«Евгений Онегин»: роман и опера

Д. Коробейник

«Евгений Онегин»: роман и опера

­Роман в стихах «Евгений Онегин», безус­ловно, является одним из подлинных со­кровищ русской культуры. Поэтому важно, чтобы учащиеся IX класса – носители русской культуры – сохранили в своём сердце живые впечатления от освоения этого сокровища. Также очень важно, чтобы в сердцах школь­ников нашлось место и для художественных интерпретаций этого произведения, в том числе для оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» – ещё одного сокровища отечествен­ной культуры.

Предложим один из путей, позволяющих достичь личностного освоения школьниками важнейшего в русской литературе романа в стихах и его ярчайшей художественной ин­терпретации. Знакомство учащихся в ходе изучения «Евгения Онегина» с одноимённой оперой П.И.Чайковского – давняя хорошая традиция отечественной школы. Но часто происходит так, что знакомство с оперой или её фрагментами оставляет школьников равно­душными. Причиной этого, на наш взгляд, служит отсутствие понимания большинством подростков особенностей оперного пения и сценического поведения героев пьесы.

Представляется, что эту сложность в вос­приятии оперы Чайковского можно преодо­леть с помощью «мостика» (термин, пред­ложенный Г.И. Беленьким [1, 23]) – освоения произведений, лёгких для восприятия, но подводящих к намеченному произведению. И таким «мостиком» может стать, например, видеозапись постановки оперы «Евгений Оне­гин» московским школьным театром «Лель» (руководитель Е.Н.Подосёнова) http://school-projects.ru/spektakli/2016/muzyikalnyij-teatr-lel-shkola-№-152-evgenij-onegin Работа этого школьного театра высоко оценена педагогиче­ским сообществом: Е.Н. Подосёнова – лауреат Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»  – 2015.

Интерес учащихся к исполнению даже сложных по содержанию произведений свер­стниками всегда значительно выше, чем к этим же произведениям в исполнении взрос­лых. Пример других детей, которые смогли войти в художественный мир произведения, вдохновляет ребят вслед за ними сделать шаг навстречу новому для них художественному пространству.

И даже незначительные технические и организационные огрехи, без которых дет­ских постановок, наверное, вообще никогда не бывает, вызывают у юных зрителей до­полнительные живые отклики и сочувствие. Ведь они чувствуют себя тоже способными занять место на сцене рядом с исполнителя­ми и вместе с ними перевоплотиться в героев произведения.

Просмотр школьной оперы театра «Лель» в классе займёт два (лучше всего, спаренных) урока. Это не всегда легко ор­ганизовать. И всё же учителю желательно найти время для просмотра школьной оперы в постановке Е.Н.Подосёновой в урочные часы: для дальней­ших этапов освоения худо­жественной интерпретации романа А.С.Пушкина очень важно, чтобы ребята, вместе посмотрев оперу, имели воз­можность обменяться впечат­лениями.

А вот в качестве следующего этапа знакомства с оперой Чай­ковского учитель может поре­комендовать девятиклассни­кам дома посмотреть фильм-оперу «Евгений Онегин», сня­тый киностудией «Ленфильм» в 1958 году. Теперь услышан­ные и исполненные самими детьми хоры и арии уже не бу­дут восприниматься с трудом в исполнении оперных звёзд. И только после этого очень желательно (при наличии возможности) всему классу вместе с учителем посмотреть оперу П.И. Чайковского в театре.

Следующий этап работы – организованное в классе обсуждение, посвящённое сопоставлению роману в сти­хах А.С. Пушкина и различ­ным постановкам оперы по его мотивам. Ведущие темы обсуждения могут быть сле­дующими:

– Какая из постановок оперы «Евгений Онегин» по­нравилась вам больше всего? Почему?
– Какие фрагменты ро­мана в стихах вызвали у вас наибольший интерес? Какие сцены оперы?
– Какие различия романа в стихах и одноимённой оперы представляются вам наиболее значительными?
– Помогло ли вам знаком­ство с оперой лучше понять героев А.С. Пушкина? При­ведите конкретные примеры.

Итоги обсуждения мо­гут быть отражены в пись­менных работах на тему: «Евгений Онегин»: роман и опера».

Завершающим этапом работы по освоению оперы П.И.Чайковского как художественного произведения А.С. Пушкина может стать подготовка уча­щимися музыкально-литера­турной композиции, в ходе которой будут исполнены фрагменты романа в стихах и оперы.

Предложенный путь по­зволит школьникам сохра­нить в своих сердцах стро­ки А.С. Пушкина и музыку П.И. Чайковского, а также впечатления и чувства, рож­дённые в ходе освоения этих произведений.

Литература:

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова– М.: Просве­щение. – 1990. – С. 23.
  2. http://school-projects.ru/spektakli/2016/muzyikalnyij-teatr-lel-shkola-№-152-evgenij-onegin

Искусство в школе: 
2018
№5.
С. 46-47
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.