Расширение функций хорового пения в школе: новые формы взаимодействия урока музыки и внеурочной деятельности

Расширение функций хорового пения в школе:
новые формы взаимодействия урока музыки и внеурочной деятельности

Последнее время всё отчётливее осознаётся важность хорового пения для воспитания подрастающего по­коления нашей страны. Всё чаще звучат призывы к возрождению российских традиций хорового пения. По инициативе Всероссийского хорового общества разработана концепция развития хоровой культуры в России, а также проект по внедрению в российских школах урока хорового пения.

Хоровое пение оказывает широкий спектр воздействий на ребёнка – физиологических, психологических, социальных. Пение в хоре – эффективный путь развития музыкальных способностей, музыкального воспри­ятия и слухового опыта, постижения через собственное музицирование интонационной природы музыки, её звукосмысловой сущности, умения общаться с другими людьми, взаимодействовать с единомышленниками в творческом коллективе. Сегодня всё более востребованной становится воспитательная функция хорового пения и, прежде всего, воспитания у подрастающего поколения гражданской идентичности, сопричастности своим национальным и региональным традициям.

Основатели национальных хоровых просветительских традиций считали, что проблему музыкального об­разования народов России можно решить через хоровое пение, что творческие способности заложены во всех детях без исключения, поэтому необходимо поставить педагогический процесс так, чтобы эти способности проявились. Анализ истории отечественной хоровой культуры убедительно показывает непреходящую цен­ность деятельности педагогов-хоровиков, много сил отдавших просвещению детей разных национальностей, конфессий, разных социальных слоёв.

На современном уроке музыки нет самостоятельного раздела, посвящённого хоровой деятельности детей, однако нет и раздела, в котором бы не требовалось включение (в большей или меньшей степени) пения детей. Значительно расширились его функции. Помимо собственно вокально-хоровой деятельности, пение вступает в синтез (часто с элементами интерактивности) с другими видами музыкальной деятельности учащихся: про­низывает аргументированный анализ музыки детьми, процессы пластического («пение рукой») и графического моделирования; пение «ведёт за собой» инсценировку фрагментов музыкально-сценических произведений и разыгрывание народных песен и хороводов, становится главным «инструментом» при выполнении творческих заданий и т.д.

Разнообразие жанров и форм музыки, постигаемых учащимися на уроках, обусловило необходимость ис­пользования разных видов и типов пения: пение со словами и вокализация фрагментов инструментальных произведений, пение хоровое, ансамблевое и сольное, пение с сопровождением и без сопровождения, пение связное, напевное и пение речитативное. В региональных вокально-хоровых школьных практиках тенденция интегративной роли пения проявляется ещё более очевидно, поскольку опирается на региональные традиции народного пения, в которых разные виды музыкальной деятельности и разные виды искусств синкретически объединены.

Б.В. Асафьев писал: «Не следует ставить хор в условия «отдельного предмета». Хор – центр школы... Он тесно связан со всей опытно-музыкальной образовательной работой и окружающей её художественной ат­мосферой... Где невозможно организовать хор как безусловно осознавшее свои силы школьное музыкальное объединение, там лучше предпочесть до поры до времени инструментальные ансамбли... Но, конечно, они не заменят... лучшего по своей естественности инструмента, каким является хор...» В новых социокультурных условиях хоровое пение как традиционная форма внеурочной деятельности детей (с обязательной государ­ственной дотацией) может стать неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка.

В развитие этой темы обратимся к работам академика Б.В. Асафьева, написанным в 1920-е годы, а также к методической работе доктора педагогических наук Л.В.Горюновой «Хоровое музицирование», опубликованной в сборнике лаборатории музыкального обучения НИИ школ Министерства просвещения, которой она руководила в 80-е годы прошлого столетия. В статье она обобщает опыт работы учителей музыки, осваивавших новую в то время программу по музыке. Тех же проблем касается и учитель Г.Башкатов из г. Луцка (Украина), успешно решающий задачу «Каждый класс – хор», поставленную в своё время Д.Б. Кабалевским, путём организации конкурса классного пения (см. №4/2018, с.24–27). Актуальность этих статей и сегодня несомненна.

Е. Критская, М. Красильникова

Искусство в школе: 
2018
№5.
С. 12-
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.