«Материнская школа»

«Материнская школа»

У кого дома есть дети, тот может быть уверен,
что в доме присутствуют ангелы;
всякий, кто обнимает руками маленьких детей,
пусть не сомневается, что обнимает ангелов.

Ян Амос Коменский

Великий чешский педагог, богослов, мыслитель Ян Амос Коменский (1592–1670) называл «материнской школой» первые шесть лет жизни ребёнка, когда ему следует оставаться и учиться всему необходимому дома и под покровом матери – после чего, в большинстве случаев, целесообразно доверять его учителям, которые поведут его далее, сообразуясь с его природой. В наше время «материнской школой» называют иногда детский сад.

«Материнской школой» педагог, архитектор, художник Галина Алексеевна Рождественская (1923–1997), назвала детскую художественную студию с ранней архитектурной ориентацией, которую создала в 1967 году и которой руково­дила до конца своих дней. Галина Алексеевна имела все основания дать студии такое название: она была поборницей «природосообразной» педагогики, а её студийцами бывали дети первых лет жизни.

Подробнее о Г.А.Рождественской и её Студии рассказывается в статье Наталии Михайловны Фоминой.

Опыт, достойный изучения и пропаганды

В центре Москвы (Фрунзенская ул., д. 12), в подвале жилого дома, находится Дом детско­го творчества «Материнская школа», история которой начиналась 50 лет тому назад, в 1967 г., с изостудии для детей, создателем которой была Галина Алексеевна Рождественская – архитектор по профессии, педагог и живописец по призванию. Она была активным участником движения за свободу детского творчества, за воспитание через искусство, за раскрытие в ребёнке всех творче­ских возможностей, объединившим в 1960-е гг. художественно-педагогическую общественность многих стран мира. Активное участие в этом про­цессе принимали и создатели изостудии Государ­ственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Э.И.Ларионова и Н.Н.Кофман. Некоторые дети занимались параллельно у Рож­дественской и Кофман. Так Ольга Мещерская – правнучка Анастасии Ивановны Цветаевой, была воспитанницей Музея и «Материнской школы».

Путь Г.А.Рождественской к детям определился волею судьбы. Её родители – учителя. В 1941 г., ещё до поступления в Московский государствен­ный архитектурный институт, ей пришлось за­менить в школе заболевшую мать – учительницу начальных классов. А затем, спустя много лет, уже став архитектором, она вернулась к занятиям с детьми тогда, когда перед нею возникла пробле­ма приобщения к искусству своих собственных детей. В начале 1990-х, в связи с предстоящим юбилеем Яна Амоса Коменского – великого чеш­ского мыслителя и гуманиста, педагога и писателя, была объявлена «Всемирная комениана». Галина Алексеевна серьёзно готовилась к этому собы­тию. Среди сочинений Я.А.Коменского внимание Рождественской привлекла книга «Материнская школа». В ней она обнаружила близкие ей идеи, объяснявшие её  собственный метод, сложивший­ся стихийно в практике каждодневного общения с детьми.

В «Материнской школе» (1632 г.) Коменский из­ложил методику эмоциональной подготовки детей к школе. «Так как дети являются драгоценнейшим даром Божиим и ни с чем не сравнимым сокрови­щем, то к ним нужно относиться с величайшей заботливостью». Коменский стремился вернуть слову «школа» его первоначальный смысл. Он по­нимал школу как «место отдыха или литературных развлечений», «этим названием указывается на то, что дело обучения и учение само по себе и по своей природе приятно и сладко и представляет собой чистую игру и забаву для духа».

Дети занимались в студии Г.А.Рождественской с раннего возраста (с 3–4-х лет). Свою первую зада­чу она видела в создании атмосферы, располагаю­щей к творчеству. На стенах студии – её картины и работы детей. Они созданы в разное время. Дети уходят, а их творчество остаётся, оно вдохновляет новых учеников.

Среди оставленного Г.А.Рождественской бо­гатства детского творчества нет повторяющихся мотивов, настроений. Даже одинаковые темы трудно найти. Её задания носили образный ха­рактер, они были направлены на раскрытие тех задатков, которыми одарила ребёнка природа, на развитие творческого воображения и фантазии. Она предоставляла детям многообразие средств: это листы и полотнища разного размера и фор­мата, графические и живописные материалы. В результате дети создавали работы и станковые, и монументальные, и декоративные. Выставки студии проходили в Доме архитектора, в Доме художника на Кузнецком мосту и на Крымском валу, в Доме литераторов, в ЦДРИ, в Колонном зале Дома Союзов, в Доме дружбы.

Г.А.Рождественская руководила студиями в Доме архитектора и изостудией Дома культуры имени Павлика Морозова, где в 1991 г. была от­крыта галерея детского искусства (ул. Климаш­кина, д.5). Вскоре в связи с приватизацией и переделом собственности галерея была закрыта. Г.А.Рождественская занималась не только с деть­ми, но и со взрослыми. Среди её «взрослых» учени­ков была Елена Павловна Погодина, возглавившая работу студии после смерти Галины Алексеевны.

В последние годы к работе с детьми подключи­лись молодые талантливые художники, развиваю­щие в своей педагогической деятельности взгляды Г.А.Рождественской: Никита Михайлович Алёхин и Никита Павлович  Ерофеев.

