афиши программ концертов свидетельствуют о том, какие пьесы дети читали и смотрели, какую музыку слушали.
Высоким уровнем владения искусством дизайна отличаются произведения учащихся Школы прикладной графики имени Маршала Юзефа Пилсудского. Проекты реклам, дипломов, обёрток конфет выполнены на профессиональном уровне. Нужно отметить, что высокий уровень дизайна в художественном образовании Польши абсолютно соответствует тому месту в образовании, которое он занимал в 1920-1930-е годы во многих странах Европы: в Англии, Чехии и в России, о чём свидетельствует наша коллекция. Сказывалось влияние У.Морриса, а затем Баухауза и Вхутемаса.
Творчество польских детей в 1930-е годы (в отличие от советских школьников) было свободно от воздействия идеологии, ранней профессионализации. Время создания рисунков приходится на период независимости Польши, 100-летие которой отмечается в 2018 году. Дети, которые их рисовали, родились в независимой стране и запечатлели Польшу и Варшаву до страшных разрушений Второй мировой войны.
Рисунки отличает историко-документальная подлинность. Смотришь нехитрые изображения и представляешь, в какой атмосфере проходила жизнь детей, какими событиями была наполнена, что читали и что видели вокруг себя совсем маленькие и дети постарше. Рисунки производят впечатление самостоятельно выполненных работ. Более глубокое текстологическое изучение рисунков, предполагающее прочтение всех помет на каждом рисунке и возвращение к собранию в целом, показывает, что создавалось большинство из них в учебных заведениях, наверное, по определённой программе и заданиям. Свидетельство этому то, что большинство работ имеет указание на класс (год обучения) и название учебного заведения. Нужно отметить, что мы имеем некоторое количество рисунков, выполненных по одному заданию (посмотрите на программки, представленные учащимися художественного центра в технике линогравюры). С уверенностью можно сказать, что возрастные границы авторов представленных на выставке работ определяются возрастом от 6-ти лет (замечательная картинка «Дети лепят из пластилина») до юношеского возраста.
Детские работы являются достоверным источником знания об особенностях приобщения к искусству в общеобразовательных школах и гимназиях Варшавы, а также «учреждениях дополнительного образования» – в Художественном центре на ул. Злота, 51; и специальном художественном учебном учреждении – Школе прикладной графики имени Маршала Юзефа Пилсудского. Впечатление свободы, самостоятельности творчества определяется тем, что содержание образования и задания прекрасно согласовывались с интересами возраста. Ведь как интересно маленькому школьнику нарисовать яркого клоуна, а подростку во всех подробностях изобразить события в трамвае и вокруг него! Интересно отметить творческую связь школы с дополнительным образованием. Коллективная работа учеников школы №25 – ежемесячное издание журнала «Звёздочки» – выполнена в Художественном центре на ул. Злота.
Судя по реакции зрителей выставки (и школьников, и коллег–учителей, художников, культурологов), общение с рисунками детей Варшавы 1930-х годов, переносящими нас в атмосферу довоенной Польши, обогащает новым историческим знанием и разнообразными впечатлениями.
В планах сотрудничества организаторов выставки издание научного каталога собрания польских рисунков детей 1930-х годов из международной коллекции детского рисунка Института художественного образования и культурологии РАО.
(Илл. на 1-ой стр. вклейки.)
Оставить комментарий