«Евгений Онегин»: роман и опера
Д. Коробейник
«Евгений Онегин»: роман и опера
Роман в стихах «Евгений Онегин», безусловно, является одним из подлинных сокровищ русской культуры. Поэтому важно, чтобы учащиеся IX класса – носители русской культуры – сохранили в своём сердце живые впечатления от освоения этого сокровища. Также очень важно, чтобы в сердцах школьников нашлось место и для художественных интерпретаций этого произведения, в том числе для оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» – ещё одного сокровища отечественной культуры.
Предложим один из путей, позволяющих достичь личностного освоения школьниками важнейшего в русской литературе романа в стихах и его ярчайшей художественной интерпретации. Знакомство учащихся в ходе изучения «Евгения Онегина» с одноимённой оперой П.И.Чайковского – давняя хорошая традиция отечественной школы. Но часто происходит так, что знакомство с оперой или её фрагментами оставляет школьников равнодушными. Причиной этого, на наш взгляд, служит отсутствие понимания большинством подростков особенностей оперного пения и сценического поведения героев пьесы.
Представляется, что эту сложность в восприятии оперы Чайковского можно преодолеть с помощью «мостика» (термин, предложенный Г.И. Беленьким [1, 23]) – освоения произведений, лёгких для восприятия, но подводящих к намеченному произведению. И таким «мостиком» может стать, например, видеозапись постановки оперы «Евгений Онегин» московским школьным театром «Лель» (руководитель Е.Н.Подосёнова) http://school-projects.ru/spektakli/2016/muzyikalnyij-teatr-lel-shkola-№-152-evgenij-onegin Работа этого школьного театра высоко оценена педагогическим сообществом: Е.Н. Подосёнова – лауреат Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» – 2015.
Интерес учащихся к исполнению даже сложных по содержанию произведений сверстниками всегда значительно выше, чем к этим же произведениям в исполнении взрослых. Пример других детей, которые смогли войти в художественный мир произведения, вдохновляет ребят вслед за ними сделать шаг навстречу новому для них художественному пространству.
И даже незначительные технические и организационные огрехи, без которых детских постановок, наверное, вообще никогда не бывает, вызывают у юных зрителей дополнительные живые отклики и сочувствие. Ведь они чувствуют себя тоже способными занять место на сцене рядом с исполнителями и вместе с ними перевоплотиться в героев произведения.
Просмотр школьной оперы театра «Лель» в классе займёт два (лучше всего, спаренных) урока. Это не всегда легко организовать. И всё же учителю желательно найти время для просмотра школьной оперы в постановке Е.Н.Подосёновой в урочные часы: для дальнейших этапов освоения художественной интерпретации романа А.С.Пушкина очень важно, чтобы ребята, вместе посмотрев оперу, имели возможность обменяться впечатлениями.
А вот в качестве следующего этапа знакомства с оперой Чайковского учитель может порекомендовать девятиклассникам дома посмотреть фильм-оперу «Евгений Онегин», снятый киностудией «Ленфильм» в 1958 году. Теперь услышанные и исполненные самими детьми хоры и арии уже не будут восприниматься с трудом в исполнении оперных звёзд. И только после этого очень желательно (при наличии возможности) всему классу вместе с учителем посмотреть оперу П.И. Чайковского в театре.
Следующий этап работы – организованное в классе обсуждение, посвящённое сопоставлению роману в стихах А.С. Пушкина и различным постановкам оперы по его мотивам. Ведущие темы обсуждения могут быть следующими:
– Какая из постановок оперы «Евгений Онегин» понравилась вам больше всего? Почему?
– Какие фрагменты романа в стихах вызвали у вас наибольший интерес? Какие сцены оперы?
– Какие различия романа в стихах и одноимённой оперы представляются вам наиболее значительными?
– Помогло ли вам знакомство с оперой лучше понять героев А.С. Пушкина? Приведите конкретные примеры.
Итоги обсуждения могут быть отражены в письменных работах на тему: «Евгений Онегин»: роман и опера».
Завершающим этапом работы по освоению оперы П.И.Чайковского как художественного произведения А.С. Пушкина может стать подготовка учащимися музыкально-литературной композиции, в ходе которой будут исполнены фрагменты романа в стихах и оперы.
Предложенный путь позволит школьникам сохранить в своих сердцах строки А.С. Пушкина и музыку П.И. Чайковского, а также впечатления и чувства, рождённые в ходе освоения этих произведений.
Литература:
- Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова– М.: Просвещение. – 1990. – С. 23.
- http://school-projects.ru/spektakli/2016/muzyikalnyij-teatr-lel-shkola-№-152-evgenij-onegin
Оставить комментарий