«Материнская школа»
«Материнская школа»
Ян Амос Коменский
Великий чешский педагог, богослов, мыслитель Ян Амос Коменский (1592–1670) называл «материнской школой» первые шесть лет жизни ребёнка, когда ему следует оставаться и учиться всему необходимому дома и под покровом матери – после чего, в большинстве случаев, целесообразно доверять его учителям, которые поведут его далее, сообразуясь с его природой. В наше время «материнской школой» называют иногда детский сад.
«Материнской школой» педагог, архитектор, художник Галина Алексеевна Рождественская (1923–1997), назвала детскую художественную студию с ранней архитектурной ориентацией, которую создала в 1967 году и которой руководила до конца своих дней. Галина Алексеевна имела все основания дать студии такое название: она была поборницей «природосообразной» педагогики, а её студийцами бывали дети первых лет жизни.
Подробнее о Г.А.Рождественской и её Студии рассказывается в статье Наталии Михайловны Фоминой.
Опыт, достойный изучения и пропаганды
В центре Москвы (Фрунзенская ул., д. 12), в подвале жилого дома, находится Дом детского творчества «Материнская школа», история которой начиналась 50 лет тому назад, в 1967 г., с изостудии для детей, создателем которой была Галина Алексеевна Рождественская – архитектор по профессии, педагог и живописец по призванию. Она была активным участником движения за свободу детского творчества, за воспитание через искусство, за раскрытие в ребёнке всех творческих возможностей, объединившим в 1960-е гг. художественно-педагогическую общественность многих стран мира. Активное участие в этом процессе принимали и создатели изостудии Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Э.И.Ларионова и Н.Н.Кофман. Некоторые дети занимались параллельно у Рождественской и Кофман. Так Ольга Мещерская – правнучка Анастасии Ивановны Цветаевой, была воспитанницей Музея и «Материнской школы».
Путь Г.А.Рождественской к детям определился волею судьбы. Её родители – учителя. В 1941 г., ещё до поступления в Московский государственный архитектурный институт, ей пришлось заменить в школе заболевшую мать – учительницу начальных классов. А затем, спустя много лет, уже став архитектором, она вернулась к занятиям с детьми тогда, когда перед нею возникла проблема приобщения к искусству своих собственных детей. В начале 1990-х, в связи с предстоящим юбилеем Яна Амоса Коменского – великого чешского мыслителя и гуманиста, педагога и писателя, была объявлена «Всемирная комениана». Галина Алексеевна серьёзно готовилась к этому событию. Среди сочинений Я.А.Коменского внимание Рождественской привлекла книга «Материнская школа». В ней она обнаружила близкие ей идеи, объяснявшие её собственный метод, сложившийся стихийно в практике каждодневного общения с детьми.
В «Материнской школе» (1632 г.) Коменский изложил методику эмоциональной подготовки детей к школе. «Так как дети являются драгоценнейшим даром Божиим и ни с чем не сравнимым сокровищем, то к ним нужно относиться с величайшей заботливостью». Коменский стремился вернуть слову «школа» его первоначальный смысл. Он понимал школу как «место отдыха или литературных развлечений», «этим названием указывается на то, что дело обучения и учение само по себе и по своей природе приятно и сладко и представляет собой чистую игру и забаву для духа».
Дети занимались в студии Г.А.Рождественской с раннего возраста (с 3–4-х лет). Свою первую задачу она видела в создании атмосферы, располагающей к творчеству. На стенах студии – её картины и работы детей. Они созданы в разное время. Дети уходят, а их творчество остаётся, оно вдохновляет новых учеников.
Среди оставленного Г.А.Рождественской богатства детского творчества нет повторяющихся мотивов, настроений. Даже одинаковые темы трудно найти. Её задания носили образный характер, они были направлены на раскрытие тех задатков, которыми одарила ребёнка природа, на развитие творческого воображения и фантазии. Она предоставляла детям многообразие средств: это листы и полотнища разного размера и формата, графические и живописные материалы. В результате дети создавали работы и станковые, и монументальные, и декоративные. Выставки студии проходили в Доме архитектора, в Доме художника на Кузнецком мосту и на Крымском валу, в Доме литераторов, в ЦДРИ, в Колонном зале Дома Союзов, в Доме дружбы.
Г.А.Рождественская руководила студиями в Доме архитектора и изостудией Дома культуры имени Павлика Морозова, где в 1991 г. была открыта галерея детского искусства (ул. Климашкина, д.5). Вскоре в связи с приватизацией и переделом собственности галерея была закрыта. Г.А.Рождественская занималась не только с детьми, но и со взрослыми. Среди её «взрослых» учеников была Елена Павловна Погодина, возглавившая работу студии после смерти Галины Алексеевны.
В последние годы к работе с детьми подключились молодые талантливые художники, развивающие в своей педагогической деятельности взгляды Г.А.Рождественской: Никита Михайлович Алёхин и Никита Павлович Ерофеев.