В конце 2017 – начале 2018 гг. в Институте ху­дожественного образования и культурологи РАО была организована выставка рисунков «Материн­ской  школы». Экспозиция состояла из двух раз­делов: были представлены работы, выполненные детьми под руководством Г.А.Рождественской в 1960-1990-е гг., а также работы детей XXI века, выполненные под руководством Е.П.Погодиной, Н.М.Алёхина и Н.П.Ерофеева.

В условиях дома детского творчества «Материн­ская школа» бережно сохраняется и пополняется уникальная коллекция произведений детей и под­ростков, достойная изучения и пропаганды, а так­же создания самостоятельного музея. (Иллюстрации см. на 2-3 страницах вклейки.)

Руководитель «Материнской школы» Елена Павловна Погодина предоставила нам неопубликованную рукопись Галины Алексеевны. Фрагменты этой рукописи, ярко показывающие неординарность мышления и стиля Г.Рождественской, печатаются ниже. Другие её работы напечатаны в книге «Материнская школа», изданной в 2017 году в Москве на средства Фонда Кобзона.

* * *

Детство тесно связано с домом, садом, двором, улицей. В идеале это особые микромиры, меня­ющиеся во времени, насыщенные звуками, кра­сками, населённые интересными для наблюдения персонажами, живыми вещами. Детство – тихая колыбельная песня и добрая сказка.

* * *

Материнская школа – всегда школа подлинного искусства детей, чистейшего источника, начала начал гуманизма на земле.

* * *

Вертикальный холст для вставшего на ещё слабые ноги ребёнка является для него психологической поддерж­кой, моральной опорой.

* * *

В произведениях детей 1-3 лет преобразование трёхмерно­го пространства в плоскостное изображение носит преимуще­ственно структурный харак­тер, неизменно присутствует геометрия, как скрытая схема и как геометрия изображения, меняющаяся, как и в большом искусстве разных эпох.

* * *

Мы сетуем на то, что в пе­дагогику детского искусства пришли любители, а необ­ходимость художественного образования к концу ХХ века ощущают не только архитектура, дизайн, но и фундаментальная наука, в силу чего потребность в педагоге-художнике непомерно возросла.

Особенно высокий профессионализм художника необходим в материнской школе, так как язык цветовых структур ребёнка требует спонтанного внимания и основательного изучения.

* * *

Школьные программы начисто убивают орга­нику единства пластического рисунка и цвета в работах детей, преждевременно коверкая их пространственные геометрические структуры до той поры, когда обучение ака­демическому рисунку станет для детей осознанной необхо­димостью.

* * *

Архитектура – самое соци­альное из искусств – близка детям… Включение конкрет­ных архитектурных заданий в программу предмета ИЗО на­чальных классов в значитель­ной мере способствует опреде­лению детьми их собственного места в комплексном решении предметно-пространственной среды. Архитектурная про­фориентация помогает детям сохранить понимание краси­вого и некрасивого, которое они имели в детстве, а также обрести ответственность за пространственную гармонию в доме, в парке или на улице, которая присутствовала в виде индивидуальных знаков и символов на первых детских холстах, когда они ощущали себя необходимой частью архи­тектоники пространства.

Архитектурная профориентация возвращает детей к первоначальному значению слова архитектор – сверх­строитель, природоохранник, а в идеале, как и ребёнок – тектоническая часть природы.

* * *

Гомогенные видимые поля современного градостроения, без ориентиров, с незначитель­ной насыщенностью зрительными элементами, перенасыщение зрительных полей однородными элементами, вызывающие нервные перегрузки и переутомление, ведущие к серьёзным расстрой­ствам здоровья, особенно противопоказаны детям.

* * *

«Тот, кто первым провозгласил лозунг о стро­ительстве без «архитектурных излишеств», на­нёс всем нам огромный вред. Пострадала не только эстетика города – над древнейшими фи­зиологическими механизмами человеческого зрения нависла реальная угроза». (Здесь и ниже автор цитируемого высказыва­ния в рукописи не указан – ред.)

Дети – наиболее подвижные и многочисленные обитатели гомогенных пространств совре­менных микрорайонов, острее взрослых ощущают перенасы­щение зрительным, слуховым и душевным дискомфортом.

Качественный уровень дет­ского искусства резко падает, потребность касаний искусства постепенно исчезает.

Инстинкт созидания транс­формируется в свою противо­положность – разрушение, агрессию, первыми жертвами которых являются, конечно же, типовые, однообразные элементы детских площадок.

Автоматизм саккад (скачков в механизме движения глаз), обеспечивающий работу глаз в активном режиме, как показа­ли исследования учёных, нуж­дается в зацепке, отдыхе после каждого скачка; отсутствие же деталей приводит к поисковым саккадам большой амплитуды, и глаз переходит на неэкономичный режим работы.

Поскольку центры саккад являются древней­шими образованиями в стволовой части мозга, отсутствие зрительных образов в гомогенных полях поставило под угрозу весь механизм чело­веческого зрения. «Думается, в будущем придётся нам надстраивать шпили, приделывать балконы, делать бровки под окнами, окрашивать стены… для создания безопасной среды обитания».

В силу своей гармонической сущности, ребёнок вносит принципиальную деформацию в монотон­но меняющиеся пространственные, временные и цветовые характеристики образов внешнего мира.

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2018
№2.
С. 28-30

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.