В конце 2017 – начале 2018 гг. в Институте художественного образования и культурологи РАО была организована выставка рисунков «Материнской школы». Экспозиция состояла из двух разделов: были представлены работы, выполненные детьми под руководством Г.А.Рождественской в 1960-1990-е гг., а также работы детей XXI века, выполненные под руководством Е.П.Погодиной, Н.М.Алёхина и Н.П.Ерофеева.
В условиях дома детского творчества «Материнская школа» бережно сохраняется и пополняется уникальная коллекция произведений детей и подростков, достойная изучения и пропаганды, а также создания самостоятельного музея. (Иллюстрации см. на 2-3 страницах вклейки.)
Руководитель «Материнской школы» Елена Павловна Погодина предоставила нам неопубликованную рукопись Галины Алексеевны. Фрагменты этой рукописи, ярко показывающие неординарность мышления и стиля Г.Рождественской, печатаются ниже. Другие её работы напечатаны в книге «Материнская школа», изданной в 2017 году в Москве на средства Фонда Кобзона.
* * *
Детство тесно связано с домом, садом, двором, улицей. В идеале это особые микромиры, меняющиеся во времени, насыщенные звуками, красками, населённые интересными для наблюдения персонажами, живыми вещами. Детство – тихая колыбельная песня и добрая сказка.
* * *
Материнская школа – всегда школа подлинного искусства детей, чистейшего источника, начала начал гуманизма на земле.
* * *
Вертикальный холст для вставшего на ещё слабые ноги ребёнка является для него психологической поддержкой, моральной опорой.
* * *
В произведениях детей 1-3 лет преобразование трёхмерного пространства в плоскостное изображение носит преимущественно структурный характер, неизменно присутствует геометрия, как скрытая схема и как геометрия изображения, меняющаяся, как и в большом искусстве разных эпох.
* * *
Мы сетуем на то, что в педагогику детского искусства пришли любители, а необходимость художественного образования к концу ХХ века ощущают не только архитектура, дизайн, но и фундаментальная наука, в силу чего потребность в педагоге-художнике непомерно возросла.
Особенно высокий профессионализм художника необходим в материнской школе, так как язык цветовых структур ребёнка требует спонтанного внимания и основательного изучения.
* * *
Школьные программы начисто убивают органику единства пластического рисунка и цвета в работах детей, преждевременно коверкая их пространственные геометрические структуры до той поры, когда обучение академическому рисунку станет для детей осознанной необходимостью.
* * *
Архитектура – самое социальное из искусств – близка детям… Включение конкретных архитектурных заданий в программу предмета ИЗО начальных классов в значительной мере способствует определению детьми их собственного места в комплексном решении предметно-пространственной среды. Архитектурная профориентация помогает детям сохранить понимание красивого и некрасивого, которое они имели в детстве, а также обрести ответственность за пространственную гармонию в доме, в парке или на улице, которая присутствовала в виде индивидуальных знаков и символов на первых детских холстах, когда они ощущали себя необходимой частью архитектоники пространства.
Архитектурная профориентация возвращает детей к первоначальному значению слова архитектор – сверхстроитель, природоохранник, а в идеале, как и ребёнок – тектоническая часть природы.
* * *
Гомогенные видимые поля современного градостроения, без ориентиров, с незначительной насыщенностью зрительными элементами, перенасыщение зрительных полей однородными элементами, вызывающие нервные перегрузки и переутомление, ведущие к серьёзным расстройствам здоровья, особенно противопоказаны детям.
* * *
«Тот, кто первым провозгласил лозунг о строительстве без «архитектурных излишеств», нанёс всем нам огромный вред. Пострадала не только эстетика города – над древнейшими физиологическими механизмами человеческого зрения нависла реальная угроза». (Здесь и ниже автор цитируемого высказывания в рукописи не указан – ред.)
Дети – наиболее подвижные и многочисленные обитатели гомогенных пространств современных микрорайонов, острее взрослых ощущают перенасыщение зрительным, слуховым и душевным дискомфортом.
Качественный уровень детского искусства резко падает, потребность касаний искусства постепенно исчезает.
Инстинкт созидания трансформируется в свою противоположность – разрушение, агрессию, первыми жертвами которых являются, конечно же, типовые, однообразные элементы детских площадок.
Автоматизм саккад (скачков в механизме движения глаз), обеспечивающий работу глаз в активном режиме, как показали исследования учёных, нуждается в зацепке, отдыхе после каждого скачка; отсутствие же деталей приводит к поисковым саккадам большой амплитуды, и глаз переходит на неэкономичный режим работы.
Поскольку центры саккад являются древнейшими образованиями в стволовой части мозга, отсутствие зрительных образов в гомогенных полях поставило под угрозу весь механизм человеческого зрения. «Думается, в будущем придётся нам надстраивать шпили, приделывать балконы, делать бровки под окнами, окрашивать стены… для создания безопасной среды обитания».
В силу своей гармонической сущности, ребёнок вносит принципиальную деформацию в монотонно меняющиеся пространственные, временные и цветовые характеристики образов внешнего мира.
Оставить комментарий